запрещенное

искусство

18+

04.07.2012, Запрещенное искусство

2012. Родина-Красноярск

Жалобы националистической общественности на намерения Красноярского министерства культуры показать выставку "Родина" (куратор - Марат Гельман), прошедшую ранее со скандалами в Перми и Новосибирске.

 

ПОДРОБНОСТИ

 

Предвестник: Видеоагитация

 

3 июля 2012 красноярская ячейка националистического движения "Суть времени" (вождь центральной организации - Сергей Кургинян) вывесила в Ютубе ролик "Суть Гельмана", в котором рассказывалось о тайных планах известного галериста, политтехнолога и музейщика Марата Гельмана.

 

 

Анонс ролика гласил: "Галерист Марат Гельман о себе как о противнике России, которую строил Петр I". Этот пропагандистский материал был основан на интервью Гельмана, данного новосибирскому телеканалу. В интервью Гельман рассказывал о своих планах по децентрализации России с помощью культурной политики. Отобранные фрагменты речи музейщика комментировались авторами ролика как имеющие "тайный смысл", суть которого сводилась к манифесту развала России и утверждению позитивности капиталистического неравенства людей.

 

Ролик был создан в преддверии скорой демонстрации в Красноярске "сознательно антипатриотической", по мнению "Сути времени", программной выставки Марата Гельмана «Родина».

 

Эта выставка представляла собой собрание работ 30 известных российских современных художников, включая Комара/Медамида, Дубосарского/Виноградова, Врубеля/Тимофееву, Мизина/Шабурова, Гутова/Бондаренко, Анатолия Осмоловского, Юрия Шабельникова, Валерия Кошлякова и др. Гельман-куратор заявлял, что выставка является аналитической работой с российской патриотической мифологией.

 

Предыстория

 

Впервые "Родина" была показана осенью 2011 в Пермском государственном музее современного искусства. Ее куратором выступил Марат Гельман, директор этого музея. Выставка была частью пермского фрагмента программы "Культурный альянс" правящей партии "Единая Россия".

 

"Культурный альянс", в свою очередь, был объединением ряда крупных российских городов, выразивших желание развивать новую культурную политику ради укрепления европейской идентичности своего населения. Автором этой программы, ее главным "архитектором", продюссером и "ресурсораспределителем" был Марат Гельман, утверждавший, что таким образом он реализует "самый амбициозный политический проект" в современной России.

 

Против "Родины" сразу же выступили пермские идеологи и практики автономной "региональной культуры", давно конкурирующие с Гельманом как с "культурным политтехнологом". Со времени появления Гельмана в Перми в 2008 они развернули против него многогранную кампанию, в которой использовали самые разные инструменты политического давления на региональные власти и публику, начиная с жалоб губернатору на "гельманизацию".

 

Вершиной этой борьбы стало создание весной 2012, по инициативе кургиняновского движения "Суть времени", узко-специализированной, якобы протестной, общественной ассоциации "Культурный фронт", нацеленной на противостояние гельмановскому "Культурному альянсу". (Заметим к слову, что с нарастанием активности кургиняновцев в Перми бывшие "естественные" активисты антигельмановских кампаний отошли на второй план, а некоторые из них даже выступают теперь в поддержку Гельмана).

 

В качестве рамочной идеологии "Культурный фронт" использовал соответствующие наработки "Центра Кургиняна", вскрывающие смысл постмодернистского "антиискуства" (т.е. contemporary art) как манипулятивного орудия "Запада", стремящегося расчленить и поработить Россию.

 

Позитивной целью "Культурного фронта" объявлено сохранение некоего "русского культурного ядра".

 

На практике это "ядро" оказалось Православием.

 

В период избирательной кампании Президента РФ в 2012 "Суть времени" вступила в военно-политический союз с родственным политическим уплотнением - православно-патриотическим движением "Народный собор". Эти две организации были основными организаторами "митинга на Поклонной", прошедшего 4 февраля 2012.

 

Стоит заметить, что многие политические наблюдатели полагают: обе организации - как "Суть времени", так и "Народный собор" - являются частями соответственно левого и правого крыльев марионеточной ("респектабельной", по самоопределению активистов) российской националистической "оппозиции", финансируемой Кремлем и нацеленной на вытеснение с политической сцены как левых ("Другая Россия" и пр.), так и правых ("Великая Россия" и пр.) националистов-радикалов.

 

"Народный собор", возглавляемый бывшим членом РНЕ Олегом Кассиным, очень кстати имел богатый практический опыт борьбе с "антиискусством" в Москве. Именно его будущие члены в 2003 устроили известный погром выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре; они же подавали заявления в прокуратуры на художников и кураторов (Гельмана, Ерофеева, Самодурова, группу Война и пр.), а также содействовали формированию православных экспертных групп, осуществляющих судебные экспертизы в ходе рассмотрения этих уголовных дел (вроде Института Игоря Понкина), опираясь на ряд священников-фундаменталистов, православных депутатов и сенаторов и ангажированную православную адвокатскую контору небезызвестного Михаила Кузнецова. За более чем 10 лет, прошедших с их первой пробы в Москве - дела Авдея Тер-Оганьяна, 1999 - кругу деятелей "Народного собора" удалось сформировать хорошо проработанную "систему полного цикла" преследований современного искусства в России - от угроз физической расправы и комплексного сопровождения уголовных дел на всех уровнях (от "массовки" и прессы до экспертов и адвокатов) до внесения нужных изменений в российское законодательство и посильной коррекции общественно-политической деятельности РПЦ.

 

"Суть времени", менее опытная в практической борьбе с "антиискусством", тем не менее, в своем политическом союзе с "Народным собором" в рамках "Культурного фронта" взяла на себя рамочные интеллектуальные функции "министерства пропаганды": ее активисты изготовляют для протестных мероприятий "информ-щиты", фабрикуют пропагандистские опросы общественного мнения, составляют открытые обращения в органы власти и "аналитические" материалы для прессы.

 

"Культурный фронт" в целом пытается выдавать себя за "респектабельное" специализированное оппозиционное патриотическое движение, действующее исключительно в рамках закона.

 

Весной 2012 к пермскому Культурному фронту присоединились новосибирские и краснодарские соратники из "Сути времени", "Народного собора" и более мелких региональных националистических организаций.  Они начали проводить скоординированные "антигельмановские" мероприятия в своих городах, подвергаемых "гельманизации" со стороны региональных властей.

 

Схема протестных кампаний в разных регионах примерно одна и та же:

 

1. "Антигельмановское" открытое обращение одного-двух депутатов ЗС - как правило, депутатов с сомнительной политической репутацией и, как правило, - из фракции "Справедливая Россия".

 

2. Поддержка этого выступления со стороны настоятеля одного из местных православных храмов - как правило, окормляющего силовые ведомства или казачество, т.е. находящихся, по иерархии РПЦ, под опекой протоиерея Димитрия Смирнова.

 

3. Обещание скорой поддержки со стороны Владыки местной епархии. Правда, до такого обращения, как правило, не доходит; дело ограничивается расплывчатыми комментариями главы епархиальной пресс-службы.

 

4.  Открытое обращение к губернатору со стороны организаторов кампании - представителей местных Сути времени/Народного собора и примкнувших к ним деятелей культуры и науки - с  угрозами массовых протестов и жалоб на губернатора Верховному тандему. Имена, стоящие под этим обращением, как правило, поначалу широко не разглашаются.

 

5. Моральная поддержка региональных соратников со стороны московского руководства "Народного собора" - соответствующие заявления Кассина и Хомякова прессе. Руководство "Сути времени", как правило, предпочитает оставаться в тени. Отметим, что сам Кургинян ни разу против Гельмана публично не высказывался.

 

6. Объявление о готовящемся пикете (митинге) - обычно во время какого-нибудь "круглого стола" в местной дружественной редакции.

 

6. Проведение пропагандистского "соц-опроса" (манипулятивное "ноу-хау" Центра Кургиняна).

 

7. Проведение митингов (пикетов) - как правило, двух - в сопровождении "информационных щитов" (еще одно "ноу-хау" кургиняновцев) и оглашением результатов "соц-опроса", в соответствии с которыми около 70% населения региона выступает против "гельманизации".

 

Главными требованиями этих кампаний были и остаются:

 

- прекращение государственного финансирования проектов Гельмана в регионе;

 

- отставка коррумпированных с Гельманом местных чиновников;

 

- открытие альтернативных государственных центров современного искусства, опирающихся не на московское, а на местное, художественное сообщество.

 

Хотя в кампаниях антигельмановского "Культурного фронта" в регионах участвует в среднем по 100 активистов, некоторых искомых эффектов они добиваются. Конкретно выставка "Родина" после прохождение через протестное "сито" Сути времени/Народного собора в Перми и Новосибирске, подверглась серьезной кураторской самоцензуре, лишившись примерно трети экспонатов. Из тех же самоцензурных соображений выставка закамуфлировала свое слишком амбициозное название: в Красноярске она объявлена как часть проекта "Неизвестная родина художников". В Новосибирске же "Родина" еще и лишилась государственного статуса и, соответственно, госплощадки, полностью перейдя под крыло амбициозного миллиардера-политика Михаила Прохорова.

 

Однако, серьезных потерь - "ударов рублем" или проигранных судов - лично Гельман еще ни разу из-за этих общественных протестов не испытал, что позволяет считать его победителем в локальных играх с Кассиным/Кургиняном. Впрочем, и Кассин/Кургинян в последний год не жалуются на финансовый кризис в своих ресурсоемких организациях, и никак не преследуются властями за неуместное "раскачивание лодки".

 

Начало кампании в Красноярске

 

"Антигельмановская" кампания в Красноярске, начавшись по региональным схемам Кассина/Кургиняна "как под копирку", внезапно оборвалась через два дня, успев, однако,  проявить одну поучительную особенность, сделавшую ее достойной справочного описания.

 

3 июля 2012, в тот же день, когда на канале красноярской ячейки "Сути времени" в Ютубе появился ролик о "сути Гельмана", "Интерфакс-Сибирь" рассказал о переданном в министерство культуры региона официальном обращении "представителей городской и краевой общественности" с требованием запретить проведение в Красноярске выставки "Родина".

 

Информацию откомментировал депутат горсовета  Владислав Жуковский.

 

Владислав Жуковский, бывший актер, в середине 90-х - глава местного отделения "Духовного наследия"; ныне - зампред комиссии гордумы по образованию, молодежи, культуре и спорту, профессор Красноярской академии музыки и театра.

 

"Я, как и многие другие красноярцы, не мог оставаться в стороне и подписался под этим обращением. Помимо этого отправил личное письмо губернатору Красноярского края Льву Кузнецову о том, что это чудовищно - проводить в Красноярске выставку с такой репутацией", - сказал Жуковский "Интерфаксу".  По его словам, "все экспонаты выставки оскорбляют исторические ценности России, являются насмешкой над православием, представители которого имеют все основания придать анафеме такие инсталляции". На следующий день Жуковский добавил для "Интерфакса", что "не является противником прогрессивного современного искусства, но выступает против искусства безнравственного".

 

В тот же день по региональному госканалу ТВК прошел новостной сюжет "известного городского поэта и журналиста" Артура Матвеева "Сходим ли на Родину?", не лишенный провокативного шарма.

 

 

Грядущая выставка Гельмана была представлена как "скандальная". Сначала в кадре замдиректора красноярского Культурно-исторического центра (КИЦ) Сергей Ковальский показывал пустые стены, на которых скоро разместятся экспонаты. В воображении журналиста в этот момент всплывали наиболее спорные работы будущей выставки, которые появлялись для телезрителей в дополнительных окошках. Журналист сообщил о письме с требованием отменить выставку, пришедшем на имя руководства КИЦ от имени казаков и неких "общественников". Потом в кадре кубанский православный батюшка Алексий Касатиков плюнул в Гельмана. Затем атаман Енисейского казачьего войска полковник Сергей Глотов пощелкал нагайкой, "уже готовой" к встрече Гельманана на Енисее. После него короткостриженный человек, обозначенный для конспирации как "активист Владимир" с упором спрашивал: "Зачем нам показывать людям эту гадость?!". В ответ на все это "политтехнолог и культуролог" Марат Гельман еле слышно шипел из телефона: "Не нравится - не ходи".

 

Состав "цензурной группы"

 

В тот же день, 3 июля 2012, местные кургиняновцы взяли на себя ответственность за письмо с требованием запрета выставки Гельмана.

 

"За СССР 2.0". Митинг "Сути времени" в Красноярске, февраль 2012

 

Официальный ресурс СВ ВКонтакте сообщил: "Красноярская ячейка "СВ" стала инициатором открытого, коллективного письма - обращения, на губернатора и министра культуры Красноярского края, по вопросу запрета проведения в Красноярском Культурно-Историческом музейном центре, провокационной выставки "Родина", галериста Марата Гельмана". Письмо со всеми подписями было помещено тут же:

 

 

 

 

Корпус подписей под этим письмом в целом представлял собой как бы уже готовую группу цензоров, имеющих богатый опыт профессиональной борьбы с "пропагандой" наркотиков, порнографии, гомосексуализма и экстремизма.  Именно этой отобранной региональной "цензурной группой"  "случай с Гельманом в Красноярске" особенно интересен. В определенном смысле "красноярская цензурная группа" показывает, каким образом если не Кремль, то, как минимум, Центр Кургиняна, понимают организацию властной "работы с искусством" в регионах на современном этапе.

 

Возглавил красноярский список генерал-лейтенант полиции Анатолий Петрович Самков, в недавнем прошлом - начальник управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Красноярскому краю, ныне - внештатный советник губернатора, председатель Крайсовета ветеранов, пенсионеров войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

 

Анатолий Петрович Самков, первый Госнаркоконтролер по Красноярскому краю

 

Вторым в списке идет нынешний заведующий канцелярией Красноярской епархии, протоиерей Николай Ши-Кэ-Мин, настоятель храма Иоанн Предтечи города Красноярска. В бытность иереем отец Николай был активным сотрудником Епархиального отдела по профилактике и реабилитации наркозависимостей.

 

26-летний Николай Ши-Кэ-Мин, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, пришел в церковь из большого спорта после серьезной травмы, поставившей крест на его карьере спортсмена

 

Третий в списке - уже упоминавшийся выше атаман Енисейской казачьего войска, казачий полковник Сергей Федорович Глотов, активно сотрудничающий с ФСК "в сфере профилактики распространения наркомании"

 

Сергей Глотов (в первом ряду - третий слева), избран атаманом Енисейского войска 26 мая 2012. Один из первых договоров от имени Войска новый атаман  заключил с Госнаркоконтролем. 18 июня 2012.

 

Четвертый в списке - тот самый депутат горсовета Владислав Яковлевич Жуковский, который первым проинформировал Интерфакс-Сибирь о письме возмущенной общественности и оказавшийся, кроме прочего, еще и атаманом Красноярского городского казачьего общества. С 1995 Жуковский руководит экспертной комиссией по соблюдению закона края «Об общественной нравственности». Эта группа делает заключения для Следственного управления в основном по возбуждению дел по статье 242 УК РФ (распространение порнографических материалов). Жуковский известен в Красноярске массой своих идей о развитии нравственности, некоторые из них (вроде создания в городе "полиции нравов") имели счастливую судьбу. Самой его оригинальной идей, на наш взгляд, является полный запрет на публичные показы изображений любых обнаженных человеческих тел, даже если это фонтанные скульптуры. По мнению Жуковского, такая мера необходима для того, чтобы "Россия не повторила судьбу Римской империи".

 

Владислав Жуковский, главный специалист по нравственности в Красноярске

 

Есть в списке представители партий "Справедливая Россия" (Юрий Тяжельников, православный врач-активист, член регионального политсовета партии, баллотировавшийся в декабре 2011 в ГД) и "Родина - Конгресс Русских Общин" (Вячеслав Александров, председатель красноярского отделения, автор программного текста "Православие как цивилизационный фактор русской государственности").

 

...

 

Активист красноярской ячейки "Сути времени", предприниматель Владимир Волошко рассказал АиФ-на-Енисее: "Мы хотим тихим и спокойным образом решить этот вопрос. Если письмо будет проигнорировано, наверное, будут какие-то акции, может, и не по нашей инициативе - мы их не планируем проводить".



Координатор гельмановской выставки в Красноярске Оксана Будулак выразила недовольство тем, что к ней никто из оскорбленной общественности не обратился, и заверила, что "Родина" - выставка патриотическая, ничего, что могло бы оскорбить церковь, ветеранов или казаков, в ней нет.

 

Автор угрожающего сюжета на ТВК Артем Матвеев, видевший "Родину" в Перми, подтвердил, что "ничего крамольного в ней нет", уточнив, что "она выполнена с юмором и призывает жить в мире".

 

На следующий день, 4 июля 2012, красноярские СМИ сообщили, что в министерстве культуры края (министр - Елена Паздникова) о письме возмущенной общественности знают и обещали изучить его в ближайшее время.

 

Пиар-отдел епархии о "культурологическом шоке"

 

В тот же день, 4 июля 2012, глава отдела местной епархии по взаимодействию церкви и общества Петр Боев сообщил "Интерфакс-Религии": "Показывать такой беспрецедентный проект непрофессиональной аудитории, конечно, нельзя, поскольку он воспринимается как глумление над искусством и национальными ценностями. Это не мракобесие, но культурологический шок".

 

Священник Петр Боев



Он сообщил, что митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон планирует подготовить свое обращение от лица православной общественности на имя губернатора края, мэра Красноярска и в региональное министерство культуры. Однако, письма от митрополита ни в одной из этих инстанций так и не получили.

 

Письмо

 

5 июля 2012 "Суть времени" разослала Открытое письмо в губернатору в прессу, сделав его достояние полной гласности. Интересно, что полностью опубликовала его только газета "Красноярский рабочий", другие СМИ ограничились вольным пересказом послания.

 

В этот день красноярцы узнали, что "кощунственными" местные патриоты считают не только пресловутые "купола-клизмы" (работа Татьяны Антошиной "Голубые города"), "колющихся наркотиками подростков" (работа из серии "Евангельский проект" Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой) или "чучело двухглавого орла" (работа Юрия Шабельникова), как это было в Перми и Новосибирске.

 

Красноярских цензоров возмутили, например, "деревянные хлеба" Анатолия Осмоловского, которые до сих пор никто не подозревал ни в чем крамольном (работа "Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось").  «Она (экспозиция) представляет собой гигантскую скульптуру, изображающую хлебный кусок. Вряд ли тот, кто "предлагает подумать" осознаёт, насколько страшен и антигуманен станет наш мир, если в нём даже блокадный хлеб «трансформируется в объедок современности». Можно ли тогда будет сказать что «ничего не случилось?», - говорится в письме.

 

Неожиданностью для всех стала и критика работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Времена года». Ее словесное описание в письме звучит так: "(на ней) изображён маршал Г. К. Жуков, сидящий за одним столом с А. С. Пушкиным и Петром I. Может быть, тут уже всё в порядке и авторы всего лишь хотели поставить в один ряд величайших российских деятелей? Нет, здесь не то. За столом рядом с Жуковым мы также видим... героиню с известного полотна «Девочка с персиками», а из-за плеча маршала выглядывают главные герои другой известной картины – «Неравный брак». Перед столом мы видим леопарда и карликового жирафа... Фарс, абсурд... Сумеют ли наши внуки и правнуки отличить после такого великое от обыденного, трагическую судьбу от бытовой сцены?», - спрашивают эксперты.

 

Как пояснил "Аиф-на-Енисее" пожелавший остаться неизвестным "источник в администрации", губернатор Лев Кузнецов еще не видел письма, а его пиарщики пока не знают, на чью сторону встать, чтобы это было безболезненно для имиджа главы региона. «С одной стороны, письмо подписали наравне с «неадекватами» уважаемые люди, с другой, значительная часть общества выступает за свободу культуры от политики или религии», - заявил чиновник, по каким-то причинам выразив уверенность в том, что выставка все равно состоится.

 

 

***

 

5 июля пресс-секретарь Мария Маркова дала официальный ответ минкультуры. Она просто сказала: "Министерство не обладает полномочиями запрещать или разрешать выставку".

 

На этом история гонений на выставку Гельмана в Красноярске резко оборвалась, как это обычно бывает с общественными кампаниями, инспирированными властью.

 

17 июля амбициозная "Родина" откроется в городе в кастрированном виде под скромным ханжеским названием "Неизвестная родина художников".

Преследуемые

  • Гельман Марат, галерист, дир. музея, К-политтехнолог
  • Обвинители

    Защитники

    Источники

  • Православные активисты еще не решили, будут ли проводить пикеты против концерта Саши Грей в Новосибирске: «Посмотрим, кто она такая»
  • МБПЧ: Об акте вандализма в музее В.В. Набокова
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Гельман: ограничение доступа на выставке "Родина" не нарушает договор
  • Несколько экспонатов выставки Гельмана "Родина" в Красноярске хотят закрыть для широкой аудитории
  • Однако: Об изгнании Гельмана из Сибири
  • "Эксперт": Неизвестная «Родина» на Енисее
  • Священник Алексей Язев о выставке Марата Гельмана: опускание православных ниже плинтуса - модный тренд
  • В Красноярске открывается скандальная выставка Марата Гельмана
  • Красноярский эксперт о выставке Гельмана
  • "Родина" глазами Суслова
  • Марат Гельман отрицает факт подписания договора с "кургиняновцами" по цензуре "Родины"
  • Марат Гельман о новом названии выставки "Родина" в Красноярске
  • МН: Камера обскуранта
  • "Суть времени" подписала соглашение с директором КИЦ о цензуре выставки Гельмана в Красноярске
  • Красноярскую «Родину» урезали
  • 7 ТК: Спорное искусство Марата Гельмана
  • Выставку «Родина» все-таки покажут в Красноярске
  • В Красноярске пройдет не выставка «Родина», а «Неизвестная страна художников»
  • Интерфакс: Минкультуры Красноярского края не будет запрещать открытие скандально известной выставки Марата Гельмана "Родина"
  • Патриоты - губернатору Красноярского края Л. В. Кузнецову, министру культуры края Е. Г. Паздниковой. Документ
  • В красноярские СМИ просочились претензии к «Родине»
  • Активисты Красноярска просят запретить шокирующую выставку «Родина» Марата Гельмана
  • Интерфакс: В Красноярской епархии - против открытия выставки Гельмана "Родина"
  • Ридус: Красноярская епархия протестует против выставки «Родина» Гельмана
  • В министерстве культуры края изучат вопрос о запрете скандальной выставки Марата Гельмана
  • Енисейские патриоты против "Родины"
  • Красноярская общественность требует запретить открытие скандально известной выставки Гельмана "Родина"
  • "Кургиняновцы" инициировали открытое письмо против Гельмана в Красноярске
  • Красноярск: Сходим ли на "Родину"? Видео
  • Суть времени-Красноярск: Суть Гельмана
  • АиФ: Енисейские патриоты против "Родины"
  • Дважды сорванную в Новосибирске выставку «Родина» готовы принять в Красноярске
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com