запрещенное

искусство

18+

01.04.2000, Запрещенное искусство

2000. Самораспятие Мавроматти

1 апреля 2000 художник, режиссер и актер авангардного кино Олег Мавроматти с видеогруппой снимал фрагмент для своего будущего фильма о современном искусстве  "Слепое пятно".

 

По сюжету фильма главный герой-художник совершал перформанс "Не верь глазам", по ходу которого его распинали на подобии креста во искупление совершенного им тяжкого преступления. На спине у главного героя, которого играл Мавроматти, была нарезана бритвой надпись - "Я не сын бога".

 

"Массовку" (зрителей акции) составляли знакомые Мавроматти - художники, литераторы и журналисты, всего около 15 человек.

 

Снимали в выходной день в закрытом дворе Института Культурологии РАН на Берсеневской набережной, получив разрешение на съемку у руководства Института.

 

Мавроматти рассказывает: "Пространство, где проходил перформанс, было огорожено. За оградой ничего не было видно. Однако если снимать изнутри, то открывался вид на Храм Христа Спасителя. По сценарию, я подошел к деревянному помосту, прикрученному проволокой к ограде, которая меня дополнительно закрывала от возможной публики снаружи. Даже случайные прохожие не могли бы меня увидеть из-за помоста и ограды. За забором еще и росли кусты. К деревянному помосту меня прибили 10-сантиметровыми гвоздями. Ни один человек не мог это увидеть, кроме людей с НТВ, которых пригласил один из участников фильма. Он решил, что это прекрасный пиар для проекта, а мне было любопытно взаимодействие внешних случайных людей с внутренним миром фильма. Пока я стоял приколоченным, ко мне подошли журналисты и предложили взять у меня интервью".

 

Съемка длилась около 15 минут, после чего актер отправился в травмпункт.

 

 

На следующий день по НТВ прошел небольшой репортаж об акции, в которой не упоминалось о том, что это была съемка фильма. "Сейчас эти люди на НТВ не работают, неизвестны даже их имена", - говорит Мавроматти.

 

 

В "либеральной" прессе на событие практически никакой реакции не было. Только Максим Горелик через пять дней опубликовал в газете "Сегодня" крошечную заметку.

 

Братчик Агещев

 

Тем не менее, 6 апреля 2000 в газете "Труд-7" вышла статья "Человека распяли у стен храма", авторами которой были некий Александр Королев и одиозный православный публицист, активист Союза православных хоругвеносцев Юрий Агещев , ныне - координатор Союза православных братств. В дальнейшем из публикации на сайте "Труда-7" фамилия Королева исчезла.

 

Юрий Агещев - советник по церковным вопросам депутата Николая Курьяновича, 2006

 

Ложная информация, почерпнутая из этой статьи, через несколько дней легла в основу судебного иска прихожан храма на Берсеневке к Мавроматти, а позже - и экспертного заключения по его делу.

 

Авторы статьи не упоминали о том, что описываемое ими событие - фрагмент съемок кинофильма. Они подавали происходившее, как новую сатанистскую акцию в Москве.

 

Под "старой" подразумевалась небезызвестная акция художника Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник", совершенная 1,5 года назад. "Помнится, позднее Тер-Оганьян был наказан в судебном порядке, но чисто символически. Поэтому, наверное, и стало возможным новое кощунство, устроенное теперь уже целой ватагой идейных последователей Авдея”, - говорится в статье.

 

Между тем, бежавший в Прагу (за полгода до того) от православных преследований Тер-Оганьян вовсе не был "чисто символически наказан в судебном порядке": судебная процедура над ним не была окончена. К тому же никакой связи в данный момент Тер-Оганьян с Мавроматти не имел, и раньше художники не участвовали в общих проектах. Эта, выгодная для "оскорбленных верующих", увязка двух "кощунств" была чистым вымыслом.

 

Далее, со ссылкой на неназванных "очевидцев", следовало сообщение о том, что во время акции во дворе института присутствовали дети верующих, причем акционисты просили их "поделиться впечатлениями и ощущениями при виде распятого на кресте человека". Никаких аргументированных подтверждений этого в дальнейшем не появилось.

 

"На доске объявлений храма христоненавистники разместили богохульные рисунки, пародирующие распятие Спасителя, - продолжают авторы "Труда-7". - На одной из листовок значилось: "Олег Мавроматти начинает серию радикальных и подчас кровавых акций. Акция N 1 - Распятие". Все это, по мнению прихожан Никольского храма, было рассчитано на то, чтобы спровоцировать православных на резкое противодействие сборищу, названному верующими людьми "сатанинским".

 

При этом игривые слова о "радикальных и подчас кровавых перформансах" в тексте листовки не присутствовали, а были позаимствованы авторами из заметки в газете "Сегодня", автор которой, в свою очередь, позаимствовал их из  сообщения по поводу другого случая (съемок фильма "Выблядки").

 

Сам же текст Мавроматти, предваряющий кино-акцию,  назывался "Боль как эстетическая категория" и взволнованно утверждал, что современное искусство утратило подлинность; художник надеялся пробиться к ней через реальную боль. И до, и после этого "подлинность в искусстве" оставалась главной темой творчества Мавроматти.

 

К "спекулирующим поддельной болью" художникам был обращен и второй тест, непосредственно сопровождавший акцию. Как и акция в целом, он был исполнен в библейской стилистике, но указывал на словоблудие современного искусства:  "Не верую в Слово, ибо вера не абсурдна, а выгодна. Верю словам вашим, ибо чем больше веры вам, тем меньше - вашему Слову. Верю делам вашим, ибо вам они выгодны, а нам - абсурдны. Зачем вы претворяете хлеб в плоть Его и потчуете нас? Ибо мы претворяем плоть в говно. Но претворенное нашим организмом - истинно, а вашими словами - лживо. Любой образ омерзителен, ибо входит как лживая вера, а выходит как истинное говно".

 

То, что церковники приняли эти слова на собственный счет, симптоматично. Мавроматти утверждал, что он не вешал листовки на доску объявлений храма. (И мы ему верим. А завравшимся корреспондентам "Труда" - нет).

 

"Труд" так же проинформировал читателей, что "главный инженер Института культурологии Наталья Крюкова сказала, что это она разрешила "киношникам" подключиться к электросети института, а что касается распятия живого человека, то, по ее словам, "это была просто хохма".

 

Православные журналисты резюмировали: "Случившееся - очередной факт открытого издевательства над православными духовными ценностями".

 

Высокодуховные прихожане

 

На следующий день, 7 апреля, неназванные прихожане храма свт. Николы на Берсеневке, располагающегося по соседству с Институтом культурологии и отделенного от него глухой стеной, обратились к директору института Кириллу Разлогову с заявлением о "сатанинской акции, оскорбляющей чувства верующих".

 

Авторы заявления подчеркивали, что действие происходило в знаменательный день, "1 апреля, в канун Крестопоклонной недели", что, по их мнению, являлось доказательством сознательного кощунства акционистов. О том, что 1 апреля гораздо более известен во всем мире, как День Дурака, верующие не вспомнили.

 

Прихожане, вслед за Агещевым, ложно утверждали, что акционисты "настойчиво просили детей дать интервью". И возлагали ответственность за все происшедшее лично на Наталью Крюкову, злонамеренно допустившую сатанистов к институтской электрической розетке.

 

В тот же день юристконсульт Православного Братства Преподобного Сергия Радонежского Владимир Соломонов отдельным письмом потребовал у Разлогова сообщить адреса юридических и физических лиц, которые согласовывали с ним проведение "сатанинской акции".

 

Директор Института культурологии Кирилл Разлогов, крупный специалист по авангардному кино, с интересом относившийся к экспериментам Мавроматти и других молодых авторов, ответил прихожанам, что не видит причин для беспокойства: "... при съемке не было использовано каких-либо предметов ритуального назначения, как христианских (православных), так и сатанинских...".

 

Кирилл Разлогов, директор Института культурологии

 

11 апреля 2000  глава общины Храма свт. Николая на Берсеньевке подал на Мавроматти иск в Московскую городскую прокуратуру. Под жалобой стояли подписи 45 прихожан этой церкви, в основном - членов Союза православных хоругвеносцев (глава - писатель Леонид Симонович-Никшич). Хоругвеносцы требовали возбудить против Мавроматти уголовное дело по ч.2. ст. 282 (до 4 лет лишения свободы).

 

13 апреля тот же "Труд-7" в рубрике "Лампада" поместил статью тех же Агещева и Королева "Человек на кресте. Почему церковный приход был вынужден обратиться в прокуратуру", в которой есть удивительная фраза: "После казни и воскресения Иисуса Христа крест любой формы для христиан является священным вот уже почти 2000 лет". Т.е. манипуляции любыми крестами, по мнению авторов, есть кощунство.

 

На подобные судебные и медиа-кампании мирянам всегда требуется испросить благословения у батюшки. В данном случае, конечно, не обошлось без духовной поддержки оскорбленных прихожан со стороны настоятеля храма свт. Николы на Берсеневке игумена Кирилла Сахарова.

 

Кирилл Сахаров и Александр Дугин

 

Обе упомянутые выше организации, Союз православных братств (СПБ) и Союз православных хоругвеносцев (СПХ),  окормляющиеся у батюшки Кирилла, - прекрасно известные в околоцерковных кругах православные субкультурные уплотнения. Главное их достижение в последние годы - разработка ста вариантов дизайна надписи на майках "Православие или смерть". С помощью этих красивых маек хоругвеносцы воцерквляют доверчивых рокеров.

 

Во главе колонны - глава Союза православных хоругвеносцев, православный писатель Леонид Симонович-Никшич

 

Без СПХ и СПБ давно не обходится ни одна уличная борьба против "сатанизма под маской культуры" в самом широком спектре - от Ильи Кабакова и Владимира Сорокина до певицы Мадонны и Бори Моисеева. Любимая их "фишка" - "блокировка гей-парадов" и "пидорских клубов". Еще они имеют политические убеждения: Православие, Самодержавие, Народность. А также борются с дарвинизмом, дьявольскими знаками в ИНН и за доброе имя полковника Буданова. С Кириллом Сахаровым и его паствой сотрудничают такие серьезные люди, как основатель Евразийского движения Александр Гелиевич Дугин, основатель Движения против незаконной иммиграции Александр Николаевич Белов (Поткин), основатель "Славянского союза" Дмитрий Николаевич Демушкин и мн. др. Но в 2000 году политический капитал братчиков и хоругвеносцев был еще невелик. "Дело Мавроматти" стало их первым боем в органах правосудия за возрождение русской духовности.

 

Защита

 

На заявление верующих в прокуратуру Мавроматти ответил открытым письмом: "ни одного предмета, который можно было бы атрибутировать в качестве культового без дикого напряжения воспаленной фантазии, в акции задействовано не было"... "использованы:... деревянный поддон с приколоченной сверху (не накрест!) доской"...

"Неправда, что акция проводилась "в непосредственной близости от храма", на наш взгляд то была "посредственная дальность". Для особо догадливых уточняем: фоном был попсовый Храм Христа Спасителя, с его сомнительной духовной аурой, а вовсе не храм свт. Николы на Берсеневке, совершенно нам не интересный ни с какой точки зрения... НУ НЕ УПЕРСЯ НАМ. Вообще-то "распятие человека" для нас, ярых футбольных болельщиков, имеет огромное символическое значение".

"Мы, люди невоцерковленные, хотя и воспитанные в православной культурно-исторической традиции, имеем резон заметить, что современное состояние Церкви (не только христианской), на наш взгляд далеко не обеспечивает ее (их) претензии на то, чтобы быть духовным пастырем, консолидирующим всех россиян".

"Кто разместил листовки на доске объявлений - Господь знает. Хотя, с другой стороны, если доска объявлений храма - это сообщение с паствой, окно в мир, почему тогда нельзя через нее отправить послание приходу, служителям Церкви? В листовках есть претензии, но нет оскорблений: почему же тогда вы укрываетесь от неудобных вопросов".

"Вольно оскорбляться чувствами тому, чьи чувства взыскуют оскорбления".

 

24 апреля 2000 в своей ленте на Вестях ру за Мавроматти вступился всего один журналист - известный культурный обозреватель Вячеслав Курицын.

 

Вячеслав Курицын - единственный журналист, защищавший Мавроматти от уголовного преследования

 

9 мая 2000 Мавроматти провел на Поклонной горе акцию "Не убий!", посвященную "солдатам, павшим в компьютерных играх". "Прямо во время салюта мне в области сердца выжгли пацифик", - рассказывает художник. Тем не менее, и эта акция позже была классифицирована православными юристами, как "сатанистская".

 

8 июня 2000 к прокурору Москвы Михаилу Авдюкову обратилась официальная представительница Московского патриархата - юрист Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Ксения Чапега. Она, как и хоругвеносцы, требовала привлечь к уголовной ответственности за разжигание религиозной вражды и оскорбление чувств верующих Олега Мавроматти и всех участников действий, произошедших 1 апреля на территории Института культурологии.

 

16 июня 2000 в рамках Фестиваля "Недисциплинированное кино", прошедшего в московском клубе "Край", Мавроматти представил свой новый фильм "Выблядки" (шесть историй о городских маргиналах, которых преследуют необъяснимый рок). Фильм только что (12 июня 2000) завоевал Гран при на международном кинофестивале Dream Catcher в Киеве. Тем не менее, и он представлен в дальнейшем православными экспертами, как "сатанистский".

 

 

В начале июля 2000 Замоскворецкая межрайонная прокуратура (прокурор Татьяна Арутюнова) постановила, что состава преступления в том, что происходило во дворе Института культурологии 1 апреля 2000, не имеется.

 

Глубоко верующие в Госдуме и Генпрокуратуре

 

7 июля 2000 в 9 утра у Мавроматти дома был произведен обыск. "Олег рассказывает: "Дома была моя бывшая жена. Без предъявления документов ко мне в квартиру ввалилось несколько молодых людей. Искали предметы сатанинсткого культа. Перерыли всю квартиру. Ничего не нашли. Кроме книжки, репринтного издания XIX века с отличными иллюстрациями под названием «История сношений человека с дьяволом». Изъяли как вещественное доказательство, при том, что она продавалась во всех московских магазинах".

 

Прокурор Арутюнова, отказавшая несколько дней назад в возбуждении дела против Мавроматти, была очень удивлена сообщением об обыске и не знала, как это объяснить.

 

Вскоре выяснилось, что некоторое время назад активный прихожанин храма на Берсеневке, депутат ГД РФ Анатолий Грешневиков (тогда - зам. пред.комитета по экологии, ныне - зампред. комитета по аграрной политике, а заодно - почетный координатор радикальной православной организации "Народный собор"), перенаправил жалобу прихожан в Генеральную прокуратуру РФ. И там на нее откликнулись. Началась проверка по жалобе.

 

Анатолий Грешневиков, депутат ГД, фракция "Родина"

 

10 июля 2000 Мавроматти дал показания следователю по особо важным делам недавно созданного Отдела по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях Генпрокуратуры РФ - тому же Юрию Юрьевичу Крылову, который в 1999 выносил постановление и в отношении Тер-Оганьяна.

 

Олег замечает: "Весь его кабинет был уставлен иконами и даже на часах у него была икона". "Но, слушаясь своего адвоката, я со следствием сотрудничал: рассказывал им о своем искусстве, не отказывался от встреч. У меня не было подписки о не выезде".

 

13 июля 2000 специальный обозреватель "Независимой газеты" Григорий Нехорошев высказал предположение, что разборки с Мавроматти имеют материальную подоплеку: "Между Институтом культурологии и приходом церкви Святителя Николая на Берсеневке давно идет имущественный спор за земельный участок и многие полагают, что акция Олега Мавроматти стала просто поводом, чтобы священнослужители "разобрались" с культорологами. Мавроматти вспоминает, что сотрудники Института высказывали такую версию и ему. Однако, никаких подтверждений в дальнейшем она не нашла.

 

В конце июля община храма получила письмо из Генпрокуратуры РФ за подписью Юрия Адамова, начальника отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, в котором сообщалось, что "по результатам проверки возбуждено уголовное дело по признакам ст. 282 пункт 'в' УК РФ и в настоящее время расследование по этому делу ведет следователь Юрий Крылов".

 

Т.е. дело  Мавроматти было принято к расследованию на "самом высоком уровне", в самой Генеральной прокуратуре РФ.

 

Вскоре у художника прошел еще один обыск. "Начали изымать все подряд: дневники, записки, рисунки, кассеты, жесткий диск компьютера", - вспоминает Олег. В ходе проведенного обыска был изъяты и все  подготовительных материалов к фильму "Слепое пятно", в том числе и скандальный эпизод, отснятый во дворе Института культурологии.

 

Православные эксперты

 

30 июля 2000 адвокат скандальной адвокатской коллегии с православным уклоном "Канон" Д.В.Потоцкий и директор малоизвестной негосударственной структуры - Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования С.А.Шатохин выполнили экспертное заключение "О действиях О.Мавроматти и его группы".

 

Запрос на эту экспертизу сделал зам. начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД РФ А.И.Хвыля-Олинтер.

 

Полковник Хвыля в то время был главным специалистом в МВД "по сатанизму". В 1997 он выпустил первый в России справочник "Опасные тоталитарные формы религиозных сект", а в 2000 написал для сборника "Люди погибели: Сатанизм в России" исследование "Религиозные культы зла как источник преступности" (в которой, к слову, в  качестве общеизвестного факта упоминает о сатанинской деятельности группы молодых людей, руководимой Авдеем Тер-Оганьяном).

 

 

В 2004 Хвыля уволился из МВД, переехал в Белгород, где вскоре вошел в церковный чин. Сегодня этот дьякон-милиционер официально обеспечивает "духовную безопасность" Белгородской области. Благодаря ему жизнь в пограничном регионе с 2005 регулируется практически по "церковному праву", причем за счет федеральной и региональной казны.  При Хвыле из города изгнаны не только неправославные религиозные организации, но и "сатанинский рок-н-ролл" и единственный студенческий театр, ставивший "новую драму", а комплекс университетских зданий венчает грандиозный новосозданный собор, в который студенты обязаны являться регулярно.

 

Дьякон-полковник МВД Андрей Хвыля-Олинтер представляет свою книгу "Духовная безопасность".

 

"Дело Мавроматти" было уже не первой судебной схваткой Хвыли с Сатаной. Эксперты, работавшие под его руководством, утверждали, что Мавроматти давно создал обширную "преступную группу", ставящую своей целью разжигание религиозной розни и оскорбление чувств верующих. Эксперты относили к это "преступной группе" более 50 человек - помимо участников съемок во дворе Института культурологии (сценариста, звукооператора, массовки) это были практически все художники, с которыми Олег когда-либо сотрудничал или имел товарищеские отношения: Авдей Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Сергей Сальников, Светлана Баскова, Владимир Сальников, Нина Котел, Дмитрий Пименов, Сэнди Ревизоров, Алексей Зубаржук, Андрей Литвинов, Алена Мартынова и др.

 

"Дело перерастало во что-то грандиозное", - говорит Мавроматти. Он вспоминает, что "Крылов, который до этого вел дела Гусинского и Чубайса, утверждал, что действует по некоему заказу (сверху?) довести дело до конца; то есть суд (видимо, показательный) должен был состояться обязательно".

 

В ... Мавроматти принял участие в судебном телешоу, окончившемся его поражением: "Редактор отдела Религия в Новой Газете, Хоругвеносцы и Всеволод Чаплин были обвинителями. Зрители поделились на две части: поддерживающие меня и поддерживающие обвинение. Был также суд присяжных, состоящий из поп-звезд. Одной из «звезд» был Никас Сафронов. Выступая в качестве эксперта-художника, он высказался в том духе, что «он и сам делает перформансы, но такой мерзости бы он себе не позволил». Приговор телесуда был обвинительный, но не по 282 статье, а по статье о хулиганстве".

 

Выступление Мавроматти в клубе "Швайн" и его последствия

 

11 августа ночью, в московском клубе "Швайн" (с нем. - "Свинья"), во время презентации Партии Анархистов, которую решила учредить панк-группа Паука (Сергея Троицкого) "Коррозия металла", нпа сыцене были выставлены три свиных головы с надписями на бумажках, прилепленных к их лбам: "Сын", "Отец", "Св. дух". Как расказывают очевидцы, в какой-то момент присутствовавший в клубе Мавроматти, дождавшись подходящей музыки, вышел на сцену и начал наносить себе порезы бритвой на руках.

 

 

В зале оказался давний друг Паука - иеромонах Никон (Белавенец), известный монархист с фашистским уклоном (выступавший за реабилитацию генерала Власова), духовник националиста Дмитрия Рогозина и национал-эстремиста Александра Иванова-Сухаревского.

Белавенец набросился на Мавроматти и с помощью крестовины микрофона дважды сбрасывал художника со сцены. А многие зрители, присуствовавшие при этой драке, распинали свиные головы по всему залу.

 

Как позже рассказала нам жена Мавроматти Боряна Росса, свиные головы не имели к Мавроматти никакого отношения. Идея выставить их в качестве декорации, принадлежала Пауку. Мавроматти же только исполнял перформанс, в ходе которого намеривался выцарапать на собственном теле слова "Я - не человек". Этот перформанс был посвящен Концу Света, которым в то время запугивали обывателей со страниц прессы и телеэкранов многие популярные "прорицатели".

 

Тем не менее, инсталляцию со свиными головами, сооруженную Пауком, иеромонах Никон приписал избитому им Мавроматти. Его друг - панк-рокер Паук - этой лжи дружественного батюшки не препятствовал. До сих пор остается не известным - были ли свиные головы сознательной совместной провокацией Паука и Никона, направленной против Мавроматти, или Паук умолчал о собственном авторстве инсталляции просто от страха.

 

Иеромонах Никон (Белавенец)

 

В ту же ночь священник Олег Стеняев, друг иеромонаха-рокера Никона Белованеца, а также небезызвестного священника-экстремиста Даниила Сысоева (убитого в 2010) обратился к Генеральному прокурору с двумя исками против Мавроматии по материалам обеих акций. Одновременно он обратился на ту же тему к прокурору города Москвы Михаилу Авдюкову, и к начальнику отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Юрию Адамову.

 

Священник Олег Стеняев, рук. Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий

 

Те же Белавенец и Стеняев инициировали несколько заявлений от "православных экспертов", а также от других священников РПЦ и даже пастора лютеранского прихода. А Хвыля-Олинтер заказал еще одну экспертизу, которую произвел ко 2 сентября Алексей Ситников, преподаватель Российского Православного Университета Св. Иоанна Богослова, референт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Забавно, что эта экспертиза на деле оказалась просто сокращенным вариантом текста прежних экспертов - Потоцкого и Шатохина; большие куски текстов в обеих "экспертизах" совпадают дословно. От ответа на наш вопрос о причинах этих совпадений, заказчик обеих экспертиз Хвыля-Олинтер уклонился.

 

***

 

В сентябре 2000 Мавроматти пришло приглашение на видеофестиваль в Болгарию. "Я немедленно показал его своему следователю Ю.Ю.Крылову с вопросом, можно ли мне им воспользоваться. Юрий Юрьевич махнул рукой: "Уезжай и, если можешь, то не возвращайся", - посоветовал он мне.

 

Самораспятие-2 на прощанье

 

 

22 сентября 2000 Мавроматти сделал новый дубль с самораспятием для своего фильма взамен конфискованного оперативниками. На этот раз - в защищенном галерейном пространстве (в галерее Марата Гельмана).

 

Концепт акции начинался словами: "Не думайте, что я настолько наивен (чтобы считать, что радикальный перформанс актуален)". Никто и не думает. Очевидно, что слоган "Страдание облегчает понимание" не применим к варварской "трансгрессии" аудитории. Ей с креста - "рок-н-ролл!", а она - "не верю!" ("ну, хип-хоп, как вам нравится...", а она - "и ладно").

 

Распинали его теперь на кресте в форме буквы Х ("вот ведь как запугали художников; никакого чтобы намека на религиозность" - заметит Вячеслав Курицын в сочувственном описании акции).

 

Вокруг "великолепного тяжелого креста (серые такие массивные бруски, хоть сейчас в музей истории пыток)", как описывает его Курицын, были по залу развешаны зеркала - " чтобы публика смогла видеть выражение собственных лиц", как догадались в своем двусмысленном материале Игорь Гребельников и Милена Орлова и из "Коммерсанта".

 

После того, как руки Мавроматти прибили, журналисты принялись задавать ему вопросы, но Олег потерял сознание и пришел в себя от боли, когда гвозди из него начали вытаскивать.

 

В ту же ночь Мавроматти улетел в Болгарию.

 

***

 

"Пока я был в Болгарии, по телевизору показали передачу "Человек и закон", где в качестве звезды выступал мой следователь Юрий Юрьевич Крылов. Там показывали отрывки из фильма "Выблядки" (2000) и эпизод из "Не верь глазам". В качестве киноэксперта выступал Савва Кулиш, заявивший: "То, что делает Мавроматти, это не искусство. Это - хуже, чем порнография".

С экранов телевизора следователь объявил меня в федеральный розыск и призвал граждан немедленно обращаться в милицию при встрече со мной, потому что я являюсь "особо опасным сумасшедшим".

После этого у меня в квартире в Москве снова прошел обыск, но брать там было уже совсем нечего".

 

В очередном номере "Художественной жизни" Татьяна Новикова напишет: "У них с публикой разная трансгрессия: первый (Мавроматти) переступает барьер, вступая в коммуникацию с неизвестным, а последняя принимает факты: "ощущения - острые, хорошо", "впечатления - тяжелые, зачем это?" А так и должно быть, энди уорхол но пасара!"

 

В апреле 2001 представитель питерской "Новой академии" Александр Медведев в своей книге "Похищение разума" для прикола опять представил Мавроматти сатанистом. Шутка была не смешная.

 

***

 

В течение 10 лет художник жил в Болгарии и США. Женился на соратнице - радикальной болгарской художнице Боряне Росса. Вместе с ней основал группу "Ультрафутуро". Снимал фильмы, делал перформансы. Кирилл Разлогов и Боряна представляли их в Москве во время фестивалей авангардного кино. Оставался в международном розыске.

 

***

 

В 2010 преследование художника в России возобновилось. Посольство РФ в Болгарии отказалось обновить ему зарубежный паспорт, а Генпрокуратура РФ официально подтвердила, что Мавроматти продолжает разыскиваться в связи со своим делом 10-летней давности. В октябре 2010 художник, лишившийся всех гражданских документов, подал прошение о предоставлении статуса политического беженца в Болгарии.

 

Мавроматти в качестве протеста провел многодневную интернет-акцию "Свой/Чужой" с использованием электрического стула, в ходе которой предложил пользователям интернета решить - жить ему дальше и умереть. По результатам он-лайн голосования он был не только оставлен в живых, но и вообще не получил никакого наказания в виде предполагавшихся ударов электрическим током разной мощности.

 

Художника поддержали многие международные правозащитные организации, а также московский Государственный центр современного искусства, представивший творчество художника на своей площадке. В поддержку Мавроматти высказались тысячи активистов из разных страны, а также два американских сенатора и некоторые известные галеристы. Российский художник Авдей Тер-Оганьян, такой же политический беженец, как и Мавроматти, в сентябре 2010 отказался выставлять свои картины на выставке "Русский контрапункт" в Лувре, требуя выдачи паспорта Мавроматти.

 

Этот большой сюжет выделен нами в отдельный случай "Свой-Чужой".

Преследуемые

  • Мавроматти Олег, художник, режиссер
  • Обвинители

  • Агещев Юрий, ПС-публицист
  • Деготь Екатерина, арт-критик
  • За нравственное возрождение Отечества, комитет
  • Крылов Юрий, следователь
  • Медведев Александр, ПС-арт-критик
  • Нехорошев Григорий, журналист
  • Новиков Тимур, худ-к, куратор
  • Опенспейс, портал
  • СПХ, ПС-организация
  • Хвыля-Олинтер Ан-ей, ПС-полковник
  • Шаргунов Александр, протоиерей
  • Защитники

  • Бажанов Леонид, иск-д, чиновник
  • Бакштейн Иосиф, куратор
  • Волчек Дмитрий, П-журналист
  • Гельман Марат, галерист, дир. музея, К-политтехнолог
  • ДСПА, арт-группа, Л-активисты
  • Ковалев Андрей, арт-критик
  • Самодуров Юрий, прав-к, П-активист
  • Тучков Владимир, писатель
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Провокаторы-2
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Ответ адвоката "Pussy Riot" МИД РФ
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • "Народный собор" провел пресс-конференцию по делу Пусси Райот
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Владимир Сергеев: Гельман и «Современное искусство»
  • Людмила Бредихина: «Они не объявляют себя художницами! И спасибо им за это»
  • Руссия ру: Шевченко против Гельмана
  • Борис Фаликов: Почем карнавал для народа
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Юрий Самодуров перевел деньги на адвоката для Олега Мавроматти
  • Власть, церковь и проблема свободы творчества в современной России
  • Авдей Тер-Оганьян. Катя Деготь – настоящая буржуазная сука.
  • Анатолий Осмоловский. Интересные интересы Кати Деготь
  • Олег Мавроматти. Об ошибках Кати Деготь
  • Владимир Тучков о статье Деготь против Мавромати: "Человеческой гнусности предела нет"
  • Ника Дубровская: "Статья Деготь - смачный плевок в лицо всем, кто хочет помочь Мавроматти"
  • Леня Ебнутый о Мавроматти накануне акции "Свой/Чужой"
  • Круглый стол в Сахаровском центре: "Искусство без экстремизма"
  • Олег Мавроматти: «Это не политика даже, а какая-то беготня»
  • Опенспейс: Опять об Сталина
  • Авдей Тер-Оганьян – о скандале вокруг российской выставки в Лувре
  • Рабкор ру: «Россия возвращается в абсолютное средневековье»
  • Вертикаль для художников. Дела журнала "Артхроника" и видеоартиста Олега Мавроматти
  • Александр Шаргунов о "Двоесловии"
  • Александр Сигутин о выставке "Двоесловие"
  • Андрей Смирнов: В клубе Швайн
  • Екатерина Деготь о Тер-Оганьяне. Фрагменты из разных статей
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Андрей Ковалев. Вопросы языкознания
  • Андрей Ковалев: Разрезать и зашить!
  • Александр Шаргунов: Экстремизм и сатанизм - угроза всему человечеству
  • Протоиерей Смирнов: Оклад - это святое
  • Юлия Кисина. Россия: православный шариат или "Божья республика" Савонаролы?
  • Таганский суд. 26.11.2004. Допрос свидетеля обвинения Сигутина Александра Васильевича
  • Блок гельмафродитов
  • Известия, Соколов-Митрич. Убить постмодерниста
  • Андрей Ковалев: Не ведают, но творят
  • Андрей Ковалев. Памятник девяностым
  • Известия: Музей Сахарова разгромили
  • Анна Альчук: Осторожно, религия!
  • ХЖ. Татьяна Новикова. Олег Мавроматти, Господин "Х"
  • Листовка "Очистительной акции" Фронта освобождения искусства"
  • Александр Медведев: Режу!
  • Тимур Новиков. Наследники Хама
  • Эксперт Саввин - прокурору Авдюкову об акции Мавроматти. Документ
  • Пастор Лотов - Генпрокурору Устинову об акции Мавроматти. Документ
  • Свящ. Максим Обухов - прокурору Авдюкову об акции Мавроматти. Документ
  • Коммерсантъ: Художник распял художника
  • Эксперт Рассказов - прокурору Юрию Адамову об акции Олега Мавроматти
  • Свящ. Зубков - прокурору Адамову об акции Мавроматти. Документ
  • Экспертное заключение Алексея Ситникова на акцию Олега Мавроматти
  • Свящ. Олег Стеняев. Заявление на Олеа Мавроматти в Генрокуратуру. Документ
  • Олег Стеняев - прокурору Адамову об акции Мавроматти. Документ
  • Свящ. Олег Стеняев - прокурору Авд.кову о новой акции Мавроматти
  • Свящ. Стеняев - генпрокурору Устинову о новой акции Мавроматти
  • Экспертиза по делу Мавроматти - С.А.Шатохин и Д.В.Потоцкий
  • Григорий Нехорошев: Кого обидел художник
  • Ксения Чернега - прокурору Авдюкову об акции Мавроматти. Документ
  • Вычеслав Курицын. "Выбравший боль"
  • Олег Мавроматти: Обращение на заявление
  • Юрий Агещев: Человек на кресте
  • Видишь, в центре Москвы возвышается крест? Повиси-ка на нем
  • Юрист братчиков - Кирилу Разлогову об акции Мавроматти. Документ
  • Прихожане храма на Берсеньевке - Кириллу Разлогову об акции Мавроматти
  • Юрий Агещев: Человека распяли у стен храма
  • Листовка к акции Мавроматти "Распятие". Документ
  • Генпрокуратура: Методические рекомендации для экспертов по делам о возбуждении розни
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com