запрещенное

искусство

18+

12.01.1953, Запрещенное искусство

Алексеев Никита, худ-к, П-жур-т

Никита Феликсович Алексеев — российский художник, участник группы «Коллективные действия», основатель движения АПТАРТ. Либеральный журналист с умеренными правыми взглядами.

 

Родился 12 января 1953 в Москве.

 

С 1973 по 1976 учился в Московском полиграфическом институте (факультет художественно-технического оформления печатной продукции).

 

С 1976 по 1982 участвовал в акциях группы «Коллективные действия».

 

В 1977 — участник выставки «Новое советское искусство: неофициальная перспектива», Биеннале, Венеция.

 

С 1986 по 1987 принимал участие в группе «Среднерусская возвышенность».

 

Никита Алексеев. Пушкин в пончо. 1990. Холст, масло. Размер:161х140

 

1994 — 2-я Биеннале современного искусства, Цетинье, Монтенегро.

 

2003 — стипендия с резиденцией Управления по делам культуры Дюссельдорфа. 2004 — стипендия Фонда Иосифа Бродского и Американской академии в Риме.

 

В марте 2010 подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

 

Никита Алексеев и запрещенное искусство


 

С 1995 в "Иностранце", "Газете ру", "Коммерсанте", на "Эхо Москвы" и в др. СМИ последовательно выступал в защиту преследуемых РПЦ художников и кураторов.

 

В январе 1999 по поводу акции Тер-Оганьяна "Юный безбожник" занял критическую позицию. В своей статье в газете "Иностранец" рассуждая о юридических перспективах этого уголовного дела, ссылаясь на православного сетевого эксперта, выступающим под ником "Почвоед" (в рамках тогдашнего он-лайон-форума на "Полит ру", весьма популярного), сомневался в том, что действия Тер-Оганьяна подпадают под какую-либо из гипотетически подходящих статей УК РФ (282, 213, 26, 243, 214). Тем не менее, квалифицировал акцию Тер-Оганьяна как "кретинскую" и предлагал принять против него жесткие общественные меры: "художественной общественности вынести ему (Тер-Оганьяну - ЗИ) резкое порицание, запретить некоторое время участвовать в выставках, в общем, принять адекватные меры", а православной церкви ("такой же общественной организации, как любая другая) - "анафемствовать Тер-Оганьяна, тем более, что в детстве он был крещен в православие".

 

В 2011 принял участие в выставке "Двоесловие/Диалог", прошедшей в притворе храма св. Татианы. При этом Алексеев был единственным участников выставки, который позиционировал себя как атеиста.

 

Работа художника "Черная Троица" стала единственным экспонатом выставки, на которую была наложена цензура. В результате на черном фоне оказались черные буквы (библейская история о прозревшем слепом: "Вижу людей, как деревья мечущиеся" - в вольном пересказе автора). И эта история была просто нечитаемой.

 

"Черная троица" стала также главным экспонатом выставки, вокруг которой развернулись бурные дебаты православной общественности (кощунственная она или нет). Произошло это не столько из-за дерзкого содержания работы, сколько из-за того, что текст, неотрывный от работы в целом, не прочитывался.

 

В интервью газете «Культура» церковный куратор выставки диакон Федор Котрелев рассказал о причинах этой цензуры: "Раньше я считал, что мы, церковники, упираемся рогами... Но во время подготовки выставки выяснил, что упираются обе стороны. Была ситуация, когда Церковь говорит художнику: "Ну я прошу тебя, давай, немножко подвинься, иначе нам будет больно", а художник: "Ни пяди родной земли". Вот один из художников, автор самой лучшей, кстати, на мой взгляд, работы на этой выставке, строит свое произведение на цитате из Евангелия - и чувствуется, что он действительно пропустил ее через себя. Но цитирует он вольно, и на этом вольном цитировании строит все свое рассуждение. Неточность заметили и попросили привести цитату в соответствие с синодальным переводом. Для нас Евангелие - это очень серьезно, если его цитируют, то цитировать надо как положено. А художник упирается - ни за что».

 

Сам Никита Алексеев в открытом письме к Марины Мунк написал в связи со своим участием в выставке: "Чувствую себя идиотом".

События

  • 2007-2010. Запретное искусство
  • 2005. Россия-2 Марата Гельмана
  • 2003-2005. Осторожно, религия!
  • 2005. Русский поп-арт
  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • РСД: Представляя угнетенных
  • Газета ру: Фак yourself and save your money
  • Политическая пропаганда: Авдей Тер-Оганьян
  • Марат Гельман раздумывает - судиться ли с "Вечерним Челябинском" из-за клеветы
  • Православие ру: Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Марат Гельман об Авдее Тер-Оганьяне
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Церковное криминальное чтиво
  • Верзилов в "Медведе": Нас с Надей арестовывали 30 сотрудников ФСБ
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Суть времени-Пермь: Культурная альтернатива
  • Нашествие гельминтов
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Дмитрий Абрамов: Безбожников - к ответу!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Анна Толстова: Установленные лица
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • "Россия для всех": Прощай, христианство. Здравствуй, православие!
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Анатолий Осмоловский отвечает Шабельникову
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Россияне проголосовали за три года для Pussy Riot
  • Литературная газета: Бог в душе
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Радио Свобода, Александра Обухова: Предшественники Pussy Riot
  • Марат Гельман: Воскресная исповедь ( о крестоповалах и не только)
  • Кто радикальнее Pussy Riot? - Дмитрий Пименов
  • Роман Богдасаров: Мы живем не в людоедском обществе?
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Владимир Осипов: Дело «Бешеной матки» – операция прикрытия медведевской приватизации?
  • Надежда Толоконникова — The New Times: «Процесс по нашему делу напоминает мне суд над Сократом»
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • 92% судьи Марины Сыровой
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • Алина Витухновская: Я бы настаивала на том, что акция в ХХС была чисто политической
  • Нецензурная выставка Марата Гельмана от Минкульта РФ
  • Лента ру: Поход в Россию
  • А. Егорцев: С этого все начиналось. Разрубание икон в Манеже. 1998
  • Новосибирск: «Не допустить проведения выставки "Родина"»!
  • Краснродарская "Суть времени" собирает подписи под антигельмановским Прошение митрополиту Исидору
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com