запрещенное

искусство

18+

24.04.1957, Запрещенное искусство

Бренер Александр, лит-р, худ-к

 

Александр Давидович Бренер - международный художник лево-анархистской ориентации; в 1990-х - один из основателей "московского акционизма", первого радикального явления на послевоенной российской художественной сцене.

 

АЛМА-АТА, 1957-1978

 

Родился в Алма-Ате в 1957 в семье профессора и преподавательницы литературы и прожил в Казахстане до 21 года.

 

В 1974-78 учился в Казахском педагогическом институте имени Абая, окончил филологический факультет.


ЛЕНИНГРАД, 1978-1989

 

С 1978 по 1980 Бренер учился на филологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена и после этого еще 9 лет жил в Ленинграде. Сам Бренер, писатель автобиографического склада, об этом периоде своей жизни в книгах почти не пишет, ссылаясь на собственную незрелость того времени.

 

Кое-что о Бренере в Ленинграде рассказывал в своих лекциях Тимур Новиков: "Александр Бренер приехал из Алма-Аты не в Москву, а в город Петербург в свое время, и приехал как фанат группы “Кино”. Во время гастролей группы “Кино” этот молодой алма-атинский юноша познакомился с Виктором Цоем и Георгием Гурьяновым и приехал в Петербург. Тогда он был молодым искусствоведом, писал статьи об алма-атинских художниках и сочинял стихи, никаким искусством он сам как художник еще заниматься не решался. Потом из Петербурга он эмигрировал в конце 1980-х годов в Израиль, а уже из Израиля вернулся в Москву, где и стал известным, радикальным художником. В некотором смысле, мы обязаны Георгию Гурьянову появлением Бренера на художественной сцене. Именно Георгий Гурьянов привез тогда из Алма-Аты его и поселил в своей квартире, и Бренер жил у нашего петербуржца Гурьянова".

 

ТЕЛЬ-АВИВ, 1989-1992

 

В 1989 Александр Бренер репатриировался в Израиль.

 

В 1990—1992 работал ведущим критиком  тель-авивского еженедельника «Бег времени».

 

Ближайшими друзьями и соратниками Бренера в этот период были его жена Людмила и Роман Баембаев, литератор и художник. Вместе с Баембаевым Бренер в 1991-1992 написал и выпустил самиздатом (под маркой издательства "Ненаебная Птица Пресс) шесть книг: Бонанза, Секретная жизнь Буто, Манифест, Японский бог, Супер Вася и Кладбище нудистов.

 

В январе-феврале 1992 совместно с Людмилой и Баембаевым он провел в Тель-Авиве ряд уличных перформансов, отсылающих к концептуалистским практикам московских "Коллективных действий". Израильская группа Бренера иронически называла себя "метафизиками". Последние акции этого периода прерывались полицейскими (см. ниже).

 

Условия совместимости, 4 января 1992

 

 


 

4 января акционисты пришли на улицу Дизенгоф и установили возле First International Bank обтянутый оберточной бумагой ящик размером 87х75х240 см. В ящике с трех сторон были проделаны отверстия для носа, подбородка и пупка. Рядом с отверстием для носа на бумагу ящика была приклеена табличка: "Прикоснитесь лбом к носу". Рядом с отверстием для подбородка - табличка: "Прикоснитесь локтем к подбородку". И, наконец, рядом с отверстием для пупка: "Прикоснитесь ухом к пупку".



На четвертой стороне ящика значилось: "Нарицание - признак действия, а название - существования. Новорожденный получает имя. Всякое явление, перед тем как оно подлежит изучению, в признак своего существования как-нибудь да и называется.



В отерстия выставили: А.б. - нос, Л.б. - пупок, Р.б - подбородок. Работа по выставлению этих частей тел продолжалась 40 минут, в течение которых собравшаяся публика исследовала ящик, иногда следуя рекомендациям на табличках, а иногда игнорируя их. (Примечание: в редкие мгновения на месте выставленных частей возникала черная дыра, которая тоже останавливала внимание и даже гипнотизировала зрителей). Затем один из представителей публики - пожилой господин в очках - попытался проникнуть глубоко внутрь пупка Л.б., надорвал бумагу на ящике, и его разрушительному примеру стали следовать другие зрители. Тогда А.б., Л.б., Р.б. взорвали ящик изнутри и вышли наружу.

 

Генералу Алленби, 8 января 1992



Перформансисты на площадь Дизенгоф и с помощью двух неизвестных ассистентов установили полиэтиленовое полотно размером 5х2 м., которое застлало собой перспективу улицы Дизенгоф. Перед полотном была установлена табличка с названием на иврите "Генералу Алленби". Затем Баембаев и Бренер приступили к окрашиванию полиэтилена синей краской из спреев. По мере окрашивания перспектива Дизенгоф скрывалась все более, пока не уничтожилась вовсе. На ее месте возник прямоугольник густого синего цвета, сравнимого с цветом неба. Зайдя за этот прямоугольник, Баембаев и Бренер прорвали его в двух местах ножами и выставили на обозрение собравшейся публики соответственно ногу и руку. Этим было завершено действие 15601 под названием "Генералу Алленби". И перспектива возникла вновь.

 

На берегу моря, 11 января 1992

 

Перформансисты установили в полдень на берегу моря в Тель-Авиве (напротив улицы Фришман) полиэтиленовый шатер высотой 3.30 м и диаметром 2 м, а перед шатром 2 пластмассовых пляжных стула. Затем Баембаев и Бренер сели напротив друг друга на эти стулья и соединили стопы своих ног на высоте своих плеч. Оставаясь в этом положении, они разулись и, переминаясь, окрасили ногти ног красным лаком фирмы LANCOME. Вслед за тем, не разнимая ног, легли на асфальт и соединились ягодицами. После чего перевернулись и встали раком - задом друг к другу.

 

Людмила Бренер, находившаяся все это время в шатре, вышла из него в домашнем халате и с пневматическим пауком (игрушка) в руках, завернутым в оберточную бумагу. Паук, подскакивая, подвел Людмилу к Баембаеву и Бренеру. Людмила остановилась между ними и из "serpentine spray" осыпала их разноцветной "лапшой". Затем вернулась в шатер, а вскоре туда вошли и Баембаев и Бренер. Там они провели еще несколько минут куря, после чего действие завершилось.

 

Великий нищий Ку-Клус-Клана, 15 января 1992

 

В полдень Бренер и Баембаев принесли на угол улиц Фришман и Дизенгоф ( к книжному магазину "Кетер") и установили обтянутый оберточной бумагой ящик размером 87х75х240 см. Бренер влез внутрь ящика, а Баембаев поставил перед ящиком скамеечку с бумажной шляпой, в которой лежали деньги на сумму 1 шекель 85 агарот.



Бренер находился в ящике 1 час 40 минут, из которых около получаса сидел совершенно молча и неподвижно, 20 минут - стуча по внутренней поверхности ящика руками, и остальное время издавая громкие вопли. Действие было прервано молодым прохожим, попытавшимся перевернуть ящик, а затем разорвавшим его. После окончания действия денег в шляпе не прибавилось.

 

И не забывайте итальянских летчиков! 17 января 1992



В 11 утра перформансисты появились на углу улиц Гордон и Дизенгоф в Тель-Авиве с транспарантом, на котором по-древнееврейски значилось: "И не забывайте итальянских летчиков". Бренер и Баембаев уселись на два заранее приготовленных стула, после чего Людмила стала красить им уши пастельными мелками "Панда".

 

Когда уши были покрашены в разные цвета, Бренер и Баембаев поднялись со стульев и вышли на проезжую часть улицы Дизенгоф, на самую середину дороги. Баембаев взял себе на плечи Бренера, впереди с транспарантом встала Людмила, и маленькая процессия двинулась вперед - к далекой улице Кинг-Джордж. Попеременно неся друг друга, Бренер и Баембаев преодолели долгий путь, завершив совместную с Людмилой работу у Дизенгоф центра.


Между Дюшаном и Шимамото 7 миллиардов световых лет, 19 февраля 1992

 

Перформансисты появились на площади Дизенгоф в Тель-Авиве с куском декоративных обоев размером 180х250 см., тремя безопасными бритвами фирмы "Жилетт", двумя салфетками, баллончиком с пеной для бритья, а также красной картонной цифрой 7 с тесемками. Баембаев  привязал цифру 7 к спине и, развернув кусок обоев встал лицом к нему. После этого Бренер  начал выбривать волосы на спине Баембаева в открытых от семерки местах.

 

Действие длилось 12 минут. Затем Баембаев продемонстрировал волосяную 7 на спине собравшейся публике.

 

МОСКВА, 1992-1996

 

В 1992—1996 Александр Бренер жил в Москве.

 

Творчество Бренера московского периода отмечено радикализацией и политизацией. Основные темы его акций - атаки на конформистскую художественную систему, капитализм и "духовность"; арт-протесты против силовых действий российского правительства в отношении собственного народа (штурм Белого дома, война в Чечне).

 

Одну из первых своих акций устроил в музее Изобразительных искусств им. Пушкина: упав на колени перед полотном Ван Гога с воплями 'Винсент! Винсент!' имитировал "акт непроизвольной дефекации".

 

В 1993 начал публиковаться в только что учрежденном "Художественном журнале". В 1994 печатает журналистские материалы в журнале "Столица".

 

Работал вместе с ключевыми московскими акционистами того времени - Олегом Мавроматти, Анатолием Осмоловским, Дмитрием Пименовым. С 1993 - участник группы "Нецезиудик", публикуется в журнале "Радек"; с 1994 - участник "Группы без названия".

 

Реализовал ряд акций в галерее Гельмана.

 

Олег Мавроматти и Александр Бренер 21 января 1994 начали сухую голодовку в московской галерее Марата Гельмана на Б. Якиманке. Голодовка была направлена против «тупиковых связей в искусстве».

 

Страница из первой московской книги Бренера, выпущенной галеем Марата Гельмана. Отсюда

 

Сам Гельман утверждает, что неоднократно вызволял Бренера после скандальных акций из отделений милиции.

 

Марат Гельман и Александр Бренер, 1994

 

Наибольший резонанс в обществе и прессе вызвали две московские акция Бренера:

 

- в 1994, в разгар античеченской военной кампании, Бренер, одетый в боксерские трусы и перчатки, боксировал на Лобном месте Красной площади, вызывая на поединок президента России Бориса Ельцина.

 

- в том же 1994 Бренер мастурбировал на вышке осушенного бассейна "Москва", готовящегося к превращению в Храм Христа Спасителя.

 

Большинство акций Бренера московского периода насильственно прерывались - художниками, публикой, милицией (см. ниже).

 

ЕВРОПА, С 1997

 

После акции Бренера у посольства Белоруссии в Москве, окончившейся жестоким избиением художника охранниками и угрозой заведения уголовного дела против него по антитеррористической статье, Александр покинул Россию.

 

С 1997 живет в Европе (Вене, Лондоне, Берлине, Риме).

 

Остается одним из самых радикальных международных художников. Приобрел международную известность после своей "вандалической" акции в Стеделийк-музее (изобразил зелёной краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм»; получил за это по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно).

 

После выхода из голландской тюрьмы познакомился в Вене с молодой австрийской художницей Барбарой Шурц, которая с того времени является его женой и постоянным партнером по литературными и художественным трудам.

 

В 2002 Бренер и Шурц пытались вернуться в Россию. Начали в Петербурге занятия собственного "Негативного университета", однако встретили жесткое сопротивление местного художественного сообщества и вернулись в Европу.

 

Барбара Шурц и Александр Бренер, 2003

 

Практически все акции Бренера/Шурц с 1997 являются "запрещенным искусством".

 

Ссылки

Бренер и Шурц на Хиппи ру

Андрей Ковалев. Александр Бренер. Все перформансы

Бренер на Гиф ру

 

Александр Бренер и запрещенное искусство

 

***

Ранним субботним утром 25 января 1992 Александр Бренер, Роман Баембаев и Людмила Бренер прикатили в тачке на площадь Дизенгоф города Тель-Авива лозунг размером 1х12м, желтого цвета, следующего содержания: 48613970 2258 40023 614 783420945! С помощью лестницы лозунг был укреплен на деревьях, стоящих по обе стороны улицы Дизенгоф, через дорогу. Лозунг затмил собой солнце. Акция называлась "В честь Андрея Монастырского".

 

Примерно через 5 часов после вывешивания лозунг был снят и увезен представителями муниципалитета.

 

Ираклий Тапирр комментирует: "Бренер рассказывал мне, что негативная реакция властей на перформанс была связана с тем, что лозунг, состоявший из одних только цифр ассоциировался (в Израиле!) с ...Холокостом, поскольку напоминал номера на одежде заключённых концлагерей".

***

 

Роман Баембаев и Александр Бренер в пятницу, 10 февраля 1992, пришли на угол улиц Нахалат Беньямин и Рамбам города Тель-Авива и установили в густой толпе полиэтиленовый шатер высотой 3.30 м и диаметром 2 м. Сняв обувь перед шатром, Баембаев и Бренер вошли внутрь его, и Баембаев тут же приступил к раздеванию. По мере обнажения Баембаева Бренер покрывал поверхность кожи партнера белой и красной краской из спреев. Окрашенные участки тела Баембаев выставлял из прорезей шатра на обозрение публики. Затем к подобному же действию приступил Бренер. Раздевшись до трусов и носков и полностью окрасившись, Баембаев и Бренер уселись в шатре на заготовленные заранее табуреты и выкурили по сигарете "Time". Отдельные лица из публики заглядывали в шатер, любопытствовали по поводу происходящего, предлагали свой табачок. Акция называлась "Веселые пятницы".

 

В скором времени появились городские власти, осторожно приблизившиеся к шатру и по рации сообщавшие в центр о своих действиях, которые состояли в развязывании оранжевых тесемок на шатре и распускании полиэтиленовых рукавов по ветру. Этими действиями властей увенчалось действие.

 

***

 

В 11:30 утра 18 февраля 1992 Александр Бренер, Роман Баембаев и Людмила Бренер пришли на угол улиц Дизенгоф и Кинг Джордж города Тель-Авива и установили у витрины банка Хапоалим ящик, обтянутый оберточной бумагой, размером 87х75х240 см. На трех сторонах ящика, обращенных к прохожим, были наклеены три одинаковых фотографии, на которых метафизики Роман Баембаев, Людмила Бренер и Александр Бренер были запечатлены совершенно обнаженными возле своего ящика. Установив ящик, метафизики проникли в него снизу и в течении сорока пяти минут находились в нем. Акция называлась "Иллюстрированная метафизика".

 

Через указанное время вызванная одной из зрительниц полиция сорвала со стен ящика фотографии и вынудила метафизиков выйти наружу.

 

***

 

В 1992-96 Александр Бренер совершил множество художественных акций в Москве, вступавших в противоречие с существующим законодательством. За многие из них он мог бы быть легко обвинен в мелком хулиганстве, но чаще - в распространении порнографии и не-мелком хулианстве, что уже - статьи уголовного кодекса.
"Я часто оказывался в милиции, но в большинстве случаев меня быстро отпускали. Поскольку 90-е годы были сравнительно либеральными, и у меня был израильский паспорт", - объясняет он.
„Практически после каждой акции Бренера приходилось вызволять из милиции, к этому его друзья и опекуны быстро привыкли и, получив приглашение на очередную акцию, заранее прикидывали, в какое отделение милиции потом придется ехать“, - подтвеждает Макс Фрай в своей Арт-азбуке.

 

***

 

18 июня 1993 Бренер пытался сорвать поэтический вечер Евгения Евтушенко в Москве. "Это был перформанс против старой советской и постсоветской культуры. Я срывал огромный вечер Евтушенко в Политехническом музее. Он собрал грандиозную толпу и витийствовал как старая шлюха. В какой-то момент я вскочил и стал кричать: «Моя мама хочет спать!». Кстати, мама Евтушенко там присутствовала. И тут же оказалось, что у этого поэта в зале есть куча телохранителей, которые стали бегать по залу и пытаться меня изловить. Но это было довольно сложно, потому что я умело так бегал почти по головам. Это было уже во время первой войны в Чечне. И тогда они подумали, что я то ли чеченец, то ли еще кто. В общем, меня начали довольно грубо душить. Правда, сам Евтушенко узнал меня и начал кричать: «Не убивайте его!». И меня просто выбросили из зала".


***

 

В 1993 в боксе галереи Гельмана на большой художественной ярмарке "Арт-Миф" Бренер и Олег Мавроматти в продолжении 25 минут сидели на стульях с надетыми на головы белыми пластиковыми ведрами с надписями "Искусство" и "Жизнь". Между ними стоял монитор, по которому без звука шел фильм Дэвида Линча "Твин Пикс". У Мавроматти была оголена нижняя часть тела, а у Бренера - верхняя. Перформеры шептали: «Я ненавижу эту жизнь, я ненавижу это искусство», потом повторяли это все громче и в конце выкрикивали, отбивая ритм по ведрам на голове.

 

На вопли собрались люди, в том числе школьники с учителем. Учитель обещал подать в суд. Но не подал.

 

***

 

 

15 апреля 1993 в зале Ван Гога в Пушкинском музее с криком «О, Винсент!» Бренер полез в штаны и вытащил оттуда кусок говна, другой кусок вывалился у него из штанины и остался на полу.

 

Служители вызвали милицию, милиция составила протокол, записав со слов художника: "совершил акт непроизвольной дефекации».

 

***

 

 

В 1993 члены «Группы без названия» отметили 100-летие со дня рожденья Мао Дзедуна в московском ГУМе. Из магнитофона громко раздавалось: "Война! Диктатура!". Литвин и Богдан Мамонов в черных капюшонах, с желтыми руками, растягивали глаза, изображая китайцев. Александр Ревизоров и Алексей Зубаржук, со ртами, заклеенными долларовыми бумажками с надписями красными иероглифами «Война» и «Диктатура» - держали плакат, на котором был написан текст Бренера: «Труп Мао – это труп Рокфеллера, Кровь Мао – это кровь Стендаля, Вдова Мао – это вдова Кабакова». Сам Бренер в черных трусах и майке, тоже с желтыми руками, приседал в такт выкрикам из магнитофона.
Примерно через 15 минут приехала милиция. Бренер был арестован, но после проверки документов (израильского паспорта) отпущен (акция «Желтый дьявол в ГУМе»)

 

***

 

 

23 ноября 1993 Бренер участововал в акции Олега Кулика "Последнее табу", реализованной в галерее Гельмана. Во время этой акции Кулик впервые предстал человеком-собакой, кусал пубоику, бросался на автомобили. Бренер исполнял роль хозяина "собаки" (держал поводок, одетый на Кулика).

 

***

 

 

 

30 января 1994 в ЦСИ на выставке Identity, намыливаясь, читал стихи. (акция "Кожаный человек").

 

***

 

1 марта 1994 на философском семинаре Михаила Рыклина памяти Мамардашвили в Институте философии Литвин вдруг встал и, бегая вокруг стола, громко запел песню Ника Кейва, а Бренер с ассистентом залезли на стол и стали делать минет.

 

***

 

 

19 марта 1994 назначил встречу своей жене, приехавшей из Израиля, у памятника Пушкина и попытался прилюдно совершить с ней половой акт. Скоро громко сообщил зрителям: "Ничего не получается!" (акция «Свидание“).

 

***

 

 

1 апреля 1994 на совместной с Осмоловским выставке в галерее XL стоял на столе голый без движения, с орущим магнитофоном на шее, напротив двух собственных фотографий, одна нога была побрита (акция «Любит — не любит»).

 

***

 

1 мая 1994 на вернисаже в Доме художника на Кузнецком мосту члены «Группы без названия» (Бренер, Литвин, Мамонов, Д. Гутов) с криками «Россия во мгле» запалили дымовые шашки, а Бренер спреем начал писать на паркете «Чечня». На них набросились художники МОСХа и выгнали на улицу (акция «Россия во мгле“).

 

***

 

 

19 мая 1994 на вернисаже выставки «Художник вместо произведения» в ЦДХ появился, весь затянутый в колготки и дико крича: «Почему меня не взяли на эту выставку?!».

 

Охранники не обращали на него внимания. Бренер не рассчитывал, что акция продлится так долго. Предполагалось, что его арестуют. Литвин подошел к милицинеру и тихо сказал: «Куда вы смотрите, надо брать». Те ответили шепотом: «Не велено».

 

***

 

27 мая 1994 вместе с другими членами «Группы без названия“ залез на вышку бассейна «Москва» во время выставки, посвященной скорому началу строительства будущего Храма Христа Спасителя, и начал мастурбировать. На православных с хоругвями, Вознесенского в шейном платке, Ольгу Свиблову с сыном и милицию. Милиционеры быстро залезли, сняли его с вышки, отвезли в участок и ночь там продержали, утром выпустили.

 

***

 

 

1 июня 1994 у театра Вахтангова на Старом Арбате обратился к публике с речью, потом пытался прыгать через верёвку, поднимая её всё выше и выше, потом произнес: "А теперь изгоним торгующих из храма!", начал опрокидывать лотки уличных художников и торговцев и быстро убежал от погони мстителей. (акция «Снега Килиманджаро“).

 

***

 


Осенью 1994, после открытия своей выставки в ЦСИ призвал идти на штурм Кремля, с несколькими людьми стучался в калитку Спасской башни и объяснял милиционеру, зачем пришел (акция "Химеры, ко мне!")

 

***

 

1 января 1995 совместно со «Студией по-настоящему хороших работ» пытался прорваться в Министерство обороны, чтобы надеть на министра домашние тапочки (акция «Архитектура»)

 

***

 

 

 

 

1 февраля 1995 в одних боксерских трусах и перчатках скакал на Лобном месте на Красной площади и кричал: «Ельцин, выходи!». Через несколько минут подъехала милицейская машина и увезла его отделение.

 

***

 

11февраля 1995 во время службы в Богоявленском кафедральном соборе (Елоховском) выбежал к алтарю, кричал: «Чечня!». Служители церкви вызвали милицию, и Бренера отвезли в участок. "Мог стать героем, но не стал из-за либерализма ельцинской власти. Его отпустили тогда под мое поручительство через несколько часов", - утверждает Марат Гельман.

 

***

 

 

11 мая 1995 пересек плотный поток машин на Лубянской площади вокруг того места, где ранее стоял памятник Феликсу Дзержинскому, размахивал руками и кричал: «Здравствуйте, я ваш новый коммерческий директор» (акция «Чего не доделал Давид»)

 

***

 

В августе 1995 во время записи передачи «Тема» в четвертой студии «Останкино» избил нескольких участников передачи и ведущего Дмитрия Менделеева. Бросился к камере, размахивал окровавленным носовым платком и кричал: "Все-таки она вертится!".

 

***

 

27 июня 1995 во время выставки-акции «Партия под ключ» в Политехническом музее от имени своей „Партии неуправляемых торпед“ вышел на сцену с целлофановым пакетом в руках, быстро вытащил оттуда несколько сырых куриных яиц и закидал ими ничтожеств в зале. Испачкал пиджак сидящему в первом ряду "свадебному генералу" Ролану Быкову.
После этого случая администрация Политехнического стала проводить все мероприятия исключительно под охраной.

 

***

 

29 сентября 1995 во время вернисажа в галерее "Риджина" международной выставки "Прекрасное", Бренер избил букетом роз по лицу американского куратора этой выставки Дана Кэмерона, приговаривая "Так ты любишь прекрасное?". Посетители вернисажа в происходящее не вмешивались.

 

***

 

В октябре 1995 во время фестиваля Urbanaria в Любляне (Словения) маструбировал на главной площади Любляны; вскарабкался на балкон Оперы, после чего, одетый как боксер, с силой разбил старинное толстое стекло одного из окон. В результате документация этой акции не была включена в итоговый каталог проекта. Публично блевал на парадном крыльце отеля Slon.

 

***

 

 

В ноябре 1995 громил выставку к 5-летию галереи М.Гельмана в Доме Художника на Кузнецком мосту.

 

***

 

В Тронном зале Эрмитажа прорвался через ограждение и несколько секунд посидел на троне Петра I. Сработала сигнализация, пришли два охранника, отвели в отделение. В милиции в тот день дежурил офицер, который видел по телевизору, как Бренер вызывал Ельцина на боксерский поединок. Побеседовал и отпустил.

 

***

 

В конце 1995 забросал кетчупом в посольство Белоруссии. Сам об этом написал так: «Тогда в Европе проходило соревнование воздушных шаров. Из Польши на территорию Белоруссии залетел шар. И белорусская артиллерия сбила его. Два спортсмена погибли. Я пошел и купил бутылки с кетчупом. Написал листовку против Беларуси. Начал бить стекла. В посольстве решили, что это чуть ли не террористический акт. Меня очень сильно побили. Начался процесс. Тогда я просто поехал в Шереметьево, сел на самолет и улетел“.
По факту нападения на посольство было заведено уголовное дело. Пишут, что его обвиняли в терроризме. Но достоверных подтверждений этому в открытом доступе нет.

Марат Гельман рассказывает, что в этот раз писать поручительство от галереи в милицию за Бренера он не стал.

 

***

 

 

2 февраля 1996 Бренер во время открытия международной выставки "Интерпол" разрушил центральную работу выставки - монументальную 22-метровую инсталляцию "Тоннель волос" китайско-американского художника Венды Гу. В это же время другой русский участник выставки - Олег Кулик - во время исполнения перформанса человека-собаки покусал того же Венду Гу до крови. Европейские кураторы и участники выставки, за некоторыми исключениями, подписали письмо, адресованное "мировому художественному сообществу", в котором рекомендовали влиятельным арт-институциям никогда не иметь дело с этими русскими художниками и их куратором Виктором Мизиано.

 

***

 

 

В 1997 изобразил зеленой краской знак доллара на картине Казимира Малевича "Супрематизм. Белый крест на белом фоне", собственности амстердамского музея Стеделийк . Получил пять месяцев тюремы плюс пять месяцев условно. Наказание отбывал в нидерландской тюрьме Эйхорн.
Часть художественного мира Европы поддержала Бренера. Издатель журнала Flash Art Джанкарло Полити призвал своих читателей отправлять в "Стеделийк" открытку с текстом: "Freedom for Art, Freedom for Brener!". Полити обвинял голландские власти в "репрессивных действиях против свободы самовыражения художника". Он спрашивал: "Не идет ли правосудие рука об руку с цензурой?" и настаивал на том, что теперь в амстердамском музее появилось новое произведение, созданное Бренером.
Если бы кампанию Полити поддержали другие влиятельные люди, Бренер сегодня обладал бы авторскими правами на свою работу, в которой использовал Малевича в качестве материала.

 

***

 

 

В 1998 Бренер и Барбара Шурц закрасили серой краской три граффити Берлинской стены. Поверх краски Барбара клеили листовки: «Попытка закрасить граффити Берлинской стены («East Side Gallery») — это политический жест. Он иллюстрирует очевидный факт: Берлинская стена существует. Она существует не материально, но как символическая граница, отделяющая «своих» от «чужих», изобилие от нищеты, Объединенную Европу от варваров. По-прежнему мы существуем в пространстве примитивных оппозиций, продуцируемых властью, несмотря на все деконструкции, предпринимаемые интеллектуалами. Мы больше не верим в эффективность этих деконструкций и поэтому совершаем попытку физического вмешательства, чтобы выразить наш скептицизм, наше неподчинение и наше сопротивление».

 

Вскоре появилась полиция. Художников арестовали, допросили, сняли отпечатки пальцев и отпустили, сообщив, что скоро пришлют им повестку в суд. Немецкие СМИ сообщали, что Бренер на несколько месяцев "исчез в сторону Москвы".

 

***

 

В мае (июне?) 1998 в Венской академии художеств, где в то время училась Барбара Шурц, Бренер и Барбара,  под лозунгами "За беженцев Югославии! За Косово!", забросали яйцами участников вернисажа итоговой студенческой выставки. Бренер и Шурц были выставлены с выставки с помощью полиции. Посетители (или участники) выставки подали на них в суд. Бренер и Шурц давали показания. Дело закрыто за отстутствием состава преступления.

 

***

 

3 июля 2000, во время проведения пресс-конференции накануне Третьей "Манифесты", проходившей в этот раз в столице Словении Любляне и посвященной теме "Пограничный синдром", Бренер и Шурц вышли на сцену за спины президиума и написали на проекционном экране спреем: "Demolish Neoliberalist Multiculturalist Art-Sistem Now!" («Уничтожим неолиберальную мультикультурную художественную систему прямо сейчас!"). Затем, опрокинув со стола цветы, написали вдоль длинного стола президиума: "Forget Europa Forever!" ("Забудь Европа навсегда!"). Барбара заглушила собой динамики, откуда раздавались речи членов жюри. Публика начала проявляться недовольство. Завязалась драка, стол поломали. Бренер лег на поломанный стол. Возмутителей спокойствия выставили из зала охранники. Три часа спустя они были арестованы Словенской тайной полицией на улице. Ночь провели в отделении полиции.

 

***

 

30 августа 2001 Бренер и Шурц устроили небольшой погром на вернисаже собственной выставки в Лондоне. Их действия физически прервали присутствовавшие на открытии местные скинхеды.

 

***

 

В 2005, во время пресс-конференции накануне открытия очередной «Манифесты», проходившей в Сан-Себастьяно в Испании, переживающей политический кризис, Бренер поднял актуальный плакат «Смерть королю!». Охрана вывела его из зала.

 

***

 

В январе 2005 презентация книги "Последние пионеры", изданной издательством "Ультракультура", была запрещена милицией. В этой книге были опубликованы, среди прочего, и тексты Александра Бренера. Презентация должна была пройти в книжном магазине "Фаланстер".

События

  • 1994. Проект "Бассейн "Москва""
  • 1995. Ельцин, выходи! Бренер
  • 1995. Чечня! Бренер
  • 1995. Бренер атакует посольство Беларуси
  • 1996. Интерпол
  • 1997. Доллар на Малевиче. Бренер
  • 1998. Бренер и Шурц. Берлинская стена
  • 1998. Яйцеметание в Вене. Бренер и Шурц
  • 2000. Арест Бренера и Шурц накануне Манифесты-3. Любляна
  • 2001. Букака. Бренер и Шурц. Лондон
  • Источники

  • Андрей Великанов: Опальное в Лондоне
  • Александр Бренер, Барбара Шурц. London calling
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com