запрещенное

искусство

18+

14.04.1938, Запрещенное искусство

Бородин Леонид, ПС-писатель

 

Писатель и ультраправый общественный деятель. Редактор журнала "Москва".

 

Бородин Леонид Иванович родился 14 апреля 1938 в Иркутске в семье сельских учителей. Фамилия Бородин — от отчима. Родной отец был латвийским офицером, осужденным в СССР за шпионаж и после срока в Соловках сосланным в Иркутск (после второго ареста был в 1941 расстрелян).


Учился в спецшколе школе МВД в Елабуге, откуда ушел после 20 съезда партии (1956).

 

Поступил на исторический факультет Иркутского университета. В то же время в этом заведении обучались В. Распутин, А. Вампилов, М. Варфоломеев. Бородин принимает активнейшее участие в организации студенческой группы «Свободное слово». В январе 1957 был исключен из комсомола с последующим отчислением из университета за написанную им и отпечатанную на машинке антихрущевскую басню («за политическое фрондерство»).

 

В 1958 уехал на «ударные стройки». Работает в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС. Заочно поступил учиться в педагогический институт в Улан-Удэ. Преподавал историю на железнодорожной станции на Байкале. В 1962 окончил Иркутский государственный педагогический институт. В том же году стал директором школы в Бурятии на ст. Гусиное Озеро.

 

В 1965 приеехал в Ленинград для поступления в аспирантуру философского факультета. Темой для диссертации выбрал «Ранний (неокантианский) период философского творчества Н. Бердяева». Через Н. Бердяева он знакомится с христианской доктриной развития общества, что сближает его с членами тайной политической организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов» (ВСХСОН, глава - И. Огурцов). В основу деятельности была положена идея построения христианского государства социальной направленности, как она была изложена в работах А. Хомякова, В. Соловьева, Вяч. Иванова и Н. Бердяева. Религия рассматривалась как социальный институт, несущий положительную мораль. При этом большая часть участников ВСХСОН (в т. ч. и сам Бородин) не были крещеными людьми. Организация просуществовала около 3 лет, ее деятельность была прекращена органами правопорядка. Вместе с Бородиным на скамью подсудимых попали 29 активных ее членов.

 

В ожидании приговора, находясь в следственной тюрьме, Бородин пишет «Перед судом», «Повесть странного времени», «Вариант».

 

В марте 1968 осужден на 6 лет, на суде не раскаялся.

 

Лагерный срок с 1968 по 1973 проводит в мордовском лагере для политзаключенных. Об этом периоде - его рассказ «Полюс верности» (1975) и повесть «Правила игры» (1985).

 

В 1969 в лагере написал так же анонимную работу «ВСХСОН: состав, программа, методы работы, идеологические позиции, причины поражения», которая была переправлена на Запад.

 

18 февраля 1973 освобожден. Сблизился с В. Осиповым, издателем первого легального машинописного журнала «Вече», где напечатал несколько своих статей.

 

После ареста В. Осипова одноименное издание с тем же идеологическим направлением (русская национальная идея) стало осуществляться русскими эмигрантами в Мюнхене; в Москве продолжением линии московского «Вече» стал рукописный «Московский сборник», редактором его был Бородин.

 

За выпуск «Московского сборника» получил предупреждение о недопустимости «антисоветской деятельности» от КГБ. Уехал в Сибирь, где работал лесником и занимался литературной деятельностью.

 

В 1974–1975 – помощник составителя поездов на станции Очаково в Москве, в 1976–1978 – заместитель директора санэпидемстанции в Петушках (Владимирская обл.).

 

В 1978 в издательстве «Посев» во Франкфурте-на-Майне вышла первая книга Л. Бородина «Повесть странного времени». Затем были написаны и изданы на Западе «Год чуда и печали», «Третья правда», «Расставание» — сначала по-русски, а затем в переводах на английский, французский, итальянский, немецкий языки.

 

Итоговой работой этого периода считается роман «Расставание» (1982), в котором Бородин резко критикует всю политическую оппозицию в стране и противопоставляет ей патриархальный уклад жизни российской провинции, в котором выразилась вся сущность социального строя прежней России.


13 мая 1982 арестован и на суде 17—19 февраля 1983 за распространение антисоветской литературы осужден на 10 лет заключения и 5 лет ссылки. Друзья передают рукописи Бородина за границу. В этот период выходит более 20 книг Бородина, переведенных на европейские языки.

 

1983 - лауреат премии французского ПЕН-клуба «Свобода».

 

В 1987 дело Бородина повторно рассмотрено и в июне 1987 писатель выпущен по амнистии на свободу.

 

В 1987—91 опубликовал в СССР все свои ранее изданные на Западе произведения.

 

В 1989 - лауреат итальянской премии «Гринзане Кавур»

 

В 1990-92 руководит отделом прозы журнала «Москва».


На 7 съезде Союза писателей РСФСР в январе 1991 был избран членом Секретариата Правления СП.

 

С 1992 — главный редактор журнала «Москва». («Наша идея — православная монархия, как мечта, как желание»). В журнале открыт христианский раздел «Домашняя церковь».

 

В сентябре—октябре 1993 не поддержал ни одну из боровшихся за власть сторон. Во время боя у телецентра «Останкино» вывозил раненых на своей автомашине.

 

С 1994 - активист комитета "За нравственное возрождение отечества" (глава - протоиерей Александр Шаргунов)

 

В 2002 - лауреат премии Александра Солженицына - «за последовательное мужество в поисках правды». В том же году награжден церковным орденом Преподобного Сергия Радонежского. В 2003 - лауреат премии «России верные сыны» им. Александра Невского. В 2004 - лауреат «Большой литературной премии России» Союза писателей России. В 2007 - лауреат премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» за повесть «Год чуда и печали».

 

С 2009 - член новообразованного Гражданского Литературного Форума. Сопредседатели этой организации - критик Капитолина Кокшенева, писатель Захар Прилепин и политик Дмитрий Рогозин, бывший лидер кремлевского партийного проекта "Родина" и представитель РФ в НАТО.

 

Ссылки

Блог Бородина на сайте журнала "Москва"

Бородин на Хроно ру

В библиотеке Белоусенко

В антологии Самиздата

На сайте "Гражданский литературный форум"

 

Бородин и запрещенное искусство

 

***

 

В 1998-99 Бородин подписывал письма Комитета "За нравственное возрождение отечества" (КЗНВО) против "художника-сатаниста" Авдея Тер-Оганьяна с треованиями подвергнуть его уголовному наказанию.

 

***

 

В 2003-2005 подписывал письма КЗНВО против организаторов выставки "Осторожно, религия!", так же требуя подвергнуть их суровому уголовному наказанию.

 

При этом Бородин продолжал сохранять авторитет в диссидентских кругах, как бывший "политзек". Так, правозащитник Александр Подрабинек в своей речи в защиту Анны Альчук в Таганском суде замечает: "В судебном заседании зачитывалось письмо деятелей культуры к президенту Путину с призывом покарать организаторов выставки "Осторожно, Религия!". И если подпись под этим письмом писателя Валентина Распутина не вызывает особого удивления, то подпись бывшего политзаключенного писателя Леонида Бородина заставляет задуматься о том, что для значительной части нашего общества свобода самовыражения представляется угрозой общественному благополучию. Это благополучие видится им как личное, как торжество их собственных идей и верований, а не как мирное и терпимое друг к другу сосуществование в обществе самых различных позиций, в том числе и противоположенных".

 

События

  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • 2003-2005. Осторожно, религия!
  • Источники

  • Радио Свобода: Религия против
  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • Фома: Церковь и современное искусство
  • РНЛ: В бассейне на Бали утонул участник кощунственной выставки «Осторожно, религия!» Владислав Мамышев-Монро
  • Газета ру: Преступление и прощение Pussy Riot
  • Прима-Ньюс: Выставку закрыли досрочно
  • Ньюсру/Эхо Москвы: Организатор выставки "Осторожно: религия!" убежден, что его душа чиста
  • Ньюсру/Интерфакс: Разгромлен один из залов музея имени Сахарова. Вандалы отпущены
  • Страна ру: Голая баба на кресте как символ правозащитного движения
  • Известия, Максим Соколов: "Осторожно, сионизм!"
  • Михаил Болотовский: Безнравственность напоказ
  • Юрий Самодуров, Людмила Василовская: Первый идеологический процесс в «демократической» России
  • Людмила Василовская: Открытое письмо депутату Александру Чуеву
  • Письмо Юрия Самодурова Патриарху Алексию II
  • Юрий Самодуров и Людмила Василовская: Уведомление для читателей "Новой газеты"
  • Открытое письмо Юрия Самодурова и Людмилы Василовской В редакцию «Новой газеты»
  • Круглый стол в Сахаровском центре: «Проблемы религиозности в светском государстве. Церковь – часть гражданского общества».
  • Пресс-конференция в Сахаровском центре: «Уголовное дело по выставке “Осторожно, религия!” передано в суд»
  • Эдвард Кляйн в защиту Самодурова и Василовской
  • Алексей Семенов, вице-президент Фонда Сахарова (США): Отклик на дискуссию о выставке "Осторожно, религия!"
  • Юрий Самодуров: Российское общество перед выбором - судить искусство или судить за искусство
  • Юрий Самодуров: По поводу статьи Мамышева-Монро
  • Доморощенные цензоры музей и центр имени Андрея Сахарова не запугают
  • Сахаровский центр: Письмо главному редактору газеты "Известия"
  • Юрий Самодуров: О выставке "Осторожно, Религия!" и событиях вокруг нее
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Открытие выставки "Осторожно, религия!". Фоторепортаж
  • Марина Пожарицкая: Текст к выставке "Осторожно, религия!"
  • Оксана Саркисян: Живая религия
  • Нарине Золян: Познающий себя есть собственный палач
  • Арутюн Зулумян: Текст к выставке "Осторожно, религия!"
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Роман Доброхотов проводит параллель между смертями Анны Альчук и Влада Монро
  • Только нравственность, только хардкор
  • Владыка Кирилл переезжает в… Аргентину
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • «Без умысла нет преступления»
  • Церковь и общество, точки разрыва и точки соприкосновения
  • Директор Сахаровского центра о попытке срыва спектакля "Pussy Riot"
  • МК: Облава ФМС на Сахаровский центр - реклама Pussy Riot?
  • Московские новости: Казаки сходили на «Pussy Riot»
  • Диана Мачулина: Pussy Riot оправданы «судом»
  • Анна Толстова: В Сахаровском центре прошли «Московские процессы»
  • Мило Рау: «В середине спектакля пришли какие-то люди и стали интересоваться моими документами»
  • Газета ру: Антракт на проверку документов
  • "Московские процессы" Мило Рау: общество под судом
  • Искусство скандала
  • Эхо Москвы: Сотрудники ФМС, ОМОН и казаки по очереди посетили Сахаровский центр, где шел спектакль, посвященный громким судебным процессам по делам религии
  • Елена Волкова: "Московские процессы": памяти Анны Альчук
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com