запрещенное

искусство

18+

15.02.1963, Запрещенное искусство

Кураев Андрей, протодьякон

 

Протодиакон. Миссионер, публицист и богослов. Профессор Московской духовной академии. Преподаватель философского факультета МГУ. Автор официального учебника для средней школы "Основы православной культуры". Активный блогер.

 

Родился 15 февраля 1963 в Москве. Отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали родители. В старших классах школы выпускал газету «Атеист».

 

В 1979 поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма. 29 ноября 1982, будучи студентом третьего курса МГУ, крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1984 окончил МГУ. Поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не окончил её.

В 1985 стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Поступил в Московскую семинарию. В 1986 семинария сгорела. Недолго работал на стройке, затем вернулся на штатную должность в МДА.

 

В 1988 окончил Духовную семинарию. В том же году под псевдонимом Андрей Пригорин опубликовал свою первую богословскую статью в самиздатском журнале «Выбор», который издавали известные диссиденты Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко. В августе 1988 вышли первые статьи Кураева в "большой прессе" («Московские новости»), в церковной прессе и в журнале «Вопросы философии». В том же 1988 приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, Московский обком КПСС вынес специальное постановление "О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте" и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.

 

В 1988-1990 учился в Бухарестском Богословском институте. 8 июля 1990 в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона. Вернулся в Москву.

 

В 1990-1993 работал референтом Патриарха Алексия II. В то же время (с осени 1991) начал преподавать на факультете журналистики МГУ.

 

В 1992 окончил МДА. В 1993—1996 — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения». В 1995 защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 Патриарх Алексий II по представлению учёного совета РПУ назначил Кураева профессором богословия. В 1997 - 2004 — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.

 

Миссионерствует, среди прочего, среди рокеров и богемы. 14 января 1999, по его собственным словам, "впервые за двухтысячелетнюю историю Православия проповедовал с подмостков рок-концерта четырнадцати тысячам подростков. Между Шевчуком и Бутусовым было мое выступление.... "Московский церковный вестник" впервые за свою историю полностью опубликовал эту проповедь на рок-концерте. Даже проповеди Патриарха это издание полностью не публикует... Как мне потом доносили, глава службы охраны Ледового дворца Санкт-Петербурга был потрясен тем, насколько спокойно ребята расходились. Не было ни драк, ни пьяни".

 

Решением Синода от 12 марта 2002 включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».

 

15 февраля 2003 Патриархом Алексием награждён орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.

 

С осеннего семестра 2004 основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС). Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и преподает на философском факультете МГУ.

 

Решением Синода от 24 декабря 2004 включён в состав Синодальной Богословской комиссии.

 

В 2005 информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» был признан «человеком года». В 2006 награжден Орденом Российского Клуба Православных Меценатов «За благодеяние» в номинации: «За православное просвещение» за широкую миссионерскую деятельность, за усилия в деле утверждения ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости". В 2006 награжден Польской католической церковью медалью святого Альберта Хмелевского «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ». 30 января 2007 Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «За заслуги перед Украинской Православной Церковью и во внимание к многолетним миссионерско-просветительским трудам, направленным на проповедь Православия и противостояния расколам и сектам» награжден орденом Нестора летописца III степени.

 

До конца 2007 служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.

 

12 августа 2008 Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награждён орденом Украинской Православной Церкви «1020 лет Крещения Киевской Руси. В 2008 стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года».

 

Решением Синода от 31 марта 2009 включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Пастырствует в отношении рокеров Ивана Охлобыстина, Константина Кинчева и Юрия Шевчука.

 


 

27 марта 2009 награждён орденом «Миротворец» (общественная награда).


5 апреля 2009 во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью.


29 июня 2009 Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протодиакон Кураев назначен секретарем Редакционного Совета и председателем Редакционной коллегии по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы.

 



С 27 июля 2009 - член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.


В 2010, в рамках апробации предмета «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание модуля «Основы православной культуры» было организованно по учебнику, написанному Кураевым.

 

Ссылки

 

ЖЖ Кураева

Миссионерский портал диакона Кураева

В Википедии

На "Патриархии ру"

На "Правмире"

Видеолекции

 

Андрей Кураев и запрещенное искусство

 

Андрей Кураев один из первых в РПЦ обратил внимание на исходящую угрозу церкви со стороны современного искусства, решительно заняв позицию его яростного гонителя. Роль идеолога и стратега Кураева в рамках организованных кампаний РПЦ против современного искусства пока остается не только недооцененной, но и вовсе не идентифицированной.

 

Между тем, именно Кураеву, как можно увидеть ниже, принадлежит большинство важных идей и действий по ведению "подрывной" работы против конкретных персон изнутри правозащитной и художественной среды, в которой считается "интересным священником".

 

***

 

В декабре 1998, вскоре после запрета на экспозицию Тер-Оганьяна "Юный безбожник" на ярмарке Арт-Манеж, еще до заведения уголовного дела на художника, 36-летний Андрей Кураев резко высказался на своем миссионерском портале об этом светском художественном антицерковном жесте, как о кощунстве.

 

В это же время на страницах "Огонька" Кураев сожалел, что в мире не существует "православного терроризма", по сути, призывая "имеющих уши" к совершению праведного насилия над художником.

 

Одновременно Кураев активно содействовал телеканалу "Новости столицы" при проведении "журналистского расследования" этой акции и подготовке видеосюжета на эту тему.

 

После публикации результатов этого "расследования" с комментариями Кураева на страницах газеты "Татианин день", Тер-Оганьяна действительно начали разыскивать, в т.ч. через редакцию этой газеты, люди с огнестрельным оружием. Об этом рассказала ему лично спустя некоторое время тогдашняя сотрудница этой газеты Евгения Снежкиной.

 

Подготовленный телеканалом "Новости столицы" с помощью Андрея Кураева сюжет, по его же собственным словам, был передан в прокуратуру в качестве "вещественного доказательства" уголовного преступления Тер-Оганьяна так же еще до предъявления обвинения художнику.

 

***

 

В 2003, в связи с погромом выставки "Осторожно, религия", в газете "Консерватор", которая вела настоящую "черную" информационную кампанию против организаторов выставки и Сахаровского центра, сделал самые радикальные публичные реплики со стороны церкви. Называл себя инквизитором, подчеркивая, что это - почетно. Сожалел о том, что в стране не существует церковной цензуры. Заодно требовал преследований гомосексуалистов и установления "культа прошлого". Провозглашал, вслед за радикально-консервативным журналистом, сотрудником того же издания, Максимом Соколовым, "крестный" лозунг "Бог, родина, свобода" ("Бог - это то, что делает меня личностью. Это вертикаль. Родина - то, что делает меня частью человечества, это горизонталь. Вместе они создают крест. А на крест человек может взойти только по своей свободе).

 

В том же интервью "Консерватору", подробно радовался зачаткам "православного терроризма", которые усматривал в погромщиках выставки "Осторожно, религия!": "Терроризм - это плохо, это зло. Но терроризм - это выплеск черной энергии. Пусть черной - но все-таки энергии. А если тебя бьют в самые болевые места, а ты никак не реагируешь, то одно из двух: или ты свят - или ты мертв. Поскольку у меня нет оснований считать свой народ в его нынешнем состоянии святым, то отсутствие реакции на бесконечный поток оскорблений и провокаций - это, скорее, очень печальный признак угасания жизни вообще. С точки зрения стороннего наблюдателя, человека, желающего, чтобы история России продолжалась, - я, скорее, радуюсь, что у нас еще есть мужики, которые могут пойти и в конкретной точке конкретными действиями осадить хулиганов... Народ мертв, если он позволяет плевать на свои национальные, религиозные, культурные, исторические святыни. Есть известная формула священной войны, сказанная еще Цицероном: "За алтари и очаги". Если очаги тушатся и разоряются, а святыни оскверняются, и при этом реакции никакой нет - значит, люди готовы быть рабами захватчиков, нигилистического поколения пепси-колы".

 

***

 

Андрей Кураев первым откликнулся от имени РПЦ на выставку "Запретное искусство". 16 марта 2007 он заявил, что надо подавать на кураторов в суд и добиваться для них судебного «запрета на профессию»: «Поскольку подобные выставки проводятся уже не первый год, понятно, что речь идет не о случайном недопонимании или ошибке, но о совершенно сознательной установке использования своей профессиональной деятельности для оскорбления других людей. Соответственно, суд имеет право отозвать лицензию – объявить с судебной трибуны об их профессиональной несостоятельности».

 

Заявление в прокуратуру было подано через четыре дня - 20 марта, от имени духовно-патриотической организации "Русский собор", чей лидер Олег Кассин в недавнем прошлом был одним из лидеров экстремистского "Русского национального единства", а потом "автором" раскола и самоуничтожения этой организации.

 

Именно Кураев, вскоре после закрытия выставки, первым призвал Елену Боннэр со страниц "Правой ру" окоротить кураторов: «Как член семьи Сахарова и правозащитник, госпожа Боннэр могла бы здесь сказать свое слово, к которому руководители Сахаровского центра не могли бы не прислушаться».

 

Боннэр действительно довольно скоро отрицательно отозвалась о выставке в прессе. Эта позиция вдовы Сахарова внесла существенный вклад в развитие "внутренней" (и СПС-ной, и правозащитной) кампании против Самодурова, приведшей к его уходу с поста директора Сахаровского центра.

 

Уже после увольнения Андрея Ерофеева из Третьяковского галереи, но еще задолго до окончания судебного процесса над кураторами выставки "Запретное искусство", Кураев продолжает публичные нападки на него, с применением крайне скандальной риторики настойчиво советуя Ерофееву уехать из страны.

 

В 2009 Кураев горячо поддержал идею художника Гора Чахала провести выставку "православного современного искусства" в храме или непосредственной близости от него. Так же, как другой церковный консерватор Максим Козлов, настоятель церкви святой Татианы при МГУ, взявшийся курировать такую выставку со стороны церкви, полагал ее назначение прежде всего как политтехнологическое - внести раскол в ряды художников, занятых современным искусством: "Со стороны организаторов выставки ("Запретное искусство") не было доброй воли. Со стороны многих художников добрая воля обрелась. Когда они увидели, что все воспринимается именно так, они или отозвали свои работы, или стали участвовать в другой выставке – в Татьянинской церкви". Информационное обеспечение этой политической инициативе оказывала та же газета "Татианин день".

 

За 10 дней до вынесения окончательного судебного вердикта по делу кураторов выставки, Кураев продолжал настаивать на том, что Марат Гельман (который заявил тогда, что если 12 июля суд вынесет обвинительный приговор, то 19 июля он откроет выставку сам), Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров должны быть лишены судом "права на профессию", т.к. в основе современного искусства лежит провокация: "Всё авангардно-провокативное искусство строится на скандале, поэтому возмущенная реакция является частью инсталляции. Вне чьих-то возмущений, слез и обид и вне соответствующей медиа реакции все это просто неинтересно и бессмысленно".

 

За день до суда ту же рекомендацию он повторил через "Российскую газету": не сажать в тюрьму, а временно лишить права на профессию.

 

***

 

В апреля 2011 Кураев иронически прореагировал на ресурсе "Русская линия" на награждение группы "Война" государственной премией "Инновация" - пошутил, намекая на известный анекдот, что «после этого Министерство культуры надо переименовать в прачечную», а также предположил, что это награждение может свидетельствовать о "конфликте между «башнями Кремля».

События

  • 2012. Панк-молебен. Pussy Riot
  • Источники

  • Интерфакс: КС отклонил жалобу участницы "панк-молебна" на статью о хулиганстве
  • Главком: Скандальный украинский художник: Акции Павленского и Pussy Riot – это искусство, которое невозможно продать, но оно неудобно власти
  • Балтинфо: Mustang Wanted, взявший ответственность за акцию на московской высотке, стал победителем премии Troublemaker Award
  • Главком уа. Мария Куликовская: Не все носители современного искусства готовы лечь под колеса танка
  • Надежда Толоконникова: Возбуждено уголовное дело в связи с нападением в Нижнем Новгороде
  • Сова: Лихие из девяностых
  • Радио Свобода, Алек Эпштейн: Арт-активизм нон грата
  • ОИА: Суд отказал в исках к Надежде Толоконниковой мордовской колонии и ее замначальника
  • Интерфакс: Норильский суд оставил без удовлетворения иск к Толоконниковой из Pussy Riot
  • Утро ру, Марат Гельман: "Если все замораживать, то где-нибудь прорвет"
  • Интервью, Григорий Ревзин: Радуюсь, что я из этой истории выскочил
  • Грани ру: Полиция Сочи отказалась возбуждать дело о нападении на Pussy Riot
  • H? Мосгорсуд: Группа Pussy Riot не возбуждала ненависти к верующим
  • Завтра ру: Pussy Riot: чемодан-вокзал-Канада
  • Радио Свобода: В Петербурге запретили оперу "Новый Иерусалим"
  • ИТАР-ТАСС: «Манифеста» в Петербурге: они бы предпочли отказаться
  • Ньюсбалт: Режиссёр: Пригласив в страну Pussy Riot, президент плюнул в лицо и русским, и эстонцам
  • Регнум: Pussy Riot потребуют в Европарламенте ухудшить жизнь рядовых россиян: "Тогда они выйдут на улицы" (Эстония)
  • Главред: Антивоенный митинг в Москве: Pussy Riot обвинили Путина в ненависти к России
  • Новое время, Надежда Толоконникова: Мордовия ждет своего Поэта
  • Лусинэ Джанян: На Толоконникову и Алехину снова напали с зеленкой
  • Зона права: Розыск нападавших из Нижнего
  • Мария Алехина: Зря
  • deltaplann: Новый любимец портала Кредо.
  • Оксана Челышева: Видео с нападение на PR втвиттере полковника Трифонова
  • РАПСИ: Мосгорсуд отложил на 14 марта рассмотрение жалобы на приговор участницам Pussy Riot
  • Афиша. Жизнь после Сочи: Андрей Кураев
  • Афиша. Жизнь после Сочи: Pussy Riot
  • НЗ, Леонид Сторч: Антивестернизм в критической кампании против «Pussy Riot»
  • Завтра состоится очередное заседание квалификационной комиссии по жалобе Екатерины Самуцевич
  • Екатерина САмуцевич: В пятницу, 24 января, состоится заседание по пересмотру приговора Pussy Riot
  • Адвокат Лев Лялин и прот. Димитрий Смирнов
  • Афиша-Воздух, Надежда Толоконникова: «Арт-премия или выставка сами по себе давно уже нам не могут быть интересны»
  • Голос Америки.Pussy Riot: о культуре в зоне, Олимпиаде и Ходорковском
  • Екатерина Самуцевич: Иск о признании недействительными документов, изготовленных в 2012 г. бывшими адвокатами Pussy Riot
  • Грани ру, Елена Волкова: PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 11. Раскол
  • Die Welt: До свидания, Pussy Riot - панк был вчера
  • Олег Лурье: Толоконниковой и Алехиной из «Pussy Riot» осталось еще семнадцать лет
  • Эксперт ру: Олимпийский «крестовый поход» Pussy Riot
  • РБК: "Гастроли" Pussy Riot в США обернулись серией скандалов
  • Случай Пусси Райот: Л. Катилевский. Суть надзорных жалоб на приговор Pussy Riot
  • Собеседник: Участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина сделали ряд громких заявлений в ходе визита в США, посвящённого правозащитной деятельности
  • Nadya and Masha of Pussy Riot speak in Amnesty International Brooklyn Concert, 5 February 2014
  • Газета ру: Люди, похожие на атаманов
  • Блог Сочи: «Единая Россия» пропагандирует секс с курицами?!
  • Интерфакс, Козак: Участников прошедших по закону протестов против Игр к ответственности не привлекут
  • Слон ру: Как Сочи накрылся «Пусси»
  • Марат Гельман о Пусси Райот и казаках
  • Кавказская политика: «Перформанс» Pussy Riot или казаки-разбойники?
  • Кавказская политика, Громов: махать нагайкой – не в традициях кубанских казаков
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com