запрещенное

искусство

18+

04.02.1932, Запрещенное искусство

Смирнова Энгелина, ПР-эксперт

 

Энгелина Сергеевна Смирнова - доктор искусствоведения, профессор, историк древнерусского искусства. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1995). Крупный специалист по древнерусской иконописи.

 

Родилась 4 февраля 1932 в Ленинграде.

 

В 1948—1953 обучалась в Ленинградском государственном университете на кафедре истории искусств исторического факультета. Дипломная работа написана под руководством М.К.Каргера и Д.С.Лихачева.

 

В 1952-1969 работала научным сотрудником отдела древнерусского искусства Русского музея.

 

В 1965 в МГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Живопись Обонежья XIV—XVII вв.».

 

С 1969 — главный научный сотрудник отдела истории древнерусского искусства Государственного института искусствознания.

 

В 1979 в МГУ защитила докторскую диссертацию на тему «Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV в.».



С 1978 работает в Московском государственном университете на кафедре истории отечественного искусства.

 

В 1988 ей присвоено учёное звание профессора. Основной курс — «История древнерусского искусства».

 

В ... участвовала в экспедициях в Карелию и Архангельскую область по спасению икон и других произведений древнерусского искусства.

 

В 1990-е читала лекции в Миланском университете, университете Крита, ряде крупных университетов США.

 

Плотно сотрудничает с профильными структурами МП РПЦ.

 

 

 

В 2002 была одним из автором первого официального учебника Московской патриархии "История иконописи".

 

В 2007 - один из лауреатов Премии памяти митрополита Макария, которую вручает Патриарх Всея Руси.

 

Участвует в богословских конференциях православного Свято-Тихвиновского богословского университета.

 

В ... - кавалер медали РПЦ Преподобного Сергия Радонежского.

 

В 2008 была одним из научных кураторов уникальной и скандальной выставки икон из частного собрания Михаила де Буару (Елизаветина), прошедшей в музее-заповеднике "Царицыно".

 

В 2008 выступила резко против выдачи из Третьяковской галереи ветхой иконы "Троица" Андрея Рублева на богослужение в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: "Два человека, которых я вижу перед собой – директор Третьяковской галереи и Главный хранитель Третьяковской галереи, вам вручено огромное национальное достояние, и вы за него отвечаете. И вместе с тем, вот, вы уже готовы дать разрешение на перевозку, – пусть на три дня, на четыре дня, – на перевозку этой иконы. Мне представляется, что это… Я скажу грубо: это должностное преступление. Вы не должны его совершать. Вы за это отвечаете. Вам национальное достояние вручено".

 

В январе 2010 подписала обращение-декларацию ученых-искусствоведов, "ищущих компромисса при  передаче РПЦ памятников культуры. Искусствоведы предложили тогда создать из ученых экспертный совет, который оценивал бы состояние передаваемых церкви памятников и возможные пути их сохранения. Отрицала исключительно религиозное значение древнерусского искусства, которое пытается приписать ему РПЦ, претендующие на права владения: "Я безумно боюсь, честно говоря, за наше национальное достояние, которое может рассматриваться только как предмет религиозного культа. Это не так, это неверно, это шире гораздо". В декабре 2010 Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом была создана. Однако, Энгелины Смирновой в ее составе нет.

 

В 2011 Смирнова удостоена премии имени М.В.Ломоносова за научную деятельность II степени за научное издание “Смотря на образ древних живописцев...”

 

Автор более 150 научных трудов, в том числе, 8 монографий.

 

Член Союза художников России, Ассоциации искусствоведов, член творческого союза историков искусства и художественных критиков стран СНГ.

 

Ссылки:

Смирнова в Википедии

 

Энгелина Смирнова и запрещенное искусство

 

В феврале 1999 Смирнова выступила судебным экспертом по делу Авдея Тер-Оганьяна, проведя историко-искусствоведческую экспертизу его акции "Юный безбожник", осуществленной 4 декабря 1998 на ярмарке "Арт-Манеж".

 

Отвечая на ряд вопросов следствия, Смирнова утверждала, что иконы, разрубленные Тер-Оганьяном, не представляют исторической или культурной ценности и не  являются памятниками истории и культуры. Но при этом "являются значимыми для социальной памяти и общественной нравственности православных граждан", а действия Тер-Оганьяна "выражают подрыв доверия и уважения к религиозному вероисповеданию граждан". На вопрос о том, можно ли отнести эти действия к какому-либо направлению в искусстве, ответила: "По-моему, искусство должно что-то созидать, а не разрушать. Когда рубят иконы, по-моему, это хулиганство, а не искусство. По-моему, действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон нельзя отнести к какому-либо направлению в искусстве Но поскольку я не являюсь специалистом по направлениям в современном искусстве, то этот вопрос следует задать другому эксперту, который в данной области является специалистом".

События

  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • РСД: Представляя угнетенных
  • Газета ру: Фак yourself and save your money
  • Политическая пропаганда: Авдей Тер-Оганьян
  • Марат Гельман раздумывает - судиться ли с "Вечерним Челябинском" из-за клеветы
  • Православие ру: Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Марат Гельман об Авдее Тер-Оганьяне
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Церковное криминальное чтиво
  • Верзилов в "Медведе": Нас с Надей арестовывали 30 сотрудников ФСБ
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Суть времени-Пермь: Культурная альтернатива
  • Нашествие гельминтов
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Дмитрий Абрамов: Безбожников - к ответу!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Анна Толстова: Установленные лица
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • "Россия для всех": Прощай, христианство. Здравствуй, православие!
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Анатолий Осмоловский отвечает Шабельникову
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Россияне проголосовали за три года для Pussy Riot
  • Литературная газета: Бог в душе
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Радио Свобода, Александра Обухова: Предшественники Pussy Riot
  • Марат Гельман: Воскресная исповедь ( о крестоповалах и не только)
  • Кто радикальнее Pussy Riot? - Дмитрий Пименов
  • Роман Богдасаров: Мы живем не в людоедском обществе?
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Владимир Осипов: Дело «Бешеной матки» – операция прикрытия медведевской приватизации?
  • Надежда Толоконникова — The New Times: «Процесс по нашему делу напоминает мне суд над Сократом»
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • 92% судьи Марины Сыровой
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • Алина Витухновская: Я бы настаивала на том, что акция в ХХС была чисто политической
  • Нецензурная выставка Марата Гельмана от Минкульта РФ
  • Лента ру: Поход в Россию
  • А. Егорцев: С этого все начиналось. Разрубание икон в Манеже. 1998
  • Новосибирск: «Не допустить проведения выставки "Родина"»!
  • Краснродарская "Суть времени" собирает подписи под антигельмановским Прошение митрополиту Исидору
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com