запрещенное

искусство

18+

16.09.1949, Запрещенное искусство

Елагина Елена, художница

Игорь Макаревич и Елена Елагина у объекта Дмитрия Гутова

 

Елена Елагина - российская художница-концептуалистка.

 

Родилась в Москве в 1949. Ее отец был детским писателем, мать - ученым-химиком. "Всё своё детство я была свидетелем горячих споров между моими родителями, в которых мама стояла на позициях либерально-оппозиционных, а папа отстаивал твёрдые советские убеждения", - вспоминает художница.

 

В школьном детстве писала иронические стихи и пьесы и училась в Московской средней художественной школе.

 

Позднее занималась скульптурой у Эрнста Неизвестного (1964-76) и живописью у Алисы Порет (1967-72)

 

"Мастерскую Неизвестного в каком то смысле можно назвать сосредоточением интеллектуально-художественной атмосферы целой эпохи развития нашего «неофициального искусства».  Посетить ее считали своим долгом самые серьезные деятели западной культуры, приезжавшие в те годы в Москву. Тут бывали также прогрессивные советские политические деятели, либеральные режиссеры, писатели, художники, известные философы и диссиденты. Мои собственные работы того периода отражали многие элементы окружавшей меня «духовки» (высоко духовного искусства). Я занималась камерной скульптурой, офортом, рисунком", - вспоминает художница.

 

В 1972-75 училась в Орехово-Зуевском государственном педагогическом институте, но не окончила его.

 

С 1979 постоянно участвует в акциях группы «Коллективные действия».

 

Елена Елагина. Высшее/Адское. 1990.

 

В 1981 вышла замуж за художника КД Игоря Макаревича.

 

В ... крещена о.Александром Менем.

 

С 1987 - участник Клуба Авангардистов (КлАва).

 

В 1990 сделала большой совместный проект «Закрытая рыбная выставка» с супругом, художником Игорем Макаревичем. С тех пор большинство проектов они осуществляют совместно.

 

Елена Елагина и Игорь Макаревич. Грибы русского авангарда

 

В 2000, после закрытия Центра современного искусства Сороса, наряду с Маратом Гельманом, Екатериной Деготь, Андреем Ерофеевым, Андреем Ковалевым, Виктором Мизиано, Айдан Салаховой и Еленой Селиной, участвовала в учреждении фонда «Художественные проекты» и стала председателем его правления.

 

Круг интересов творческой пары Елагиной/Макаревича описывает Андрей Ерофеев: "В ранних проектах источником вдохновения для них служили маргинальные тексты советской идеологии. В дальнейшем художников начинает интересовать феномен исторического безумия, они исследует аспекты русского авангарда в перспективе первобытных культов, идеи русского космизма и «Философии Общего Дела» Николая Фёдорова".

 

В настоящее время Елагина/Макаревич - одни из самых востребованных на мировом рынке современного искусства  российских художников.

 

Ссылки:

 

Елагина и Макаревич в "Арт-Кладовке"

 

Елена Елагина и запрещенное искусство

 

***

 

В декабре 1998 Елена Елагина, наряду с другими 17 художниками, подписала письмо в защиту Елены Романовой, куратора некоммерческой части выставки "Арт-Манеж", в рамках которой прошла акция Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник", повлекшая за собой заведение уголовного дела по жалобам в прокуратуру сотрудников и активистов комитета "За нравственное возрождение отечества".

 

Акцию Тер-Оганьяна художники называли "досадным недоразумением", "вандализмом", "безответственным поступком", и "осудили" ее. Елену Романову, напротив, определили как "прогрессивного деятеля нашей культуры", "принципиального, честного человека и высокого профессионала".

 

Это обращение художников было приобщено к уголовному делу Тер-Оганьяна в качестве доказательства преступного характера его действий.

 

Тем не менее, в 1999 Елагина была среди тех деятелей культуры, которые подписали письмо в суд с просьбой о закрытии уголовного дела Тер-Оганьяна, бежавшего к тому времени от преследований в Чехию.

 

***

 

В 2003 участвовала в выставке "Осторожно, религия!" с работой "Иксисос" - фотографией, на которой был изображен христианский крест с гирляндами сосисек, увешанный предупреждениями типа: «Остерегайтесь ожога» или «Остерегайтесь ранения рук» и т.п. При этом надпись "Иксисос" ("сосиски" наоборот) была сделана старославянским шрифтом.

 

Сама Елагина объясняла смыслы своей работы так: «Используя в «ИКСИСОСЕ» профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы, выполнено старославянской вязью, следовательно, активно призывает зрителя воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако на самом деле «тайный» смысл этого названия обескураживающе вульгарен: это просто… СОСИСКИ».

 

После погрома выставки активистами того же комитета "За нравственное возрождение отечества" ни самой этой работы, ни ее остатков не оказалось на месте. В списке музея она значится как "украденная". Погромщики предоставили это фото в распоряжение следствия.

 

В дальнейшем "Иксикос" Елагиной фигурировал в уголовном деле в качестве кощунственной и оскорбительной работы, в отношении которой была проведена многосторонняя "православная экспертиза", принятая следствием и судом в качестве доказательства вины подсудимых.

 

Однако, в качестве свидетельницы Елагина к расследованию и суду не привлекалась.

 

В интервью Анне Альчук после возбуждения уголовного дела Елагина высказывалась в отношении православного фундаментализма весьма решительно: ""Осторожно религия" - в наше время эти слова приобрели угрожающий смысл. Оказывается, как и в "славные" прежние времена затрагивание и попытка осмысления некоторых тем, в частности, религиозных в категориях искусства опасно для свободы и даже жизни художника. Обыски и изъятия, вызовы в прокуратуру, угрозы расправы - такой знакомый набор… Одно время казалось, что мы навсегда распрощались со средневековым способом мышления. Но действительность свидетельствует о противоположном".

 

Тем не менее работу "Иксисос", сочтенную судом кощунственной, Елагина с тех пор нигде не выставляет.

 

***

 

В июне 2010, накануне оглашения приговора кураторам, для которых прокурор затребовал трех лет колонии-поселения, подписала опубликованное в "Артхронике" коллективное письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву с требованием "немедленно прекратить этот позорящий Россию судебный процесс и оправдать Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова".

 

***

 

В сентябре 2010 Игорь Макаревич и Елена Елагина были среди тех участников выставки "Русский контрапункт" в Лувре, которые, по утверждению Вадима Захарова, бойкотировали выставку в качестве протеста против цензуры, наложенной Министерство культуры РФ на четыре работы Авдея Тер-Оганьна, отобранные французским куратором для участия в этой выставке. Впрочем, никаких заявлений или реплик от самих Макаревича и Елагиной на эту тему нигде не публиковалось.

 

"Русский контрапункт" был частью культурной программы официального "Года России во Франции" и был первой за всю историю выставкой русского современного искусства в Лувре. Ее бойкот со стороны группы ведущих русских художников дал результат немедленно - после бурного скандала в русской и французской прессе работы Тер-Оганьяна в Париж выпустили.

 

При этом предложение Тер-Оганьяна о продолжении бойкота вплоть до решения проблемы другого художника-эмигранта Олега Мавроматти, которого в то время российские власти требовали экстрадировать в Россию для совершения над ним суда за акцию 10-летней давности, творческая пара, как и другие участники выставки, не поддержала.

 

Елаина представлена на этом сайте как обвинительница, защитница и преследуемая.

События

  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • РСД: Представляя угнетенных
  • Газета ру: Фак yourself and save your money
  • Политическая пропаганда: Авдей Тер-Оганьян
  • Марат Гельман раздумывает - судиться ли с "Вечерним Челябинском" из-за клеветы
  • Православие ру: Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Марат Гельман об Авдее Тер-Оганьяне
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Церковное криминальное чтиво
  • Верзилов в "Медведе": Нас с Надей арестовывали 30 сотрудников ФСБ
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Суть времени-Пермь: Культурная альтернатива
  • Нашествие гельминтов
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Дмитрий Абрамов: Безбожников - к ответу!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Анна Толстова: Установленные лица
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • "Россия для всех": Прощай, христианство. Здравствуй, православие!
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Анатолий Осмоловский отвечает Шабельникову
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Россияне проголосовали за три года для Pussy Riot
  • Литературная газета: Бог в душе
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Радио Свобода, Александра Обухова: Предшественники Pussy Riot
  • Марат Гельман: Воскресная исповедь ( о крестоповалах и не только)
  • Кто радикальнее Pussy Riot? - Дмитрий Пименов
  • Роман Богдасаров: Мы живем не в людоедском обществе?
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Владимир Осипов: Дело «Бешеной матки» – операция прикрытия медведевской приватизации?
  • Надежда Толоконникова — The New Times: «Процесс по нашему делу напоминает мне суд над Сократом»
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • 92% судьи Марины Сыровой
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • Алина Витухновская: Я бы настаивала на том, что акция в ХХС была чисто политической
  • Нецензурная выставка Марата Гельмана от Минкульта РФ
  • Лента ру: Поход в Россию
  • А. Егорцев: С этого все начиналось. Разрубание икон в Манеже. 1998
  • Новосибирск: «Не допустить проведения выставки "Родина"»!
  • Краснродарская "Суть времени" собирает подписи под антигельмановским Прошение митрополиту Исидору
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com