запрещенное

искусство

18+

05.10.1959, Запрещенное искусство

Сигутин Александр, художник

 

Александр Васильевич Сигутин — международный художник.

Родился 5 октября 1959 в Ростов-на-Дону.

 

В ранней юности был членом клуба «ЭТО» (Эстетика, Творчество, Общение) - ростовского экспериментально-педагогического движение во главе с Татьяной Тамбиевой (Бабушкиной).

 

Окончил Ростовское мореходное училище им. Седова в 1978.

 

В 1987 окончил художественно-графический факультет РГПИ.

С 1988 — член неформального ростовского товарищества «Искусство или смерть». Другие члены товарищества, продолжившие заниматься современным искусством и ставшие международными художниками - Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Юрий Шабельников.

 

Несколько лет во второй половине 1980-х посвятил собственному духовному поиску и штудиям религиозно-философской литературы. С тех пор изобразительный язык христианства является постоянной темой его художественных рефлексий.

 

В 1991 перебрался в Москву. Жил и работал в легендарных арт-сквотах на Трёхпрудном переулке и на Бауманской, 13.

 

Со второй половины 2000-х плотно сотрудничает с художником Владимиром Анзельмом (Берлин).

 

Работы художника находятся в собраниях:

Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург;
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва;
Christian Keesee Collection, Oklahoma City Art Museum, Оклахома-Сити, США;
Kolodzey Art Foundation, Вашингтон, США;
Museo de Arte Contemporaneo, Каракас, Венесуэла;
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва;
Коллекция Нортона Доджа, Нью-Джерси, США;
Коллекция Фирмы «Крафт», Москва;
Коллекция В. Овчаренко, Москва;
Коллекция Н. Бриллинг, Москва.

 

Живет и работает в Москве. Дочь - куратор Мария Сигутина.

 

Ссылки

ЖЖ Сигутина

Сигутин в Википедии

На поп-оф-арт

На Гиф ру

 

Александр Сигутин и запрещенное искусство

 

***

20 сентября 1997 работа Сиутина "Прокляну" - слово, выложенное из дорожных иконок, как из детских кубиков -была представлена на 3-1 Международной Цетинской биеннале в рамках выставки "Новая икона" (куратор - Андрей Ерофеев). Возмущенные монахи соседнего монастыря выкрали и уничтожили эту работу. В дальнейшем события дошли до физических столкновений между монахами и посетителями выставки.

 

***

В 1998 Александр Сигутин передал одну из своих работ в поддержку акции "Баррикада на Большой Никитской", художественное оформление которой производил его товарищ Авдей Тер-Оганьян.

 

***

 

В 2003 был одним из консультантов Арутюна Зулумяна, куратора выставки "Осторожно, религия!", открывшейся в декабре в Сахаровском центре. Сигутин выставил там две работы. Обе за полгода до этого участвовали в большой групповой выставке «Арт-Клязьма» и никакой негативной реакции не вызвали.

Вскоре выставка в Сахаровском центре была разгромлена православными фундаменталистами "Комитета за нравственное возрождение отечества". Среди многих других пострадала и работа Сигутина "Слова, подобные молоту".

 

Сам Сигутин откомментировал ее на одном из заседаний Таганского суда, на котором выступал в качестве свидетеля:

 

"Название отсылает нас к библейскому стиху «слово мое не подобно ли молоту, разбивающему скалу». Внешним образом это выглядит так: на листе бумаги формата А5, это примерно половина писчего листа напечатана цитата библейская, сопровождена ссылкой на источник и внизу еще примерно 6 указано ссылок, все это закомпоновано примерно как объявление, которое размещается на стендах объявлений. И таких цитат было порядка 15.

 

Дело в том, что очень важно было в работе, собственно говоря, пересечь бытовую сторону работы, то есть сторону бытового объявления. Это должна быть цитата по своей напряженности, по своей силе достаточно мощной, потому что если взять относительно нейтральную цитату, пусть она даже лучшим образом нас наставляет, то бытовая составляющая, она как бы поглощается, поэтому были взяты довольно сильные выражения. Потом человек, который манипулирует объявлениями, это, как правило, человек достаточно погруженный в житейскую суету, и нужно было достаточно мощно обозначить ему другой круг проблем.

В чередовании цитат была логическая содержательная последовательность. Цитаты примерно такого характера: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» и ссылочка идет: «Второзаконие, глава 15, стих 9».

 

Цитаты были довольно агрессивные по отношению к читателю, но, поскольку эти цитаты все-таки библейские, поэтому к ним необходимо относиться с вниманием и уважением. Смысл их, в общем, был в том, чтобы… Смысл художественно произведения заключается в нем самом, то есть отделять смысл произведения достаточно сложно, примерно как пересказать смысл анекдота. Смысл был в пересечении двух визуальных элементов, то есть библейского текста и элемента городской визуальной культуры. Объявления, которые мы постоянно видим, они обращены к какой-то бытовой, житейской стороне человеческой жизни, а библейские тексты – они были обращены к духовным способностям человека. Поэтому смысл своей работы я определяю как то, что нужно выходить за рамки житейского круга вопросов и обращаться к вопросам духовным. Собственно, можно определить их евангелиевской цитатой «…???», евангелиевской цитатой, не заботясь о том, что Вам есть, пить и во что одеваться, жить царством небесным, силой правды. Примерно так".

 

Другая его работа - "Художнику на заметку" - висела довольно высоко и погромщиками тронута не была.

 

 

Последовали два судебных разбирательства. Александр принимал участие в судебных заседаниях в качестве свидетеля со стороны обвинения.

 

В Обвинительном заключении суда обе эти работы перечислены в списке экспонатов выставки, демонстрация которых была признанной "возбуждающей ненависть и вражду, а также унижающей национальное достоинство большого числа верующих в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской Православной Церкви".

 

***

 

В 2006 четыре работы Сигутина и Владимира Анзельма из серии "Жизнь замечательных людей" были иъзяты по требованию ростовской епархии из экспозиции выставки "Искусство или смерть. 20 лет спустя", прошедшей в Музее современных искусств на Дмитровской. Церковники обвинили работы Сигутина-Анзельма в кощунстве.

 

 

Сам художник подвергся физическому нападению со стороны бывшего коллеги, ростовского художника Сергея Богданова, ставшему к тому времени религиозным фанатиком. На цензуру и нападение Сигутин никак не реагировал, заявив, что не хочет раздувать скандал вокруг этих событий.

 

***

 

В 2010 работа Александра Сигутина "Спасайся, кто может!", представленная на выставке "Двоесловие", прошедшей в притворе храма святой Татианы в Москве, была подвергнута критике со стороны высших чинов РПЦ.

 

События

  • 1998. Баррикада на Большой Никитской
  • 2007-2010. Запретное искусство
  • 2003-2005. Осторожно, религия!
  • Источники

  • Радио Свобода: Религия против
  • Кольта ру: Что случилось с Анной Альчук?
  • Фома: Церковь и современное искусство
  • РНЛ: В бассейне на Бали утонул участник кощунственной выставки «Осторожно, религия!» Владислав Мамышев-Монро
  • Газета ру: Преступление и прощение Pussy Riot
  • Прима-Ньюс: Выставку закрыли досрочно
  • Ньюсру/Эхо Москвы: Организатор выставки "Осторожно: религия!" убежден, что его душа чиста
  • Ньюсру/Интерфакс: Разгромлен один из залов музея имени Сахарова. Вандалы отпущены
  • Страна ру: Голая баба на кресте как символ правозащитного движения
  • Известия, Максим Соколов: "Осторожно, сионизм!"
  • Михаил Болотовский: Безнравственность напоказ
  • Юрий Самодуров, Людмила Василовская: Первый идеологический процесс в «демократической» России
  • Людмила Василовская: Открытое письмо депутату Александру Чуеву
  • Письмо Юрия Самодурова Патриарху Алексию II
  • Юрий Самодуров и Людмила Василовская: Уведомление для читателей "Новой газеты"
  • Открытое письмо Юрия Самодурова и Людмилы Василовской В редакцию «Новой газеты»
  • Круглый стол в Сахаровском центре: «Проблемы религиозности в светском государстве. Церковь – часть гражданского общества».
  • Пресс-конференция в Сахаровском центре: «Уголовное дело по выставке “Осторожно, религия!” передано в суд»
  • Эдвард Кляйн в защиту Самодурова и Василовской
  • Алексей Семенов, вице-президент Фонда Сахарова (США): Отклик на дискуссию о выставке "Осторожно, религия!"
  • Юрий Самодуров: Российское общество перед выбором - судить искусство или судить за искусство
  • Юрий Самодуров: По поводу статьи Мамышева-Монро
  • Доморощенные цензоры музей и центр имени Андрея Сахарова не запугают
  • Сахаровский центр: Письмо главному редактору газеты "Известия"
  • Юрий Самодуров: О выставке "Осторожно, Религия!" и событиях вокруг нее
  • Пресс-конференция по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!"
  • Открытие выставки "Осторожно, религия!". Фоторепортаж
  • Марина Пожарицкая: Текст к выставке "Осторожно, религия!"
  • Оксана Саркисян: Живая религия
  • Нарине Золян: Познающий себя есть собственный палач
  • Арутюн Зулумян: Текст к выставке "Осторожно, религия!"
  • Вера Кичанова. Pussy Riot. Подлинная история
  • Перформанс вместо суда
  • Роман Доброхотов проводит параллель между смертями Анны Альчук и Влада Монро
  • Только нравственность, только хардкор
  • Владыка Кирилл переезжает в… Аргентину
  • Марина Семендяева: Поосторожнее там!
  • «Без умысла нет преступления»
  • Церковь и общество, точки разрыва и точки соприкосновения
  • Директор Сахаровского центра о попытке срыва спектакля "Pussy Riot"
  • МК: Облава ФМС на Сахаровский центр - реклама Pussy Riot?
  • Московские новости: Казаки сходили на «Pussy Riot»
  • Диана Мачулина: Pussy Riot оправданы «судом»
  • Анна Толстова: В Сахаровском центре прошли «Московские процессы»
  • Мило Рау: «В середине спектакля пришли какие-то люди и стали интересоваться моими документами»
  • Газета ру: Антракт на проверку документов
  • "Московские процессы" Мило Рау: общество под судом
  • Искусство скандала
  • Эхо Москвы: Сотрудники ФМС, ОМОН и казаки по очереди посетили Сахаровский центр, где шел спектакль, посвященный громким судебным процессам по делам религии
  • Елена Волкова: "Московские процессы": памяти Анны Альчук
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com