запрещенное

искусство

18+

19.04.2007, Запрещенное искусство

2007. Соц-арт. Ерофеев

Масштабная  выставка современного искусства, подготовленная Третьяковской галереей. Полное название "Соц-арт: Политическое искусство в России с 1972 года". Представляла собой ретроспективу культового направления отечественного неофициального искусства последней четверти 20 века.

Куратор - Андрей Ерофеев.

 

 

Описание выставки

 

Как поясняют организаторы, Соц-арт возник в неофициальном искусстве СССР как реакция и пародия на доминирующий официозный стиль "социалистический реализм". Термин "соц-арт" был придуман по аналогии со словом "поп-арт" творческим дуэтом В.Комара и А.Меламида в 1972 году. Так ими был назван проект из нескольких ироничных картин для очередной квартирной выставки. По мнению художников, советским гражданам не было знакомо изобилие предметов потребления (с которыми работал американский поп-арт), однако они были пресыщены социалистической идеологией и агитационной пропагандой. В своих работах художники анализировали визуальную идеологию тоталитарного государства. В отличие от представителей поп-арта, они работали не только с изобразительными, но и словесными клише, с социальными и поведенческими моделями. Их произведения воплощались как в форме традиционной станковой картины или объекта, так и манифестов и перформансов. Когда вокруг художников образовалась группа единомышленников, понятие "соц-арт" стало названием их общего творческого метода. Аналогичные приемы работы использовали и другие существовавшие в Москве группировки советского андеграунда. В дальнейшем в качестве фирменного продукта московской школы неофициального искусства соц-арт был воспринят и интерпретирован поколением 1980-х. Также он распространился по всей художественной сцене времен Перестройки. Соц-арт стал стилем эпохи.

 

Основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей, культов и верований, которые навязываются человеку политической, экономической и духовной властью, неприятие всякой догматики. Восприняв идеологию поп-арта, соц-арт, тем не менее, откликается не на реальность как таковую, а на ее отображение изобразительным языком. Поэтому соц-арт пародирует, например, не лица и поступки советских вождей, а их интерпретацию языком "соцреализма", агитационной пропаганды.

 

Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Работы намеренно несут налет "плохих" некачественных объектов искусства, лишенных пластической, колористической и композиционной цельности и привлекательности, они нередко переходят в китч. Прием "ухудшения" произведения призван подчеркнуть отличительную особенность стиля - "персонажность". Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего "лирического героя", в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта можно выразить понятием "Плут", озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.

 

Кураторы проекта построили экспозицию выставки "Политическое искусство в России", исходя из основных типологических характеристик стиля. Она состоит из семи разделов: "Персонаж "Плут" (пародийный акционизм, художник как исследователь и менеджер культуры); "Личные модели советской культуры" (в роли "жэковского художника", в роли "мосховского художника", апофеоз имперского стиля); "Абсурдные объекты идеологии" (иллюстрации идеологических блоков, конфликт изобразительного языка и сюжета изображения); "Диалогичная форма" (манипулятивные объекты: диалог автора со зрителем, ритуальные жесты, диалог как принцип деконструкции); "После победы. Ретроспективный соц-арт" (фантазии на темы языков тоталитарной культуры, рассказы в стиле плакатов "гражданской обороны", эклектика знаков и смыслов); "Соц-арт как национальный декор" (китч-арт); "Новые формы политического искусства".

 

На выставке "Политическое искусство в России" представлены произведения художников: Ю.Аввакумова, Н.Алексеева, В.Бахчаняна, Г.Брускина, А.Виноградова и В.Дубосарского, Д.Врубеля, группы "Гнездо", Э.Гороховского, С. Гундлаха, В.Захарова, К. Звездочетова, И.Кабакова, А.Каллимы, Е.Ковылиной, Н.Козлова, В. Комара и А.Меламида, М.Константиновой, И.Кориной, А.Косолапова, В.Кошлякова, Л.Ламма, Р.Лебедева, Д.Мачулиной, В.Мироненко, С.Мироненко, Б.Михайлова, И.Мухина, Т.Новикова, Б.Орлова, А.Осмоловского, Г.Острецова, Группы ПГ, П.Пепперштейна Д.Пригова, группы "Радек", группы "Синие носы", группы "Синий суп", Л.Сокова, О.Солдатовой, В.Сысоева, А.Тер-Оганьяна, А.Филиппова, Д.Цветкова, А.Шнурова.

 

В состав экспозиции вошло около 300 произведений из собрания Третьяковской галереи, частных собраний Владимира Антоничука, Антонио Пикколли, Владимира Семенихина, Александра Смузикова, галерей "Риджина", "XL", "Галереи Марата Гельмана", а также из мастерских художников.

 

К выставке подготовлен специальный выпуск газеты на 36 полосах тиражом 3 000 экземпляров, содержащий статьи кураторов выставок, известных критиков, иллюстративный ряд.

 

Краткое описание события

 

В марте 2007 эта выставка была показана, при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в рамках 2 Московской биеннале современного искусства (раздел "Спецпроекты").

 

Из предложенных Ерофеевым к экспонированию работ Совет Третьяковки запретил к показу всего одну работу - созданное в 1972 году произведение Михаила Федорова-Рошаля "Дадим угля сверх плана!", стилизованное под икону.

 

Михаил Федоров-Рошаль. Автопортрет. 1972-1973.

 

19 октябре 2007 выставка должна была отправиться в Париж. Но подверглась беспрецедентной цензуре со стороны структур Минкульта РФ и зависящего ни них руководства Третьяковской галереи. В результате выставка открылась в Париже на четыре дня позже и состояла из болеем чем 160 работ (в отличие от 300 работ "московского" варианта выставки).

 

В ходе длительного скандала вокруг выставки, в 2008 свои рабочие места покинули министр культуры Александр Соколов, директор Третьяковской галереи Валентин Родионов и куратор выставки Андрей Ерофеев.

 

Хроника события

 

...

 

Куратор Андрей Ерофеев выехал в Париж для подготовки выставки.

 

...

Замдиректора ГТГ Ирина Лебедева исключила из состава выставки "Соц-арт", готовящейся для показа в Париже,  видеоинсталляцию арт-группы "ПГ" "Мобильная пропаганда".

 

Зам. директора ГТГ Ирина Лебедева

 

...

Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, изъял из выставки работу Андрея Будаева, изображающую обнаженных украинских политиков Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко.

 

Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии


"Мы не имеем права везти в другие страны произведения искусства, оскорбляющие лидеров третьих стран... Что касается других произведений, то я попросил руководство Третьяковской галереи повнимательнее отнестись к составу экспозиции", - объяснил Швыдкой позже, 15 октября, в интервью еженедельнику "Новое время".

 

...

Совет Третьяковки запретил включение в экспозицию выставки "Троицы" "Синих носов" (Пушкин, Путин и Иисус Христос)

 

Синие носы. "Гори, гори, моя свеча!"

 

8 октября 2007. На заседании коллегии Минкульта министр Александр Соколов заявил: "Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной". "Потому что, после того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия - она показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится".

 

Министр культуры РФ Александр Соколов

 

Ряд произведений, в частности, фотоработу Владислава Мизина и Александра Шабурова (группа "Синие носы") "Эра милосердия", министр назвал "порнографией" и "эротическими картинками".

 

Позже Шабуров сообщил: "Нас вдохновил созданный Бэнкси образ двух целующихся констеблей. Мы хотели сделать что-то подобное в России".

 

 

Синие носы. Эра милосердия. 2005

 

Работа британского стрит-артиста Бэнкси

 

"Я сделал все, что мог, чтобы она туда не поехала", - сказал министр Соколов о выставке в целом. Но подчеркнул, что высказывает свою личную позицию, а ответственность за выставку "лежит на Третьяковской галерее, ее директоре". Валентин Родионов позже рассказал, что министр действительно звонил ему по мобильному телефону и высказывал возмущение составом экспозиции.

 

В момент этого заявления Соколова до открытия выставки в Париже осталось 10 дней, и грузовики с экспонатами уже находились на таможне. "Взгляд" сообщает, что уже через несколько часов после заявления Соколова стало известно, что грузовики с экспонатами выставки выехали за пределы России.

 

Куратор выставки Андрей Ерофеев все это время находился  в Париже и на цензурные решения властей и дирекции музея не влиял.

 

9-11 октября 2007. Роскультура провела срочную дополнительную проверку экспонатов выставки и запретила к вывозу 17 экспонатов, в т.ч. - работы арт-групп ПГ и «Синие носы», а также произведения Владислава Мамышева-Монро, Вячеслава Сысоева и Марии Константиновой.

 

Анатолий Вилков, зам. начальника Росохранкультуры

 

По данным сотрудников отдела Андрея Ерофеева, сделано это было по личному распоряжению заместителя начальника Росохранкультуры Анатолия Вилкова, который решил не допускать к вывозу все работы с изображением свастики или Гитлера, в числе которых, например, автопортрет художника Монро в образе фюрера.

 

Владислав Мамышев-Монро. Из серии "Жизнь замечательных Монро"


 

 

Мария Константинова. Звезда и свастика. Объекты

 

...

Вячеслав Сысоев. Молодость мира. Графика

 

10 октября 2007. В Москву с визитом прибыл президент Франции Николя Саркози. По утверждениям и Валентина Родионова, и Андрея Ерофеева, Саркози спрашивал Путина о ситуации вокруг выставки, и Путин отвечал, что цензуры в России нет, но музеи сами решают, что следует, а что не следует выставлять. Путин заверил Саркози, что с выставкой все в порядке, и в Париж она доберется.

 

 

В конце концов, в результате многосторонней цензуры, по информации "Коммерсанта", из экспозиции были изъяты 86 музейных единиц хранения, а именно: 25 фотографий, одно видео, 45 картонных масок политических деятелей и 100 метров ткани для фона, из которых состояла инсталляция "Маски-шоу" группы "Синие носы", 10 постеров из серии "Слава России" и одна видеоинсталляция "Мобильная пропаганда" группы "ПГ", одна фотография из цикла "Жизнь замечательных Монро" Владислава Мамышева-Монро (изображающая художника в образе Гитлера), один объект Марии Константиновой, представляющий две подушки, одна — в форме звезды, а другая — в форме свастики, и один графический лист покойного карикатуриста-диссидента Вячеслава Сысоева "Молодость мира"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа "Синие носы". Из серии "Маски-шоу"

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа ПГ. Из серии "Слава России". 2007

 

12 октября 2007. На этот день была назначена пресс-конференция. Но ее отменили. Тем не менее, руководство Третьяковки высказалось на тему через прессу, взяв всю ответственность за происходящее на себя. Директор Третьяковки Валентин Родионов признал, что при формировании выставки были допущены ошибки и пообещал "разобраться" с куратором Андреем Ерофеевым. "Мы благодарны агентству по культуре и кинематографии, что они сняли 17 работ с выставки, мы с ними совершенно согласны", - сказал Родионов в интервью "Коммерсант". Вслед за директором официально признали свои ошибки его замы - Ирина Лебедева, Лидия Иовлева и Главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева.

 

Лидия Иовлева, заместитель директора ГТГ

 

В этот день ситуацию вокруг выставки прокомментировал из Парижа для "Коммерсанту" куратор Андрей Ерофеев. Он сообщил, что никакого ученого совета по выставке не проводилось, что Ирина Лебедева сама утверждала списки произведений с фотографиями и они, эти списки, сейчас находятся в Париже, заверенные ее подписью. На эти произведения были выданы государственные гарантии, их ждали на французской таможне, но до сих пор никакого письменного объяснения и списка запрещенных работ от ГТГ не получено, хотя его в Париже очень ждут.

 

15 октября 2007. Православная "Народная защита" (глава - Владимир Сергеев; организация входит в "Народный собор" Олега Кассина) направил заявление в Генпрокуратуру РФ с просьбой привлечь организаторов к уголовной ответственности.

 

Олег Кассин, глава "Народного собора"

 

Генпрокуратура в возбуждении дела "Народному собору" отказала.

 

23 октября 2007. Выставка открылась в парижском Maison Rouge.

 

Некоторые запрещенные произведения, например, Маски-шоу "Синих носов", все-таки были доставлены в Париж отдельно от основной экспозиции и выставлены в составе выставки.

 

Позже Валентин Родионов рассказал, что он буквально накануне открытия все же убедил французских организаторов отказаться от демонстрации видеоинсталляции группы "ПГ" "Мобильная пропаганда", которую первоначально хотели показывать в отдельном зале, с указанием, что она официально не входит в состав выставки.

 

 

"Коммерсантъ" добавляет, что Родионов так же пытался убедить президента фонда La Maison Rouge Антуана де Гальбера снять с экспозиции и другие работы, например, произведения "Синих носов" с изображением трех персонажей в масках Джорджа Буша, Владимира Путина и Усамы бен Ладена, запрещенные к вывозу. Но де Гальбер на это не пошел.

 

 

 

Но самая прославившаяся работа "Синих носов" "Эра милосердия" в выставке не участвовала. Галерея Марата Гельмана выставила ее на продажу на парижской Международной художественной ярмарке FIAC.

 

Российское посольство вернисаж проигнорировало. Ни русские, ни французские организаторы речей не произносили.

 

24 октября 2007. Во время пресс-конференции в московском Доме журналиста министр культуры Александр Соколов заявил: "Если бы я лично не вмешался на начальном этапе в этот вопрос, не высказался бы остро, то уже сейчас эта выставка бы обсуждалась в политическом контексте". "Соц-арта там нет, там появляется антипод соц-арта". "Вся эта дрянь в Париже в контексте Третьяковской галереи не появилась. Третьяковская галерея не должна пачкаться в подобном контексте".

 

Рассуждая о том, как могут случиться такие помахи, министр предположил: "Это же закон рынка: если ты прописался в Третьяковской галерее, значит, ты автоматически стоишь дороже! И получается такое вторжение частных капиталов в государственную политику (ибо Третьяковка устраивает свои выставки за счет российских налогоплательщиков), а это можно назвать ни чем иным, как коррупцией».

 

25 октября 2007. Слова Александра Соколова о коррупции в Третьяковской галерее привел корреспондент "Московского комсомольца" Ян Смирницкий в статье "Коитус звезды со свастикой".

 

15 ноября 2007. Как позже сообщил директор ГТГ Валентин Родионов, примерно в эти дни он сам позвонил Соколову и сказал, что оскорблен его заявлением о коррупции в ГТГ. Тот ответил, что не помнит такого. "Тогда я упомянул запись, которая доказывает факт оскорбления, и потребовал публичных извинений. "Ах, вы так ставите вопрос? – удивился министр. – Ну напишите мне, я отвечу". Я сказал, что писать не буду, а обращусь в суд. "Попробуйте", – ответил Соколов. Почему Родионов не высказал министру претензии раньше, так и осталось неизвестным.

 

Директор ГТГ Валентин Родионов

 

20 ноября 2007. Гендиректор Третьяковки Валентин Родионов подал в Таганский суд Москвы два иска к министру культуры РФ Александру Соколову (от себя лично и от ГТГ) «о защите чести, достоинства и деловой репутации». Родионов готов отказаться от своих претензий, если Соколов принесет публичные извинения за намеки на коррупцию в музее.

 

22 ноября 2007. Пресс-конференция Родионова в Третьяковке. Директор музея всю ответственность за изъятие всех работ из выставки "Соц-арт" взял на себя: "Цензуры у нас нет, а есть право у музея снимать те работы, которые мы считаем необходимым. И совершенно непонятно, почему министр приписывает себе снятие семнадцати хулиганских работ".

 

28 ноября 2008. Лидеры 14 общественных организаций ("Народный собор", Международный союз ветеранов, "Христианское возрождение","Славянский союз", «Преображение», ЦКИП им. А. Невского и др.) подписались под обращением к премьер-министру Виктору Зубкову, требуя отправить в отставку директора ГТГ Валентина Родионова. Отстранение Родионова от должности, по их мнению, необходимо "для предотвращения причинения дальнейшего ущерба имиджу России, исключения повторения выставок, подобных "Соц-арту", экспозиция которой "пропагандирует безнравственность, оскорбляет российскую армию и разжигает религиозную вражду".

 

25 декабря 2007. Мэр Москвы Юрий Лужков напомнил премьеру Виктору Зубкову, что 28 ноября с.г. к нему обратились 14 организаций с просьбой отстранить от должности директора ГТГ Валентина Родионова. Лужков сообщает, что еще в период подготовки экспозиции к вывозу во Францию до руководства галереи было доведено твердое мнение столичного мэра, являющегося Председателем  Попечительского   Совета  ГТГ, "о недопустимости ее показа в сформированном составе". Лужков подчеркивает, что выставка курируется и публично поддерживается Председателем Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е.Швыдким "при том, что в мировой выставочной практике произведения такого качества и направления экспонируются исключительно частными галереями". Лужков, напомнив о том, сколько средств мэрия вкладывает в ГТГ, информирует Зубкова, что выходит из состава Попечительского совета ГТГ до тех пор, пока директором музея остается Валентин Родионов.

 

Мэр Москвы Юрий Лужков

 

28 марта 2008. Валентин Родионов отозвал личный иск к Александру Соколову из-за "нежелания превращать конфликт в личную ссору".

 

Апрель 2008. Хамовнический суд Москвы поданный ГТГ гражданский иски о защите деловой репутации отклонил. Решение суда было мотивировано тем, что А. Соколов высказал лишь суждение, но не утверждал факты коррупции.
Адвокаты ГТГ высказали намерение подавать апелляцию. Но делать этого не стали.

 

Дальнейшая карьера ключевых действующих лиц скандала

 

Премьер-министр Владимир Путин при формировании нового состава Правительства после победы на президентских выборах Дмитрия Медведева в мае 2008 упразднил агентство, возглавляемое Михаилом Швыдким. 7 июня 2008 Швыдкой официально отправлен в отставку.  Вместе с ним в отставку отправились сотрудники агентства, в т.ч. Анатолий Вилков.

 

12 мая 2008 министр культуры Александр Соколов не был переутвержден Владимиром Путиным на этой должности.

 

27 июня 2008 Андрей Ерофеев уволен с должности начальника Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) в соответствии с ч.5 ст. 81 ТК ("неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание").

 

14 мая 2009 директор ГТГ Валентин Родионов покинул свое кресло в связи с окончанием трудового договора с Минкультом; теперь он пенсионер.

 

20 июня 2009 бывшая зам.директора ГТГ Ирина Лебедева назначена главой ГТГ.  Лариса Иовлева продолжает занимать пост заместителя директора ГТГ по научной части.

 

 

Лидер группы "ПГ" Илья Фальковский в 2011 покинул Россию в результате непрекращающихся преследований со стороны властей.

 

Арт-группа "Синие носы" благодарит бывшего министра культуры РФ Александра Соколова за бесплатную эффективную международную рекламу художественной продукции группы.

Преследуемые

  • Группа ПГ, художники
  • Ерофеев Андрей, иск-вед, куратор
  • Синие носы, художники
  • Фальковский Илья, худ-к
  • Шабуров Александр, худ-к, писатель
  • Обвинители

  • Володихин Дмитрий, П-активист
  • За нравственное возрождение Отечества, комитет
  • Кассин Олег, К-ПС-общ.деятель
  • Коробков Евгений, следователь
  • Крупин Владимир, ПС-писатель
  • Лебедева Ирина, директор ГТГ
  • Лужков Юрий, П-политик, ПС-акт-т
  • Народная защита, ПС-организация
  • Народный собор, К-ПС-организация
  • Родионов Валентин, б.дир.ГТГ
  • Соколов Александр, чиновник
  • Защитники

  • Ковалев Андрей, арт-критик
  • Панов Александр, критик, куратор
  • Русский репортер
  • Салахова Айдан, худ-к, галерист
  • Источники

  • Артхроника: Запретный куратор
  • Показания Андрея Ерофеева в суде, 28 мая 2010
  • Игра РПЦ на поле попкультуры и постмодернизма. Возрождение церковного антиэстетизма. Выставка «Осторожно, религия!»
  • РР: 7 вопросов Андрею Ерофееву, искусствоведу - о запретном
  • Почему уволили директора Третьяковской галереи?
  • Обращение к премьеру Зубкову от 14 организаций с требованием уволить директора Третьяковки
  • Оксана Саркисян: Рыцарь с медийным забралом
  • Часкорр, Алексей Плуцер: Интервью с опальным куратором
  • Ольга Свиблова: «Андрюша всегда был человеком со сложным характером...»
  • Олег Кассин: Нужна прокурорская проверка по факту выдачи экспертами Третьяковки недостоверных экспертиз
  • Елена Зайцева: Кто теперь будет все это делать, если отдел расформируют?
  • Пресс-конференция "Настоящее и будущее коллекции Андрея Ерофеева"
  • Анна Толстова: Интервью с уволенным Андреем Ерофеевым
  • МК: Виктор Ерофеев вступился за уволенного брата
  • Коммерсантъ: Круглый стол по Ерофееву в Третьяковке
  • Екатерина Деготь: увольнение Ерофеева - в целом позитивный сюжет
  • Опенспейс: Третьяковка вступится за Ерофеева?
  • Полит ру: Третьяковка будет защищать уволенного сотрудника
  • «Никакие ерофеевы не смогут испортить имидж главного музея России...»
  • Заявление генерального директора Третьяковской галереи В.А.Родионова по поводу увольнения заведующего отделом новейших течений А.В.Ерофеева
  • Грани ру: Против течения
  • Коммерсантъ: Андрей Ерофеев уволен, его отделу угрожает расформирование
  • Независимая: Из Третьяковской галереи уволен Андрей Ерофеев
  • ТВЦ: Третьяковка распрощалась со своим скандально известным сотрудником
  • Религия и СМИ: Куратор скандальной выставки "Запретное искусство-2006" Андрей Ерофеев уволен из Третьяковки
  • Русский обозреватель: Организатора "Запретного искусства" запретили
  • Русская линия, Олег Кассин: «Мы расцениваем это решение как победу патриотической общественности»
  • Новые известия: Из Третьяковки уволен виновник скандала вокруг картины «Целующиеся милиционеры»
  • Про куратора
  • Ирина Лебедева: по своему типу личности Ерофеев — разрушитель
  • Би-Би-Си: Куратор скандальных выставок уволен из Третьяковки
  • КМ ру, Олег Кассин: «Закон, защищающий православных, начал работать»
  • Андеграунд вернется в подполье
  • Гиф ру: Открытое письмо Авдееву в защиту Ерофеева
  • Эхо Москвы: Организатор нескольких нашумевших выставок Андрей Ерофеев уволен из Третьяковской галереи
  • Навая газета. Андрей Ерофеев: «Мое увольнение – финальный аккорд цензуры в современном искусстве»
  • Взгляд: Третьяковка избавилась от Ерофеева
  • РИА Новости: Куратор скандальных выставок уволен из Третьяковки
  • Эхо Москвы: Беседа с Ерофеевым и Родионовым
  • Отдел несвоевременного искусства
  • Опенспейс: Третьяковка избавилась от Ерофеева
  • Русский репортер: Третьяковская паранойя
  • ГТГ: О ситуации в отделе новейших течений
  • Без фанатизма
  • Директору центра имени Сахарова предъявили обвинение
  • Неосторожное искусство
  • Андрей Ковалев: Соц-арт жил, соц-арт жив, соц-арт будет жить!
  • Андрей Ерофеев об итогах путинского правления
  • 7 вопросов Валентину Родионову, генеральному директору Третьяковской галереи
  • Увольнение Ерофеева - просто слухи
  • Кому мешают «Синие носы»
  • Валентин Родионов: Обвинения в коррупции оставлять без внимания нельзя
  • "Рекламист – проводник актуальных идей" — Андрей Ерофеев
  • Лужков отказывается быть председателем Попечительского совета Третьяковки при директоре Родионове
  • Художники взялись за оголенную правду
  • Лента ру: Художественная общественность написала письмо в защиту "Запретного искусства"
  • Православные просят уволить директора Третьяковки
  • Лента ру: Патриоты и верующие требуют отставки директора Третьяковской галереи
  • Эксперт: Третьяковская битва
  • Директор Третьяковки Валентин Родионов защитит музей от обвинений в коррупции
  • Религия и современное искусство в России
  • Илья Фальковский: Еще и зуб выбили
  • В Берлине открылась выставка скандальных "Синих носов": экспонаты пересекли границу на CD
  • Александр Шабуров: Скандал на вывоз
  • Невыездное современное искусство
  • Радио Свобода, Виктор Ерофеев: Охота на соц-арт
  • РР, Ирина Лебедева: Никакой цензуры не было
  • Марат Гельман: Открытое письмо типа
  • Соц-акт: Третьяковка нашла крайнего в "Политическом искусстве из России"
  • Скандал с «Соц-артом» – это «внутренние накладки» Третьяковской галереи
  • Коллекционер Антуан де Гальбер: "Цензура — это проявление слабости"
  • Министр Соколов против "Синих носов"
  • Лев Рубинштейн: Главначарт
  • Лев Рубинштейн: Главначарт
  • Александр Панов: Порнография, как и было сказано
  • Новые известия: Картины из дырки
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com