запрещенное

искусство

18+

16.09.2006, Запрещенное искусство

2006. Искусство или смерть 20 лет спустя. Ростов-на-Дону

 

Коротко


Выставка "Искусство или смерть. 20 лет спустя" прошла в "Музее современных искусств на Дмитровской" в Ростове-на-Дону в 2006. Она включала в себя новые работы наиболее известных художников товарищества "Искусство или смерть", существовавшего в Ростове-на-Дону и Москве в к.1980-х - н.1990-х, - Валерия Кошлякова, Александра Сигутина, Авдея Тер-Оганьяна и Юрия Шабельникова.

 

Вскоре после открытия выставки из экспозиции, по требованию Ростовской епархии РПЦ, были изъяты четыре работы Александра Сигутина/Владимира Анзельма из серии "ЖЗЛ", показавшиеся церковникам оскорбительными.

 

На Александра Сигутина также было совершено физическое нападение со стороны бывшего коллеги - ростовского художника Богданова, который пришел на встречу с Сигутиным под видом журналиста некоего телеканала. Воцерквившийся в последние годы Богданов до этого предлагал Сигутину в надписи, сделанной в книге отзывов, сыграть в "русскую рулетку", утверждая, что Бог хранит именно его.

 

Подробности

 

Выставка открылась 16 сентября 2006 в недавно созданном Музее современных искусств на Дмитровской, первой площадке Ростове-на-Дону, ориентированной именно на contemporary art.

 

 

Идея проведения выставки именно этих, известных в Ростове с 1990-х, "художников-скандалистов", принадлежала владельцу музея Вячеславу Давыденко. Куратором, критиком и составителем каталога выступила директор музея по научной части, искусствовед Светлана Крузе (ныне - директор Ростовского государственного музея изобразительных искусств), коротко знавшая фигурантов выставки в юности.

 

Как позже расскажет в "Аргументах недели" Наталья Каданская, "Многих посетителей выставки, называющих себя православными, почему-то скандализировали картины Александра Сигутина, обращающегося к религиозной тематике. Поток верующих ежедневно увеличивался: каждому хотелось лично посмотреть на бесовские полотна и оскорбиться. Кроме рядовых возмущающихся посетителей, приходили несколько человек «из епархии» с требованием снять картины. Правда, никто из них представляться не захотел. Угрожали судебным разбирательством, казаками с нагайками и погромом выставки. Такого агрессивного давления на музей его сотрудники не припомнят".

 

Жалобы на выставку поступили и в администрацию области. Из-за этого музей посетил зам. вице-губернатора по социальным вопросам Виталий Брежнев, но не нашел в ней ничего крамольного.

 

12 октября 2006 с просьбой к Александру Сигутину об интервью обратилось ростовское представительство Ren-TV. Встреча произошла на выставке. Во время интервью на Сигутина с кулаками напал человек, пришедший вместе со съемочной группой. При этом оператор снимал потасовку на камеру.

 

Как выяснилось позже, съемки производились не группой Ren-TV, а телекомпанией ростовской епархии "Дон православный", во главе которой стоял благочинный Ростовского округа отец Иоанн (Осяк). Нападавшим оказался местный житель Сергей Богданов, бывший художник, ныне - православный верующий. "В свое время, кстати, он не был принят в товарищество "Искусство или смерть", - пишет Наталья Каданская. Ранее Богданов через журнал отзывов о выставке, предложил художникам, своим старым коллегам и знакомцам, сыграть с ним в "русскую рулетку", выражая уверенность, что Бог спасет именно его.

 

Через день у Сигутина в Москве открывалась персональная выставка, поэтому он уехал из Ростова, сообщив, что не хочет раздувать скандала вокруг этого происшествия.

 

"На следующий день после нападения в музей стали стучаться агрессивно настроенные люди, - рассказала Светлана Крузе. - Был выходной, я одна работала в офисе, потому даже побоялась открыть дверь. Но атаки продолжились. Вскоре пришел мужчина, представился служителем епархии и сказал, что у нас пять дней на раздумье, иначе пожалеем".

 

Епархия требовала снять целый ряд экспонатов выставки. Музей изъял из экспозиции четыре работы Сигутина/Анзельма,  документальный фильм о художниках и  видео Тер-Оганьяна. На месте каждого снятого экспоната была повешена табличка "Работа снята по требованию епархии". Отец Никодим требовал заменить слова "по требованию" на слова "по просьбе", однако, музей с этим не согласился.

 

Общественность, обратившаяся в те же дни к руководству музея с просьбой вернуть работы в экспозицию, успеха не имела. "В личной беседе Светлана Крузе ответила нам, что не может взять на себя ответственность за сохранность работ, в случае их повреждения музею пришлось бы выплатить немалую сумму художникам. Светлана не драматизировала ситуацию, понимала её реалистично, и возможность физического погрома выставки действительно существовала", - сообщила "Неизвестному Ростову" Гета Крашеница. - В Ростове мало людей, которым была понятна и небезразлична данная социокультурная проблематика. Собирая подписи в защиту выставки, я столкнулась с тем, что большинство ростовчан, к которым я обращалась, признавались, что они «верующие» в том или ином смысле этого слова и не хотели противопоставлять собственное мнение мнению РПЦ , признавались, что представленные на выставке работы им непонятны, современное искусство неблизко. В конце концов нам удалось собрать не более 15-20 подписей, причём люди просили существенно изменить текст, убрать все критические высказывания в адрес РПЦ, в результате чего текст письма получился стерильным и бестолковым, а вся инициатива – бессмысленной в практическом отношении, музей не мог выполнить нашу просьбу и был беззащитен перед угрозами со стороны организованных членов православной общины, имея в штате одну-единственную пожилую женщину в качестве смотрителя".

 

Несмотря на то, что работы были сняты, 27 октября 2006 Иоанн Осяк заявило том, что епархия готовится принять еще некие "меры" против музея и выставки, наподобие тех, что предприняли мусульмане против карикатур на пророка: "Ко мне идут прихожане, требуют принять меры. Вот я сейчас посмотрел сюжет, отснятый нашей телекомпанией… Нет, бить художника они не пытались, ерунда! Просто у одного из них возник такой эмоциональный порыв. Выставка ужасна. У нас же есть знаменитые иконописцы, а это зачем? Самих икон нет, они замалеваны — это глумление над иконой. Если бы это было в частном доме — ну бог им судья, но тут — на дверях же висит реклама. На черном плакате написано: «Искусство или смерть». Это же сатанизм какой-то! Ему хочется так рисовать? Ну а Чикатило хотелось убивать людей. Так что ж, позволять? Этот художник затрагивает не меня, а мою религию. Вот мусульмане — появилась карикатура на пророка, так они жестко реагировали. А мы что, сидеть должны? Реакция будет».

 

Однако, никаких мер за этим заявлением не последовало.

 

Реакция местной прессы на цензуру и нападение на художника была сдержанной. Публикации в "Городе N" и "Аргументах недели" имели либерально-правозащитный характер. Содержательный и доброжелательный репортаж о выставке сделал радиожурналист Александр Пхида. Ростовское представительство газеты "Труд" выступило с бульварной критикой музея и выставки.

 

Ростовские блогеры откликнулись на скандал всего двумя репликами. Поэт и фотограф Александр Роданский и рокер Валерий Посиделов писали о происшествии в свойственном этому консервативному региону тоне презрения к современному искусству и выражали готовность вести споры о культуре с помощью рукоприкладства.

 

Наиболее содержательная дискуссия вокруг выставки развернулась в блоге одного из ее участников - Авдея Тер-Оганьяна. Авдей откомментировал запрещенные работы: "Сигутин, насколько я знаю, никакой не атеист. Его работа, ни эта, ни другие, не создавались с целью "пропаганды атеистического мировоззрения". Эпатаж также никогда не был стратегией Сигутина. Работы с иконами я предлагаю понимать как аллюзию на "Флаг" Джаспера Джонса, который был выбран в качестве ничего не значащего банализированного знака. Используя сетку рисунка американского флага, Джаспер Джонс отказывается от "высказывания" в живописи. Каждый художник, рисуя даже абстракцию, все равно что-то сообщает своим рисунком, который имеет уникальную неповторимую форму и всегда может рассматриваться, как самовыражение и творчество. Джаспер Джонс делает принципиальный шаг в сторону минимализма, занимаясь живописью ничего не рисуя, но раскрашивая, бесконечно варьируя одну и ту же форму флага.
Сигутин говорит о другом, не о живописи. Он отвечает на вопрос: "Что может выступить в современной российской ситуации в качестве "пустого знака"?". Ответ - икона.
Эту работу, как и все работы Саши Сигутина, необходимо рассматривать как концептуалисткие. Концептуализм никогда ничего не утверждает, но только демонстрирует. Манипулируя с контекстами, концептуализм показывает предмет или какую-нибудь мыслеформу с другой точки зрения. Шкловский называл этот прием "остранением".
Сигутин не борется, Сигутин исследует.
Современное искусство - это борьба с риторикой, художественным пиздежом, который, независимо от содержания, воспринимается людьми в качестве "правды" из-за мастерства красноречия.
Современное искусство никогда ничего не "говорило". Его задача не говорить, его задача - учится понимать".

 

***

 

Снятие работ Сигутина-Анзельма и нападение на Сигутина были первым и последним подобным случаем в Ростове-на-Дону. В последующие пять лет ни один ростовский музей или галерея не выставляли никаких работ, связанных с художественными рефлексиями на тему православия.

 

ЗАПРЕЩЕННЫЕ РАБОТЫ

 

Александр Сигутин и Владимир Анзельм. Из серии "ЖЗЛ"

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Текст в каталоге выставки

 

"Искусство или смерть" или искусство после смерти


Зарождение товарищества "Искусство или смерть" некоторые критики необоснованно относят к 1988 году. Однако, первая официальная выставка художников, вошедших в него, состоялась весной 1987 года в ДК таганрогского завода "Прибой". Возможно, в память о той однодневной выставке, год назад в Ростове-на-Дону была организована выставка одного дня - "Братский, 23". Прошедшая выставка заставила до боли почувствовать ностальгию по более яркому, ниспровергающему авторитеты андеграунду, существовавшему почти 20 лет назад.

 

Это было уникальным событием в жизни донской столицы конца 80-х. И сейчас не является столь важным - знали ли, ростовские художники, организовавшие одну из своих первых акций в туалете, об идентичной, но давней выставке дадаистов в Берлине.

 

Если обернуться назад, эхо яростных споров, теоретических дискуссий, а то и скандалов периода 80-х сопровождало любое выступление товарищества "Искусство или смерть", будь то символические знаки протеста в виде выставки в платном туалете на Газетном, экспозиции в выставочном зале на Береговой или другие эпатажные проекты.

 

Прошло не так много времени. Однако, сейчас не всё так ясно и просто, как двадцать лет назад. Сегодня радикальность андеграунда, его эстетика, весьма быстро масс-медиализируются. Современный артрынок нивелирует любое качество и пожирает изнутри любую индивидуальность, отодвигает на второй план любую творческую деятельность. Набили оскомину, но, тем не менее, остаются актуальными вопросы " Что означает современное искусство? Имеют ли какой-то смысл старые эстетические понятия, которыми мы привыкли обозначать сущность искусства? И, не утрачено ли само культурное равновесие в определении границ и признаков современного искусства?"

 

Современные художники в попытке преодолеть обозначенные границы искусства, прорваться к трансцендентному, к тому, что находится вне языка, культуры, текста, раздвигают эти границы на необычайную ширину. Искусство XX-XXI веков умирает в классическом понимании, проделав огромный путь от беспредметных композиций Кандинского и "Черного квадрата Малевича до перформансов, хепеннингов и т.д. В результате, произведение как конструкт утратило свою ценность, на первый план выдвигается идея-концепция, оторванная от материального воплощения. "Уже давно материалы перестали быть предметом спора и искусства. В настоящее время художник справедливо полагает, что может создавать работу из чего угодно. Для зрителей художественные материалы важны, так как их присутствие, согласно традиции, отмечало место эстетической реакции. Художественные материалы определяли для зрителя местонахождение произведения. "Искусство редко зависит от своих материалов. Можно даже подозревать, что настоящие картины, написанные масляными красками, не обеспечивают эстетического впечатления",- пишут Эми Голдин и Роберт Кушнер.

 

В какой-то момент художники товарищества ощутили исчерпанность тем и им захотелось бежать прочь от поверхности холста, "оторвать живопись" от плоскости картины.

 

Талантливый живописец Валерий Кошляков после ряда экспериментов пришел к индивидуальной манере живописи, заключенной в небрежно-текучем движении краски на картонной поверхности фрески. Однако, традиционные материалы не в состоянии вместить всего впечатления от грандиозных образов прошлого. Величественные архитектурные образы находят воплощение в различных материалах и поверхностях - в разорванном картоне, фотообоях, на обугленных стенах покидаемой галереи, фасадах домов, ломающихся строительных лесах. Специфика его творчества - в смещении традиционного визуального контекста, проявляемого в превращении реального мира в искусственный, и наоборот. Воспринимая искусство как "иконический знак", Кошляков создаёт свои "иконосы , воплощая их в железе, пластике. И если иконосы - это символы незыблемости обыденного, то его архитектурные фантазии, выполненные из тленных материалов - скотча, картона символизируют хрупкую вечность.

 

Обновление художественного языка в работе с религиозной темой и фиксация её трансформации в современном пространстве лежит в основе многих работ Авдея Тер-Оганьяна и Александра Сигутина. Несмотря на различное отношение к религиозной теме, современные авторы обживают контекст христианской культуры и потому, так или иначе, используют, принимают или, напротив, отвергают оформленные христианством нравственные категории и императивы.

 

Пытаясь проникнуть за "материальную оболочку мира" (по Бердяеву) Александр Сигутин, в основном, конструирует новые смысловые прочтения знаков духовной культуры, аппелируя к иконе как к культурному знаку и символу. В работах, представленных на выставке, автор погружает текст как икону в городскую среду, вводя его, таким образом, в современный контекст. ("Десять заповедей", 1994 г.) Икона понимается художником в арт-процессе не в религиозном, а в более широком, семиотическом, смысле.

 

Искусство, не вмещающееся ни в какие, пространственные или моральные границы, соответствует стилю Авдея Тер-Оганьяна, "Воинствующего безбожника", как называют многие находящегося в изгнании Авдея, занимает, прежде всего, разрушение традиционных ценностей. Однако, лишь немногие поняли акцию рубки ширпотребных икон как критику авангардного иконоборчества 20-30-х. Но, если в ранних работах художник не замыкает рефлексивную агрессию на себя, то позже - Тер-Оганьян сам является реципиентом собственной агрессии, работая со своим телом, своей биографией, своим физическим и психическим состоянием. Один из примеров - перформанс "В сторону объекта", во время которого на полу галереи Трёхпрудного лежало тело пьяного Авдея Тер-Оганьяна. Автор, экспериментирующий с различными этическими ситуациями, показывает, что все может быть аналогом холста, включая человеческое тело, которое становится, в итоге, абсолютным объектом, с помощью которого возможно попытаться достичь предельных границ.

 

Эксплуатируя окружающую естественную среду, насильно внедряя её в произведения искусства, Юрий Шабельникова развивает тему тотальной плотоядности в культуре. Инсталляция художника "Мавзолей" - рефлексия на тему смерти в искусстве. Художественное произведение, прежде всего, в традиционном искусстве стремится к завершенности, так как одна из определяющих характеристик классической композиции - невозможность отнять или добавить что-либо к уже созданному. С одной стороны - что может быть завершеннее смерти? С другой - скоропортящиеся материалы демонстрируют бренность человеческой жизни и недолговечность современного искусства, больше не претендующего на вечность. Именно поэтому, на мой взгляд, Юрий Шабельников презентует работы в очень податливый, восприимчивый материал, словно бы предназначенный для воплощения идеи преходящего, текучего времени. Торт, испеченный в виде мумии Ленина, отсылает нас к известной цитате Базена: "Психоанализ пластических искусств мог бы рассматривать практику мумифицирования как основополагающий факт их генезиса" /Базен А. Онтология фотографического образа / Таким образом, привычное истолкование "вечного" искусства, как борьбы со временем, с быстротечностью жизни приобретает иной смысл.

 

Почти двадцать лет - время итогов. Следует задать вопрос: "Обретает ли современное искусство те ритуальные черты, которыми было отмечено его начало, применим ли сегодня классический тезис Гегеля о смерти искусства? Насколько оправдано заявление о том, что автор рождается вместе с текстом и после его завершения просто обязан умереть? "Ушли в мир иной члены "Искусство или смерть" - Сергей Тимофеев, Николай Константинов... Нужно ли было провозгласить их мертвыми, чтобы заново оценить созданные ими произведения, сохранить дистанцию между автором и его творением?

 

Анализируя творческий путь группы "Искусство или смерть", приходишь к выводу, что все периоды творчества художников объединяет одно – стремление расширить границы искусства, исследовать его пограничные состояния. Пограничная ситуация" - основная категория для экзистенциального начала в искусстве XXI века. Границы искусства раздвинулись до такой степени, что весьма неопределенна, размыта грань между эпатажем и экспериментированием, между эстетическим и внеэстетическим, прекрасным и безобразным, искусством и неискусством.

 

Представленные авторы не претендуют на "универсальную переделку сознания людей"; не производят готовых формул и не дают определенных знаний, они позволяют себе делать парадоксальные жесты, показывая, что их задача в ином: спровоцировать поиск, создать новый опыт, самодостаточный артефакт, воплощенный в закодированном художественном образе, несущем эстетическую информацию и проявленный в социальном сознании в качестве знака. При этом, следует отметить, что любая однозначная нравственная оценка здесь условна. Что касается данной статьи она, несомненно, является не анализом состояния современного искусства, а очередной констатацией неумолимого расширения поля искусства и демаркирования его границ.

 

Светлана Крузе


 

Записи в Книге отзывов выставки:

 

1. Авдею и Компании

Концепт соединяет автора с «читателем образов» - переводит с языка на язык. Автор «снаружи меня» становится автором «внутри» - но уже «себя-меня» автором. Концепт – не сурдоперевод, а глубокая попытка затронуть нас, поднявшись из подземелий переулка Газетный.
Миры внутри – становятся снаружи,
И нет брони, чтобы себя оборонить.
За новую историю искусств
Сегодня поднимаю тост.

В.И. (художник «дядя Володя) 16.09.2006
P.S. Привет от Вали Кошельникова.



2. Современное искусство – это прежде всего Искусство! не забывайте! 16.09.2006


3. Очень понравились работы А.Сигутина и В.Анзельма, совместно написанные, и Валерия Кошлякова «Арка Трояна».
Просто супер! Живо, характерно, очень индивидуально. 16.09.06


4. Фиолетовое безумие!!!


5. Грибочек смешной.


6. Начало осмотра – 17.30.
Осмотр окончил – 18.00. 16.09.06 (Подпись)


7. 17.50 Звонок из Парижа – Шабельников, у него персональная выставка в галерее «OREL» на rue Bobut, напротив центра Помпиду.


8. Выставка замечательная, но я ее не досмотрела, потому что у вас нет туалета!!! Учтите, пожалуйста это в следующий раз. =)


9. Автор предыдущего поста прав. И про выставку и про туалет тоже. =) Все равно СПАСИБО. =)


10. Спасибо вам за то, что вы делаете…


11. Спасибо за выставку! Хоть мала, но впечатляет. (Подпись)


12. Современное искусство все более и более шокирует.


13. Оригинальна техника Кошлякова. 17.09.06


14. Интересно познакомиться с неординарными произведениями. Спасибо за выставку. (Подпись) 17.09.06


15. Необычно, но интересно. 17.09.06 (Подпись)


16. …бежать прочь от поверхности холста…
…оторвать живопись от плоскости картины… ; )
Хорошая идея. 17.09.2006


17. Очень сильно разгоняет кровь! Здорово. Хочется в ответ наговорить гадостей. Вместе, наверное, очень интересно, но, кажется, скучно будет по отдельности. (Подпись)


18. «Искусство или смерть»… Под впечатлением: наверное - смерть оного, потому как показ, пардон, попы в красных трусах и другого - искусством не считаю. И я не верю, что Афродита до конца превратилась в пучеглазое чудовище. Искусство – это красота, мы это чувствуем, и это не характеризуется словом «прикольно». Пантикапейская!


19. «Искусство или смерть». Иногда завораживает своей красотой… Но иногда кажется настоящей ахинеей… Может это просто от непонимания, не знаю, но называть несколько непонятных мазков краской «Рекой»?... хмм… По-моему, только человек, который не вполне нормально видит реальность, может назвать это рекой. И так как каждый сходит с ума по своему, что-либо понять там сможет только сам автор. Эмоции… Подсознательные движения рукой с кистью… В общем, если развивать дальше, у меня получится ахинея не меньшая. А что касается pop-arta… хмм… тут ничего не могу сказать, не мое направление.
Зайду еще разок на следующих выходных. Переосмыслю… Но все же, если отзыв одним словом – «интересно». …хех… Хочется добавить что-то еще… Ну, да ладно… 17.09.06 t.e.e.f.


20. Die Ausstellung ist einfach toll, zwar bissi wenig, aber sonst… modern art – macht’s moglich. 17.09.06 M


21. Это всё ЖУТКО! ЖУТКО ИНТЕРЕСНО! Возможно, сейчас это более актуально, чем раньше, так как сейчас жизнь абсолютно не ценится! (Будущий архитектор)


22. Удивительно!!! Как за 20 лет обмельчали наши любимые «авангардисты»!!!??? Наверное, это отражение пустоты «нашего времени» - искусство превратилось в «смерть», а мастерство - в ремесло!!!
Жаль! Жаль, что с известностью пришел упадок. 20 лет назад они были сами собой, нинакого не похожи, а сейчас – это избитость в угоду нынешней культуре и времени!
P.S. Большой привет Валере Кошлякову от его первой покупательницы картин в 1988-1990-х годах архитектора Татьяны Зобак. 20.09.2006 (Подпись)


23. Не все то художник, что (???) рисует… Например, это можно назвать homo obiknovenius. Гениально?! Правда? А непонятного (чего?)… Да просто непонятного чего и вида тоже тела (если не сказать – овощи), возделывающие гниющее зерно в почве (или из почвы) пустоты… М-м-м… Пора бы умыться, побриться, нормально (да! нормально! знаю, как вас «убирает» это слово, ненормальные вы мои) одеться и … Хотя … Делайте, как знаете … Я вам не критик и не советчик, я простой … Про-стой! Вам же приставка – от... Делайте с ней, что хотите! Но!!! Помните …
Нет! Вот так!
P.S. Память пишущего
на холсте ЛИ,
на бумаге ЛИ,
на пыли ЛИ,
в пустоте ЛИ
да хранит всегда
мечту о МОНЕТЕ.
Продажи! Вот что решает
всё и вся!

А Ленин восхитительный, дальше него можно и не ходить!

Антон Константинович Соловьев
(единственный гений, не верящий в собственную красоту!!!)

20.09.2006 года


24. Безумно интересно, шокирующе, завораживающе… Скотч FOREVER!


25. Искусство как выражение взгляда на мир, как пища для размышлений… Спасибо за неожиданные впечатления!


26. Единицы работ впечатляют, большинство же – не понято или понято превратно. По-моему, много кощунства и что-то откуда-то списано. А где свое видение?


27. Хочется выразить благодарность организаторам подобных выставок за то, что они помогают людям выйти из серой повседневности. Спасибо!


28. 21.09.06 Придём ещё! Многое понравилось! Дайте сообразить … ! (Подпись)


29. Привет Сигутину от Харченко Сергея!


30. Мало картин. (Подпись)


31. Жаль, мало работ, будем ждать большого. Огромное спасибо …


32. Школьницы. Нам очень понравилась выставка великолепных картин. (2 подписи)


33. 22.09.06 Не обычно. Отличное фото и видео тоже. РААИ


34. 22.09.06 Удовлетворены! Жалко пришли трезвые. Раста – привет Ленину! Алиса и Анжелика Психоделические.


35. Понравилось видео и некоторые работы. Но нужно приходить под градусом: на трезвую голову сложно воспринимать. Некоторые моменты не очень доступны для моего понимания, однако я думаю, что со временем и оно прийдёт. 23.09.06 Мыслитель. (Подпись)


36. Очень понравилось, жалко мало! Спасибо.


37. !КЛАСС 23.09.06 (Подпись)


38. ЭТО УЖАС! Студенты РГПУ.


39. Жаль, не было работ Васи Слепченко, да и других. Сигутин, это что, ты теперь так понимаешь концептуализм? Позвони мне 2624517. НЭП 23.09.06


40. «Художники», к вам обращаюсь (к богохульникам) Тер.О. и др. вы хулите Бога, икону и всё святое чем живёте и дышите, красота, это одно, а оскорбление это другое но будучи сявками бросаетесь такими словами как смерть, (искусство или смерть) Вот и проверим: предлагаю русскую рулетку любому из вас во имя Господа Иисуса Христа. За все это, что вы делали в Москве (рубили иконы) молитесь искусству, а я Господу и посмотрим кто останется прав
Богданов Сергей Юрьевич в недавнем прошлом художник 89055173783


41. Спасибо. Xfщся щи … кк


42. Мы специально приехали к вам на выставку из дружественного города Краснодара, всё очень хорошо. СПАСИБО! Приедем ещё! 30.09.2006

43. Ужас! Кошмар!
Куда мы тянемся! Мы живем в 21 в. У нас культура должна быть иная! Я расстроена, что увидела здесь! 24.09.06 (Подпись)


44. В этом есть какой-то смысл, но одновременно нет вообще ничего. Пустота. Ничтожность. Умеет ли художник абстрактно думать. Нельзя быть художником, извращая иконы, и произведения живописи. Ты не чмо. 24.09.06 Орхан


45. Идея раздвинуть границы шаблонов восприятия не нова. Перед нами один из вариантов таких попыток. Интересно, но очень маленькая экспозиция. Посмотреть бы ещё что-нибудь. И не на мониторе.
Пожелание организаторам выставки: могу выставить свои работы, отчасти в таком же духе. Автор афорифмов – Дмитрий Штепа. 2527220 29.09.06 (Подпись)


46. Понравились работы из скотча. А вообще не судите и не судимы будете. Не надо слушать вас осуждающих. Поклонница работ авторов таких, как Леонардо да Винчи. Если бы в наше время таких, как он.


47. 29.09.06 Выставка понравилась, поразила необычностью, безумством. Интересны взгляды художников на мир.
Жаль, мало работ.


48. Смерть и религия – это две вещи, которые всегда продаются с руками, так держать! (Подпись)


49. Выставка интересная, жаль только, что картин мало. А еще было бы прикольно, если бы перед каждым экраном лежало много подушек, чтобы можно было сидеть, как дома, и наслаждаться просмотром. Скотч forever! Сегодня же дома сделаю маленького красного коня из него! А насчет так называемого богохульства … Лично я его здесь не увидела, так что будьте либеральней, товарищи! Я думаю, Ленин оценил бы себя в виде торта! LOL ) В общем, нам понравилось! Маша&Маша


50. Я побывал здесь впервые, но чувствую, что обязательно прийду на следующую выставку. Было бы замечательно, если бы организаторы рассылали приглашения на новые выставки на e-mail. beeaatch@mail.ru, pellguin@mail.ru


51. К сожалению, нам не удалось посмотреть все картины, представленные организаторами. Не могу сказать, что выставка произвела на меня яркое впечатление, но я ее безусловно запомню, потому что она очень необычная. Мне больше всего понравилась «картина» «Апокалипсис сегодня», а больше всего не понравился Ленин. Юля.


52. Каждая выставка здесь дает быть мысли о приходе в следующий раз. Всегда очень интересно. Может, не всегда точно понятно, но это – искусство, его умом понять нельзя. Всё то, что здесь, - повод искать то, чем можно понять это все. Вся я жду следующий раз. Таня.


53. Это странно … Могло быть и лучше, но есть и приличные вещи, «Апокалипсис», например … Silence 29.09.06


54. «Искусство или смерть?» Судя по тому, что я увидела, это, скорее всего, смерть искусства! Омерзительно! Но в то же время, выставка не оставляет никого равнодушными, а это уже что-то значит. Может быть, именно в этой мерзости заключён смысл бытия … Настя 30.09.06


55. Очень понравилось!!! Именно не представленное в зале, а то, что люди могли бы общаться не только на языке слов, но и с помощью мазни! И это может каждый! Так почему никто ничего не делает!?!
P.S. Ленин – тоже хорош гусь!

Игорь, 32 декабря


56. Очень интересно и поучительно. Юля 30.09.06



57. Спасибо вам, ребята из Ростова,
Пусть дальше будет вам фартово!

Вулкаши (вулканологи) с Камчатки 01.10.06


58. Искусство и красота спасут мир. 01.10.2006 (Подпись)


59. Спасем искусство?! 01.10.06 (Подпись)


60. Спасибо вам! Хотелось бы посмотреть больше картин. 01.10.06


61. Большое спасибо. Тема «Наши в Москве» - следующая тема для выставки. 01.10.06 (Подпись)


62. Спасибо – о, теперь закономерно продолжить – и провести «Сексуальная контрреволюция 15 лет спустя». 01.10.06 (Подпись)


63. Понравилось, но не все. Кошляков: античная фигура из двух половинок просто супер, если бы только не коричневое пятно слева вверху. Ленин – просто супер-идея. Ешьте, люди, историю, обгладывайте её яркие стороны. Ура! Побольше бы экспонатов и поменьше бы людей, которые не понимают это искусство. Не суйтесь сюда, вы не понимаете! 04.10.06 (Подпись)


64. Спасибо! Очень понравилось! Валерий Кошляков, так держать! 04.10.06 (Подпись)


65. Интересно и необычно. Раскрываются границы привычного, обыденное превращается в нечто неповторимое и ведущее в мир совсем иной, глубокий и задумчивый … По моему мнению каждый человек талантлив, но не каждый имеет смелость заявить об этом, либо раскрывается не полностью, как бы обманывает себя и окружающих. Именно здесь, на этой выставке, художник открыт и искренен!!! Спасибо!!! 04.10.2006 (Подпись)


66. Выставка очень интересна! Такой вид искусства даже заинтересовал : ) Появилось много новых идей. Спасибо!!! : ) Молодцы, ребята, не первый раз впечатляюсь выставками современного искусства! Не прощаюсь! ХГФ (Подпись)


67. Выставка вселяет надежду и уверенность в бессмертии искусства, «There are more things … » (Shakespear)
Мир никуда не катится, он становится глубже! Я рада, хотя и не всё поняла. ХГФ Вероника И.


68. Спасибо, что даете нам прикоснуться к миру искусства. Каждый на этой выставке найдет что-то своё! Мне очень понравилась выставка тем, что позволила приоткрыть завесу тайны жизни художников, наполнила душу новыми впечатлениями и позволила открыть еще одну дверцу на пути к познанию жизни и поиску себя. 05.10.06 (Подпись)


69. Всё гениальное просто! =) 05.10.06 (4 подписи)


70. Спасибо за выставку, что есть в нашем родном городе. 05.10.06 (Подпись)


71. ИМХО Раздельно работы смотрятся странновато, но вот как часть каких-либо перформенсов смотрелись бы великолепно. В зале очень недоставало фоновой музыки, музыкального ландшафта. (Подпись)


72. Выставка оставляет противоречивые чувства и впечатления… Но многое проясняет статья С.В. Крузе. Она расставляет многое на свои места, комментирует историю создания этой выставки. Если бы посетители этой выставки внимательно прочитали комментарии, то многие страсти вокруг неё улеглись бы и успокоились. 05.10.06 (Подпись)


73. Спасибо за выставку! Побольше экспонатов и искусства г. Ростову-на-Дону. Студенты 1 курса РГПИ.


74. Выставка очень понравилась! Спасибо! Ваганов Сергей 06.10.06


75. Спасибо за выставку! Узнали много нового. Хотя многие вещи очень спорны. Студенты и преподаватели ШФ ЮРГИ г. Шахты


76. Очень и очень, интересно. Спасибо. 06.10.06 (Подпись)


77. Выставка вызвала много неоднозначных чувств. Очень смело и необычно. 06.10.06 (Подпись)


78. Спасибо. Очень доброжелательные женщины работают на выставке, представляют к просмотру фильмы, знакомящие с художниками, отвечают на вопросы. Так как некоторые работы убраны с просмотра, можно увидеть их в фильме Л.Сурковой. Для меня эта выставка дала информацию о развитии творчества наших земляков, их поисках в искусстве и воплощении в работах. Это здорово. 06.10.06 (Подпись, учитель с.ш. № 95)


79. Мнение епархии интересно. А мне не нравится вид трупа на кресте… Что ж… пойду церкви закрывать… 06.10.06


80. Отличная выставка. Очень жалко, что в Ростове художественная жизнь регламентируется епархией. Подписи. 07.10.06


81. – Ну, как вам? – спрашивает женщина меня. А я вот ещё не знаю… Я – Оксана Гладышева.


82. Выставка очень красивая. Побольше таких выставках о таких замечательных людей. 07.10.06 (Подпись) «Незнакомка»


83. Дорогой Авдей! Я тебя люблю! Ромек


84. Ничего не увидела, поскольку картины «экспроприированы» епархией, но очень хочу. achina@inbox.ru Буду рада оценить визуально. До чего больно со слов Ромека. Целую. Ачина А.В. 08.10.06


85. Не могу себя назвать знатоком авангардного искусства, но считаю значение творчества товарищества несколько переоцененным, подтверждение тому - «русский авнгардист» (кажется, Ларионов), который приехал в Германию, где мало запретов, и там сгинул. И еще одна крамольная мысль: вывески «Картина снята по требованию епархии» - уж не PR ли это? А в целом идея мне нравится, особенно предыдущая выставка Энди Уорхолла. Продолжение следует? Бузаева О.Ю


86. Ребята – чудо. Валера Кошляков – гений всех времён и народов. Жаль, что сняли Авдюшино видео. Очень прикоснуться хотелось – чай, столько мы не виделись.
Спасибо сотрудникам выставки – чудесные люди!!!
Но когда же, наконец, наступит в нашем несчастном государстве свобода – хотя бы свобода посмотреть?!! Колесникова Анна
P.S. Привет Авдюше! Мы тебя любим!


87. Крайне признателен организаторам музея, его персоналу за увиденное. Ваша работа нужна была бы и в столице, а у нас в провинции – вдвойне.
Возмущает тот факт, что некие личности выступают как третьи секретари заштатных райкомов во время оно. Какое право имеют они требовать снятия работ (в частности, А.Сигутина)? Разве они представляют весь народ?
Желаю музею расти и расти. И противостоять всему хамскому, вычурному и фальшивому, как в картинах, так и в людях. В.Харченко 14.10.06


88. «Картина снята по требованию епархии» - название для картин, конечно, интересное, но слишком уж их много. 14.10.06 (Подпись)


89. Это потрясающе, мурашки по коже … Полный восторг, восхищение … Шедевры современного искусства! Губарева-Муха 15.10.06


90. Возбуждает!!! Елена


91. Спасибо, мальчики. Хорошо, что вы еще живы. 15.10.06


92. Широкие взгляды на жизнь. Выставка шикарная. Творите, творите и еще раз творите. Спасибо. 18.10.06


93. Привет от Глюка из Грековки! Всё круто и здорово! J Я тоже так хочу. Спасибо за великолепный вклад в мировое искусство (скотч и прочее)! 18.10.06

 

Коммент: Ха-ха! №23 я писал! Только через край дипломатично! Сейчас бы написал: говно, мазня и безвкусица стареющих алкашей!

Преследуемые

  • Сигутин Александр, художник
  • Обвинители

  • Осяк Иоанн, протоиерей
  • Защитники

    Источники

  • Город N: Искусство или жизнь
  • Денис Гуцко: Фарс в декорациях веры
  • Валерий Посиделов: Религиозная цензура
  • Труд-Дон: "По морде-то за что?"
  • Православные эпатируют авангардистов
  • В Ростове верующий избил художника-авангардиста
  • Общественность - в защиту выставки "Искусство или смерть. 20 лет спустя"
  • Александр Роданский: Искусство-таки или же все же смерть?
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com