запрещенное

искусство

18+

10.03.2011, Запрещенное искусство

Воротников Олег, худ-к, П-активист

Российский стрит-художник и политический активист с противоречивыми политическими взглядами. Один из основателей арт-группы "Война" (2007). Лидер группы. Принимал участие во всех проектах "Войны".

 

Родился предположительно в 1978 в шахтерской семье. В следственных документах написано, что Воротников - "уроженец Пермской области".

 

В интервью Алексею Плуцеру-Сарно рассказывает: "Происхождение мое чисто русское. Моя мама крестьянка. Она родилась на печке, не доехав до роддома. Вся родня из Тульской области, и все крестьяне. У всех было по шесть-десять детей. Моего прадеда раскулачили, потому что он разводил баранов, коз. Его сослали, несмотря на то, что он был не богат. Предки происходили из соседних деревень и переженились друг на дружке из соображений добрососедства.

 

Детство провел на Украине или в близкой к ней области: "Мой отец шахтер. Он был строителем, а затем ремонтником шахт. Их отправляли в шахту в случае аварии. Там они проводили по нескольку суток безвылазно. Геройская профессия. Он был командиром небольшой бригады по спасению. Моя мама считает себя умнее отца, интеллигенткой. Она родила троих детей. Формально мы многодетная семья. Все мое детство прошло в регионе, куда проникли последствия Чернобыльской аварии. У нас даже были справки, что мы жертвы".

 

В средних и старших классах, по его собственным словам, жил в городе Новомосковске Тульской области: "Я с детства писал стихи. И был известным поэтом в своем городе – Новомосковске Тульской области. Там находится самый крупный в Европе химический комбинат. И жуткая экологическая обстановка. До МГУ учился в лучшем лицее по области. Но я не учил науки естественно-математического уклона. Я не знал их даже на тройку. Меня спасало именно писание стихов. Мне все прощалось как лучшему поэту Новомосковска. Смешно звучит. А пришел я в лицей наоборот из бандитской школы, самой худшей в городе. Там я общался с второгодниками, и мне это очень нравилось. Дрался с ними. Все они сейчас сидят. Развлечений было два. Если ты маленький, а я был маленький, нужно было залезть на кондитерскую фабрику и своровать там бочку шоколада и сколько унесешь щербета. Почему-то шоколад закатывался в бочки. Старшие угоняли мопеды. Я не угонял, только катался. Катались на таких низеньких дощатых рамках на шарикоподшипниках, «тачками» назывались. Устраивали целые рыцарские турниры на тачках".

 

После лицея поступил в МГУ, ориентировочно в 1995: "Нам (как "чернобыльцам" - ЗИ) предоставляли небольшие льготы. В том числе у меня была льгота для поступления в ВУЗ. Меня должны были взять при прочих равных условиях. Мне это не пригодилось. Потому что я сдал все экзамены в МГУ на «отлично».

 

Вскоре пытался поступить в Литературный институт: "Я поступал к Евгению Рейну в Литинститут, будучи студентом первого курса философского. И мне Рейн на полном серьезе сказал, что не стоит менять философский факультет на литературный, и я остался в МГУ".

 

В студенчестве жил в Москве. По следственным документам "зарегистрирован в пос.Орджоникидзе Московской области".

 

Научным руководителем Воротникова на кафедре эстетики философского факультета был профессор Александр Сергеевич Мигунов, увлеченный современным искусством в целом и московском акционизмом, в частности. Однокурсник Воротникова llasta рассказывает: "Мигунов - научник Воротникова. Всяческий посмодернист и проч -- нас всегда агитировал перформансы устраивать (чем мы и занимались) и реди-мейды вместо экзамена по желанию (чем мы тоже и занимались). И сам с радостью про Кулика всем рассказывает всегда, ходит на арт всяческий, комментирует восторженно".

 

Когда Воротников окончил университет - неизвестно.

 

"Соколег"

 

Искусством занимается с 2005. Искусствовед и куратор Наталья Самкова вспоминает: «В 2005 году московские художники Наталья Сокол и Олег Воротников организовали арт-группу «Соколег».

 

Сокол была выпусникницей физфака МГУ и училась (или уже окончила) аспирантуру; по словам Воротникова, "работала над новыми методами лечения рака".

 

Самкова вспоминает, что "Соколег" поначалу занимались натурной фотографией и перформансами на тему вех в истории искусства. Один из первых назывался «Огород» и был показан в клубе «Дом». Перед сценой установили живописные полусгнившие колья разной длины и сохранности, которыми в деревнях обычно городят огород, внутрь пространства поместили работы художников, выставлявшихся в уходящем сезоне, а рядом с ними — всякий неиспользуемый, неопознаваемый, битый хлам. Задача зрителей была отгородить кольями то, что, по их мнению, заслуживает называться искусством. Остальное должно было остаться за рамками, за изгородью».

 

В студии Олега Кулика

 

О начальном периоде группы сообщается: "Летом 2006-го «соколеги» подружились с художником Антоном Николаевым, сыном известного искусствоведа и критика Людмилы Бредихиной, женой Олега Кулика. Это знакомство сыграло важную роль в судьбе группы: она резко изменила свое направление на политическое. Антон Николаев был известен не только в арт-среде, до этого он работал специалистом по пиару в Фонде эффективной политики Глеба Павловского, где приобрел опыт проведения всевозможных акций.

 

По словам самого Антона Николаева, группа "Война" начала формироваться в недрах полугодичных семинаров художника и куратора Олега Кулика, проводившихся в течение 2006 на "Винзаводе" в рамках подготовки грандиозной выставки "Верю". Несколько недавних студентов философского факультета МГУ, среди которых были Олег Воротников и Петр Верзилов, помогали Кулику организовывать эту выставку (бесплатно). Штаб-квартирой выставки была мастерская Кулика в Варсонофьевском переулке, в которой воротников бывал до 2008 года.

 

В этот период Олег официально занимал должность руководителя пресс-службы государственного учреждения "Музей кино" (как минимум, с ноября 2006 до июня 2008).  "Музей кино", оплот столичного "культурного сопротивления" периода "застоя", переживал не лучшие времена: лишился своего помещения в центре города, свернул регулярные программы и существовал в основном в виде фестивалей. Пресс-служба в это время в этом месте была делом подвижническим.

 

Наталья Сокол увлеченно училась в аспирантуре физфака МГУ и помогала Олегу по делам кинофестивалей. В художественных затеях в этот период участвовала не слишком активно.

 

Название группы "Война" было впервые заявлено в рамках групповой выставки "Военные действия" (куратор - Александр Шумов), прошедшей в Зверевском центре современного искусства 23 февраля - 23 марта 2007. "Война" показала на этой выставке свой первый перформанс Отморозки". В ходе перформанса трое участников "Войны" были загипсованы так, что образовали единую скульптурную группу, которую затем пустили кататься по брикетам пломбира ("мороженная грязь под гусеницы танка"). В состав группы тогда входили Олег Воротников, Жан Хачатуров и Петр Верзилов.

 

Антон "Бомбила" Николаев, который скоро станет жить вместе с Воротниковым и Наташей Сокол где-то в "подвале на ул. Свободы", иногда перемещаясь "в сельский дом родителей Воротниковова под Новомосковском", вспоминает о самой ранней "Войне": "Олег, Наташа и Петя поддерживали Музей Кино, совершенно бескорыстно помогали Кулику и Шумову делать выставки, организовывали замечательные кинофестивали в ЦДХ, совершенно не выпячивая себя, а тихо наслаждаясь тем, что это на самом деле нравится публике, которая в то мутное безвременье совершенно отвыкла от хорошего и искреннего искусства. Я помню, как они организовывали походы школьников по выставкам, которые считали хорошими. Я помню, с каким интересом открытостью и уважением общались с теми, кого считали настоящими: Ником Рок-н-Роллом, Мишей Гронасом, Псоем, историком кино Цивьяном".

 

В 2007 "Война" с «Бомбилами» и Сергеем (Емельяном) Гдалем составили "Профсоюз Уличного Искусства". Группы поддерживали друг друга во время проведения акций советами и участием. Так, "Война" участвовала в акциях "Бомбил" - "Мы не знаем, чего мы хотим", "Белая линия" и "Реклама". "Бомбилы", в свою очередь, участвовали в акциях "Войны" - "Мордовский час" и "Пир". Совместные акции групп - "Автопробег несогласных" и "Победа над Германией".

 

Акция "Мордовский час" (забрасывание кассы Макдональдса живыми кошками), проведенная "Войной" 1 мая 2007,  очевидно вышла за грань законопослушания и была признана "анти-оранжевой" молодежной газетой "Ре:акция" "самым хулиганским перформансом года". В момент исполнения акции оказалось, что два ближайших к акционистам посетителя Макдональдса были милиционерами в штатском. Они задержали участника акции Петра Верзилова (по кличке "Хуеплет"). Другой участник акции, Антон Николаев (тогда "Безумец"), сообщил, что на Верзилова было заведено административное дело, но тот "на суды не являлся и на девятое мая его вызвали в ФСБ - сказали что прощают административное преступление и попросили ничем художественным 9 мая не заниматься". Сюжет о преследованиях Верзилова со стороны ФСБ показал петербургский "Пятый канал".

 

Антон Николаев рассказывает: "У меня с Воротниковым тогда обозначились идеологические разногласия. Я считал, что мы уже достаточно овладели искусства "охуевания" (такими терминами мы оперировали в наших "треш-семинарах с участием стариков женщин и детей") и научились работать с медиа, но это всего лишь первый этап, нужно определить свою политическую и социальную позицию и взять на себя артикуляцию какой-то неявной, но крайне важной социальной функции. Мне казалось, что самой важной проблемой для России является централизация и нужно направлять туда все силы. К сожалению, Олега Воротникова это не очень волновало и захватывало. Наташа Сокол, которую я всегда считал самой умной и тонко чувствующей в их группе в наши дискуссии не встревала и вообще была больше озабочена теми научными исследованиями, которые вела на физфаке МГУ. Я боялся, что если продолжать трахать мозги медиа в выбранном стиле, приведет лишь к тому, что мы станем медийными клоунами типа американских Jackass и требовал обсуждений под стенограмму и выработки стратегической позиции. Все свободное время мы воровали в мушниках обсуждали всякую культурку дурачились и охуевали, но меня не покидало ощущение, что мы бесцельно тратим драгоценное время".

 

Тем не менее, во время сотрудничества "Бомбил" и "Войны" были задуманы некоторые будущие акции "Войны", в частности, акция "Ебись за наследника Медвежонка". В период "студии Олега Кулика" Олег Воротников начал вырабатывать своеобразный "инфантильно-блатной" язык группы, который стал ее фирменным знаком.

 

В 2007 группа "Профсоюз уличного искусства" принял участие в передвижной выставке "Общее пространство", организованной в Киеве арт-группой "РЭП". Выставка была незаконно закрыта властями через три дня после открытия из-за жалоб посетителей. В ответ "Профсоюз" и РЭП повторили акцию "Пир" на трех ветках киевского метрополитена и везде были приветствуемы пассажирами.

 

"Ебля"


Первая радикальная акция группы "Война".

 

Судя по рисунку, сохранившемуся у Антона Николаева и предоставленному им для публикации, акция была задумана Воротниковым в декабре 2007, в бытность "Войны" в студии Олега Кулика. Реализована через два месяца, 29 февраля 2008, за два дня до выборов президента РФ и приурочена к ним. Пять молодых пар, влючая Воротникова и Сокол, имитировали группой половой акт в биологическом музее им. Тимирязева под лозунгом "Ебись за наследника Междвежонка".

 

В акции, кроме студентов и выпускников МГУ (в основном философского факультета) принял "пассивное" участие филолог-политтехнолог Алексей Плуцер-Сарно, в то время - директор департамента по связям с общественностью Национального совета по корпоративному управлению (глава совета — Владимир Потанин).

 

С первой же публикации в ЖЖ Плуцера фоторепортажа об акции "Ебля", информация об акции получила широкую известность в блогосфере Рунета (пост Плуцера получил 2111 комментов, в основном резко негативных). А милиция и руководство философского факультета МГУ начали проводить расследования происшествия.

 

Однако, 12 марта 2008 за молодых людей вступился лично глава "Фонда эффективной политики" Глеб Павловский, "свой человек" на философском факультете. Павловский побеседовал с деканом Владимиром Мироновым и Миронов в тот же день свернул кампанию против студентов-участников акции и даже попросил у них прощенья. В ответ Антон Николаев от имени "Профсоюза уличного искусства" поблагодарил декана за понимание. Начавшиеся было разбирательства милиции также были прекращены (несколько месяцев спустя по заявлению в прокуратуру главы "Народного собора" Олега Кассина на Алексея Плуцера-Сарно все-таки было заведено уголовное дело за распространение порнографии. Чем закончилось это преследование Плуцера - неизвестно. Других участников акции это разбирательство не коснулось).

 

26 марта 2008 "Война" представила свою документацию, включая "Еблю", на международной выставке "Дискомфортное искусство" в Хельсинки, а в октябре 2008 - на молодежном "Салоне Революция" в Загребе.

 

Подробнее об акции.

 

***

 

В 2009 у Воротникова и Сокол родился сын Каспер.

 

Подробнее о деятельности группы "Война" и, соответственно, Воротникова, как лидера группы, см. здесь. Наиболее известные акции этого периода - "Памяти декабристов" (псевдоповешенье в московском супермаркете "Ашан" трех таджикских рабочих и двух геев в День города), "Хуй в очко" (концерт в Таганском суде), "Захват Белого дома" (лазерная проекция черепа с костями на Белый дом и пробежка по закрытой территории дома правительства РФ), "Закрытие клубов" (заваривание железными листами входа в ресторан "Опричник"), "Хуй в плену у ФСБ" (изображение гигантского члена на Литейном мосту в Петербурге рядом со зданием ФСБ), а также скандальное участие "Войны" в масштабной групповой выставке "Русский леттризм" и художественное оформление Общественных слушаний по делу кураторов "Запретного искусства", прошедших в "Айдан-галерее" на "Винзаводе".

 

Один из наиболее близких к группе активистов того времени, Антон Котенев (Лаврентий) позже рассказал о своем видении лидера "Войны": "Воротников был своего рода пионервожатым. Придумывал какие-то конкурсы, игры на сплочение коллектива, обучающие тренинги, "общие дела", рассказывал захватывающие истории, удивлял, очаровывал - в общем, делал все то, что должен делать хороший пионервожатый. Чтобы закомплексованный, неуверенный в себе человек почувствовал себя "таким опасным и сексуально-заводным". Некоторые адепты "индивидуальной свободы", "горизональной организации" и "сетевых структур" время от времени устраивали какие-то комические демарши против Олега, объявляя его Гитлером и Сталиным нашего времени.

Олег Воротников без дураков гений и стопроцентный автор того, что называют "группа Война". Вообще говоря, это один из самых умных и тонких людей, кого мне доводилось встречать в жизни. После него книжки настолько плотно испещрены пометками, что их положительно невозможно читать. Как никто разбирается в истории искусства, литературе, кино. Как и всякий выпускник философского факультета искренне презирает философию ("все философы - несостоявшиеся писатели"). Он сам давно мог бы быть писателем первого ряда, однако, убежден, что актуальный художник в сегодняшних российских условиях не имеет права заниматься подобной ерундой.

Казус в том, что Война никогда и не была группой. Война была всегда замысловатым, причудливо-сбитым, исторически-изменчивым аппаратом речи Олега Воротникова. Не так уж интересно сегодня осуществлять художественную активность из позиции индивидуального творца. Для того чтобы сказать некоторые вещи, необходимо быть "арт-группой". Воротников придумал язык Войны, придумал этот дикий сплав героизма и стеба, честности и непристойности, инфантильности и цинизма. Он придумал мифы, легенды, целый мир".

 

До 2010 Воротников неоднократно задерживался милицией, но ни разу не был арестован. Привлекался к административной ответственности за воровство в магазинах.

 

"Дворцовый переворот"

 

17 сентября 2010 трое членов "Войны" - Воротников, Сокол и Леонид Николаев ("Леня Ебнутый"), совместно с активистами петербургской анархистской группы совершил акцию "Дворцовый переворот" у Михайловского замка в центре Санкт-Петербурга - перевернули милицейский автомобиль. По факту хулиганства петербургская прокуратура завела уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору).

 

Никто из участников акции "по горячим следам" задержан не был. При этом документацию акции - фото и видео, а также комментарий от имени группы, в тот же день выложил у себя в ЖЖ идеолог "Войны" Алексей Плуцер-Сарно.

 

16 ноября 2010 в Москве, на квартире у Алексея Плуцера-Сарно, были арестованы Воротников и Николаев. Самого Алексея в этот момент дома не было. Часть личных вещей задержанных была изъята, а сами они допрошены в занимающемся борьбой с экстремизмом центре "Э" при МВД, после чего Воротников и Николаев были отправлены в Санкт-Петербург в следственный изолятор. Им предъявлено обвинение в возбуждении ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предполагающие до пяти лет лишения свободы. Избрана мера пресечения - содержание под стражей.

 

В январе 2011 года суд оказался выпустить Воротникова и Николаева под залог 2 миллиона рублей за каждого.

 

Арест активистов арт-группы вызвал широкий резонанс как в России, так и за рубежом. В их поддержку был создан сайт "Свободная Война" с информацией на многих европейских языках, на котором был организован сбор средств на вещи, необходимые заключенным, и на оплату адвокатов.

 

Кроме того, деньги для арестованных собирали британский уличный художник Бэнкси и проживавший в Норвегии блогер Вагиф Абдилов (он организовал выпуск по индивидуальному заказу марок Норвежской королевской почты с изображением акции группы на Литейном мосту).



Воротников провел в заключении более трех месяцев. В феврале 2011 решением суда Дзержинского района Санкт-Петербурга он был выпущен из СИЗО под залог триста тысяч рублей. Суд принял во внимание, что лидер арт-группы имеет место постоянной регистрации, "получает доход от трудовой деятельности" (хотя сам он в интервью утверждал обратное), а также тот факт, что на его попечении находится малолетний ребенок.

 

Рассказывая на Радио Свобода о своем тюремном опыте, Воротников отмечал, что в заключении он вел записки. При этом он сомневался в том, что их стоит публиковать после освобождения ("Было бы интереснее, конечно, если бы это можно было оперативно публиковать, это больше походило бы на акцию").

 

В начале марта 2011 на Воротникова, Николаева и Сокол в центре Санкт-Петербурга было совершено нападение. По словам активистов, они шли с пресс-конференции, заметили, что за ними следят, и сфотографировали своих преследователей. Тогда эти люди, представившиеся сотрудниками уголовного розыска, избили участников группы "Война" и отняли у них флеш-карту с фотографиями. В конце марта в связи с этим инцидентом было заведено уголовное дело по статье 116 УК (побои).


В конце марта 2011 Воротников рассказал, что деньги, собранные для помощи "Войне", были переданы двум политзаключенным, а также его бывшему сокамернику, дело которого, по мнению Воротникова, было сфабриковано.

 

31 марта Воротников и Сокол вместе с их сыном были задержаны во время несанкционированного оппозиционного "Марша несогласных" в Петербурге, после чего доставлены в разные отделения милиции. На марше они, по словам Сокол, шли в колонне анархистов с целью "прокричать анархистские лозунги" и закидывали милицию бутылками с мочой. По словам Воротникова и его адвоката, его несколько раз избивали при задержании и в милиции, а выпустили только потому, что ему была необходима госпитализация. Сокол продержали в участке около суток, а сына Воротников забирал из больницы, куда Каспера поместили после задержания его родителей как "неопознанного ребенка". После этого на Воротникова и Сокол было заведено админстративное дело в связи с "неисполнением родителями своих обязанностей".

 

7 апреля 2011, вместе с тремя другими членами "Войны" (Николаев, Сокол, Алексей Плуцер-Сарно) был награжден государственной премией за лучшее произведение современного искусства года "Инновация-2010" - за акцию "Хуй в плену у ФСБ" (изображение 65-метрового фаллоса на разводном Литейном мосту в Петербурге; при подъеме моста изодражение оказывалось рядом со зданием питерского ФСБ). Выбор победителя сопровождался недовольством Министерства культуры РФ, являющегося со-учредителем этой премии, и непоследовательным поведением Государственного центра современного искусства (ГЦСИ, второго учредителя этой премии), и таким же непоследовательным поведением самых членов группы "Война".

 

В апреле 2011 часть премиальных денег "Войны" была передана барнаульским активистам, в отношении которых после проведенной ими граффити-акции "Тебе нужны такие попутчики?" было возбуждено дело по обвинению в хулиганстве "по мотивам политической ненависти, совершенное группой лиц по предварительному сговору".

 

14 апреля 2011 в отношении Воротникова (и Николаева) было заведено новое уголовное дело по подозрению в хулиганстве, применении насилия в отношении представителя власти и оскорблении представителя власти. По версии следствия, во время задержания на "Марше несогласных" Воротников сорвал с нескольких милиционеров форменные шапки, ударил одного из них, а также повредил милицейский автомобиль.

 

В том же месяце первое уголовное дело, возбужденное в отношении Воротникова и Николаева, по просьбе защиты было передано из Главного следственного управления при ГУВД по Санкт-Петербургу в Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу. Это было связано с тем, что петербургское ГУВД по данному делу проходило и в качестве обвинителя, и в качестве потерпевшей стороны, имущество которой пострадало в результате акции "Войны". По словам адвокатов, следователи также назначили Воротникову психиатрическую экспертизу, несмотря на то, что статья "хулиганство" этого не предполагала.

 

25 апреля 1000 долларов из премиального фонда "Война" перечислила украинской  политзаключенной Анне Синьковой - художнице неонацистской организации "Братство" Дмитрия Корчинского. Девушка удерживалась в СИЗО до конца следствия по делу об осквернении могилы Неизвестного солдата в киевском парке Славы (вместе с соратницами устроила перформанс - пожарила яичницу на Вечном огне). Этот политический жест "Войны" вызвал резкую критику со стороны левых российских художников и критиков.

 

В конце апреля 2011 года в прессе появились сообщения, что Воротников сбежал с допроса по уголовному делу о действиях во время "Марша несогласных", а на второй допрос просто не явился, потому что думал, что его арестуют. Сторонники "Войны" еще в апреле 2011 заявляли, что лидера арт-группы объявили в розыск, однако официально в федеральный розыск он был объявлен в мае 2011.

 

22 мая 2011 Воротников заявил радио Свобода, что собирается уехать из России.

 

3 июня 2011, в день открытия Венецианской биеннале" местное анархисткое арт-сообщество S.a.L.E. потребовало свободу "Войне" в плакатах, развешанных по городу и символически блокировало вход в русский павильон биеннале.

События

  • 2010. Дворцовый переворот Войны
  • 2008. Ебля Войны
  • 2010-2011. Хуй в плену у ФСБ и премия Инновация
  • 2009. Война Войны на Русском леттризме
  • 2011. Новогодний автозак. Война
  • Источники

  • Адвокат Динзе вызван на допрос по уголовному делу о поджоге автозака, в котором подозревается арт-группа Война
  • Адвокат Динзе, защищающий «Войну», обнаружил слежку за собой: бритой наружности, видимо, из МВД
  • Эксперты выяснили, как «Война» подожгла автозак
  • Захар Прилепин: «Своими акциями «Война» будит общество»
  • Полицейски е обратились к "Войне" через "Фонтанку"
  • Возбуждено уголовное дело по поводу новогодней акции "Войны"
  • "Местные": Хватит "войны"
  • Леня Ебнутый: "Я всегда хотел жечь автозаки"
  • Марат Гельман: Два слова в защиту "Войны"
  • По факту возгорания автозака в Петроградском районе проводится проверка
  • Большинство слушателей радиостанции "Эхо Москвы" осуждают антиполицейскую акцию арт-группы "Война" - опрос
  • ВВС: Арт-группа "Война" сожгла автозак питерской полиции
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com