запрещенное

искусство

18+

21.09.1964, Запрещенное искусство

Сурков Владислав, чиновник, П-К-политик

 

Владислав Юрьевич Сурков (Асламбек Дудаев, родился 21 сентября 1964 в п. Шали Чечено-Ингушской АО) - банковский пиарщик, с 1999 - высокопоставленный чиновник. Был сотрудником Администрации Президента РФ и Правительства РФ, отвечающим за внутреннюю политику, включая связи со СМИ и общественными организациями, включая политические, молодежные, культурные, религиозные и т.д. Развивал практики "управляемой демократии", создавая лже-оппозицию в политическом и медиа-полях. В 2006 выступил с внутренне противоречивой концепцией "суверенной демократии", получившей статус официальной политической доктрины России. В последнее время Сурков, среди прочего, курировал развитие инновационного кластера "Сколково", руководство которого оказалось недавно замешано в громком коррупционном скандале.

 

Фигура Суркова демонизирована в России и за рубежом. В прессе он пользовался славой "кремлевского кукловода", путинского "распутина, маккиавели, ришелье, уварова и суслова", политического "пост-" и археомодерниста", мастера "подковерной борьбы" и "черного пиара". Сурков был прототипом художественных образов в книгах Сорокина, Пелевина, Проханова, Доренко. Его персона была предметом рассмотрения в статьях популярных идеологов - Дугина, Лимонова, Белковского,. Сурков был одним из адресатов художественно-политических акций прямого действия НБП и Пусси Райот.

 

Сурков ушел в отставку по собственному желанию 8 мая 2013 с поста вице-премьера РФ по инновациям после блиц-атаки, проведенной силами членов думских фракций ЛДПР и КПРФ, а также руководства Следственного комитета России и ряда ангажированных СМИ.

 

Версии отставки, появившиеся в прессе, были самыми разными - от кланово-коррупционных до геополитических. Наиболее распространенное толкование сводилось к тому, что уход Суркова - очередное свидетельство ослабления позиций премьера-либерала Дмитрия Медведева и его команды. Но звучали и более экзотические комментарии. Так, "Форбс" предположил, что Сурков отставлен из-за того, что "финансировал оппозицию". Многие СМИ среди "врагов Суркова" упоминали конкретных персон из руководства силовых ведомств и администрации Президента РФ. Наиболее зловещую версию высказал Марат Гельман, акцентировав внимание на тонком политическом чутье своего карьерного товарища. По мнению Гельмана, Сурков покинул высокий пост, не желая иметь отношения к неизбежному скорому госперевороту, подобному развалу СССР.

 

СУРКОВ И ЗАПРЕЩЕННОЕ ИСКУССТВО

 

Сам Сурков не чужд искусству: известно, что он пишет стихи (некоторые из них стали песнями в двух альбомах "Агаты Кристи" "Полуострова"), играет на гитаре, сочиняет симфоническую музыку, выступает в качестве художественного критика (статьи о Хоане Миро и Николае Полисском) и писателя (ему приписывают авторство детективов, опубликованных под псевдонимом Zotov, а также романы "Околоноля", и «Машинка и Велик, или Упрощение Дублина», опубликованные под псевдонимом Натан Дубовицкий).

 

В художественных кругах позитивный образ Суркова создавал его друг юности - галерист-политтехнолог, куратор и музейщик Марат Гельман, который с середины 1990-х реализовал, вместе с Сурковым, целый ряд заказных арт-полит-проектов в пользу Кремля, прокремлевских политиков и региональных лидеров. Среди клиентеллы Гельмана Суркова принято называть "либералом", "модернизатором" и "покровителем современного искусства". На симуляционный характер имиджмейкерства Гельмана в отношении Суркова в 2007 впервые указал литературный критик Илья Кукулин в связи с сюжетом о "войне списков врагов народа". В дальнейшем о сурковской имитации "модернизации с человеческим лицом" писали многие СМИ.

 

С "запрещенными художниками" Сурков никогда в публичный контакт не вступал и о "спорном искусстве" нигде открыто не высказывался. Тем не менее, его роль в сюжетах с гонениями на современное искусство в России оценивается прессой и политическими активистами как амбивалентная. С одной стороны, Сурков поддерживал и защищал от нападок фундаменталистов Марата Гельмана и некоторых других "лоялистских" деятелей совриска. С другой стороны, он будто бы организовывал жесткие хитроумные интриги вокруг активности художественных радикалов - в рамках борьбы с "оранжизмом".


Сурков и Гельман

 

О своей близости со "Славой" Марат Гельман регулярно упоминает на страницах своих интернет-ресурсов. При этом об обстоятельствах их знакомства ничего публично он никогда не сообщал, как и не акцентировал внимания на конкретике совместно реализуемых проектов.

 

Можно смело утверждать, что существенная часть профессиональной деятельности Гельмана-политтехнолога с 1999 была так или иначе связана с Сурковым.

 

К реализации своих политических проектов в пользу Кремля Гельман привлекал сотни профессионалов из художественной, литературной и журналистской среды, пользуясь любознательностью, аполитичностью, амбициями или безденежьем своих коллег.

 

Гельман также использовал в политических целях многие собственные арт-проекты, при этом рядовые участники этих проектов официально не оповещались о политических целях куратора. В первую очередь это утверждение касается покрытой туманом политической предвыборной деятельности Гельмана в Украине, Петербурге, Новосибирске и Казахстане, его участия в кремлевских проектах по созданию в России лже-оппозиционных правых партий "Родина" (Глазьева-Рогозина, 2002-2003) и "Гражданская платформа" (Михаила Прохорова, 2011-2012), а также попыток Гельмана создать собственную социал-демократическую партию (2005).

 

Вся эта политическая активность Гельмана сопровождалась будто бы не имеющей к ней отношения его бурной художественной деятельностью с неафишируемыми источниками финансирования. С огромной долей вероятности можно утверждать, что все эти действия Гельмана согласовывались с Сурковым, и что финансированию его политизированных художественных проектов содействовал Кремль.

 

Можно догадываться также о роли Суркова в назревании и разрешении конфликтов Гельмана с православными активистами - удивительная неуязвимость куратора, не проигравшего ни один из многочисленных судов с религиозными фундаменталистами косвенно свидетельствует о том, что высокие лица обеспечивают Гельману режим судебного "иммунитета".

 

Но достоверно известно только то, что Сурков имел определенное отношение к запуску двух крупных инфраструктурных проектов, связанных с Гельманом и превратившихся в "площадки скандалов" вокруг деятельности последнего: творческого кластера "Винзавод" (2006) и программы "Культурный альянс" партии "Единая Россия" (2010). Гельман был инициатором обоих этих проектов, нагруженных важной для власти политтехнологической составляющей: оба проекта были призваны прорабатывать структурные конфликты, чреватые расколом общества и страны. "Винзавод", открывшийся выставкой "Верю" по следам судебного преследования организаторов выставки "Осторожно, религия!", задумывался как миротворческое пространство "культурного диалога" между деятелями светских и религиозных культур. А "Культурный альянс", взявший за основу опыт гельмановского Пермского музея современного искусства, был нацелен на преодоление дисбаланса в культурном развитии столицы и провинций.

 

В результате этих заигрываний с РПЦ и регионалами Гельман, в "досурковские времена" действительно опекавший российское радикальное искусство, постепенно превратился в едва ли ни самого консервативного изо всех влиятельных российских кураторов современного искусства. Его последние крупные работы, а именно - выставки "Родина" и Icons - можно уже безо всякой иронии назвать "патриотическими" и "религиозными". И только инерцией массового сознания объясняются скандалы, которые по-прежнему сопровождают его работу. Подчеркнем, что последние выставки Гельмана бьют по всему системному российскому современному искусству, вынужденному теперь учитывать наличие созданных Гельманом "лоялистских выставок" с их чередой образцов "приемлемого искусства". В этом рамочном смысле сервильная связь между куратором Гельманом и чиновником Сурковым сослужила всему цеху современных художников плохую службу.

 

Интересно, что общим местом в публикациях православных и патриотических СМИ стало утверждение об искусственном - "сурковском" - происхождении скандалов вокруг деятельности Гельмана и его соратников в последнее время. Православные наблюдатели замечают, что преследования Гельмана и соратников имитируют марионеточные прокремлевские структуры ради создания видимости опасности захвата власти "православными фундаменталистами". Как ни странно, о чем-то вроде того говорил и куратор Андрей Ерофеев, пострадавший в свое время от судебных преследований со стороны православных активистов: "Мы можем оказаться в ситуации крайне нежелательной, когда будем вынуждены объединиться с властью и защищаться совместно, чтобы не допустить прихода этой самой «православной цивилизации». Может, отчасти в этом и состоит замысел Суркова?". К слову, брат Андрея, упомянутый выше писатель Виктор Ерофеев, к тому времени уже открыто поддерживал Дмитрия Медведева.

 

Сурков и Лимонов

 


 

С НБП связан единственный уголовный процесс против художественно-политических активистов, непосредственное отношение к которому Суркова не подлежит сомнению. Именно по ходу этого процесса можно судить о методах борьбы Владислава Юрьевича с политическими оппонентами.

 

14 декабря 2004, в годовщину смерти Андрея Сахарова, большая группа активистов НБП, активно использующих арт-стратегии в мирной политической борьбе, явившись на Старую площадь, потребовала встречи с Путиным, Сурковым и советником президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым. Активисты намеривались предъявить президенту и его администрации ряд претензий: фальсификация выборов, лишение граждан России избирательных прав, ограбление народа через монетизацию льгот, появление американских военных баз в Cредней Азии, передача Китаю российских территорий, дружба с чудовищным режимом Туркменбаши, закрытие независимых телеканалов, бездарное вмешательство в выборы в Абхазии и на Украине, жертвы "Норд-Оста" и Беслана, возобновление политических репрессий в России.

 

Когда во встрече активистам было отказано, они захватили приемную Владислава Суркова, бывшего тогда заместителем главы Администрации президента РФ. По информации Центра общественных связей ФСО, здание приемной администрации президента является "открытой территорией без режимного допуска, то есть граждане могут заходить туда, просто предъявляя паспорт".

 

"Захватчики" свободно дошли до пустого и открытого кабинета Суркова и забаррикадировались в нем. Вывесили в окне свои флаги и черную растяжку с текстом "Путин, уйди сам!", а из окна начали выбрасывать листовки с 10 претензиями к Владимиру Путину и скандировать лозунги: "Мы вас научим Конституцию любить!", "Урусбаши успокоят "калаши"!", "Царизм не пройдет!", "Путина в отставку!", "Путин, нырни за "Курском"!", "Долой самодержавие!", "Свободу политзаключенным!" и др..

 

К месту происшествия выехали несколько нарядов милиции и сотрудники ФСБ. Через полтора часа 45 активистов были задержаны с применением физической силы. По свидетельству участников, ОМОНовцы применяли в качестве орудий избиения столы и стулья, двое нацболов пострадали - Лира Гуськова получила сотрясение мозга, а Владимиру Линду сломали ногу. Девушка была госпитализирована.

 

39 нацболов были доставлены в ОВД "Китай-город". Среди них было шестеро несовершеннолетних и семеро девушек. Все задержанные былине старше 30 лет и судимости не имели.

 

В ОВД для допросов явились сотрудники отдела по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом ФСБ по Московской области. 13-летнего активиста, как и других, при допросе били по почкам.

 

Задержанным предъявили обвинения по статьям УК 167 (умышленные уничтожение или повреждение имущества) и 214 (вандализм). Позже следствие засвидетельствовало повреждение одного стула и одной двери, оценив имущественный ущерб в 500 тыс. руб. Один из сотрудников администрации президента, попросивший не называть его имени, сообщил, что "они до того дохулиганились, что даже шторы в вестибюле сорвали".

 

Несколько наиболее активных участников акции обвинялись по статье 212 (массовые беспорядки).

 

Председатель НБП, писатель Эдуард Лимонов заявил в тот день: "Я считаю, что такие акции - это напоминание в якобы покореном государстве, что люди не смирились с этим полицейским режимом и будут протестовать против него".

 

В тот же день нацболов поддержал Исполнительный директор ООД "За права человека" Лев Пономарев и "известный политтехнолог" Марат Гельман. Гельман сказал, что "поступок нацболов был обыкновенной художественной акцией в рамках эстетики острых точек, близкой Лимонову", а уголовное дело о насильственном захвате назвал "признаком полного обрушения мозгов у людей, которые, желая выслужиться перед президентом, наносят ему невосполнимый вред". Обо всем этом написал в "Коммерсанте" журналист Олег Кашин.

 

В течение шести дней ни родители задержанных, ни руководство НБП ничего не могли узнать о судьбе активистов. В НПБ полагали, их товарищи "были так избиты, что их боялись показать".

 

18 декабря прокуратура расширила перечень инкриминируемых статей статьей 278 УК РФ ("действия, направленные на насильственный захват власти"; от 12 до 20 лет лишения свободы). Лимонов заметил, что "захват приемной и захват власти – разные вещи, в приемной нет власти, туда приходят люди, чтобы донести до президента свои сомнения и тревоги". В индивидуальном порядке дело каждого из задержанных не рассматривалось, обвинение было вынесено коллективное.

 

Хамовнический суд Москвы принял решение об аресте всех задержанных нацболов. Следственную группу из 26 следователей прокуратуры Центрального округа Москвы возглавил начальник следственного отдела этой прокуратуры Сергей Данилов, который на вопросы СМИ отвечать отказывался, т.к. получил "указание от прокуратуры города не разглашать никакой информации по этому делу, потому что процесс носит закрытый характер". Пресс-служба Мосгорпрокуратуры также заявила, что "пока есть решение от комментариев воздержаться".

 

21 декабря НБП провела пресс-конференцию по делу. Но либеральные СМИ были заняты Ходорковским и о нацболах упомянали вскользь. Патриотические же СМИ писали о том, что нацболы готовят для России "оранжевую революцию" по примеру Украины - на гранты Госдепа США. Художественная, литературная и прочая либеральная общественность от НБП на всякий случай "дистанцировалась".

 

В апреле 2005 родители заключенных обратились с заявлением к генпрокурору Владимиру Зорькину, требуя наказать представителей силовых ведомств, избивавших их детей при задержании и допросах, а также прекратить несправедливое уголовное преследование. Но ответа на свое обращшение не получили.

 

1-6 мая семеро активистов начали голодовку в центральном офисе НБП, требуя освободить всех арестованных нацболов. К ним присоединились семеро девушек-нацболок, арестованных в приемной Суркова, находившихся в женской тюрьме "Печатники". 29 мая голодающие на свободе активисты заблокировали выход из Кремля на Красную площадь. В защиту нацболов обратился к суду накануне начала заседаний французский журнал "Реббелион".

 

Все эти действия не принесли никаких результатов.

 

В июле 2005 начался суд над 39 обвиняемыми. Это был самый массовый уголовный процесс в новой России. Всем обвиняемым было до 30 лет, никто из них ранее судим не был. Все семь месяцев следствия молодые люди оставались в разных СИЗО Москвы. Как рассказал отец одного из обвиняемых, "их разделили и по одному подсадили в камеры с уголовниками".


Обвиняемых привели в зал суда в наручниках и скованных цепью, в одной связке по 6-7 человек. В зале присутствовали полицейские собаки, речи судьи слышно не было, в общественной защите обвиняемым отказали. Несмотря на жару и духоту в зале, им было отказано в питье воды из-за ее возможной отравления.

 

8 декабря 2005 суд признал всех 39 подсудимых виновными по статье 212, части 2 (участие в массовых беспорядках) и приговорил к лишению свободы на сроки от 1,5 до 3,5 лет. Большинство подсудимых - 31 человек - получили условное наказание. Но восемь активистов отсидели свои сроки. В дальнейшем на некоторых из них неизвестные совершали жестокие нападения.

 

В 2009 Лимонов, припоминая события 2004, объяснил, что в то время Сурков создал прокремлевскую молодежную спойлерную организацию "Наши", нацеленную на вытеснение нацболов из политики: "Сурок-паша вступил в игру против меня в конце 2004 года, тогда же он отдал приказ о создании первого клона моей НБП,- организации "Наши". Вслед за ней были созданы еще клоны, всякие "молодые гвардии" и "молодые России"... Их документы дословно повторяют мои основополагающие тексты для НБП, собранные в книге "Как мы строили будущее России", а их деятельность, утрированная, с иным знаком, с "минусом", но копирует деятельность НБП. Так в отношении Грузии, Эстонии или Украины они просто повторяют деятельность нацболов в Латвии с 1998 года. Как они еще не поехали в Казахстан, по моим следам, а?! Вскоре, наверное отправятся... И обязательно попрутся строить новую столицу в Южной Сибири, вот увидите...

Используя ресурсы государства Сурок-паша пока обыгрывает меня. Но это не будет длиться вечно. Ибо я намерен использовать народные ресурсы. А народные ресурсы превосходят в разы ресурсы государства. Я вовсе не кривлю душой, когда выступаю за свободные демократические выборы. Потому что на свободных выборах Сурок-паша проиграет мне!"

 

После отставки Суркова в 2013, Лимонов утверждал, что тот был главным врагом нацболов во власти: "Нацболы радуются падению этого типа, поскольку с 2005 года он возглавлял гонения на нас... В 2005 - 2006 году под руководством Администрации президента против активистов НБП были совершены преступления: массовые нападения, избиения, преследования всех видов. Совершались они руками различных нанятых за деньги группировок. По нашему мнению, за этими нападениями стоял, в то время он занимал пост заместителя главы президентской администрации, Владислав Сурков".

 

Сурков и Сорокин

 

 

Сурков и Ерофеев

 

В 2010 глухое свидетельство об участии Суркова в уголовном деле против кураторов выставки "Запретное искусство" появилось в GQ. Писатель Виктор Ерофеев, рассказал корреспонденту издания, что год назад ходил в Кремль, к Суркову, "просить за своего брата", Андрея Ерофеева, одного из кураторов подсудной выставки. Сурков пообещал "заняться этим делом". И хотя писатель-проситель никаких следов "занятий" Суркова в деле не заметил, сам обвиняемый Андрей Ерофеев, считал, что после этого похода брата "стало только хуже: в деле появился второй прокурор".

 

В то же время "Стрингер" замечал, что "близкий Суркову" Марат Гельман защищал кураторов "Запретного искусства". Издание полагает, что эта позиция Гельмана была согласована с Сурковым.

 

Сурков и Пусси Райот

 

Сурков был одним из адресатов панк-молебна "Богородица, Путина сохрани!", за который были осуждены девушки из группы Пусси Райот. Как сообщал "Большой город" в своем материале о заседании суда от 17 августа 2012, "подсудимая Толоконникова в судебном заседании показала, что ее, Толоконникову, активно не устраивало то, что 4 марта 2012 года состоятся выборы и главой страны будет избран Путин, а премьером станет Медведев, Святейший Патриарх призывал верующих отдать свои голоса на выборах за Путина, Святейший Патриарх вторил Владиславу Суркову и Рамзану Кадырову, которые заявили, что власть Путина — от Бога. Ее, Толоконникову, подобные заявления всегда огорчали и обескураживали".

 

Многие, в основном - православные и патриотические - ресурсы приписывали заказ на проведение панк-молебена в ХХС Марату Гельмана и Владиславу Суркову, приводя аргументы, свидетельствующие об этом косвенно. Но никаких прямых подтверждений наличия "сурковского" заказа не имеется, а сами девушки неоднократно заявляли, что действовали безо всякого "заказа". Марат Гельман также неоднократно высмеивал тех, кто подозревал его в заказе панк-молебна.

 

В августе 2012 Сурков был назначен куратором связей Правительства РФ с религиозными организациями. У прессы, естественно, возникли вопросы о возможной привязке нового назначения Суркова к делу Пусси Райот, получившему широкий и неблагоприятный для образа России мировой резонанс.

 

Один из адвокатов девушек, Марк Фейгин, по этому поводу заявил, что "лица, близкие к Суркову, выступают против реального срока и такого серьезного наказания Pussy Riot. Это нам давали сигнал не раз люди из его, скажем так, из его бывшего окружения, из администрации президента. Это никогда не делалось напрямую, но косвенно какие-то люди звонили, я с ними лично разговаривал, они говорили, да, это возмутительно, что вот именно так все выглядит. Но я склоняюсь все-таки к такому более жесткому приговору. Мне кажется, что назначение Суркова здесь мало повлияет. Наоборот, скорее, он будет востребован как человек, который попытаться сгладить эту проблему. Будет решать проблему, все сделать так, чтобы обелить церковь так, чтобы вывести из под удара власть. Я думаю, что здесь гораздо более логична вот такая связка".

 

В те же дни противоположное мнение о связи Суркова с делом Пусси Райот высказал соратник и муж Надежды Толоконниковой, Петр Верзилов. Он заметил, что кардинальный перелом в деле "Пусси Райот" произошел именно после приема Сурковым кураторства над религиозными организациями и приписал Суркову организацию оголтелой массированной компрометирующей кампании против Пусси Райот: "Как бразды контроля над религией взял Владислав Юрьевич Сурков, так сразу пошли крестоповалы, двойные убийства, трупы с иконами на голове...".

 

Это соображение на конкретном примере развила активистка оппозиции Ольга Хрипун, предположив, что именно Сурков был автором идеи сделать надпись кровью Free Pussy Riot! в казанском доме, где было совершено двойное убийство: "Еще вчера, когда обнаружили тела убитых женщин, никакой надписи не было. Она появилась через 16 часов! И появилась на сайте lifenews, когда стало известно о поездке Путина в Казань. Нормально, чё?! А Чаплин-то все это анонсировал еще 4 дня назад. Этот мальчик (Сурков) с детства любил издеваться над животными. А сейчас он пишет кровью".

 

То же предположение высказал и горячий сторонник Пусси Райот - драматург и бывший кремлевский политтехнолог Владимир Голышев, заметив, что роман убийцы-философа Игоря Данилевского поразительно, до чрезвычайности, похож на роман Суркова "Околоноля", что не может быть простым совпадением.

 

В связи с серийными крестоповалами, начавшимися в Украине, России и Грузии в августе 2012, многие СМИ полагали, что за этими согласованными действиями может стоять "Кремль" и "Сурков".

 

В ответ на эти обвинения Иван Демидов, заместитель Суркова в правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений, официально заявил, что в сферу компетенции комиссии политические вопросы, в частности, борьба с религиозным экстремизмом, не входят.

 

В ноябре 2012 мнение о роли Суркова в деле Пусси Райот изменили и адвокаты группы, когда отказавшаяся от их услуг и отпущенная на свободу Екатерина Самуцевич обвинила их в стремлении монетизировать резонансный уголовный процесс, зарегистрировав на одну из своих фирм бренд Pussy Riot. В день публикации в "Коммерсанте" этого мнения Самуцевич адвокаты узнали, что Роспатент отказал им в регистрации бренда. Один из адвокатов, Николай Полозов, заявил, что публикация "Коммерсанта" была сделана по заказу "кабинета Медведева", а другой адвокат, Марк Фейгин, предположил, что теперь бренд Pussy Riot может зарегистрировать Сурков. Через некоторое время адвокаты подали иск на "Коммерсантъ" за клевету.

 

После отставки Суркова в мае 2013 Фейгин заявил: "Теперь уж не секрет, что интригами вокруг дела PUSSY RIOT занимался именно Сурков со своими подхуяшками. И нагадил нам немало".

 

Однако, все перечисленные подозрения заинтересованных лиц, на наш взгляд, никак не складываются в единую убедительную картину "Сурков - ведущий куратор дела Пусси Райот во власти". Если Сурков и имел какое-то отношение к этому делу, оно не было решающим. Гораздо большие "организационно-аналитические" вложения в процесс шельмования Пусси Райот, на наш взгляд, сделали персоны из конкурирующего лагеря - условно говоря, не разлагающегося "валдайского, а формирующегося "изборского" круга.

 

***

 

В твиттере Группа Война по поводу отставки Суркова шутят:

- Сурков написал заявление об отставке 26 апреля, в день когда суд отказал Толокно в условном освобождении

- Я ж говорил, либо решит вопрос, либо уйдет.

- Сурков об указе Путина: я графоманию не комментирую

- Радость по поводу отставок и уходов отложим до отставки Путина

События

  • 2012. Панк-молебен. Pussy Riot
  • Источники

  • Интерфакс: КС отклонил жалобу участницы "панк-молебна" на статью о хулиганстве
  • Главком: Скандальный украинский художник: Акции Павленского и Pussy Riot – это искусство, которое невозможно продать, но оно неудобно власти
  • Балтинфо: Mustang Wanted, взявший ответственность за акцию на московской высотке, стал победителем премии Troublemaker Award
  • Главком уа. Мария Куликовская: Не все носители современного искусства готовы лечь под колеса танка
  • Надежда Толоконникова: Возбуждено уголовное дело в связи с нападением в Нижнем Новгороде
  • Сова: Лихие из девяностых
  • Радио Свобода, Алек Эпштейн: Арт-активизм нон грата
  • ОИА: Суд отказал в исках к Надежде Толоконниковой мордовской колонии и ее замначальника
  • Интерфакс: Норильский суд оставил без удовлетворения иск к Толоконниковой из Pussy Riot
  • Утро ру, Марат Гельман: "Если все замораживать, то где-нибудь прорвет"
  • Интервью, Григорий Ревзин: Радуюсь, что я из этой истории выскочил
  • Грани ру: Полиция Сочи отказалась возбуждать дело о нападении на Pussy Riot
  • H? Мосгорсуд: Группа Pussy Riot не возбуждала ненависти к верующим
  • Завтра ру: Pussy Riot: чемодан-вокзал-Канада
  • Радио Свобода: В Петербурге запретили оперу "Новый Иерусалим"
  • ИТАР-ТАСС: «Манифеста» в Петербурге: они бы предпочли отказаться
  • Ньюсбалт: Режиссёр: Пригласив в страну Pussy Riot, президент плюнул в лицо и русским, и эстонцам
  • Регнум: Pussy Riot потребуют в Европарламенте ухудшить жизнь рядовых россиян: "Тогда они выйдут на улицы" (Эстония)
  • Главред: Антивоенный митинг в Москве: Pussy Riot обвинили Путина в ненависти к России
  • Новое время, Надежда Толоконникова: Мордовия ждет своего Поэта
  • Лусинэ Джанян: На Толоконникову и Алехину снова напали с зеленкой
  • Зона права: Розыск нападавших из Нижнего
  • Мария Алехина: Зря
  • deltaplann: Новый любимец портала Кредо.
  • Оксана Челышева: Видео с нападение на PR втвиттере полковника Трифонова
  • РАПСИ: Мосгорсуд отложил на 14 марта рассмотрение жалобы на приговор участницам Pussy Riot
  • Афиша. Жизнь после Сочи: Андрей Кураев
  • Афиша. Жизнь после Сочи: Pussy Riot
  • НЗ, Леонид Сторч: Антивестернизм в критической кампании против «Pussy Riot»
  • Завтра состоится очередное заседание квалификационной комиссии по жалобе Екатерины Самуцевич
  • Екатерина САмуцевич: В пятницу, 24 января, состоится заседание по пересмотру приговора Pussy Riot
  • Адвокат Лев Лялин и прот. Димитрий Смирнов
  • Афиша-Воздух, Надежда Толоконникова: «Арт-премия или выставка сами по себе давно уже нам не могут быть интересны»
  • Голос Америки.Pussy Riot: о культуре в зоне, Олимпиаде и Ходорковском
  • Екатерина Самуцевич: Иск о признании недействительными документов, изготовленных в 2012 г. бывшими адвокатами Pussy Riot
  • Грани ру, Елена Волкова: PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 11. Раскол
  • Die Welt: До свидания, Pussy Riot - панк был вчера
  • Олег Лурье: Толоконниковой и Алехиной из «Pussy Riot» осталось еще семнадцать лет
  • Эксперт ру: Олимпийский «крестовый поход» Pussy Riot
  • РБК: "Гастроли" Pussy Riot в США обернулись серией скандалов
  • Случай Пусси Райот: Л. Катилевский. Суть надзорных жалоб на приговор Pussy Riot
  • Собеседник: Участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина сделали ряд громких заявлений в ходе визита в США, посвящённого правозащитной деятельности
  • Nadya and Masha of Pussy Riot speak in Amnesty International Brooklyn Concert, 5 February 2014
  • Газета ру: Люди, похожие на атаманов
  • Блог Сочи: «Единая Россия» пропагандирует секс с курицами?!
  • Интерфакс, Козак: Участников прошедших по закону протестов против Игр к ответственности не привлекут
  • Слон ру: Как Сочи накрылся «Пусси»
  • Марат Гельман о Пусси Райот и казаках
  • Кавказская политика: «Перформанс» Pussy Riot или казаки-разбойники?
  • Кавказская политика, Громов: махать нагайкой – не в традициях кубанских казаков
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com