запрещенное

искусство

18+

14.06.2010, Запрещенное искусство

2010-2011. Хуй в плену у ФСБ и премия Инновация

"Хуй в плену у ФСБ" - акция арт-группы "Война", совершенная в ночь на 14 июня 2010, в день рожденья Че Гевары,  в Петербурге. В течение 23 секунд группа нарисовала флюоресцентной краской 65-метровый фаллос на Литейном мосту, который при разведении моста поднялся, и рисунок оказался напротив здания ФСБ.

 

 

Охране моста удалось задержать и передать милиции одного из участников акции - Леонида Николаева.

 

Карина Таукенова, пресс-секретарь Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, сообщила, что фаллос с Литейного моста смыли в тот же день. Для этого пришлось задействовать две пожарные машины. Чиновники не скрывали, что «акция» доставила им много хлопот, но не собирались требовать материальной компенсации с задержанного юноши. Всерьез акцию не восприняли. Усиления охраны мостов и других объектов в городе акция не спровоцировала.

 

Участники акции

 

По данным комитета по благоустройству и дорожному хозяйству петербургской мэрии, мост разрисовывало около 40 человек. Но члены Войны заявили, что в акции участвовали десять активистов, включая сына Натальи Сокол и Олега Воротникова возрастом 1 год 1 месяц. По сообщению Плуцера, акция была осуществлена при поддержке детско-юношеской ячейки ДСПА, известной анархистской питерской организации, и группы ХУЯКА (Худ. ячейка коммунистов-авангардистов). В акции приняли участие: Коза, Ебнутый (Леня Ебунтый, наш Президент), Вор, Ирма, Люба-бабка, Мор, Доктор Серый, Каспер Ненаглядный, а также учащиеся питерского "Уличного Университета".

 

Группа Война в Санкт-Петербурге на крыше блат-хаты Жоры Лося готовится к штурму Литейного моста. Фото Андрея Самойлова. Из ЖЖ Плуцера

 

Тогда еще все активисты, кроме арт-хрониста группы Алексея Плуцера-Сарно, фигурировали в прессе под кличками. По мере столкновения с правоохранительными органами и публичных разъяснительных мероприятий, условные персонажи постепенно приобретали реальность. Например, Георгий Лосев, активист петербургского лево-анархистского движения сопротивления им. Петра Алексеева (ДСПА) и Любовь Беляцкая (http://hekel-and-jekel.livejournal.com), тогда ведущая анархо-радио "Свободный Узел" (http://radionode.net/), создатель и координатор книжного проекта "Все свободны", художник, экс-участник арт-группы «Бабушка послепохорон» (БПП), участник проекта «Твори добро или умри!» (http://tvoridob.ro/), соорганизатор новосибирских "Монстраций".

 

Задержание и суд на Леней Ебнутым

 

Об обстоятельствах своего задержания и суда написал сам Леня Ебнутый (Леонид Николаев) для блога Плуцера-Сарно, когда был освобожден через 38 часов из 78 ОВД Петербурга и прошел первые судебные слушанья по обвинению в мелком хулиганстве. Выяснилось, что, отбивая активистку Мор от охранников моста, он сам попался в их руки их руки и удерживался в несколько болезненном физическом положении до того, как был передан милиции. И охранники, и милиционеры отнеслись к Лёне дружелюбно.

 

В отделении он смог сохранить в трусах мобильник, сидел в камере почти все время один и посылал СМС-ки друзьям на волю. Днем его несколько раз допрашивали, пытаясь оказывать моральное давление. Но внимание прессы к происшествию смущало милиционеров. На допросах Леня утверждал, что в рисовании на мосту он участия не принимал и задержан по ошибке, а раньше задерживался милицией только по пустякам (скрывая десяток своих арестов за участие в несанкционированных политических мероприятиях либеральной оппозиции). Человека, который несколько дней назад дерзко пробежался с синим ведром на голове по капоту вип-машины, никто из милиционеров в нем не опознал.

 

Лёне сказали, что "мелкое хулиганство" ему вменено по распоряжению зам. нач. ГУВД по Петербургу (вместо "вандализма", т.е. уголовной статьи, которую примеряли к делу сотрудники отделения). "На 2-й день мои объяснения пошли в новый протокол, в котором уже не упоминалась краска, а говорилось что я ругался матом и размахивал руками".

 

Во время суда, состоявшегося на следующий день, 15 июня, судья дела не просматривала, сразу же удовлетворив ходатайство обвиняемого о переносе слушаний для заключения договора с защитником. Леню освободили. 16 июня "Фонтанка" сообщила, что Мировой суд Центрального района рассматривает дело Николаева. Вскоре питерский канал 100 ТВ сообщил, что Николаев приговорен его к штрафу за "мелкое хулиганство" (ст. 20 ч. 1 КоАН РФ): "Суд не нашел в проведенной организацией акции признаков вандализма, так как непристойный рисунок не помешал работе моста".

 

Стоит заметить, что информационная политика "Войны" сводится к спекулятивной героизации своих членов и преувеличению популярности собственных акций.

 

О благополучном исходе суда над Николаевым, Наталья Сокол, например, позже писала не как о решении зам.главы ГУВД, а как о результате нечеловеческой харизмы самого Лёни: "Двое суток он провел за решеткой, и все это время ебал мозги всему 78-му отделению. Потом проделал то же самое с судьей Василенко в суде на улице Чайковского, где ему вменяли «мелкое хулиганство». В результате та разбирательство перенесла».

 

А Алексей Плуцер-Сарно приписывает факт того, что следователи "пальцем не тронули" Лёню на допросах, исключительно бешеной популярности акции: "Ведь резонанс был сумасшедший. Рядовые питерцы с удовольствием фотографировались на фоне нашего рисунка, а таксисты до сих пор предлагают подвезти гостей города «к тому самому мосту».

 

 

Первые реакции медиа-сферы

 

Почти сразу же после акции "Литейный Хуй" был снят 5 каналом СПб.

 

Ночью с 14 на 15 июня появились несколько фото "Хуя" в интернет-сообществе "Авто-Питер", откуда они распостранились по петербургской прессе.

 

 

 

В сети появились и другие фото работы "Войны", сделанные случайными наблюдателями.

 

 

Все эти арте-факты были собраны Фонтанкой ру, заинтригованной авторством художества.

 

16 июня на Ютубе появилась случайная видеозапись акции - кто-то снимал на камеру разведение моста с набережной и успел заснять рисунок на мосте до того, как он был смыт.

 

 

Смыслы

 

Участники арт-группы 16 июня объяснили смыслы своей работы для "Граней ру": "Нам сейчас интересно делать моментальную серию острополитических молниеносных выпадов, элементарных по содержанию. Послание таких этюдов на пленэре однозначно считывается всеми на раз – и пионерами, и пенсионерами. Это такой художественный букварь для уличного активиста, самоучитель, ту-ду лист. Безусловно, при всей скромности акции, нам удалось достичь поистине космических скоростей".

 

Что касается политического смысла акции, то, по словам группы, она была направлены против правительственных поправок к закону о ФСБ, позволяющих спецслужбам выносить "официальное предостережение" гражданам по своему усмотрению.

 

Авторская документация и самокомментарии

 

 

Фотодокументация акции велась с нескольких точек, в т.ч. с крыши жилого дома на набережной Робеспьера (ее делала активистка Ирма "Кло").

 

После освобождения Лёни, вечером 15 июня 2010, Плуцер вывесил на своих блогах в ЖЖ и "Яблоре" около десятка чрезвычайно эффектных фото акции с краткими провокативными, в отношении ФСБ, комментариями и рассказом Лёни. Пост начинался словами: "Сегодня состоялся суд над Леней Ёбнутым! Ёбнутого судили за то, что Хуй группы Война встал напротив здания Федеральной Службы Опасности! Космический Хуй унёс Федеральные Службы Опасности к Мега-Галактике «Хреносос»! И сегодня Леня Ёбнутый снова на свободе!". Первый пост через некоторое время был забанен администрацией ЖЖ.

 

В тот же день, 15 июня, монтаж фотодокументации был вывешен в Ютуб и получил несколько десятков тысяч просмотров.

 

 

16 июня информацию об акции опубликовал также блог ДСПА.

 

15-16 июня материалы поста Плуцера широко распространились на интернет-блогах. Тема "Литейного хуя" стала одной из самых обсуждаемых тем дня в блогосфере рунета. "Грани ру", тщательно следящие за действиями активиста либеральной оппозиции Леонида Николаева, взяли у членов "Войны" эксклюзивные комментарии первыми, еще 15 июня. Питерский MR7.ru признал-таки в Николаеве прославленного "человека с ведром", решив поэтому, что Лёня и есть лидер группы. GZT ru опубликовала два больших позитивных материала об акции. В тот же день новость об акции была опубликована на всех основных новостных интернет-ресурсах. А задетая непрошенным вторжением "москвичей" питерская "Фонтанка", описывая события вокруг акции, намекала на некую тайную политическую игру Плуцера, напоминая, что он уже "не в первый раз поражает Петербург своими нестандартными идеями и любовью к фаллическим символам. Еще в 2000 году перед выборами губернатора Петербурга он приехал из родной Москвы, чтобы издавать здесь газету «Моя столица». Известность изданию принесла резкая критика и шутки «ниже пояса» в адрес одного из кандидатов - Владимира Яковлева. Например, на последней полосе одного из номеров был изображен силуэт будущего губернатора, в котором четко просматривались его половые органы. Заголовок к рисунку был такой: «Хозяйственник Яковлев показывает городу свое хозяйство».

Вообще "Война" и медиа - тема, требующая особого исследования.

 

30 июня 2010 в петербургском клубе "Грибоедов" участники акции встретились и побеседовали со зрителями о смыслах своей деятельности. Стоит отметить, что деятельность "Войны" после Литейного привлекла внимание петербургских академических ученых: открывал встречу получасовой лекцией известный петербургский социолог, специалист в области общественных и, особенно молодежных, движений Владимир Костюшев.

 

Петербург, клуб "Грибоедов", 30 июня 2010. Слева направо: Олег Воротников, Павел Арсеньев (активист Уличного ун-та), Любовь Беляцкая, Наталья Сокол с Каспером (ребенок), Леонид Николаев. Фото - Лена Ильина.

 

8 июля Воротников, Беляцкая и Лосев рассказали о своей деятельности для Радио "Свобода".

 

9 августа 2010 члены "Войны" пофантазировали для "Эсквайра" и корреспондента Елены Костылевой , будущей героиней акции "Войны" ("Почто пиздили куру?") о своих творческих планах.

 

Несмотря на бурную реакцию в блогосфере и популярных СМИ, в специализированной художественной прессе никаких существенных публикаций на тему этой акции (как и других акций "Войны") в это время не появилось: группа позиционировалась и действовала как "анти-системная", и художественное сообщество отвечало на это взаимностью.

 

Премия "Инновация"

 

Между тем, в феврале 2011 "Хуй в плену у ФСБ" был включен в список номинантов на главную государственную премию в области современного изобразительного искусства - "Инновация", учрежденную Министерством культуры РФ и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), который является так же и организатором конкурса.

 

В дальнейшем это номинирование вызвало громкий медиа-скандал в связи с непоследовательностью поведения как организатора конкурса (ГЦСИ), так и самих номинантов. Обилие и эмоциональность текстов произвели эффект мощного события, задевающего интересы многих. Из тщательной хроники происшествия видно, что в рамках скандала действовали около 40 человек. Для художественной среды такое число реальных активистов - много.

 

"Войну" номинировали на конкурс в середине января два члена Экспертного совета премии, представляющие российские регионы - Евгений Уманский, зам. дир. Калининградского филиала ГЦСИ и Арсений Сергеев, куратор агентства «Артполитика» (Екатеринбург).

 

Произошло это во многом по "политическим" причинам: еще в ноябре 2010 двое членов "Войны" - Олег Воротников и Леонид Николаев - оказались за решеткой за свою другую акцию в общественной среде, "Дворцовый переворот", в ходе которой перевернули одну или несколько милицейских машин, впрочем, ни причинив им особого вреда.

 

В этот период худ. сообщество было разгорячено непрерывным рядом громких случаев цензуры и преследований других своих членов (все они окончились более-менее благополучно), и сразу с готовностью встало на защиту ярких молодых художников-бунтарей. Более дружной реакции сообщества на преследования ни до ни после не наблюдалось: активисты "Войны" первыми из художников в постсоветской России оказались в настоящей тюрьме за произведение искусства. При этом попыток "начать, наконец, сажать" со стороны власти в отношении современного искусства накопился уже ни один десяток.

 

10 февраля 2010 Экспертный совет премии, состоящий из 14 специалистов, единогласно отобрал "литейный хуй" "Войны" в шорт-лист. Другие номинанты не вызвали такого единодушия экспертов; было ясно, что премия достанется именно "Войне". Основная интрига заключалась теперь в том, как поведет себя "Война", всегда заявлявшая, что не желает иметь никакого отношения к "продажной" арт-системе. Ведь премиальные институции - это идеологический пик системной продажности.

 

12 февраля профильное подразделение ГЦСИ отправило Алексею Плуцеру-Сарно письмо с уведомлением о выходе "Войны" в финал конкурса и просьбой прислать материалы акции для скорой церемонии презентации номинантов.

 

13 и 14 февраля 2011 Алексей Плуцер-Сарно через СМИ ("Метро" и "Коммерсантъ") раскритиковал конкурс, требуя освободить художников из тюрьмы: "Мы все должны понимать, что премия "Инновация" — это в конечном счете деньги мафиозной власти, которая кидает их как подачку в кормушку художникам, проверяя нас всех на конформизм, на лояльность коррумпированным палачам современного искусства. Власть одной рукой пытается физически уничтожить художников группы "Война" Олега Воротникова и Леонида Николаева, которых уже ровно три месяца она гноит в туберкулезном СИЗО в Петербурге. А другой рукой она хочет дезориентировать морально неустойчивую часть арт-сообщества мелкими денежными подачками. Коррупционеры из Минкульта думают, что, пока Олег и Леня умирают в СИЗО, остальные художники, забыв всякий стыд, побегут к этой кормушке".

 

Он других номинантов бойкотировать премию: "Мы призываем всех честных художников, которые попали в шорт-лист, отказаться от участия в этом позорище. Власть играет в доброго и злого следователя, но результат будет один - душная тюрьма для всех. Группа "Война" расценивает премию "Инновация" как попытку уничтожения самих идеологических основ свободного арт-цеха".

 

15 февраля 2011, кроме этих призывов Плуцера, на оициальном сайте "Войны" появилось и мнение Натальи Сокол.

 

Эту инициативу никто не поддержал. Она даже никем не обсуждалась как возможная реальность. Сами члены "Войны" так же не послали в ГЦСИ официального уведомления о своем бойкоте премии.  

 

21 февраля 2011 Олега Воротникова выпустили из ИВС под залог. В тот же день Плуцер заявил "Метро", что неделю назад "лишь высказал частично свою позицию по вопросу премии, я не отказывался и не соглашался. Я лишь высказал наше отрицательное отношение к непрозрачно отмытым государственным деньгам".

 

22 февраля 2011 под залог в 300 тысяч рублей Дзержинский районный суд Петербурга из ИВС выпустили и второго активиста - Леонида Николаева.

 

22 февраля 2010, Наталья Сокол, обвиняя художественное сообщество в двойных стандартах, заявила Питер-ТВ, что для "Войны" эта премия - "пощечина Минульта".

 

Все это время Плуцер ничего не отвечал на поздравления ГЦСИ и не присылал материалов для презентации номинантов.

 

26 февраля ГЦСИ исключил "Войну" из шорт-листа, ссылаясь на отсутствие, якобы, положенного письменного согласия на номинацию со стороны членов "Войны", а также на заявления в прессе Плуцера и Сокол, которые ГЦСИ воспринял как официальный отказ от участия в конкурсе. Это был крайне неожиданный и до сих пор не понятно кем инициированный шаг. Никаких формальных оснований под ним не было.

 

В тот же день, 26 февраля, Плуцер отправил в ГЦСИ письмо с благодарностью экспертам, номинировавшим "Войну", старательно избегая однозначного заявления о том, что "Война" согласна участвовать в конкурсе. По просьбе организаторов, высказанной с письме к нему 10 дней назад, он выслал организаторам праздничной церемонии одну фотографию акции, издевательски уведомив, что во время презентации номинантов ее можно использовать в размере не более А8 (половина машинописной страницы).

 

27 февраля 2011 Плуцер заявил в своем блоге, что группа "Война" не отказывалась участвовать в премии, а удалили ее из списка номинантов по тайному указанию Минкульта. Плуцер свидетельствовал, что "на протяжении последнего месяца на меня, А. Плуцера-Сарно, непрерывно оказывалось давление со стороны ряда работников в ГЦСИ, чтобы я снял кандидатуру группы Война с номинации, хотя это может сделать только общее собрание группы Война, два активиста которой на тот момент находились в тюрьме. Представители ГЦСИ, принуждавшие меня к этому, не скрывали, что действуют по требованию руководства Минкульта... Все это циничная ложь чиновников от искусства, которые готовы на любые подлости ради своих жалких подачек от Минкульта.

 

В тот же день, 27 февраля, Николаев и Воротников провели пресс-конференцию в Петербурге. Среди прочего, Николаев сказал: "У нас нет на эту работу копирайта. И если кто-то выдвинул ее на госпремию - это его дело. Сами же мы не сотрудничаем с государством. В то же время я осознаю, что это выдвижение сыграло определенную роль в нашей судьбе. Вероятно, люди, которые номинировали нас, хотели выразить свою солидарность в борьбе".

Воротников заявил, что "мы не стали брать самоотвод, потому что самоотвод - это тоже участие". В интервью "Слону" добавил: "Наши акции, после того как они произведены, принадлежат всем, и каждый с ними пусть делает, что хочет: вывешивает в интернете, на премии выдвигает и так далее".

 

28 февраля один из номинантов, Юрий Аввакумов, опубликовал на своем блоге в "Снобе" письмо, в котором отказался принимать участие в премии в случае, если «Войну» исключат: «Решение ГЦСИ ставит в нелепое положение все художественное сообщество, не исключая организаторов конкурса “Инновация”. Не проявить в этой ситуации цеховой солидарности значит признать победу бюрократии над искусством». И рассказал, что сам дал согласие лишь в устной форме.

 

В тот же день два члена жюри — Екатерина Деготь и Андрей Ерофееввыступили с обращением к организаторам конкурса: «Мы просим вас срочно пересмотреть это решение, в противном случае конкурс перестанет быть справедливым, и наше участие в нем как членов жюри ставится под вопрос».

 

К коллегам присоединились члены Экспертного совета Елена Селина, Андрей Ковалев, Антонио Джеуза. А член Экспертного совета Ольга Свиблова официально вышла из его состава «без комментариев».

 

Художник Борис Орлов поставил под сомнение всю процедуру премии и создавшуются ситуацию, в которой нет  правых. Обращаясь к Экспертному совету, он спрашивал: «Поскольку вы являетесь, хотите вы того или нет, некой институцией, уверены ли вы, что ребята нуждаются в помощи этой институции, поскольку в их представлении она “мафиозная”. Не подставляете ли вы их таким образом?» Художников упрекал: «После всех своих героических выступлений в прессе поползли “к этой кормушке” за охранной грамотой»...

 

2 марта 2011 оргкомитет через сайт ГЦСИ официально обратился к "Войне" с просьбой до 4 марта письменно подтвердить свое участие в конкурсе, уточнить название акции (в шорт-лите она была указана как "Член в плену у КГБ"), сообщить список участников акции и письменно подтвердить полномочия Алексея Плуцера-Сарно делать официальные заявления от имени соавторов акции.

 

3 марта 2011 Воротников, Николаев и Сокол провели в Петербурге пресс-конференцию, во время которой Олег Воротников сказал, что "Война не будет подписывать никакого согласия на участие в конкурсе", но не утверждал, что группа откажется от премии, если будет ею награждена: "Номинировались не мы, нас выбирали эксперты. Получается, если мы дадим согласие, то художественные качества нашего х*я есть, если откажемся, то их не будет".

 

9 марта министр Александр Авдеев публично прокомментировал эту историю: «Министерство культуры не собирается брать на себя роль арбитра в ситуации вокруг номинирования арт-группы “Война” и ее акции на Литейном мосту на госпремию “Инновация”. Эмоциональность молодых деятелей культуры одинакова во всем мире, но этот вопрос не к министерству».

 

В итоге на сайте ГЦСИ появилось заявление, что «организаторы обратились к Оргкомитету» за решением этой проблемы, а спустя некоторое время — что «организаторы конкурса приняли решение экспонировать на выставке номинантов VI конкурса “Инновация” работу (акцию) группы “Война” “Х.й в ПЛЕНу у ФСБ”, признавая за Оргкомитетом право окончательного решения о составе номинантов конкурса». "Самое замечательное в этом обращении, - заметила "Артхроника", - что Оргкомитет возглавляет тот же Михаил Миндлин, который возглавляет и ГЦСИ, то есть «организатора» конкурса.

 

17 марта 2011 шесть (из семи) членов жюри премии - Андрей Ерофеев, Екатерина Деготь, Василий Церетели, Дмитрий Орезков, Петер Вайбель и Мари-Лор-Бернадак - обратились с письмом к главе ГЦСИ Михаилу Миндлину, в котором сообщили: "считаем необходимым довести до вашего сведения, что будем выбирать победителей из шорт-листа номинантов, определенного голосованием Экспертного совета конкурса".

 

25 марта 2001 Питер Вайбель попросил Министра культуры РФ Александра Авдеева исключить его из состава жюри конкурса "Инновация". 28 марта 2001 Александр Авдеев освободил Питера Вайбеля от участия в жюри конкурса и ввел вместо него арт-директора "Стелла-арт-фонда" Владимира Левашова.

 

В тот же день 28 марта, Леонид Бажанов в интервью журналу "Коммерсантъ-Власть" заявил, что "Инновация" — это общественная премия, а не государственная, просто она инициирована в том числе и ГЦСИ, но мы не власть. Минкульт одобрил создание конкурса "Инновация", но процесс учреждения именно госпремии иной, там нужен правительственный указ». На якобы не-государственный характер премии в тот же день обратил внимание официальный сайт ГЦСИ.

Однако, известно, что конкурс "Инновация" проводится по приказу Министра культуры РФ (в 2010 это был приказ Министра РФ от 3 марта 2011 №214). Министр же назначает и состав международного жюри конкурса. Контроль за исполнением приказа возложен на замминистра Андрея Бусыгина.

 

7 апреля 2011 акция "Хуй в плену у ФСБ" была признана победительницей конкурса "Инновация".

Преследуемые

  • Воротников Олег, худ-к, П-активист
  • Группа Война, худ-ки, П-активисты
  • Лосев Георгий, художник, анархист
  • Николаев Леонид, худ-к, П-акт-т
  • Обвинители

  • Будрайтскис Илья, худ-к, Л-политик
  • Всемирный русский народный собор
  • Демидов Антон, К-политик
  • Кассин Олег, К-ПС-общ.деятель
  • Кирилл (Гундяев), патриарх
  • Костина Ольга, К-правозащитник
  • Кураев Андрей, протодиакон
  • Премия им. Сергея Курехина
  • Ревзин Гр-ий, арх-критик, П-идеолог
  • Россия Молодая, К-организация
  • Тучков Владимир, писатель
  • Защитники

  • Агора, правозащ. организация
  • Бажанов Леонид, иск-д, чиновник
  • Волчек Дмитрий, П-журналист
  • Гельман Марат, галерист, дир. музея, К-политтехнолог
  • Данилов Вячеслав, К-политтехнолог
  • Деготь Екатерина, арт-критик
  • Динзе Дмитрий, адвокат
  • Дождь, телеканал
  • ДСПА, арт-группа, Л-активисты
  • Ковалев Андрей, арт-критик
  • Мизиано Виктор, куратор, издатель
  • Орлов Борис, художник
  • Панов Александр, критик, куратор
  • Соколов-Митрич Дм-ий, К-ПС-жур-т
  • Источники

  • Радио Свобода, Алек Эпштейн: Арт-активизм нон грата
  • Эхо Москвы: Современное искусство как политическая акция
  • РНЛ: За проектом «дома новой культуры» стоит секта каббалистов
  • Право послать: почему власть боится употребления мата
  • Трассу «Нюрбургринг» закрыли из-за 10-метрового пениса
  • Марат Гельман: «В России духовность - это канон, мертвечина, а любой поиск – грех»
  • Лента ру: Арт-группа «Война» переехала в Италию
  • Искусство кино: История одного разочарования
  • Artinfo: "Война" и "Пусси Райот" в первой десятке списка "Сто знаковых художников последних пяти лет"
  • Минаев Live - Михаил Пиотровский
  • Топ-10 самых значимых произведений искусства последних пяти лет
  • Група Война разоблачает Петра Верзилова (с комментарием Александра Володарского)
  • Дождь: "Инновация" без члена, Pussy Riot и политики
  • Фильм про знаменитую акцию арт-группы "Война" покажут на Берлинале
  • Дождь-ТВ: Министр культуры Авдеев уйдет в отставку из-за любви к арт-группе «Война»
  • "Хуй в плену у ФСБ" и "Московские выборы"
  • "Ебаные империалистические свиньи!". Дискуссия о "Войне" в Праге
  • Екатерина Деготь: Искусство и государство
  • Илья Глазунов: Половой орган на Литейном мосту - двойное кощунство
  • Антон Котенев: Пара замечаний о нравах "питерских"
  • Егор Холмогоров: ружье которое не выстрелило
  • Андрей Макаревич: Песни о любви
  • Леонид Николаев – о подпольной жизни группы "Война"
  • Активисты арт-группы "Война" могут вновь попасть под арест
  • Андрей Ерофеев о фаллосах, иконах и другом запрещенном искусстве
  • "Война": Мы не прикасались к деньгам премии «Инновация»
  • Премию "Войны" потратили на бездомных детей и политзеков
  • Олег Кулик: «В 90-х все ждали, что придет мудрый Сахаров и даст нам смысл жизни»
  • Арт-группа "Война" забрала призовые деньги "Инновации"
  • "Война" финансово поддержала арестованных активистов Манежки
  • Анатолий Ульянов: Плуцерпутин-войнаюгенд
  • Алексей Плуцер угрожает Анатолию Ульянову за некорректную критику "Войны", поддерживающей фашизоидов
  • "Бесогон" Михалков хвалит гениальную "Войну" и предлагает выложить Хуй на Литейном белым мрамором
  • Александр Панов: «Уроки искусствоведения» для левых
  • Павел Арсеньев: Перегруппировка
  • Государственная реклама группы "Война" в Нью-Йорк Таймс
  • Что случилось с Войной?
  • Деятели культуры о группе "Война": Ольга Свиблова
  • Russia.ru, Борис Кагарлицкий: «Война» удобряет комплексы
  • Михаил Пиотровский: Провокация без искусства
  • "Война" и "Монстрация": юродивые и скоморохи
  • Юрий Аввакумов о победе "Войны" в "Инновации"
  • Александр Шабуров о победе "Войны" в "Инновации"
  • Елена Петровская о победе "Войны" в "Инновации"
  • "Россия молодая" принесла к Минкульту деревянный фаллос
  • В плену у трех букв
  • Минкульт считает "Войну" омерзительной, но не имеет прав на цензуру, а бюджетных денег в премии нет
  • НГ в защиту идеального поведения министра культуры в скандале вокруг "Инновации"
  • Взгляд, Ольга Костина: «Решение жюри – дешевое политиканство»
  • Екатерина Деготь: Почему я голосовала за Войну
  • Russia.ru, Сергей Соловьев: «Война»- игрушка для планктона
  • Пресс-служба Общественной палаты опубликовала заявление Совета ОП, направленное против Минкульта, в связи с премией "Инновация"
  • Василий Бычков и Михаил Миндлин о скандале вокруг премии "Инновация"
  • РР: Кто выиграл от того, что «Инновация» досталась радикальным художникам
  • Максим Соколов: Хлеб съедим, а булочные сожжем
  • Антон Губанков: "Группа "Война" - это пиарный отстой!"
  • Интерфакс: К обвинителям богомерзкой "Войны" подключился Патриарх
  • Взгляд, Андрей Ерофеев: «Это петербургская Эйфелева башня»
  • Деятели культуры о "Войне": Александр Панов
  • Пряник на фоне кнута
  • Х*й в плену у ФС*
  • Андрей Великанов: Требуется художник с ЧЮ без ЧСВ
  • Леонид Бажанов: "Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффективно"
  • Милена Орлова о номинировании "Войны"
  • Григорий Ревзин о Трушевском, Тер-Оганьяне и Войне как едином целом
  • Миндлин ставит под сомнение полномочия Плуцера делать заявления от имени "Войны"
  • Соль: Неверных — в дисбат
  • "Война" остается в шорт-листе "Инновации"
  • Письмо членов жюри премии «Инновация» директору ГЦСИ Михаилу Миндлину
  • Алексей Плуцер-Сарно: Cейчас становится понятно, что обезумевшая власть выбрала дорогу смерти, ужаса и хаоса.
  • Юрий Аввакумов о "Войне" и конкурсе "Инновация"
  • Авдеев обещал, что Минкульт не будет вмешиваться в историю с "Инновацией" и "Войной"
  • Письмо Алексея Плуцера-Сарно по поводу премии "Инновация"
  • Открытое письмо в ГЦСИ члена экспертного совета конкурса «Инновация» Андрея Ковалева
  • Письмо в ГЦСИ члена экспертного совета конкурса «Инновация» Елены Селиной
  • Открытое письмо Арсения Сергеева художнику Орлову и искусствоведу Мунк
  • Открытое письмо Бориса Орлова о группе "Война" и премии "Инновация"
  • Замминкультуры Андрей Бусыгин пытается разрешить конфликт вокруг "Инновации"
  • "Интервью с Олегом Воротниковым, которое в грубой форме отвергла Арт-Хроника"
  • Арсений Сергеев: Это проявление крайнего неуважения
  • Опенспейс: Члены жюри «Инновации» против исключения «Войны»
  • Открытое письмо Юрия Аввакумова в ГЦСИ с требованием вернуть "Войну" в "Инновацию"
  • Изменение в составе номинантов конкурса Инновация. Документ
  • Плуцер - ГЦСИ и экспертам об Инновации. Документ
  • Плуцер - ГЦСИ. Благодарность экспертам. Документ
  • Государство объявило "Войну". Как знаменитая арт-группа шла к госпремии
  • Политика другими средствами
  • ГЦСИ - Плуцеру о выставке номинантов. Документ
  • Алексей Плуцер-Сарно: пусть для начала выпустят из тюрьмы авторов величайшего арт-шедевра, Литейного Х.я
  • "Инновации" объявлена "Война"
  • МК: Иосиф Бакштейн о номинировании "Войны"
  • Интервью с сидящим в «Крестах» Олегом Воротниковым из группы «Война»
  • Украинские левые о "Войне": Диагностировано новое заболевание. Марксизм головного мозга (МГМ)
  • Война с арт-«Войной»
  • Анатолий Осмоловский: О группе «Война» и не только о ней
  • Юрий Володарский: Фаллический символ борьбы. Интервью с Алексеем Плуцером-Сарно
  • Война все спишет
  • С членом ДСПА беседуют о "Войне" в центре "Э"
  • У куратора Андрея Ерофеева возникли сложности с новым проектом
  • "Если завтра "Война"
  • Разговор с экспертами о приговоре организаторaм выставки «Запретное искусство »
  • Марат Гельман: Искусству важно быть безответственным
  • Егор Холмогоров: Упраздненное искусство, или о транспарентности
  • Алексей Плуцер-Сарно: ''Мы показываем власти зеркало и фаллос''
  • Бой Ёбнутого с Лосём! Супергерой Леня Ёбнутый вышел из подполья! Наш Президент снова с нами!
  • Автора 65-метрового изображения фаллоса оштрафовали за мелкое хулиганство
  • Еще об акции группы Война и ДЮЯ ДСПА
  • Арт-группа «Война»: «Бандиты нас попытаются сгноить на зоне»
  • Леня Чокнутый показал ФСБ концептуальное уличное искусство
  • Фаллос на мосту как политический ход
  • Новая акция группы "Война": 65-метровый фаллос нарисовали напротив здания ФСБ в Петербурге
  • Член на Литейном нарисовали назло ФСБ
  • На крыле Литейного моста появился непристойный рисунок
  • Рассказ Лени Ёбнутого о своем участии в акции на Литейном, задержании и суде
  • Арт-Хроника: хронология скандала вокруг государственной премии «Инновация»
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com