запрещенное

искусство

18+

06.02.2006, Запрещенное искусство

2006. "Карикатурный скандал" в России

"Карикатурный скандал", возникший в конце 2005 в связи с публикаций комиксовых изображений пророка Мухаммеда, опубликованных в датской газете Jyllands-Posten 30 сентября 2005. Скандал охватил все страны Европы и арабского мира.

 

Не содержащие и намека на оскорбительность 12 рисунков были размещены в датской газете в качестве иллюстрации к статье о самоцензуре и свободе слова: в статье говорилось, что когда датский писатель Коре Блюйтген написал популярную книгу об исламе для детей, то оказалось, что ни один художник не согласился без условия сохранения анонимности нарисовать к ней иллюстрации. В качестве причины был назван исламский запрет на изображение животных и людей.

 

Как стало известно позже, мировую кампанию против газеты инициировал Лидер Исламского общества Дании Ахмад Абу Лабан, грубо фальсифицировав корпус изображений.

 

 

К 12 карикатурам газеты он прибавил еще три, носящие откровенно оскорбительный характер и, якобы, полученные им от датских мусульман. На первой "Мухаммед" был изображен со свиным пятачком, на второй молящуюся мусульманку сзади трахал пес, на третьей имелись надписи по-датски и арабски «педофил „пророк Мухаммед“». Ахмад Абу Лабан и Ахмед Аккари создали «Европейский Комитет во славу Пророка» и распространяли 15 карикатур одним корпусом, обвиняя в их появлении датскую газету.

 

Авторы газетного комикса начали получать угрозы, двое из них были вынуждены скрываться. Министерства иностранных дел 11 исламских государств потребовали от датского правительства извинений за публикацию, а некоторые из них закрыли свои посольства в Дании в знак протеста, когда не получили извинений. Последовал бойкот датских товаров.


РЕАКЦИЯ В РОССИИ

 

В России карикатурный скандал получил исключительно слабый отклик. По данным "Левада-центра", публикация карикатур на пророка Мухаммеда западноевропейскими газетами у 39% россиян не вызвала никаких чувств, еще 16% вообще о ней не знают, еще 4% считают публикацию "забавной".

 

Тем не менее, зафиксировано несколько случаев агрессивной реакции федеральных, региональных и муниципальных властей на обсуждение "карикатурного скандала" в российской прессе, впрочем, не приведших ни к каким практическим последствиям.

 

Все эти случаи (за исключением Чечни) были связаны с деятельностью Росохранкультуры, осуществлявшей надзор за соблюдением законодательства в СМИ.

 

"Мозгом и сердцем" официальной кампании "надзора" в связи со следами "карикатурного скандала" в России был советник ведомства (и одновременно советник Министерства культуры), Евгений Стрельчик, в 1998-2009 - главный редактор "Вечерней Москвы", которая первой среди российских газет начала выпускать "православную вкладку", в связи с чем тесно работала с руководством РПЦ, а также партией "Единая Россия". Именно Стрельчик был главным журналистом страны по освещению темы "возрождения Храма Христа Спасителя" и одним из самых осведомленных персон в этом деле.

 

Евгений Стрельчик у доски спонсоров ХХС

 

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/12/8.jpg

 

Ныне Стрельчик - шеф-редактор официального "Вестника Московской патриархии".

 

Чечня

 

6 февраля 2006 и. о. премьер-министра Чечни Рамзан Кадыров заявил о намерении «не пускать в Чечню всё, что исходит из Дании», включая общественные организации этой страны. Наиболее влиятельной датской организацией, активно работающей в Чечне, является Датский совет по делам беженцев — одна из крупнейших зарубежных гуманитарных организаций, действующих на Северном Кавказе.

 

7 февраля вице-премьер Чечни Халид Вайханов в письме к главе представительства Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в РФ подтвердил нежелание чеченских властей видеть в республике Датский совет — чеченское правительство признаёт заслуги датской благотворительной миссии, но заявляет о невозможности обеспечить её безопасность.

 

В ответ руководство Датского совета заявило, что сокращает объём помощи населению и ждёт официальных объяснений.

 

... полпредство президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) направило запрос в управление Генпрокуратуры в ЮФО с просьбой дать правовую оценку действиям должностных лиц правительства Чечни.

 

К этому времени уже было сорвано покушение на художника Курта Вестергора, одного из авторов комикса в датской газете; а пять датских газет в качествен протеста против нападения вновь опубликовали изображение пророка Мухаммеда - с тюрбаном в виде бомбы. Против "карикатурного терроризма" выступили лидеры ряда европейских стран.

 

***

26 февраля Рамзан Кадыров после встречи с комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом объявил о своем согласии на возобновление деятельности Датского совета по делам беженцев в Чечне в полном объеме.

 

ВОЛГОГРАД

 

Повод

 

9 февраля волгоградская газета «Городские вести», учредителем которой являлась мэрия Волгограда, оказалась в центре собственного "карикатурного скандала".

 

На иллюстрации к газетной статье «Расистам не место во власти» были изображены Будда, Христос, Мухаммед и Моисей, смотрящие телевизор. В телевизоре две политические демонстрации шли друг на друга "стенка на стенку". Духовные же лидеры расстраивались и говорили: "А ведь мы их этому не учили".

 

 

Автором карикатуры был один из художников издания Андрей Цветков, считающийся лучшим в городе газетным дизайнером и карикатуристом.

 

Дальнейшие события вокруг муниципальной газеты происходили на нервном фоне ожидающихся крутых перемен в мэрии. Мэр города Евгений Ищенко, в свое время - один из создателей МДМ-банка, входивший в ТОП-500 самых богатых россиян, попытался приобрести в личную собственность один из Мальдивских островов, и теперь следственные органы подозревали Ищенко в совершении преступлений по трем статьям: 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий») и 289 («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). В преддверии скорых перемен чиновники мэрии находились в повышенной боеготовности и использовали любую возможность для демонстрации собственной дееспособности.

 

Леонид Беляк, прокурор области

 

10 февраля 2006, на следующий день после публикации, прокуратура Волгоградской области направила в адрес "Городских вестей" письмо с предложением «принять действенные меры к недопущению подобного в дальнейшем».


"Публикация подобных шаржей, исходя из реалий сложной межрелигиозной обстановки в мире и в России, может вызвать неадекватное восприятие со стороны верующих, служить поводом для попыток разжигания религиозной розни со стороны экстремистских сил и повлечь за собой крайне негативные последствия, связанные в том числе с совершением на этой почве правонарушений и преступлений», — говорилось в письме.

 

Интересно, что, по свидетельству главреда "городских вестей" Марины Каминской, сообщение о предупреждении прокурора появилось в прессе раньше (в пятницу, 10-го), чем дошло до самой газеты (в понедельник, 13-го). "Не знаю, каким образом возникло это письмо. Наверное, они увидели в иллюстрации нечто абсолютно иное, чем мы туда закладывали», — заметила Каминская.

 

Прокурором области в это время был Леонид Беляк, непосредственный преемник Шепеля на этом посту и известный противник Евгения Ищенко.

 

Леонид Беляк

 

Росохранкультура

 

15 февраля 2006 в интервью "Газете ру" советник руководителя Росохранкультуры Евгений Стрельчик сообщил, что ведомство в настоящий момент проверяет несколько СМИ, которые, "освещая скандал, перешли некоторую черту – карикатуры описывались, этот вопрос муссировался". "Думаю, религиозным людям читать это было неприятно», - сказал Стрельчик.

 

На вопрос Газеты ру, что оскорбительного в волгоградской карикатуре, Стрельчик ответил вопросом: «А вы ее видели? Она лежит передо мной. Будда похож на Чебурашку, Моисей, извините, как бомж. Я религиозный человек. Я привык видеть святых на иконах и целовать их. А тут Христос с выпученными глазами. Мухаммеда вообще нельзя изображать... Моя личная позиция: я расцениваю эту карикатуру как оскорбление моих религиозных чувств" (в начале 90-х Стрельчик издавал первые выпуски «Московского церковного вестника» внутри "Вечерней Москвы").

 

Сайт "Демагогия ру", отслеживающий общественно-опасные публичные высказывания, заявил, что "чиновник Росохранкультуры обещает преследовать СМИ не только за публикацию, но и за обсуждение карикатур", что противоречит законодательству о СМИ.

 

В тот же день в Волгограде оказался руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков.

 

Борис Боярсков

 

«Мы поддерживаем позицию представителей религиозных конфессий, которые воздержались от комментариев по этому поводу, чтобы не нагнетать страсти и снять напряжение на фоне продолжающегося международного скандала. Как известно, областная прокуратура проводит проверку по факту этой публикации. В свою очередь, Росохранкультура, руководствуясь требованиями Закона "О СМИ" и Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", предостерегла редакцию газеты "Городские вести" о недопустимости унижения чувств верующих. Мы и в дальнейшем будем пресекать любые попытки публикации в средствах массовой информации материалов, направленных на разжигание межрелигиозной и социальной розни, в рамках действующего законодательства», - сказал Боярсков на пресс-конференции в Волгограде.

 

Николай Шепель, замгенпрокурора

 

15 февраля 2006 сайт Генпрокуратуры сообщил, что в Волгоград, по поручению заместителя Генпрокурора в Южном федеральном округе Николая Шепеля, выехал для проверки по факту публикации в волгоградской газете карикатуры на религиозную тему "один из сотрудников" Главного управления Генпрокуратуры в ЮФО. "По ее результатам будет дана правовая оценка сложившейся ситуации и решен вопрос о наличии признаков состава преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ".

 

В тот же день сам Шепель заявил на пресс-конференции во Владикавказе о начале проверки "Городских вестей" на соответствие российскому законодательству, не исключив отзыв лицензии у газеты.

 

В 2000-2004 Шепель был прокурором Волгоградской области.

 

 

"Единая Россия"

 

Как сообщил позже "Независимой газете" вице-мэр Волгограда Константин Калачев, неназванные "руководители регионального отделения "Единой России"" устно обратились к мэру города Евгению Ищенко с требованием уволить главного редактора газеты Татьяну Каминскую (назначенную полгода назад и в настоящий момент беременную), а также изъять из продажи тираж "Городских вестей" с карикатурой, еще в день публикации, 9 февраля.

 

Но даже если такое требование имело место быть, за пределы кабинетов мэрии оно не вышло. Мэр на публикацию никак не реагировал.

 

Только 15 февраля 2006, через неделю после публикации и после заявлений федеральных ведомств - Генпрокуратуры и Росохранкультуры, региональное отделение "Единой России" и шесть малоизвестных общественных организаций опубликовали Открытое письмо "О провокационной публикации в газете "Городские вести" за 9 февраля, разжигающей межконфессиональную рознь".

 

"Мы требуем официальных извинений перед верующими не только от газеты "Городские вести", но и от администрации Волгограда, финансирующей это издание. Администрация Волгограда должна принять самые жесткие административные меры к редактору издания, публикующему явно провокационные материалы. Мы призываем все здоровые силы бойкотировать "Городские вести". Просим считать наше заявление открытым обращением в прокуратуру Волгограда на предмет соответствия упомянутой публикации законодательству РФ», - писали члены партии власти.

 

В те же дни, по утверждению старшего помощника прокурора области Лидии Сергеевой, единороссы обратились с соответствующим заявления в областную прокуратуру. При этом она особо подчеркнула, что прокурорская проверка не имеет отношения к сделанному сегодня заявлению волгоградского регионального отделения партии "Единая Россия".

 

В то время секретарем Волгоградского отделения ЕР был Олег Керсанов, бывший глава Администрации Алексеевскою р-на Волгоградской области, только что (1 февраля 2006) назначенный на пост первого вице-губернатора области.

 

Олег Керсанов

 

"Оппозиция"

 

15 февраля 2006, о событиях в Волгограде рассказали корреспонденты "Независимой газеты" Андрей Серенко и Андрей Рискин в материале под заголовком "Единая Россия" оседлала карикатурный скандал".

 

Марина Каминская сообщила НГ, что местные представители основных конфессий никаких претензий к газете не предъявляли, а она сама считает, что опальный рисунок никак не задевает чувств верующих. Вице-мэр Константин Калачев, курирующий СМИ, назвал волгоградский "карикатурный скандал" «тестом на идиотизм, который смогли пройти далеко не все». В тот же день в интервью ИА Regnum он заявил, что редактора газеты в обиду не даст.

 

НГ сообщала, что в Волгограде прошла совместная пресс-конференция лидеров волгоградских отделений ЛДПР, Партии жизни, "Родины", Республиканской партии и Волгоградского еврейского общинного центра (ВЕОЦ). Политики и общественники заявили о необходимости подписания специальной хартии в защиту свободы слова и профессиональной деятельности журналистов в области, расценив "нападки ЕР на муниципальную газету как попытку диктовать журналистам, что и как писать".



По мнению руководителя волгоградской организации ЛДПР Евгения Голубятникова, "нагнетанием ажиотажа вокруг картинки в газете, которую никто и не заметил, единороссы сами создают провокационные ситуации в регионе".



"Возникла ситуация, когда одна из партий пытается играть роль газетного цензора", - заявил председатель регионального отделения партии "Родина" Сергей Чернов.

 

Представитель ВЕОЦ Яэль Иоффе зачитала официальное заявление раввина области, в котором говорится, что руководство еврейской религиозной общины не имеет к газете никаких претензий.

 

Правда, корреспондентам так и не удалось выяснить, кто именно в "Единой России" был инициатором волгоградской кампании. Начальник информационного управления "Единой России" Илья Киселев в ответ на просьбу "НГ" прокомментировать ситуацию в Волгограде посоветовал обратиться к заместителю председателя ЦИК партии Юрию Олейникову, "который курирует у нас региональную тематику", но Олейников отказался общаться с корреспондентом "НГ", сославшись на занятость. В дальнейшем "Единая Россия" к теме не возвращалась.

 

 

И.о. мэра Андрей Доронин

 

 

В тот же день, 15 февраля 2006, первый вице-мэр Волгограда Андрей Доронин, уже называющий себя и.о. мэра, - не дожидаясь итогов проверок прокуратур и Росохранкультуры, подписал постановление, согласно которому "Городские вести" и их учредитель - МУП "Волгоград-Информ" - должны быть ликвидированы в месячный срок. Большинство наблюдетелей полагают, что сделал это Доронин просто "с перепугу".

 

17 февраля 2006 Доронин дал пресс-конференцию, на которой объяснил свою позицию. «Изображение, опубликованное в газете, не понравилось некоторым людям, и чтобы не разжигать межрелигиозную рознь, мы закрыли "Городские вести"... В мэрию поступало очень много звонков от возмущенных жителей города и представителей различных конфессий... Мы являлись учредителями и просто ее закрыли. Если кто-то с этим не согласен, может обращаться в суд... Никакого давления со стороны каких-либо органов власти мы не испытывали. Мы вместе посовещались, и я как и.о. мэра подписал постановление о закрытии. "Единая Россия" тут вообще ни при чем... Мы не хотим, чтобы в городе-герое Волгограде, известном на весь мир как образец стойкости и мужества многонациональной советской армии, возникали какие-либо вопросы о разжигании межнациональной розни... Возможно, <...> будет газета с другим названием. Могу только сказать, что виновные в инциденте в ней работать не будут».

 

Как сообщило агентство "Regnum", на просьбу журналистов назвать кого-либо из обратившихся в мэрию с выражением негодования Доронин ответить затруднился. Он также не пояснил, какие именно верующие звонили в мэрию. Как ранее сообщали в редакции газеты, обращений от жителей города непосредственно в редакцию не было.

 

Росохранкультура-2

 

В тот же день, 17 февраля 2006, вечером, официальное муниципальное электронное информагентство «Волгоград-Информ», выступившее в свое время учредителем "Городских новостей" и оказавшееся сейчас под угрозой ликвидации, обратилось в Нижне-Волжское управление Росохранкультуры с требованием закрыть "Городские вести", которые и без того должны были быть ликвидированы в соответствии с постановлением первого вице-мера.

 

Региональное отделение Росохранкультуры удовлетворило требование "Волгоград-информ" уже через три дня, 20 февраля 2006, объявив свидетельство о регистрации «Городских вестей» недействительным.

 

Этим ведомство откровенно нарушило Закон о СМИ. Как пояснил ранее Евгений Стрельчик, по закону о СМИ, Росохранкультуры, заподозрив в публикации или телесюжете нарушение, должно обратиться в экспертную комиссию, которая "состоит из лингвистов Института русского языка, юристов и специалистов по межнациональным и межрелигиозным отношениям». «Если экспертная комиссия признает, что публикация попадает под статью 4, то есть подтверждает наличие нарушения, мы выносим СМИ первое официальное письменное предупреждение. Впрочем, СМИ может опротестовать получение предупреждения в суде», — сказал Стрельчик. Если в течение года СМИ получит две «желтых карточки», по закону его можно закрыть. «Для этого Росохранкультуры обращается в суд «с просьбой поручить нам аннулировать регистрацию этого СМИ».

 

Медиа-кампания в защиту газеты

 

Как ни странно, медиа-кампанию в защиту волгоградских "Городских вестей" начало подразделение информагентства "Интерфакс-Религия", близкое к МП РПЦ.

 

17 февраля 2006 ресурс привел ряд мнений высокопоставленных противников закрытия городской газеты: вице-спикера Совета Федерации Дмитрия Мезенцева, председателя комитета Совета Федерации по судебно- правовым вопросам Станислава Вавилова, Генерального секретаря Союза журналистов ... Сообщалось также, что некие "волгоградские журналисты" выступили с открытым письмом в поддержку газеты.

 

В тот же день к ИА присоединился "Коммерсантъ", опубликовавший 17 и 18 февраля несколько материалов о событиях в Волгограде. На страницах газеты, в частности, высказалась председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, назвавшая действия волгоградских властей абсурдом, добавив, что журналисты могут рассчитывать на ее помощь.

 

18 февраля 2006 Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил: "Сам факт, что администрация по поводу каких-то карикатур распускает газету, - это называется распусканием рук, за которое надо наказывать". "Я призываю всех, от кого это зависит, заняться этим вопросом и как следует всыпать этим бездарным холуйствующим бюрократам, достойным быть персонажами Гоголя и Салтыкова-Щедрина".

 

... февраля 2006 о своей поддержке главному редактору "Городских вестей" заявили организованные карикатуристы, направив письмо прокурору и губернатору области. «В этом письме, – сообщил президент Всероссийского союза карикатуристов, вице-президент Всемирного союза карикатуристов, политический художник – обозреватель нашей газеты Михаил Златковский, – мы говорим о том, что считаем рисунок, опубликованный в «ГВ», произведением искусства, не затрагивающим никакие религиозные чувства, напротив, примиряющей разные конфессии. Всемирный союз категорически против использования карикатур в политических целях. Карикатурист всегда свободен. Это и есть свобода слова. А в последние недели политики используют нас как жупел».

 

... Свое недовольство закрытием газеты выразили члены комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ.

 

20 февраля 2006 "Новые известия" представили веер мнений общественных деятелей о "карикатурном скандале" в Волгограде.

 

«Думаю, что старт этой акции дали в Москве, – сказал президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.– Это связано с той почти уже однопартийной системой, которую мы на сегодняшний день имеем. Она использует все доступные ей средства, чтобы внести еще один дополнительный элемент тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Без тревоги и чувства страха в населении власть не может управлять». Алексей Симонов добавил, что скандал сейчас очень выгоден и местным властям: «Рисунок был использован как повод для того, чтобы убрать главного редактора Татьяну Каминскую, которую иначе убрать было нельзя по причине того, что она беременна. А теперь газету можно заново учредить, уже с другим редактором».

 

Эксперт Фонда развития информационной политики Андрей Серенко увидел в реакции волгоградских чиновников прямую связь с тем, что в начале марта в Москву прилетают представители палестинской партии ХАМАС. «Кремль не может допустить срыва этого визита или его осложнений, – объяснил «НИ» эксперт. – Как заявил Владимир Путин: «Сильная Россия – защитница мусульман». Ради подтверждения этого тезиса можно пожертвовать провинциальной газетой».

 

Николай Сванидзе, глава подкомиссии по защите региональных СМИ в Общественной палате РФ, заверил «НИ», что закрыть газету может только суд – это прописанная в законе, нормальная демократическая процедура. Ситуацию, сложившуюся вокруг опального издания, Николай Сванидзе назвал «административным ражем, проявленным исключительно от испуга. Многие администраторы разного звена стремятся быть святее не только папы римского, но и самого пророка Мухаммеда. Если ситуация не развернется, то я буду ставить этот вопрос на заседании Общественной палаты. Мы так это не оставим».

 

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по связям Церкви и общества священник Михаил Дудко, комментируя это событие, заявил: "Мы не видим особенных причин для такого рода санкций, потому что мы не считаем, что в данном случае нанесено какое-то оскорбление чувствам верующих". Против закрытия газеты высказались также Берл Лазар и Председатель Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев.



А вот Совет муфтиев России действия волгоградской мэрии поддержал. По словам главы СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина, опубликованный в "Городских вестях" рисунок носит "заказной характер" и опубликован с "умыслом поссорить между собой религии".

 

20 февраля 2006 Орхан Джемаль, побеседовал для "Нашей версии" на тему волгоградских событий почему-то с одиозным православным думским депутатом-националистом Александром Чуевым, который к волгоградскому случаю никакого отношения не имел, зато припомнил "богохульные" выставки "Осторожно, религия!" и "Россия-2", а также экстремистские издания "Контр-культуры", предложил (http://www.religare.ru/2_26277.html). Подметив в этой череде порочную тенденцию, Чуев предложил внести в УК РФ поправки, предусматривающие уголовную ответственность за оскорбление религиозных святынь. По его мнению, у нас в стране действует "пятая колонна", которая уничтожает Россию путем разрушения религиозных и нравственных ценностей. Оппонирующий Чуеву убежденный анахист Илья Кормильцев, глава "Контркультуры" утверждал, что "хранители нравственных ценностей" давно и системно "копают под политическую оппозицию".

 

В тот же день, 20 февраля 2006, против закрытия газеты выступили Московское бюро по правам человека и Российская секция Международного общества прав человека. В обращении, распространенном от имени этих организаций говорится: "Считаем, что органы прокуратуры и местные власти недопустимо перестраховались, опасаясь конфликтов на межрелигиозной почве, продемонстрировав вопиющую некомпетентность в вопросах межрелигиозных, межэтнических отношений, правовое бескультурье и произвол".

 

21 февраля с заявлением по поводу закрытия газеты выступила Международная федерация журналистов. Авторы документа считают решение администрации Волгограда "проявлением цензуры, противоречащей как национальному закону о печати, так и международным нормам обеспечения свободы выражения мнения".


Хеппи-энд

 

21 февраля 2006 стало известно, что главный редактор закрытой газеты Татьяна Каминская возглавила тот же официальный печатный орган городской администрациии, но под новым наименованием - "Волгоградская газета".

 

Андрей Цветков, автор скандальной карикатуры, также был повышен в должности: он назначен художественным редактором нового издания.

 

В остальном редакция газеты осталась прежней.

 

22 февраля новая "Волгоградская газета" была официально зарегистрирована. Ее собственником значится МУП "Городские вести"

 

***

 

26 февраля 2006 с излишним уже заявлением в поддержу волгоградской газеты выступил "элитный" "Медиа-Союз", членами которого являются главные редакторы влиятельных федеральных СМИ (президент Александр Любимов). "Такие меры, как закрытие газеты, должны проходить только в судебном порядке и ни в коем случае не быть следствием кампанейщины и административного давления", - заявили 14 известных главных редакторов.


Судьбы участников

 

30 мая 2006 мэр Волгограда Евгений Ищенко был взят под стражу, а летом 2007 осужден за незаконное участие в предпринимательской деятельности и хранение боеприпасов. Место "правого" миллионера Ищенко в кресле мэра в 2007 занял коммунист-бессребренник Роман Гребенников.

 

Мэр Волгограда Евгений Ищенко, май 2006

 

Ищенко в 2012

 

Основным свидетелем обвинения против него выступил первый зам. мэра Андрей Доронин (тот, который своим внезаконным распоряжением закрыл 15 февраля 2006 "Городские вести"). При этом другие свидетели по делу сообщали, что именно Доронин причастен к рассматриваемым мошенническим схемам мэрии. В дальнейшем Доронин был сильно понижен в должности, но занял все же "хлебное" место председателя областного комитета по ЖКХ.

 

В июне 2006 были приостановлены полномочия секретаря волгоградского отделения "Единой России" Олега Керсанова. Причины отставки прессе не сообщались. В июле 2006 УБЭП ГУВД Волгоградской области по поручению Прокуратуры Волгоградской области (вх. № 4112 от 10.07.2006) провел проверку по фактам незаконного участия Керсанова в предпринимательской деятельности. Выяснилось, что тот использовал служебное положение для поддержки фирм, учредителем которым был он сам или его жена. Но тогда дело замяли. В ... Керсанов назначен на пост первого вице-губернатора Волгоградской области, а в феврале 2013 стал премьер-министром областного правительства.

 

В июле 2006 Генпрокурор Юрий Чайка отправил в отставку своего заместителя в ЮФО Николая Шепеля, ведшего "бесланское дело". В 2007-2009 Шепель руководил Управлением Минюста РФ по ЦФО, в 2009 - занимал аналогичную должность в Краснодарском крае.

 

В декабре 2006 Чайка порекомендовал уйти со своего поста и прокурору Волгоградской области Леониду Беляку. Тот, будто бы, подал на Чайку в суд, но его зам. опроверг эту информацию. Видимо, Леонид Беляк раскаялся и перевоспитался, почему и оставался в своем кресле до 2010, после чего стал советником замгенпрокурора в ЮФО.

 

Евгений Стрельчик в 2007 стал пресс-секретарем "Россвязьохранкультуры", сохраняя за собой пост главреда "Вечерней Москвы", опорного для патриархии светского СМИ. Теперь Стрельчик, как уже упоминалось, шеф-редактор официального "Вестника Московской патриархии".

 

 

На этой должности он испытывает отвращение к бессмысленной дискуссии вокруг Пусси Райот (именно Стрельчик придумал сравнение панк-молебна с праздничным "справлением нужды": "Вот у вас дома собрались гости, и вдруг один из пришедших залезает на праздничный стол, снимает штаны и справляет нужду, что вы будете делать?). Еще он борется за введение возрастного ограничения для мульфильма "Ну, погоди!", выстраивает апологию "православных активистов" вроде Дмитрия Энтео и вычисляет "пятую колонну" в недрах РПЦ.

 

Евгений Стрельчик с Андреем Кураевым

 

В сентябре 2012 Стрельчик с ностальгическим удовольствием припоминал о своих подвигах-2006. "Много волнений журналистам доставило вынесение 9 марта 2006 нашим ведомством предупреждения Газете.ру, были также проблемы с газетами в Вологде, Брянске, Волгограде... Но только по одному факту был подан в суд иск о закрытии интернет-СМИ в Барнауле: за призывы расправы с мусульманами и крайне некорректные отзывы о пророке Мохаммеде, которые могли быть восприняты как оскорбляющие чувства верующих мусульман. Дело в том, что за сами карикатуры нашим законодательством никакой ответственности не предусмотрено, но оно предполагает ответственность за текст, сопровождающий эти изображения...

 

Помню, что когда Росохранкультура выносила предупреждения за карикатуры, то учитывала атмосферу, которой предшествовали события в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке... Росохранкультура обязана была предотвратить совершение подобных акций в отношении российских посольств и граждан, находящихся за рубежом. «Именно поэтому за публикацией карикатур и сопровождающих их текстов мы видим реальную угрозу разжигания межнациональной розни и совершения экстремистских актов», — написали тогда на сайте Службы в обращении к руководителям СМИ, в котором были еще и такие слова: «обращаем ваше внимание и предлагаем воздержаться...»

 

Ссылки:

Описание случая на сайте ИИЦ "Сова"

 

***

 

16 февраля после отказа убрать карикатуры хостинг-провайдером «Majordomo» был закрыт новостной блог «BitchX». Инцидент публичного продолжения не получил.

 

ВОЛОГДА

 

17 февраля областная вологодская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Анны Смирновой, главного редактора местной газеты «Наш регион+», где рисунки из датской газеты были опубликованы в качестве иллюстраций к статье «Карикатурная война: мнения».

 

Смирнова обвинялась в «возбуждении национальной вражды лицом с использованием своего служебного положения».

 

Инцидент публичного продолжения не получил.

 

БАРНАУЛ

 


20 февраля 2006 Алтайская краевая прокуратура возбудила уголовное дела по статье 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) - по факту публикации читательского комментария на сайте информационного агентства "Банкфакс".

 

Прокуроры

 

В середине февраля управление Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу предупредило местные СМИ о недопустимости публикации рисунков, "изображающих в шаржевом виде первообразы мировых религий". Агентство "Банкфакс", как и другие краевые СМИ, опубликовало это предостережение на своем сайте 17 февраля. По мнению редакции, подобная директива лишь нагнетала напряженность в данном вопросе, а также "содержала элементы введения института цензуры".

 

Некий юзер Bratka откомментировал этот материал. "Банкфакс" позже описал этот комментарий : "В рамках привлекшего внимание Органов высказывания читатель привел принцип римского права в отношении наказания за богохульство, затем в изложении процитировал имевшуюся в его распоряжении заметку из аргентинской Clarin, содержащую ряд жестких оценок имевших место в последие дни нападений на посольства в мусульманских странах, а также высказался по поводу двойных стандартов в оценках конфликтов на религиозной почве".

 

На комментарий обратил внимание начальства помощник прокурора края Валерий Зиястинов. По его мнению, автор комментария "в уничижающих национальное и религиозное достоинство выражениях высказывался в адрес мусульман", сообщал "Банкфакс".

 

Краевой прокурор Александр Кочергин поручил опросить по этому поводу сотрудников агентства "Банкфакс", а также направил поручение ГУВД Алтайского края - установить личность автора комментария.

 

Александр Кочергин

 

19 февраля был допрошен главный редактор "Банкфакса" Валерий Савинков.

 

Валерий Савинков


20 февраля прокуратура закончила проведение проверки и возбудила уголовное дело.

 

21 февраля по делу начались допросы свидетелей - сотрудников агентства.

 

Как отмечал "Банкфакс", "дело Bratkа для алтайских прокуроров - не рядовое и находится на контроле у главы краевой прокуратуры, занимается им следователь по особо важным делам".

 

Агентство подчеркивало, что "Дело Братка" стало первым уголовным делом на Алтае в постсоветский период, возбужденным в связи с претензиями к содержанию публично обнародованного мнения.

 

Росохранкультура

 

К расследованию случая одновременно с прокуратурой, еще 18 февраля, подключилось, подразделения управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу, которое начало поверку на предмет соблюдения "Банкфаксом" требований закона "О противодействии экстремистской деятельности". Начальник ведомства срочно прибыл в Барнаул.

 

3 марта Управление Росохранкультуры по СФО обратилось с иском в суд Барнаула о прекращении деятельности "Банкфакса".

Как отметил руководитель ведомства Геннадий Попрыга, редакция агентства эти комментарии убрала не сразу. При этом "комментарий был таков, что проведение специальной экспертизы о признании его оскорбляющим чувства верующих не требовалось", - уточнил Попрыга. "Комментарии являются составной частью информации СМИ, по отношению к которому наше управление является регистрирующим органом", - сказал он.

Железнодорожный районный суд Барнаула начал рассматривать иск Росохранкультуры 10 марта. Суд лишил агентство лицензии.

 

ГАЗЕТА РУ

 

9 марта Росохранкультура пообещала отозвать лицензию Газеты.ру, если она не уберёт 6 датских карикатур, использованных как иллюстрация к статье «Карикатурная война».

 

Издание карикатуры убрало, но пообещало обратиться в суд.

 

Инцидент публичного продолжения не получил.

 

Правда ру

 

23 марта 2006, по сообщению Правды ру, ФСБ потребовала от издания удалить карикатуры на пророка Мухаммеда, «способствующие разжиганию межконфессиональной розни».

 

Правда ру заявила, что карикатуры на пророка у себя не размещала и потребовала от ФСБ «объяснений и извинений», разместив соответствующий текст на своей заглавной странице.

 

ФСБ на инсинуации Правды ру не реагировала. Наблюдатели полагают, что требование ФСБ было фальсификацией Правды ру, согласованной с конторой.

 

Инцидент публичного продолжения не получил.

 

Ссылки

 

"Карикатурный скандал" в Википедии

Преследуемые

Обвинители

Защитники

Источники

  • «Карикатурный джихад» способен привести к изменениям в российском Уголовном кодексе
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com