запрещенное

искусство

18+

26.09.1947, Запрещенное искусство

Борисов Сергей, фотограф

 

Российский фотограф, "летописец московского и питерского андеграунда времен распада СССР".

 

Родился в 1947 в Москве. В детстве ходил в фото и археологический кружки, в старших классах школы увлекался поэзией и литературой.

 

Поступил в .... институт. За то, что на комсомольском собрании прочел антикоммунистические стихи, был исключен из комсомола и из института. Работал в театре осветителем, работником вагона-ресторана, описывал свои приключения в литературных произведениях, которые не публиковались. Занялся фото. Иногда его фотографии публиковали в прессе.


С середины 1970-х стал фотографировать поп-рок коллективы и звезд советской эстрады для афиш.


В ... вступил в Московский Объединенный комитет Художников-графиков секции живописи и фотографии.

 

С 1979 открыл в своей мастерской «Студию 50 А». Снимал постановочные фото знаменитостей художественного андеграунда - Немухина, Штейнберга, Зверева.


В 1980-81-х прошли персональные выставки Борисова - «Портреты художников» - на Малой Грузинской.


С начала 1980-х оформлял пластинки для фирмы «Мелодия», включая две пластинки Аллы Пугачевой (это считалось пиком фото-карьеры в этом секторе). В 82,83,84-х получал первые Премии Года этой фирмы за оформление.

 

В 1984 по заказе французской Le Monde отправился в Ленинград снимать "Аквариум". Тесно познакомился с ленинградским андерграундом - Гребенщиковым, Цоем, Курехиным и со всем кругом Тимура Новикова.

 

Среди любимых "моделей" 1980-х называет художников-"модников" - Сергея Бугаева-Африку, Германа Виноградова, Константина Звездочетова, Владислава Мамышева-Монро, Сергея Ануфриева.

 

Публиковался в  «ACTUEL», «MONDE», «PHOTO», «MISS VOGUE» (Париж), «INTER VIEW», «SPIN» (Нью-Йорк), «FACE» (Лондон), «EPOCA», «ZOOM» (Италия), «MANGETTE» (Бразилия), «SPEX», «WIENER», «TEMPO», «BUNTE» (Германия), «EL PAIS» (Испания) и др. - часто это были "неформалы" на фоне узнаваемой "сталинской архитектуры".

 

В конце 1993 выпустил альбом-монографию «Сергей Борисов. Фотографии».


В 1994 его фотография «Полет» была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 3000 долларов.

 

Сергей Борисов. "Полет", 1988

 

С того же времени снимает X-Generation - молодежь 1990-х, "не имеющую устойчивых привязанностей и отчетливых представлений, превратившую свое существование в перманентную игру, в вариацию постмодернистского художественного жеста".

 

 

В августе 1998 создал Фонд развития фотографического искусства и от его имени учредил национальный конкурс фотографов-профессионалов "Булла" (имени русского фотографа начала 20 века Карла Буллы). В оргкомитет премии вошли представители рук. телеканала "Культура" Татьяна Паухова, главред. "Независимой газеты" Виталий Третьяков, политики Игорь Шабдурасулов и Виктор Черномырдин, вице-президент "Альфа-банка" Александр Гафин и зампред правления РАО "Газпром" Сергей Зверев. "Булла" получила поддержку Министерства культуры РФ, телеканала "Культура", Государственного Русского музея, Союза фотохудожников РФ и Московского Дома фотографии. Определять победителей должна была Академия фотоискусства, в которую должны были войти ведущие кураторы, журналисты и редактора изданий, пишущих о фотографии. Но этот "проект века" (аналог "Оскара") не состоялся.

 

В 2000-х продолжает выставлять свои архивные фото по всеми миру и снимать "звезд" нового времени.

 

Патриотический певец Газманов между ног Рабочего и Колхозницы

 

Сергей Борисов и запрещенное искусство

 

***

 

В декабре 1998 Сергей Борисов, наряду с другими 17 художниками, подписал письмо в защиту Елены Романовой, куратора некоммерческой части выставки "Арт-Манеж", в рамках которой прошла акция Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник", повлекшая за собой заведение уголовного дела по жалобам в прокуратуру сотрудников и активистов комитета "За нравственное возрождение отечества".

 

Акцию Тер-Оганьяна художники называли "досадным недоразумением", "вандализмом", "безответственным поступком", и "осудили" ее. Елену Романову, напротив, определили как "прогрессивного деятеля нашей культуры", "принципиального, честного человека и высокого профессионала".

 

Это обращение художников было приобщено к уголовному делу Тер-Оганьяна в качестве доказательства преступного характера его действий.

События

  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • РСД: Представляя угнетенных
  • Газета ру: Фак yourself and save your money
  • Политическая пропаганда: Авдей Тер-Оганьян
  • Марат Гельман раздумывает - судиться ли с "Вечерним Челябинском" из-за клеветы
  • Православие ру: Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Марат Гельман об Авдее Тер-Оганьяне
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Церковное криминальное чтиво
  • Верзилов в "Медведе": Нас с Надей арестовывали 30 сотрудников ФСБ
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Суть времени-Пермь: Культурная альтернатива
  • Нашествие гельминтов
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Дмитрий Абрамов: Безбожников - к ответу!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Анна Толстова: Установленные лица
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • "Россия для всех": Прощай, христианство. Здравствуй, православие!
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Анатолий Осмоловский отвечает Шабельникову
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Россияне проголосовали за три года для Pussy Riot
  • Литературная газета: Бог в душе
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Радио Свобода, Александра Обухова: Предшественники Pussy Riot
  • Марат Гельман: Воскресная исповедь ( о крестоповалах и не только)
  • Кто радикальнее Pussy Riot? - Дмитрий Пименов
  • Роман Богдасаров: Мы живем не в людоедском обществе?
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Владимир Осипов: Дело «Бешеной матки» – операция прикрытия медведевской приватизации?
  • Надежда Толоконникова — The New Times: «Процесс по нашему делу напоминает мне суд над Сократом»
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • 92% судьи Марины Сыровой
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • Алина Витухновская: Я бы настаивала на том, что акция в ХХС была чисто политической
  • Нецензурная выставка Марата Гельмана от Минкульта РФ
  • Лента ру: Поход в Россию
  • А. Егорцев: С этого все начиналось. Разрубание икон в Манеже. 1998
  • Новосибирск: «Не допустить проведения выставки "Родина"»!
  • Краснродарская "Суть времени" собирает подписи под антигельмановским Прошение митрополиту Исидору
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com