запрещенное

искусство

18+

21.08.1913, Запрещенное искусство

Розов Виктор, драматург

 

Виктор Сергеевич Розов - советский драматург. Президент Российской академии театрального искусства. Лауреат Государственной премии (1967). Академик Российской академии словесности. Президент Российской Академии театрального искусства. Член Союза писателей. Яркий представитель советского сентементализма. Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе - сценария знакового фильма советского кинематографа "Летят журавли".

 

Родился 8 (21) августа 1913 в семье счетовода. Во время эсеровского мятежа 1918 семья бежала в Ветлугу. Там Виктор окончил первые три класса школы. С 1923 жил и учился в Костроме.

В 1929 не принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию из-за отсутствия рабочего стажа. Работал на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал актёром-любителем в костромском Театре юного зрителя.

В 1932 поступил в Костромской индустриальный техникум.

С 1934 учился в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И. Бабановой), стал членом труппы театра.

В июле 1941 ушёл в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Осенью того же года тяжело ранен, лежал в госпитале, выписан в середине 1942 на костылях. Поступил в Московский литературный институт на заочное отделение. Руководил фронтовой агитбригадой. Во время одной из поездок на ударную стройку Рыбинской ГЭС познакомился в заключенной Волголага Натальей Сац, организатором первого в СССР детского театра.

В 1942 в Костроме написал пьесу "Вечно живые", которую поставил Костромской театр.

В 1943 переехал в Москву. Работал в трех театрах.

В 1944 уехал в Алма-Ату по приглашению Наталии Сац, участвовал в организации театра для детей и юношества Казахстана.

В 194? вернулся в Москву. Работал в Театре при Центральном Доме культуры железнодорожников актёром и режиссёром. Познакомился с семнадцатилетней девушкой Надеждой Козловой и вскоре женился на ней. Надежда стала актрисой, ее многолетний партнером в кино был Георгий Вицин.

В начале 1949 написал пьесу "Ее друзья", которую поставил Центральный детский театр (Сац вернулась в Москву и возглавила его). Постановка стала знаменитой. С этого времени пьесы Розова ставятся в десятках театров страны.

В 1950 вернулся на учебу в Литинститут, окончил его в 1953. Выпустил свой первый сборник пьес "В поисках радости". С этого же года - член Союза писателей.

С 1956 пишет сценарии для фильмов.

В 1957 спектаклем по пьесе Розова "Вечно живые" открылся новый театр - "Современник" Олега Ефремова.

Эта же пьеса легла в основу сценария для фильма "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова. Фильм получил главный приз Международного кинофестиваля в Каннах в 1958.

 

Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли"

 

В 1958-1995 руководит семинаром драматургии в Литинституте (с 1973 - профессор).

С 1958 - член редколлегии нового журнала "Юность", наряду с Самуилом Маршаком, Ираклием Андрониковым,  Николаем Носовым и др.

В 1967 удостоен Государственной премии СССР за инсценировку гончаровской "Обыкновенной истории" для "Современника".

 

 

В 1969 - кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Выпустил сборник пьес и публицистики "Мои шестидесятые".

В 70-х - фаворит советского театра. Много бывает за рубежом - Италия, Греция, Франция, Германия, США, Египет, Израиль и др. Встречался с Сартром ("Я как раз прочел тогда его книгу автобиографическую, где он, между прочим, написал: «Я родился, когда мой отец, к счастью, уже умер». И я сказал ему: «Как вы могли написать такое — «к счастью»? По-моему, это ужасно безнравственно»).

 

Был президентом Российской академии театрального искусства, академиком Российской академии словесности, председателем конкурсной комиссии Фонда имени И.М. Смоктуновского по определению лучшего актера, режиссера, драматурга в театрах России. Еще дважды награждался орденами Трудового красного знамени и другими совесткими наградами.

Фильмы по сценариям Розова ставились в Германии (1961), Швеции (1962), Венгрии (1980).

 

"Перестройку" не принял. Активно выступал в прессе против реформ, утраты нравственности, коммерциализации культуры. Пьеса Розова "Кабанчик" (о том, как застрелился сын взяточника) прошла во многих театрах. В 1987 написал автобиографическую книгу "Путешествие в разные стороны". Последние пьесы Розова - Скрытая пружина (о нравах современных творческих работников, 1989) и "Гофман" (о реальности и воображении в жизни писателя, 1991).

 

В начале 1990-х сблизился с протоиереем Александром Шаргуновым. Проповедовал вслед за ним апокалиптические идеи.

Расстрел Верховного совета в 1993 воспринял как полное уничтожение конституционных свобод и наступление диктатуры под дудку США. Обратился через "Независимую газету" к Ельцину с открытым письмом, в котором называл тех, кто призывал к расправе с оппозицией, антихристами и сатанистами.

Сотрудничал с газетами "День" и "Завтра".

В 1994 стал членом новообразованного шаргуновского комитета "За нравственное возрождение отечества".

В 1995 удостоен Государственной премии за произведения для детей и юношества.

В декабре 1995 вошел в президиум III Всемирного Русского (Народного) Собора (глава собора - патриарх Алексий II).

В 1996 поддерживал на выборах Геннадия Зюганова.

В 199? награжден Орденом РПЦ «За милосердие» (РПЦ)

 

Александр Шилов. "Драматург Виктор Розов", 1997

 

В июле 1999 Институт прикладной астрономии РАН присвоил имя Виктора Розова одной из малых планет.

5 августа 1999 удостоен Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

В декабре 1999 подписал Открытое письмо министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову, наряду с другими 140 деятелями культуры, науки и религии, требуя "прекратить мракобесные эксперименты в школе" (имелась в виду валеология).

В 2000 опубликованы розовские мемуары "Удивление перед жизнью" - фрагменты воспоминаний и дорожных дневников разных лет.

 

Виктор Розов с женой Надеждой Варфоломевной Козловой

 

В 2001 Московский интеллектуально-деловой клуб учредил Всероссийскую литературно-театральную премию "Хрустальная роза Виктора Розова". Первым лауреатом премии стал сам Виктор Розов.

В 2003 Патриарх Алексий II поздравил Розова с 90-летием.

Одна из последних работ Розова - участие в "пастырском" видеофильме "Совестливость"

В последние годы жизни тяжело болел, находился в московском хосписе.

Скончался 28 сентября 2004 на 92 году жизни. Незадолго до смерти обвенчался со своей женой по христианскому обряду. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сын Сергей (1953 г.р.) — театральный режиссёр, дочь Татьяна (1960 г.р.) — актриса МХАТ имени Чехова. Внуки: Анастасия (1982 г.р.), Иван (1996 г.р.).

 

Ссылки

Воспоминания Розова

 

Виктор Розов и запрещенное искусство

 

С начала Перестройки протестовал в СМИ против безнравственности и бездуховности новых деятелей культуры, против забвения великих достижений прошлого.

 

С 1994 подписывал открытые письма, обращения и заявления комитета "За нравственное возрождение отечества", в т.ч. - против показа по НТВ фильма Скорцезе "Последнее искушение Христа", против художника Авдея Тер-Оганьяна и его сатанинской акции "Юный безбожник".

События

  • 1997. Православная кампания против НТВ
  • 1998. Юный безбожник. Тер-Оганьян
  • Источники

  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • РСД: Представляя угнетенных
  • Газета ру: Фак yourself and save your money
  • Политическая пропаганда: Авдей Тер-Оганьян
  • Марат Гельман раздумывает - судиться ли с "Вечерним Челябинском" из-за клеветы
  • Православие ру: Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Марат Гельман об Авдее Тер-Оганьяне
  • Саша Обухова расскажет в "Гараже" о российском искусстве 1990-х. Анонс
  • Церковное криминальное чтиво
  • Верзилов в "Медведе": Нас с Надей арестовывали 30 сотрудников ФСБ
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Суть времени-Пермь: Культурная альтернатива
  • Нашествие гельминтов
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • Дмитрий Абрамов: Безбожников - к ответу!
  • Анна Толстова: Творчество Pussy Riot запрещено в России
  • Андрей Ерофеев: Война с фольклором
  • Анна Толстова: Установленные лица
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Боряна Росса: Pussy Riot как вожделение
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • "Россия для всех": Прощай, христианство. Здравствуй, православие!
  • Художники обсуждают возможность тотального бойкота арт-системы
  • Анатолий Осмоловский отвечает Шабельникову
  • Вадим Кругликов: Короче, достали меня эти наезды на Пусси Райт
  • Эмилия Кабакова об искусстве, политике и политическом искусстве
  • Россияне проголосовали за три года для Pussy Riot
  • Литературная газета: Бог в душе
  • Сноб, Александр Уржанов: Судья Сырова, депутат Сидякин и другие надежды русского акционизма
  • Радио Свобода, Александра Обухова: Предшественники Pussy Riot
  • Марат Гельман: Воскресная исповедь ( о крестоповалах и не только)
  • Кто радикальнее Pussy Riot? - Дмитрий Пименов
  • Роман Богдасаров: Мы живем не в людоедском обществе?
  • Авдей Тер-Оганьян: Почему Пусси Райот полное говно
  • Владимир Осипов: Дело «Бешеной матки» – операция прикрытия медведевской приватизации?
  • Надежда Толоконникова — The New Times: «Процесс по нашему делу напоминает мне суд над Сократом»
  • Александр Тарасов: Пусечки и левенькие: любовь зла
  • 92% судьи Марины Сыровой
  • Протоиерей Александр (Шаргунов): Эти события неадекватно широко и бесконечно комментируются
  • Алина Витухновская: Я бы настаивала на том, что акция в ХХС была чисто политической
  • Нецензурная выставка Марата Гельмана от Минкульта РФ
  • Лента ру: Поход в Россию
  • А. Егорцев: С этого все начиналось. Разрубание икон в Манеже. 1998
  • Новосибирск: «Не допустить проведения выставки "Родина"»!
  • Краснродарская "Суть времени" собирает подписи под антигельмановским Прошение митрополиту Исидору
  • Анна Толстова: Вопросы панктеизма
  • Великий Новгород: «Обрезанный» Гельман
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com