запрещенное

искусство

18+

25.04.2013, Запрещенное искусство

2013. Музей нового западного искусства

Инициатива директора Государственного музея им. Пушкина Ирины Антоновой по воссозданию уничтоженного вскоре после войны московского Музея нового западного искусства.

 

Предложение легендарной 91-летней Ирины Антоновой, занимающей должность директора Пушкинского музея более полувека, было публично обращено лично к Владимиру Путину во время прямой линии с президентом 25 апреля 2013. Путин благожелательно ответил Антоновой, оставив, между тем, вопрос на обсуждение экспертного сообщества.

 

Коллекция расформированного в 1948 году Музея нового западного искусства была тогда же распределена в основном между двумя институциями - Пушкинским музеем в Москве и Эрмитажем в Петербурге.

 

Теперь Антонова, ссылаясь на успешный опыт современной музейной системы Европы, предлагала обоим "музеям-левиафанам" передать работы западных художников-модернистов в воссоздаваемый музей. Она  полагала, что Музей нового западного искусства в дальнейшем будет развиваться, собирая коллекции современного искусства, в т.ч. российского.

 

Коротко говоря, Ирина Антонова, говоря о необходимости "научной реабилитации искусства определенного рода",  предлагала создать в Москве новый крупнейший Музей современного искусства на прочной базе уникальной обширной и дорогостоящей коллекции европейского модернизма, имеющейся в России. В перспективе наличие такой влиятельной развивающейся научной институции изменило бы российскую арт-сцену в целом и повлияло на восприятие современного искусства широкой публикой.

 

 

 

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, входящий в число официальных "доверенных лиц" Путина, выступил категорически против раздела коллекции своего музея. Пиотровский заявил, что Пушкинскому музею достаточно проводить совместные с Эрмитажем выставки импрессионистов. Пиотровского поддержал гебернатор СПб Георгий Полтавченко.

 

Вскоре министр культуры РФ Владимир Мединский также  высказался против воссоздания в Москве Музея нового искусства, и пообещал, что такой музей будет создан в сети интернет уже в 2013.

 

Пиотровский, эксплуатируя специфический "петербургский патриотизм" публики, развернул агрессивную общественную кампанию "против разграбления Эрмитажа".  Его сторону приняли практически все высказавшиеся на тему деятели культуры Петербурга. В первые же дни кампании письмо Путину "в защиту Эрмитажа" подписали более 4 тысяч человек.

 

Позицию Антоновой никто из влиятельных политиков или деятелей культуры не поддержал. Она сама объясняла это тем, что Пушкинский музей никакой общественной кампании в пользу нового музей не организовывал, полагая, что решением вопроса будет спокойно заниматься экспертное сообщество.

 

1 июля 2013 Антонова подала в отставку с поста директора Пушкинского музея с формулировкой "по семейным обстоятельствам". Она утверждала, что ее добровольное увольнение никоим образом не связано с конфликтом с Пиотровским.

 

Преемницей Антоновой в директорском кресле 11 июля 2013 стала Марина Лошак - эксперт по современному искусству, куратор, галерист, арт-критик и эффективный менеджер, занимавшая в последний год пост директора объединенных выставочных площадок Москвы.

 

СМИ подчеркивали, что смена власти в Пушкинском прошла мирно, и что Ирина Антонова самостоятельно выбрала свою приеемницу из списка кандидатов, предложенных Министерством культуры РФ.

 

Сама старейшина российского музейного мира была назначена Президентом Пушкинского музея. Эта новая должность была создана Министерством культуры РФ специально "под Антонову", и еще не вполне понятно, какими правами будет теперь пользоваться экс-директор. Сама Антонова полагает, что будет заниматься решением стратегических вопросов развития музея. До последнего дня она утверждала в интервью, что продолжит добиваться "реабилитации Музея нового искусства".

 

Однако, в день вступления Лошак в должность директора ГМИИ советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой сообщил в письме Пиотровскому, что Музей нового западного (современного) искусства воссоздаваться в России не будет. Это решение президента, по утверждению Толстого, основывалось на материалах работы экспертных комиссий, созданных Министерством культуры РФ и Администрацией Президента РФ.

 

В тот же день министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что "Марине Лошак на посту гендиректора Пушкинского музея придется решать задачи, свойственные для классического учреждения культуры, с ее приходом появления в музее отделения актуального искусства ожидать не следует". Было ли это однозначное решение об ограничении Пушкинского "классикой" согласовано с Мариной Лошак (наиболее известной как специалист именно по современному искусству) перед ее вступлением в должность, Мединский не уточнил.

 

Тем временем, совсем другую борьбу за бюджетные деньги на создание "крупнейшего московского музея современного искусства" продолжают вести между собой "акулы" российского бизнеса. В нешуточную борьбу за бюджет вовлечены многие профильные "культурные политики" и чиновники столичного и федерального уровней. Видимо, именно этим объясняется глухое молчание московской арт-сцены по вопросу воссоздания в Москве Музея нового искусства.

 

Ссылки

 

Петиция "Оставить импрессионистов в Эрмитаже"

Преследуемые

Обвинители

Защитники

Источники

  • Коммерсантъ, Григорий Ревзин: Не вынесла душа проекта
  • Форбс ру. Музейные ценности: зачем Москве понадобился Норман Фостер
  • Коммерсантъ: «Искусство говорит само за себя, а люди должны быть скромны»
  • Коммерсантъ, Михаил Пиотровский: «Искусство говорит само за себя, а люди должны быть скромны»
  • Артгид: Каким должен быть ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Интерфакс, Владимир Мединский: Пушкинскому музею придется отказаться от современного искусства
  • Интерфакс: Музей нового западного современного искусства не будет воссоздан
  • Ньюсру: Последняя инициатива почетно уволенной Антоновой похоронена окончательно
  • ТК Дождь: Беседа с новым директором Пушкинского музея Мариной Лошак
  • Итоги, Ирина Антонова: Уходя, остаюсь
  • Итоги, Андрей Ерофеев: Замена незаменимой
  • NYT: Война российских музеев может «открыть ящик Пандоры»
  • Эхо Москвы, Музенйные палаты: Интервью с Ириной Антоновой
  • Наследница И.Антоновой не отказалась от борьбы за ценности Эрмитажа
  • Коммерсантъ: Искусство изящного ухода
  • Коммерсантъ, Марина Лошак: ничего реакционного, только либеральное
  • Сноб, Юрий Аввакумов: О проекте Государственного музея нового западного искусства
  • Глава Эрмитажа не намерен передавать Москве картины импрессионистов
  • ИТАР-ТАСС: ГМИИ готов расстаться с частью коллекции ради воссоздания Музея нового западного искусства; Эрмитаж на это не идет
  • РИА Новости: Мединский рассказал о положительных аспектах темы с воссозданием ГМНЗИ
  • Интерфакс: Мединский против воссоздания музея западного искусства
  • Сноб: Операция ликвидация. Как уничтожали Музей западного искусства
  • Итоги: Перемещение ценностей
  • Олег Акимов: "Дела музейные"
  • Михаил Пиотровский - круглый стол в РИА Новости по инициативе Ирины Антоновой
  • Эхо Москвы, Ищем Выход: Беседа и Ириной Антоновой
  • Сергей Гуськов: Барин нас рассудит
  • Михаил Пиотровский о разделе коллекций Эрмитажа с ГМИИ имени А.С. Пушкина
  • Эхо Москвы: Можно ли поделить коллекцию Эрмитажа между Москвой и Петербургом?
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com