запрещенное

искусство

18+

25.02.2009, Запрещенное искусство

2009. Россия-88

Цензура, самоцензура, угрозы и судебное преследование фильма Павла Бардина "Россия-88"

 

ПОДРОБНОСТИ

 

Фильм

 


 

Игровой фильм о неофашизме "Россия-88" был создан в 2009 Павлом Бардиным, внуком репрессированного ученого-ядерщика, сыном "классика российской анимации" Гарри Бардина, известным тележурналистом и, наконец, начинающим, но заметным, кинорежиссером: в 2008 его первый игровой фильм "Трое и Снежинка" (комедия с Ургантом в главной роли) был отмечен наградой MTV-Россия.

 

Павел Бардин

 

Другие ключевые создатели фильма были профессионалами коммерческого кино и ТВ. Главную роль сыграл Петр Федоров - династийный актер, звезда популярного молодежного сериала клуб и самого коммерчески успешного в российском прокате 2008-09 фильма "Обитаемый остров".

 

Петр Федоров

 

Оператором выступил Сергей Дандурян - как говорится, "светский лев", больше всего известный до этого как "гражданский муж актрисы Алисы Гребенщиковой" и "создатель клипов Григория Лепса".

 

Сергей Дандурян и Алиса Гребенщикова

 

"Россия-88" повествовала о московском фашистском подполье 2000-х. Фильм был стилизован под хоум-видео - все происходящее будто бы снималось на любительскую камеру для ведения пропаганды в интернете.

 

Бардин рассказывал, что съемка "России-88" имитировала съемки агитационных роликов, которые производила реальная группа наци-скинов во главе с "Тесаком": "Все и так знают, кто такой Марцинкевич (кличка Тесак). Один из главных публичных наци-скинов. Его объединение «Формат 18» в основном занималось пиаром, снимали ролики. Мы использовали ролики, чтобы понять «систему», по жанрам разложить: постановочные, игровые, шуточные. Есть псевдоизбиения, есть настоящие. По принципам этих «жанров» мы и снимали «кино» банды «Россия 88».

 

Несмотря на псевдодокументальную съемку и массу реальных сюжетов и текстов, использованных в фильме, лента обладала базовыми чертами романтического произведения: все ее, находящиеся в противоборстве, ключевые герои были идеалистами (имели идеалы и убеждения, были честны, гонимы, прекрасны и противостояли "системе"); сюжетную канву составляла выдуманная трагическая история любви юной москвички-блондинки (сестры лидера банды) и прекрасного кавказского юноши; а съемку фашистского подполья вел вполне мифологический персонаж - закомплексованный, но амбициозный, начинающий кинорежиссер полуеврейского происхождения со стрижкой а-ля Гитлер.

 

Режиссер, по его собственным словам, с нынешними реальными скинами никогда близко не сталкивался и считал, что для создания фильма такой опыт не обязателен.

 

После успешной премьеры фильма в Германии Бардин рассказал "Новой газете", что снял фильм о "лучших из скинхедов" (честных, но запутавшихся, молодых людях) по образцу лагерных оппонентов Варлама Шаламова: "У замечательных авторов - Фрида и Дунского, когда они сидели на зоне, был рассказ «Лучший из них», про вора в законе. Они взяли блатную романтику, сделали историю «про самого лучшего», потому что про худшего - не интересно. Такая антитеза шаламовским рассказам. Мы попытались сделать то же, взяли лучшего «из них».

 

Финансирование

 

Фильм был снят независимой группой как "фестивальный" на собственные деньги авторов. Подготовительный и съемочный этап, по словам Бардина, обошелся всего в 86 тыс.долларов.

 

На этапе монтажа к финансированию подключилась влиятельная группа поддержки, обеспечившая примерно такую же сумму - Александр Роднянский (владелец и президент кинофестиваля "Кинотавр"), Анна Михалкова (актриса, старшая дочь Никиты Михалкова), а также два друга - Александр Шейн (режиссер и муж Чулпан Хаматовой) и Гия Лордкипанидзе, создатели киностудии 2ПЛАN2, в тот момент приблизившейся к миру современного искусства; сразу после "России-88" Шейн и Лордкипанидзе продюссировали документальный фильм "Олег Кулик: Вызов и Провокация".

 

Александр Роднянский

 

Ко-спонсоры фильма практически не вмешивались с процесс производства. Они только предложили дать в конце поминальный список жертв российских скинхедов. Бардин рассказал: "Мы вместе определили, что это должны быть жертвы наших русских скинхедов, потому что именно о них идет речь в фильме. Мы взяли данные за год, смешали два списка — Московского бюро по правам человека и центра «Сова», потому что официальной открытой статистики на эту тему нет".

 

Александр Шейн и Гия Лордкипанидзе

 

В этом поминальном списке оказалось 80 имен людей, погибших от рук скинхедов только в 2008 году.

 

Анна Михалкова

 

Кроме этого, ко-спонсоры, по словам Бардина, просили дать больше мнений "нормальных людей" (т.е. тех, кто не за "Россию для русских"), которых для фильма интервьюировали на московских улицах. "Но мы уперлись и сказали: нет, соотношение должно быть таким, какое у нас было на съемках", - рассказал Бардин. "Реальность превзошла ожидания. Мы понимали, что часть опрошенных поддержит нацистские идеи, но таких результатов и вообразить не могли",- утверждал исполнитель главной роли и "интервьюер" Петр Федоров.

 

В начале февраля 2009 (?) создатели фильма подали заявление в Минкульт РФ на получение разрешительного прокатного удостоверения.

 

На Берлинале

 

Премьера "России-88" состоялась в феврале 2009 на Международном кинофестивале Берлинале, ориентированном "на прогрессивный мировой кинематограф". Фильм был включен во внеконкурсную "Панораму" и конкурс дебютов, и был воспринят зрителями с большой живостью. "Несмотря на то, что премьера прошла на последнем киносеансе, публика по его окончании еще около 40 минут задавала съемочной группе вопросы и выслушивала ответы. Как утверждают в фестивальных кулуарах, это самое длинное обсуждение фильма в этом году" - писала КП. "Немцы сочли игровую картину Бардина документальной – и это большой комплимент актерам и режиссеру", - добавляла газета (мы подобных толкований в немецкоязычной прессе не обнаружили - ЗИ).

 

"Бардин снял ровно такое кино, которое ценится сегодня во всем мире и находится в остром дефиците в России. Кино о жутком, больном, замалчиваемом, но излечимом единственным возможным образом: зло должно быть названо и показано публично. Пусть даже в привлекательном обличии артиста Федорова", - писал о "России-88" в Берлине журнал "Эксперт".

 

Об участии российского фильма в Берлинале написали практически все крупные федеральные СМИ.

 

Интересно, что 8 февраля 2009 откровенно пропагандистский прокремлевский ресурс "Дни ру", безапелляционно заявил, что "картина еще не скоро выйдет в широкий прокат" в России. Без ссылки на источник, интернет-газета разъяснила это заявление: "Существуют опасения, что картина может стать руководством к действию настоящих фашистов". Никакие другие СМИ подобных странных заявлений не делали. Соучредителями Дней ру были (и остаются) небезызвестные медиа-магнат Дмитрий Ицков и экс-хакер Константин Рыков, в тот момент - осведомленные депутаты Госдумы от "Единой России".

 

Константин Рыков

 

"Дух огня" в Ханты-Мансийске

 

В середине марта 2009 "Россия-88" претендовала на главный приз VII Ханты-мансийского фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня».

 

 

Президентом этого фестиваля был (и остается) известный "молодежный" режиссер Сергей Соловьев. Среди руководства фестиваля числятся все официальные "первые" лица ХМАО, а генеральным спонсором традиционно является «Газпромнефть-Хантоса». "Дух огня" в 2009 был первым официальным мероприятием объявленного в России Года молодежи.

 

Международное жюри фестиваля в 2009 возглавлял оскаровский номинант режиссер Хью Хадсон. Другими членами жюри были Мориц де Хадельн, бывший фестивальный директор Берлинале, Венецианского и Каннского кинофестивалей, а также актриса и режиссер Гука Омарова и известный российский кинокритик Валерий Кичин, который только что брал интервью у Бардина и Федорова для "Российской газеты".

 

На "Духе огня" с "Россией-88" произошла не до конца ясная история.

 

Павел Бардин рассказывал: "До последнего дня мы с Петром точно не знали, летим ли на фестиваль: была попытка снять фильм с конкурса. Причина, по мнению тех, кто выдвинул такое предложение, — фильм просто «слабый».



В ночь накануне показа уже в Ханты-Мансийске нам сказали, что показа не будет, и мы засобирались домой. Насколько я знаю, формулировка изменилась: фильм из «слабого» стал «провокационным». И давление усилилось. Но фестиваль в лице очень уважаемых мною людей отстоял свою позицию".

 

Дальнейшую историю в подробностях перессказал 19 марта 2009 ресурсу "Опенспейс" член жюри Валерий Кичин:

 

"Мы, не колеблясь, дали "России-88" главный приз.

 

Но после этого к нам пришла целая делегация фестивальной администрации, куда входили крайне уважаемые нами всеми, известные, в достаточной степени отважные люди, и попыталась объяснить нам ситуацию. Они говорили, что в результате звонка из Москвы есть угроза, что будет закрыт сам фестиваль, что может серьезно пострадать администрация города, который оказал и оказывает фестивалю очень большую помощь. И, наконец, последней каплей было, что может очень серьезно пострадать молодой режиссер...

 

Валерий Кичин

 

Я точно знаю, что был какой-то звонок. По крайней мере, в администрации фестиваля мне напрямую сказали: «Да, был звонок, я разговаривал, и была жуткая ярость по поводу этой картины». Квалифицировали ее чуть ли не как фашистскую, что на самом деле значит просто перевернуть все с ног на голову.

 

Но люди, которым позвонили, были в той же ситуации, в какой оказалось жюри. Они ценят картину, насколько я понял, ведь они пригласили ее в конкурс. Наверное, они тоже взвешивали за и против: хотелось бы сохранить фестиваль, он полезный, важный, хотелось бы не причинять вреда городской администрации, хотелось бы не причинять вреда Павлу Бардину.

 

Павлу могли перекрыть кислород, могли сделать его персоной нон грата в нашем кино и в нашей культуре — короче, они могли и, несомненно, могут что-то сделать. Точно так же и с фестивалем: сейчас есть очень удобные механизмы. Денег нет, финансовый кризис — какие фестивали?! Государство ни при чем — просто кому нужно выкрутят руки и денег на фестиваль не окажется...

 

Мы долго в жюри размышляли, долго спорили. Хью Хадсон настаивал на том, чтобы все-таки мы были тверды: надо поддержать талантливого человека и хорошую работу. Тогда состоялся повторный визит к нам, и жюри решило принять во внимание сложившиеся обстоятельства. Мы дали главный приз словацкому фильму «Слепая любовь». Нам не стыдно за этот выбор.

 

Но мы договорились вот о чем: спецприз жюри даем фильму Бардина. Что такое спецприз жюри? Почему-то все средства массовой информации не придают ему значения, а между тем это второй по значению приз, по-своему не менее почетный. Гран-при дается, как правило, картине скорее коммерчески успешной, а более изысканные картины отмечаются специальным призом жюри. Это очень высокая награда. Мы неслучайно вручили этот приз непосредственно перед первым, дав Павлу Бардину такую же денежную премию, какую получает главный призер фестиваля (350 тыс. руб. - ЗИ). Это призы равные по значению, это я хочу подчеркнуть...

 

И Гильдия кинокритиков дала свой приз, чему я очень рад... Правда, вручение приза критиков не было включено в регламент церемонии закрытия фестиваля, по тем же причинам: администрация фестиваля не хотела дразнить власть имущих...

 

Я допускаю, что мы ошиблись; что, может быть, не так страшен черт, как его малюют. Пошумят и улягутся. Но, по-моему, все получилось достаточно правильно, потому что фестиваль, насколько я знаю, будет существовать. А фильм, как видите, замолчать не удается, как это и должно быть".

 

31 марта 2009 Дмитрий Волчек с радио "Свобода", ссылаясь на неназванных блогеров, озвучил предполагаемое авторство "звонка сверху": "Режиссер Павел Бардин советует найти ответ в блогах. Последовав этому совету, узнаем, что звонил зам главы администрации президента России Владислав Сурков президенту фестиваля режиссеру Сергею Соловьеву. Подтверждения этой информации у нас нет".

 

Фото 2005 года

 

Конспирологическая квартира в Москве

 

Сам Бардин в эти дни рассказал Опенспейс об одной странной встрече, которая произошла у него на днях:

 

"Меня через «Новую газету» нашел человек, который представился президентом фонда, который помогает беспризорным детям. Он очень активно стремился к встрече, говорил, что будет спонсировать мой следующий фильм, если он будет о беспризорных.

 

Мы с ним встретились, и мне это очень напомнило конспиративную квартиру.

 

Ни мой предыдущий фильм, ни мой следующий фильм человека не интересовали. Мы разговаривали о разных вещах, в том числе о политике, причем больше говорил он, задавая точечные вопросы.

 

Потом он показал визитку совсем другого фонда или общества, которое связано уже с антитеррором, а не с беспризорными; надавал папок, где были какие-то выдержки из статей или из предвыборных речей, но не было никаких документов.

 

И я понял, что там нет ни одного реального дела в помощь беспризорным детям, а есть лишь какая-то имитация деятельности.

 

Я не берусь описывать весь его поток сознания, но конец беседы был очень примечательным и укрепил меня в убеждении, что я был на конспиративной квартире и общался с сотрудником органов.

 

Он сказал: «Ты знаешь, у меня у Обамы есть человек по культуре, и там вопрос решается очень просто. Он мне говорил: у нас социалистическое государство, пойми, звонишь в Рокфеллер-фонд, и всё — они выдают. Нам главное прийти и вовремя встать с протянутой рукой. Понимаешь, Америка нам поможет. А вообще, если хочешь, я тебе визу сделаю. Очень удобно: на такси раз в аэропорт — и улетел. Подумай!»

 

По-моему, это было то, что называется «пробивон». Я просто не знаю, как на это реагировать. Вообще, это было похоже на комедию, конечно"...

 

Возможно, это был просто аферист. Первые полчаса разговора я думал, что человек нездоров. Потом подумал, что аферист. И только в конце, благодаря этим фразам, которые я знал из литературы 70—80-х годов, я решил, что он все-таки не аферист и не больной".

 

Цензура в прессе

 

Бардин в эти дни сообщал, что знает о трех-четырех случаях отказов государственных или аффилированных с государством СМИ в публикации материалов, связанных с фильмом "Россия-88" и его создателями. Но названий этих СМИ не указывал:

 

"Я ведь с журналистами общаюсь как с бывшими коллегами, а не только как человек, который выдает порциями интервью. И поэтому я знаю, что кто-то из них испугался какого-то шевеления, слухов, ажитации вокруг фильма и сам снял свой материал, но было как минимум три-четыре случая, когда материал снимала редакция.

 

С одной моей знакомой журналисткой мы договорились делать интервью еще до Ханты-Мансийска. Приехали в Москву, она говорит: ты готов? Я говорю, готов, но ты проконсультируйся еще раз, все изменилось в последние три дня — ты когда одобрение получала? Она говорит, неделю назад. Потом она перезванивает на следующий день и говорит: ты прав, у нас история отменяется".

 

Единственный достоверный конкретный случай "запрета" на публикацию в прессе о фильме "Россия-88" описывает журналистка Светлана Рейтер:

 

Светлана Рейтер

 

"Я сотрудничала с журналом "Эксперт" и принесла в этот журнал интервью Евгении Лавут, которое она сделала с тремя людьми — с Павлом Бардиным, режиссером фильма «Россия-88», Анной Михалковой, которая этот фильм продюсировала на финальной стадии и продюсером Александром Шеиным. Я принесла это интервью и заявила его на редколлегии...

 

Евгения Лавут

 

Мне сразу же Валерий Александрович Фадеев (главред "Эксперта" - ЗИ) сказал, что это интервью не подойдет, скорее всего. Во-первых, уже был один материал про фильм Бардина, когда его отобрали на Берлинале, и, поскольку уже была одна статья, то второй раз говорить об этом нечего.

 

Валерий Фадеев

 

И потом, тем не менее, я ему сказала, что в интервью говорят важные вещи и поэтому хорошо бы это интервью поставить. Он сказал: ну давайте посмотрим. Прошло дня три, и в итоге в четверг, когда в «Эксперте» сдается номер, мне позвонил Фадеев и сказал, что интервью никому не нравится, оно не пойдет".

 

В результате Светлана Рейтер, протестуя, публично прервала свое сотрудничество с "Экспертом", написала о произошедшем в "Опенспейс" и рассказала на "Радио Свобода":

 

"Я не работала в журнале «Эксперт» официально. Я там сотрудничала, скажем так, на достаточно приятных условиях. Но мне эти условия потом были не нужны, потому что, как ты можешь работать в журнале, если ты не понимаешь, если тебе не говорят, почему это произошло".

 

Рейтер добавила: "Я знаю три случая, когда эти интервью, сюжеты, грубо говоря, снимались руководством: не надо, давайте подождем, не сейчас. Но никто из журналистов, чьи материалы сняли, не изъявил желание участвовать в этой истории. Мне звонили люди и говорили: ты будешь писать статью про Бардина, вот мы не хотим, чтобы нас там упоминали. Почему — я не знаю. Вероятно, это кризис, вероятно, люди боятся потерять работу".

 

"Открой глаза!" в Петербурге

 

В марте 2009 "Россия-88" будто бы была естественно запланирована к показу на петербургском международном кинофестивале против расизма и ксенофобии "Открой глаза", о чем в последующие годы неоднократно глухо поминал в разных интервью куратор этого фестиваля Евгений Коновалов.

 

 

 

Но показана лента в Питере в тот раз почему-то не была.

 

Зато питерские скинхеды попытались-таки напасть на своих оппонентов-антифашистов после демонстрации французского фильма, но массовую драку удалось предотвратить милиции, прибывшей заранее.

 

Безусловно имевшая место цензурная история с непоказом "России-88" на фестивале "Открой глаза", никогда не предавалась огласке, как и почти все те странности, которые происходили вокруг этого фестиваля в 2009-2011.

 

«Кинотеатр.Doc» в Москве

 

18 апреля 2009 показ "России-88" , который должен был демонстрироваться в рамках фестиваля «Кинотеатр.Doc», был отменен в московском кинотеатре "Ролан". Перед сеансом, который должен был начаться в 19.30, зрителям заявили, что будет показан другой фильм.

 

Как рассказала Опенспейс журналист Ксения Прилепская, незадолго до начала сеанса у кинотеатра появился автобус с ОМОНом. Тем, кто пришел на фильм "Россия-88", в кассе говорили, что он заменен французской комедией "Я всегда хотел быть гангстером". В качестве официальной причины сотрудники "Ролана" называли отсутствие копии фильма.

 

По словам Бардина, у него была информация о возможных провокациях скинхедов во время показа, однако, по мнению режиссера, это не повод отменять демонстрацию картины. "Я общался с представителями разных силовых структур — ГУВД, ФСБ, местной милиции, ОМОНа, но они не запрещали, — заявил Павел Бардин, — По их версии, якобы готовится провокация неонацистов. Они были настроены очень благожелательно, беседа проходили в теплой, дружественной обстановке".

 

При этом в другом месте Бардин заметил, что "автобус ОМОНа уехал с места событий раньше предполагаемого конца сеанса, что выглядит странно в свете декларируемого желания оградить граждан от возможных посягательств бритоголовых".

 

Между тем, как написала в своем блоге руководитель клуба региональной журналистики Ирина Ясина со ссылкой на Бадрина, "люди в штатском сообщили, что кто-то звонил из мэрии и во избежание инцидентов перед Пасхой и днем рождения Гитлера фильм решили не показывать".

 

«На самом деле, никто ничего не запрещал, никакого официального отказа не было», — пояснил «Российской газете» Бардин. — «По моей информации, руководство «Ролана» перед сеансом навестили некие люди, которые рекомендовали «подумать, стоит ли показывать такое кино».

 

Позже появилась информация, что формальным поводом стало отсутствие договора с фестивалем «Кинотеатр.Doc». Представитель оргкомитета фестиваля «Кинотеатр.Doc» Михаил Синев отметил, что фестиваль действительно не имел подобного договора на момент сеанса, однако отсутствие подобного соглашения не помешало кинотеатру, например, показывать фильмы международной программы фестиваля.

 

Синев отметил, что оргкомитет не будет выступать ни с какими официальными заявлениями по этому поводу, и приложит все усилия, чтобы показать фильм пусть не в рамках фестиваля, но под эгидой проекта.

Преследуемые

Обвинители

Защитники

Источники

  • Радио Свобода: У "России-88" новые трудности
  • Политграмота: Трофеи Центра «Э»
  • Ходатайство о конфискации фильма "Россия-88" из гражданского оборота. Документ
  • Радио Свобода: "Россия-88" вышла в люди
  • 5 канал: "Россия-88": кто запрещает антифашистский фильм?
  • ВВС: Фильм "Россия 88" еще раз проверят на экстремизм
  • РИА Новости: Экспертиза выявила в фильме "Россия 88" признаки экстремизма
  • Заключение Самарского районного суда о прекращении производства по делу фильма "Россия-88"
  • Радио Свобода: Рассказ о нацистах приравняли к экстремизму
  • Авторы о фильме "Россия-88"
  • «Заключения лингвистического исследования» материалов фильма Россия 88. Документ
  • РГ, Павел Бардин: Официально показ фильма «Россия-88» никто не запрещал
  • Грани ру: Власти запретили показ антифашистского фильма
  • Радио Свобода, Дмитрий Волчек: «Позвоночные» методы управления киноискусством
  • Радио Свобода: Фильм «Россия-88» вызвал недовольство в Кремле
  • Опенспейс: Что происходит с «Россией-88»?
  • Опенспейс, Светлана Рейтер: История одного интервью
  • РГ: Турандот в крови
  • Дни ру: В Берлин из России привезли опасный фильм
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com