запрещенное

искусство

18+

17.09.1949, Запрещенное искусство

Елагина Елена, художница

 

Игорь Макаревич, Наталия Тамручи и Елена Елагина

 

Елена Елагина - российская художница-концептуалистка.

 

Родилась в Москве в 1949. Ее отец был детским писателем, мать - ученым-химиком. "Всё своё детство я была свидетелем горячих споров между моими родителями, в которых мама стояла на позициях либерально-оппозиционных, а папа отстаивал твёрдые советские убеждения", - вспоминает художница.

 

В школьном детстве писала иронические стихи и пьесы и училась в Московской средней художественной школе.

 

Позднее занималась скульптурой у Эрнста Неизвестного (1964-76) и живописью у Алисы Порет (1967-72)

 

"Мастерскую Неизвестного в каком то смысле можно назвать сосредоточением интеллектуально-художественной атмосферы целой эпохи развития нашего «неофициального искусства». Посетить ее считали своим долгом самые серьезные деятели западной культуры, приезжавшие в те годы в Москву. Тут бывали также прогрессивные советские политические деятели, либеральные режиссеры, писатели, художники, известные философы и диссиденты. Мои собственные работы того периода отражали многие элементы окружавшей меня «духовки» (высоко духовного искусства). Я занималась камерной скульптурой, офортом, рисунком", - вспоминает художница.

 

В 1972-75 училась в Орехово-Зуевском государственном педагогическом институте, но не окончила его.

 

С 1979 постоянно участвует в акциях группы «Коллективные действия».

 

Елена Елагина. Высшее/Адское. 1990.

 

В 1981 вышла замуж за художника КД Игоря Макаревича.

 

В ... крещена о.Александром Менем.

 

С 1987 - участник Клуба Авангардистов (КлАва).

 

В 1990 сделала большой совместный проект «Закрытая рыбная выставка» с супругом, художником Игорем Макаревичем. С тех пор большинство проектов они осуществляют совместно.

 

Елена Елагина и Игорь Макаревич. Грибы русского авангарда

 

В 2000, после закрытия Центра современного искусства Сороса, наряду с Маратом Гельманом, Екатериной Деготь, Андреем Ерофеевым, Андреем Ковалевым, Виктором Мизиано, Айдан Салаховой и Еленой Селиной, участвовала в учреждении фонда «Художественные проекты» и стала председателем его правления.

 

Круг интересов творческой пары Елагиной/Макаревича описывает Андрей Ерофеев: "В ранних проектах источником вдохновения для них служили маргинальные тексты советской идеологии. В дальнейшем художников начинает интересовать феномен исторического безумия, они исследует аспекты русского авангарда в перспективе первобытных культов, идеи русского космизма и «Философии Общего Дела» Николая Фёдорова".

 

В настоящее время Елагина/Макаревич - одни из самых востребованных на мировом рынке современного искусства российских художников.

 

Ссылки:

 

Елагина и Макаревич в "Арт-Кладовке"

 

Елена Елагина и запрещенное искусство

 

***

 

В декабре 1998 Елена Елагина, наряду с другими 17 художниками, подписала письмо в защиту Елены Романовой, куратора некоммерческой части выставки "Арт-Манеж", в рамках которой прошла акция Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник", повлекшая за собой заведение уголовного дела по жалобам в прокуратуру сотрудников и активистов комитета "За нравственное возрождение отечества".

 

Акцию Тер-Оганьяна художники называли "досадным недоразумением", "вандализмом", "безответственным поступком", и "осудили" ее. Елену Романову, напротив, определили как "прогрессивного деятеля нашей культуры", "принципиального, честного человека и высокого профессионала".

 

Это обращение художников было приобщено к уголовному делу Тер-Оганьяна в качестве доказательства преступного характера его действий.

 

Тем не менее, в 1999 Елагина была среди тех деятелей культуры, которые подписали письмо в суд с просьбой о закрытии уголовного дела Тер-Оганьяна, бежавшего к тому времени от преследований в Чехию.

 

***

 

В 2003 участвовала в выставке "Осторожно, религия!" с работой "Иксисос" - фотографией, на которой был изображен христианский крест с гирляндами сосисек, увешанный предупреждениями типа: «Остерегайтесь ожога» или «Остерегайтесь ранения рук» и т.п. При этом надпись "Иксисос" ("сосиски" наоборот) была сделана старославянским шрифтом.

 

Сама Елагина объясняла смыслы своей работы так: «Используя в «ИКСИСОСЕ» профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы, выполнено старославянской вязью, следовательно, активно призывает зрителя воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако на самом деле «тайный» смысл этого названия обескураживающе вульгарен: это просто… СОСИСКИ».

 

После погрома выставки активистами того же комитета "За нравственное возрождение отечества" ни самой этой работы, ни ее остатков не оказалось на месте. В списке музея она значится как "украденная". Погромщики предоставили это фото в распоряжение следствия.

 

В дальнейшем "Иксикос" Елагиной фигурировал в уголовном деле в качестве кощунственной и оскорбительной работы, в отношении которой была проведена многосторонняя "православная экспертиза", принятая следствием и судом в качестве доказательства вины подсудимых.

 

Однако, в качестве свидетельницы Елагина к расследованию и суду не привлекалась.

 

В интервью Анне Альчук после возбуждения уголовного дела Елагина высказывалась в отношении православного фундаментализма весьма решительно: ""Осторожно религия" - в наше время эти слова приобрели угрожающий смысл. Оказывается, как и в "славные" прежние времена затрагивание и попытка осмысления некоторых тем, в частности, религиозных в категориях искусства опасно для свободы и даже жизни художника. Обыски и изъятия, вызовы в прокуратуру, угрозы расправы - такой знакомый набор… Одно время казалось, что мы навсегда распрощались со средневековым способом мышления. Но действительность свидетельствует о противоположном".

 

Тем не менее работу "Иксисос", сочтенную судом кощунственной, Елагина с тех пор нигде не выставляет.

 

***

 

В июне 2010, накануне оглашения приговора кураторам, для которых прокурор затребовал трех лет колонии-поселения, подписала опубликованное в "Артхронике" коллективное письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву с требованием "немедленно прекратить этот позорящий Россию судебный процесс и оправдать Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова".

 

***

 

В сентябре 2010 Игорь Макаревич и Елена Елагина были среди тех участников выставки "Русский контрапункт" в Лувре, которые, по утверждению Вадима Захарова, бойкотировали выставку в качестве протеста против цензуры, наложенной Министерство культуры РФ на четыре работы Авдея Тер-Оганьна, отобранные французским куратором для участия в этой выставке. Впрочем, никаких заявлений или реплик от самих Макаревича и Елагиной на эту тему нигде не публиковалось.

 

"Русский контрапункт" был частью культурной программы официального "Года России во Франции" и был первой за всю историю выставкой русского современного искусства в Лувре. Ее бойкот со стороны группы ведущих русских художников дал результат немедленно - после бурного скандала в русской и французской прессе работы Тер-Оганьяна в Париж выпустили.

 

При этом предложение Тер-Оганьяна о продолжении бойкота вплоть до решения проблемы другого художника-эмигранта Олега Мавроматти, которого в то время российские власти требовали экстрадировать в Россию для совершения над ним суда за акцию 10-летней давности, творческая пара, как и другие участники выставки, не поддержала.

 

Елагина представлена на этом сайте как обвинительница, защитница и преследуемая.

События

  • 2003-2005. Осторожно, религия!
  • Источники

  • Радио Свобода: Религия против
  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • Фома: Церковь и современное искусство
  • РНЛ: В бассейне на Бали утонул участник кощунственной выставки «Осторожно, религия!» Владислав Мамышев-Монро
  • Газета ру: Преступление и прощение Pussy Riot
  • Прима-Ньюс: Выставку закрыли досрочно
  • Ньюсру/Эхо Москвы: Организатор выставки "Осторожно: религия!" убежден, что его душа чиста
  • Ньюсру/Интерфакс: Разгромлен один из залов музея имени Сахарова. Вандалы отпущены
  • Страна ру: Голая баба на кресте как символ правозащитного движения
  • Известия, Максим Соколов: "Осторожно, сионизм!"
  • Михаил Болотовский: Безнравственность напоказ
  • Юрий Самодуров, Людмила Василовская: Первый идеологический процесс в «демократической» России
  • Людмила Василовская: Открытое письмо депутату Александру Чуеву
  • Письмо Юрия Самодурова Патриарху Алексию II
  • Юрий Самодуров и Людмила Василовская: Уведомление для читателей "Новой газеты"
  • Открытое письмо Юрия Самодурова и Людмилы Василовской В редакцию «Новой газеты»
  • Круглый стол в Сахаровском центре: «Проблемы религиозности в светском государстве. Церковь – часть гражданского общества».
  • Пресс-конференция в Сахаровском центре: «Уголовное дело по выставке “Осторожно, религия!” передано в суд»
  • Эдвард Кляйн в защиту Самодурова и Василовской
  • Алексей Семенов, вице-президент Фонда Сахарова (США): Отклик на дискуссию о выставке "Осторожно, религия!"
  • Юрий Самодуров: Российское общество перед выбором - судить искусство или судить за искусство
  • Юрий Самодуров: По поводу статьи Мамышева-Монро
  • Доморощенные цензоры музей и центр имени Андрея Сахарова не запугают
  • Сахаровский центр: Письмо главному редактору газеты "Известия"
  • Юрий Самодуров: О выставке "Осторожно, Религия!" и событиях вокруг нее
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Открытие выставки "Осторожно, религия!". Фоторепортаж
  • Марина Пожарицкая: Текст к выставке "Осторожно, религия!"
  • Оксана Саркисян: Живая религия
  • Нарине Золян: Познающий себя есть собственный палач
  • Арутюн Зулумян: Текст к выставке "Осторожно, религия!"
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Роман Доброхотов проводит параллель между смертями Анны Альчук и Влада Монро
  • Только нравственность, только хардкор
  • Владыка Кирилл переезжает в… Аргентину
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • «Без умысла нет преступления»
  • Церковь и общество, точки разрыва и точки соприкосновения
  • Директор Сахаровского центра о попытке срыва спектакля "Pussy Riot"
  • МК: Облава ФМС на Сахаровский центр - реклама Pussy Riot?
  • Московские новости: Казаки сходили на «Pussy Riot»
  • Диана Мачулина: Pussy Riot оправданы «судом»
  • Анна Толстова: В Сахаровском центре прошли «Московские процессы»
  • Мило Рау: «В середине спектакля пришли какие-то люди и стали интересоваться моими документами»
  • Газета ру: Антракт на проверку документов
  • "Московские процессы" Мило Рау: общество под судом
  • Искусство скандала
  • Эхо Москвы: Сотрудники ФМС, ОМОН и казаки по очереди посетили Сахаровский центр, где шел спектакль, посвященный громким судебным процессам по делам религии
  • Елена Волкова: "Московские процессы": памяти Анны Альчук
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com