запрещенное

искусство

18+

11.04.1992, Запрещенное искусство

1992. Живодерское шоу "Пятачок". Кулик

Акция Олега Кулика, прошедшая 11 апреля 1992 и вызвавшая физическое сопротивление части художественного сообщества и бурные протесты патриотической общественности с заявками в прокуратуру и требованиями выслать художника из страны с лишением гражданства.

 

"Пятачок" был частью "Анималистического проекта" - арт-фестиваля, реализованного в марте-апреле 1992 в частной галерее Владимира Овчаренко "Риджина" при общем кураторстве того же Кулика.

 

В программе фестиваля об этой акции говорилось: "11 апреля культурная программа "Риджины" увенчается живодерским шоу "Пятачок делает подарки" (вход строго по пригласительным). Зрителям будет предъявлен процесс превращения живого поросенка в свинину. Исполнители (артгруппа "Николай") гарантируют, что визга не будет, мясо отдадут гостям на съедение, а в буклетах будет изложен спор авторов на тему, несет убийство художественную ценность или нет".

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

 

Справедливости ради стоит сказать, что "Пятачок" проходил в рамках арт-фестиваля гуманистически-экологической направленности. Никакой ясно артикулированной "исторической актуальности" за этим мероприятием не стояло. Напротив, критики вели вокруг него мутные речи об извечных мифологических и экзистенциальных подоплеках, упоминая имена античных богов и знаменитых психиатров.

 

Однако, задним числом акция укоренилась в некоторых текущих исторических смыслах.

 

Так, через год сам Кулик, выстраивая апологию "Пятачка", упоминал о том, что на одном из недалеко отстоящих от акции по времени заседаний Верховного совета депутаты отвергли предложение об отмене смертной казни.

 

Идентифицировать это голосование нам пока не удалось, поэтому сошлемся лишь на слова самого Кулика:  "Перед этим в Верховном Совете обсуждали отмену смертной казни, и весь мир был в шоке: ни один - ни один! - член Совета не проголосовал за отмену. А в галерее резал свинью профессиональный, специально приглашенный мясник, и у входа бушевала толпа... будто мы распинали Христа. Те же люди, которые завтра пошли за той же свининой на рынок. Вот вам европейское лукавство, двойной стандарт: убивайте, только чтобы мы не видели".

 

Публика же и "профанные" журналисты непосредственно в период проведения акции вчитали в нее собственный смысл - унизительного кормления новыми богатыми новых бедных. Вышло так потому, что за три месяца до этого, в январе 1992, в России началась "гайдаровская" реформа по либерализации цен, из-за чего доброй половине населения страны оказалась недоступна даже минимальная "продуктовая корзина". Правда, Кулик, с удовольствием изображавший в то время "нового русского" (авто с шофером, речи о естественности роскоши для великого художника и т.д.) вполне располагал к подобным объяснениям общего смысла своего творчества.

 

ПРОТЕСТЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

 

Реакция публики проявила себя еще до самой акции.

 

Владимир Овчаренко говорит, что за неделю до акции ему позвонила коллега Айдан Салахова (владелица галереи современного искусства) и попросила отказаться от затеянного. «А я сказал ей, что не надо меня учить, как надо».

 

В ночь перед акцией, по сообщению Андрея Ковалева, двери галереи кто-то забросал говном, оставив тут же ложку, которой оперировал.

 

Начало представления сопровождалось бурей страстей: "Собралась огромная толпа, пришлось заказывать милицию, которая окружила галерею кольцами", - вспоминал позже Кулик.

 

У входа в галерею так же была выставлена охрана: пропускали только по пригласительным, которые дополнительно на входе отмечали красной ручкой.

 

"Регулярно захаживая на различные художественные мероприятия, я никогда еще не видел такого ажиотажа и возбуждения. Пикетчики пикетировали и раздавали листовки, журналисты пытались прорваться", - свидетельствует Ковалев.

 

"Пикетчики" - это "зеленые". Интересно, что наряду с плакатом "Производите дурацкие эксперименты с собой, а не с животными" (философскую проблематику этой максимы раскрыла в отдельной статье Анна Альчук), был и плакат злободневный, призывающий "не унижаться" перед буржуями и не брать из их рук мяса.

 

СЮЖЕТ

 

Посетители галереи, вопреки слухам, ни самого поросенка, ни его убийства, вживую не наблюдали. "Экспозиционное пространство мы разделили на две части белой стеной и выставили монитор. Свинью разделывали за стеной, публика могла видеть всё только на экране, - рассказывает Кулик, добавляя, что "впрочем, любой мог заглянуть туда".

 

А потом "пришёл дядя Коля, предварительно принявший стакан коньяка, завалил свинью и воткнул ей нож в горло", - продолжает акционист. "Звуки и запахи были живыми, от чего эффект оказался ещё сильнее".

 

Ковалев описывает несколько иначе: "Технологическая процедура забивания борова, произведенная группой "Николай" (мясники с Центрального рынка), оказалась на удивление короткой по времени и не столь зрелищной, как это можно было предположить. По крайней мере, никаких обмороков и истерических выкриков не наблюдалось".

 

"Арт-хроника" снижает пафос еще на полтона: "Вернисажный люд стоял в небольшом зале на Преображенке и нервно, в полглаза, поглядывал на экран. Парное мясо действительно раздавали желающим, но в окошко за порцией обратились не все. Хотя у многих вернисажных завсегдатаев не было тогда работы, и у большинства — зарплаты".

 

Даже уверенный в допустимости подобных действий искусствовед Ковалев говорит, что "испытал облегчение", когда не обнаружил своих пакетов со свининой там, где их оставил.

 

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПРОТЕСТЫ

 

"Тень невинно убиенного Пятачка разделила элитарную вернисажную тусовку, - по свежим следам пишет Ковалев. - Большая ее часть объявила "Риджине" бойкот и с возмущением высказывается о новейших безобразиях Кулика, который перешел все границы".

 

В ночь после акции витрины галереи были разбиты распиленными пополам гантелями. На гантелях было написано "Ниф-Ниф", "Нуф-Нуф" и "Наф-Наф". Хозяин галереи Владимир Овчаренко утверждал, что разыскивает злоумышленников. Но имя организатора этой протестной акции стало известно гораздо позже. Им оказалась художница Илона Гансовская, племянница Валентина Пикуля, душа маргинализованного к тому времени художественного кружка сюрреалистически-романтически-духовной направленности, уходящего корнями в среду советской "золотой молодежи". О этом подвиге Гансовской после гибели художницы с восторгом рассказал Юрий Нечипоренко, примыкавший когда-то к ее кружку.

 

Вскоре телевизионная программа "ТВ Галерея" показала получасовой выпуск о фестивале "Анималистский проект". Вела его Нина Зарецкая.

 

Патриотически настроенная общественность обратила внимание на то, что Олег Кулик заявил в телеэфире, показывая на свинью: "Она воплощает в себе образ России с ее вечными комплексами, которые невозможно разрешить, их можно только отрезать!".

 

Вышли статьи под заголовками: "Пусть они ответят за это!", "Русофобия не пройдет!", "Свиньи едят людей" и т.п.  Дмитрий Баринов в газете «Новый взгляд» описал арт-тусовку как собрание вурдалаков: «Увидев этих людей в каком-нибудь другом месте, вряд ли догадаешься, что они садисты и убийцы: самодовольные рожи, изысканные манеры, белоснежные сорочки с бабочками. Объединяет их одно — неуемная жажда крови». Юрий Нагибин в газете «Труд» прибег к приему гротеска: «А потом свиньям раздали пакеты с теплой парной человечиной, они стали дуть шампанское, хохотать и славить устроителей замечательного шоу». Газета "День" сообщила, что на свинье была татуировка "Россия". Другие СМИ рассказали, что "Россией" звали убитого поросенка.

 

Вскоре "Останкино" получило заявление с требованием уволить всех, кто принимал участие в подготовке и демонстрации этой программы, а также с горячим пожеланием лишить российского гражданства и выслать из страны Нину Зарецкую, Олега Кулика и Владимира Овчаренко. Заявление, якобы, подписали лидеры "Российской партии", "Российского Центра", "Русской идеи", "Пан-славянской Ассамблеи" и "Союза Российских Народов". (Однако, судя по тому, что этот источник перечисляет неизвестные (и, скорее, всего, несуществующие) российские общественно-политические организации, степень недостоверности этой информации очень высока - ЗИ).

 

Те же лица отправили в Генпрокуратуру заявление "о возбуждении уголовного дела против преднамеренных действий, направленных на разжигание этнической вражды и унижение национальной чести и достоинства, совершенных группой лиц".

 

Сам Кулик позже пытался объясниться: "Я ещё сдуру в каком-то интервью сказал, что для меня это - расставание с ложными комплексами и представлениями о порядочности и морали. У нас же тогда и секса не существовало, только непонятно откуда берётся многомиллионное население, угрожающее всему миру, не на военных же заводах делается... И животных у нас не убивают. Вот я, де, и решил разделаться с комплексами России. Но они почему-то решили, что мы убиваем Россию".

 

***

 

Подробностей исхода этой битвы в прессе нам пока обнаружить не удалось. Однако, известно, что Кулик судим в этот раз не был.

 

В 2004 он признался Дмитрию Бавильскому, что все это "в конечном счёте сослужило нам весьма полезную службу". "Впечатление от убиения Пятачка оказалось столь сильным, а метафора такой точной, что я задумался. Животные, животность... Это было так сильно, а с другой стороны - крайне концептуально, продуктивно, провокативно... Нужны были новые краски, новые сюжеты, новые темы... Так Пятачок оказался первой искрой, первой жертвой будущей революции в российском актуальном контексте".

Преследуемые

  • Кулик Олег, худ-к, куратор
  • Обвинители

  • Медведев Александр, ПС-арт-критик
  • Нечипоренко Юрий, лит-р, ПС-акт-т
  • Защитники

  • Ковалев Андрей, арт-критик
  • Овчаренко Владимир, фин-т, галерист
  • Источники

  • "Правда 24": Галерист Овчаренко об убийстве свиньи и помощи детям
  • Журналист Григорий Нехорошев о причинах своего интереса к московскому акционизму
  • Овчаренко вспоминает о "Пятачке" Кулика
  • Владимир Овчаренко - бывший банкир
  • Фильм "Олег Кулик: Вызов и провокация"
  • Уголовное искусство
  • Кулик о "Пятачке"
  • Блок гельмафродитов
  • Нина Зарецкая. Олег Кулик
  • Анатолий Осмоловский: Как было и как будет
  • Вячеслав Курицын о "Пятачке"
  • Вячеспав Курицын. Кулик - животное будущего
  • Олег Кулик: "Не люблю человечество".
  • Наталья Медведева: Музыка Москвы (Неподсудные жалости)
  • Анна Альчук: Что отличает художника от киллера?
  • Сергей Ануфриев: Три банта вместо аксельбанта
  • Дмитрий Баринов: Убийцы от искусства
  • Андрей Ковалев: Жертвоприношение.
  • Юрий Нагибин. Свиньи поедают людей. Фрагмент
  • Коммерсантъ: Концептуалисты мучают зверей
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com