запрещенное

искусство

18+

08.08.1943, Запрещенное искусство

Макаревич Игорь, художник

 

Игорь Глебович Макаревич - российский художник-концептуалист.

 

Родился 8 августа 1943 в высокогорном селении Триалети (Грузия), где его дед, архитектор Василий Львович Макаревич (1893–1975), в 1937-46 работал на строительстве гидроэлектростанции на реке Храми. Начавшаяся двумя годами ранее война прервала обучение его родителей в Московском архитектурном институте: мама оказалась у родственников в Закавказье, а отца призвали на фронт. Вернувшись с фронта, отец оканчивает архитектурный и становится архитектором. Мать - Татьяна Андреевна Ганская-Решетникова (1920–1982), художница.

 

В 1951 переехал в Москву.

В 1955–62 учился в Московской Средней Художественной Школе (МСХШ) при Институте им. В. И. Сурикова

В 1962–68 учился на художественном факультете Института кинемотографии (ВГИК)

С 1968 участвовал в выставках Союза Художников.

В 1968–71 работал художником на Центральном телевидении.

В 1970 стал членом Московского отделения Союза художников СССР.

С 1970 занимался книжной иллюстрацией, оформлял театральные постановки. В 1977 сделал роспись советского посольства в Рабате, Марокко.

 

С 1979 принимает участие в акциях группы "Коллективные действия".

 

Программными для этого периода своего собственного "неофициального" творчества считает работы конца 70-х - "Изменения" (фотофиксация процесса нанесения и снятия гипсовой маски, стойко ассоциирующегося с мемориальными процедурами) и "25 воспоминаний о друге" – гипсовые маски художника, помещенные в ряды ячеек, напоминающие о нишах колумбария.

 

"Homo Lignum"

 

В 1980–1987 отец Игоря Макаревича - главный архитектор Москвы.

 

Художник продолжает заниматься живописно-оформительскими работами. В 1980 делает роспись в культурном центре Олимпийской деревни в Москве.

 

В 1981 женится на художнице Елене Елагиной, также участвовавшей в деятельности группы "Коллективные действия".

 

В 1983 - роспись банкетного зала гостиницы «Октябрьская» в Москве (диплом Художественного фонда РСФСР). В том же году оформляет нижний ярус театра Аркадия Райкина в Москве.

 

В 1984 Игорю Макаревичу присвоено звание Заслуженный художник РССР.

 

В середине 1980-х иллюстрировал книги. К наиболее удачной работе в этом жанре относят цикл иллюстраций к роману Уильяма Теккерся «Ярмарка Тщеславия» (диплом Академии художеств СССР за 1987).

 

В 1990 проводит первую совместную выставку с супругой Еленой Елагиной - "Закрытая рыбная выставка". С тех пор большинство выставок они делают вместе. К оформительству Макаревич больше не возвращается.

 

К 2011 провел более 50 персональных выставок по всему миру; принимал участие в 300 коллективных выставках, включая «Russia!» в Музее Гуггенхайм, «Берлин-Москва», «Варшава-Москва» и др. Один из российских участников 53 Венецианской биеналле.

 

Макаревич/Елагина - авторы крупных проектов-инсталляций «Передвижная галерея русских художников», «Жизнь на снегу», «В пределах Прекрасного», «Грибы русского Авангарда», «Человек деревянный» «Русская Идея», «Общее Дело» и др. В 2009 работы художников были экспонированы на большой персональной выставке в Музее истории искусства в Вене и на Международной биеннале искусства в Венеции.

 

Круг интересов творческой пары Елагиной/Макаревича описывает Андрей Ерофеев: "В ранних проектах источником вдохновения для них служили маргинальные тексты советской идеологии. В дальнейшем художников начинает интересовать феномен исторического безумия, они исследует аспекты русского авангарда в перспективе первобытных культов, идеи русского космизма и «Философии Общего Дела» Николая Фёдорова".

 

Работы хранятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея Людвига в Аахене, Галереи Коркоран в Вашингтоне, Центре Ж.Помпиду, Библиотеке Конгресса, в Zimmerly Art Museum в Нью Джерси, Музее Duke University в Cеверной Каролине, Музее актуальной искусства ART4.RU, Фонда «Екатерина» и др., а также во множестве российских и западных частных коллекций.

 

В настоящее время Макаревич/Елагина - одни из самых востребованных на мировом рынке современного искусства  российских художников.

 

Игорь Макаревич и запрещенное искусство

 

***

 

В декабре 1998 Игорь Макаревич, наряду с другими 17 художниками, подписал письмо в защиту Елены Романовой, куратора некоммерческой части выставки "Арт-Манеж", в рамках которой прошла акция Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник", повлекшая за собой заведение уголовного дела по жалобам в прокуратуру сотрудников и активистов комитета "За нравственное возрождение отечества".

 

Акцию Тер-Оганьяна художники называли "досадным недоразумением", "вандализмом", "безответственным поступком", и "осудили" ее. Елену Романову, напротив, определили как "прогрессивного деятеля нашей культуры", "принципиального, честного человека и высокого профессионала".

 

Это обращение художников было приобщено к уголовному делу Тер-Оганьяна в качестве доказательства преступного характера его действий.

 

Тем не менее, в 1999 Макаревич был среди тех деятелей культуры, которые подписали письмо в суд с просьбой о закрытии уголовного дела Тер-Оганьяна, бежавшего к тому времени от преследований в Чехию.

 

***

 

В 2003 жена и творческий партнер Макаревича Елена Елагина участвовала в выставке "Осторожно, религия!" с работой "Иксисос" - фотографией, на которой был изображен христианский крест с гирляндами сосисек, увешанный предупреждениями типа: «Остерегайтесь ожога» или «Остерегайтесь ранения рук» и т.п. Эта работа фигурировала в уголовном деле в качестве кощунственной и оскорбительной работы, в отношении которой была  проведена многосторонняя "православная экспертиза", принятая следствием и судом в качестве доказательства вины подсудимых.

 

Макаревич, как и Елагина, подписал в период уголовного преследования организаторов этой выставки несколько писем в защиту свободы искусства.

 

***

 

В сентябре 2010 Игорь Макаревич и Елена Елагина были среди тех участников выставки "Русский контрапункт" в Лувре, которые, по утверждению Вадима Захарова, бойкотировали выставку в качестве протеста против цензуры, наложенной Министерство культуры РФ на четыре работы Авдея Тер-Оганьна, отобранные французским куратором для участия в этой выставке. Впрочем, никаких заявлений от самих Макаревича и Елагиной об этом нигде не публиковалось.

 

"Русский контрапункт" был частью культурной программы официального "Года России во Франции" и был первой за всю историю выставкой русского современного искусства в Лувре. Ее бойкот со стороны группы ведущих русских художников дал результат немедленно - после бурного скандала в русской и французской прессе работы Тер-Оганьяна в Париж выпустили.

 

При этом предложение Тер-Оганьяна о продолжении бойкота вплоть до решения проблемы другого художника-эмигранта Олега Мавроматти, которого в то время российские власти требовали экстрадировать в Россию для совершения над ним суда за акцию 10-летней давности, творческая пара, как и другие участники выставки, не поддержала.

 

***

 

В ноябре 2010 предоставил свою работу для участия в благотворительном аукционе, организованном ГЦСИ в поддержку осужденных за организацию выставки "Запретное искусство 2006" Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова.

 

Соответственно, на нашем сайте Игорь Макаревич фигурирует и как обвинитель, и как защитник.

События

  • 2003-2005. Осторожно, религия!
  • 2010. Русский контрапункт. Лувр
  • 2007-2010. Запретное искусство
  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • РСД: Представляя угнетенных
  • Газета ру: Фак yourself and save your money
  • Политическая пропаганда: Авдей Тер-Оганьян
  • Марат Гельман раздумывает - судиться ли с "Вечерним Челябинском" из-за клеветы
  • Православие ру: Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Марат Гельман об Авдее Тер-Оганьяне
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Церковное криминальное чтиво
  • Верзилов в "Медведе": Нас с Надей арестовывали 30 сотрудников ФСБ
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Суть времени-Пермь: Культурная альтернатива
  • Нашествие гельминтов
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Дмитрий Абрамов: Безбожников - к ответу!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Анна Толстова: Установленные лица
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • "Россия для всех": Прощай, христианство. Здравствуй, православие!
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Анатолий Осмоловский отвечает Шабельникову
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Россияне проголосовали за три года для Pussy Riot
  • Литературная газета: Бог в душе
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Радио Свобода, Александра Обухова: Предшественники Pussy Riot
  • Марат Гельман: Воскресная исповедь ( о крестоповалах и не только)
  • Кто радикальнее Pussy Riot? - Дмитрий Пименов
  • Роман Богдасаров: Мы живем не в людоедском обществе?
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Владимир Осипов: Дело «Бешеной матки» – операция прикрытия медведевской приватизации?
  • Надежда Толоконникова — The New Times: «Процесс по нашему делу напоминает мне суд над Сократом»
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • 92% судьи Марины Сыровой
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • Алина Витухновская: Я бы настаивала на том, что акция в ХХС была чисто политической
  • Нецензурная выставка Марата Гельмана от Минкульта РФ
  • Лента ру: Поход в Россию
  • А. Егорцев: С этого все начиналось. Разрубание икон в Манеже. 1998
  • Новосибирск: «Не допустить проведения выставки "Родина"»!
  • Краснродарская "Суть времени" собирает подписи под антигельмановским Прошение митрополиту Исидору
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com