запрещенное

искусство

18+

31.05.2010, Запрещенное искусство

2010. Двоесловие/Диалог

Первая в России выставка "христианского" современного искусства на церковной площадке.

Незадолго до открытия "Двоесловия" один их кураторов выставки - художник Гор Чахал заявлял , что "хотел бы открыть в Москве центр современного христианского искусства и там делать выставки", как это делается в Европе. "Там есть разветвленная сеть религиозных центров современного искусства. Я сотрудничаю с несколькими из них. И эти центры мне очень нравятся. Ими руководят университетские профессора, они делают очень хорошие выставки, актуальные и религиозные в то же время. Общество интересуется этим".

 

Выставка открылась 31 мая 2010 в притворе храма св. Татианы (МГУ, настоятель - протоиерей Максим Козлов).

 

Ее сокураторами выступили диакон Федор Котрелев, художник Гор Чахал и его  ближайший друг, художник Андрей Филиппов.

 

По утверждению настоятеля храма св. Татианы Максима Козлова, каждая работа была просмотрена кураторами кураторами, им лично (Козловым), а также председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. "Авторы богохульных или скандальных работ, не осудившие своего прошлого, к выставке допущены не были". Завершительным аккордом в одобрении выставки стала резолюция патриарха Кирилла "Не возражаю" на проекте выставки с полным пакетом готовящихся к экспонированию работ.

 

В выставке, кроме Чахала и Филиппова, участвовали восемь художников: Татьяна Баданина, Константин Звездочётов, Владимир Куприянов, Кирилл Асс, группа "Синий суп", Александр Сигутин, Дмитрий Врубель/Виктория Тимофеева и Никита Алексеев.

 

Позже протоиерей Максим Козлов рассказал, что экспозиция задумывалась как ответ на вопрос: возможно ли христианское сontemporary art? Церковникам и верующим до сих пор казалось, что нет. Примеры тому – скандальные выставки «Осторожно, религия!» (2004), «Россия 2» (2005), «Запретное искусство – 2006», поведение художников Олега Кулика, Александра Бренера, Олега Мавромати, Авдея Тер-Оганьяна. Каждый из этих случаев оскорблял верующих и становился объектом уголовного преследования.

 

Выставка "Двоесловие" проходила в преддверии окончательного судебного заседания по делу о другой выставке современного искусства - "Запретное искусство", кураторы которой обвинялись в разжигании религиозной розни. И организаторы, и участники "Двоесловия" были нацелены на снятие того эффекта "вражды", который возник в ходе этого и предыдущего судебного разбирательства над выставками в Сахаровском центре.  Именно поэтому фундаменталистские религиозные круги, вовлеченные в судебный процесс над "Запретным искусством" на стороне обвинения, отреагировали на "Двоесловие" резко негативно.

 

Протоиерей Александр Шаргунов, глава комитета "За нравственное возрождение отечества", который более десяти лет яростно борется с Сатаной в виде современного искусства, заявил, что "Двоесловие" - это "сдача всего достигнутого, всего завоеванного" (имелся в виду успех судебного преследования в отношении организаторов выставки "Осторожно, религия" в Сахаровском центре).  Шаргунов указал на то, что пятеро участников "Двоесловия" принимали участие и в выставке "Осторожно, религия!", а группа "Синий суп" так и вовсе оказался представлен на "Двоесловии" той же самой работой, которая уже была признана судом "орудием преступления".  Комитет "За нравственное возрождение отечества" направил письмо патриарху Кириллу с требованием закрыть выставку "Двоесловие". Под письмом подписались те же самые активисты комитета, какие делали это обычно: писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин, художники Валентин Сидоров и Сергей Харламов, председатель Общества православный врачей Москвы Александр Недоступ и др.

 

Сайт "Православие ру" открыл церковную полемику по выставке. В пользу выставки высказались церковные "обновленцы": председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, протоиерей Павел Великанов, игумен Сергий (Рыбко), протодиакон Андрей Кураев. Но и они признали "сомнительными" ровно половину работ, представленных на выставке: «Чёрную Троицу» Никиты Алексеева, «ХВ» Владимира Куприянова, «Спасайся, кто можете!» Александра Сигутина,  «Евангельский проект» Врубеля/Тимофеевой и «Вы знаете, как это назвать» Константина Звездочетова.

 

 

Публикуем работы по мере снижения "сомнительности" по оценкам наиболее высоких церковных чинов, высказавшихся о выставке по ходу полемики.

 

РАБОТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ

 

Александр Сигутин. "Спасайся кто может". 1996

 

Архимандрит Тихон (Шевкунов), самое высокое духовное лицо, участвовавшее во внутрицерковной полемике о выставке (на фото - справа) определил эту работу Сигутина как самую зловредную из всего выставленного: "Один из экспонатов меня серьезно огорчил. Это тот, где славянской вязью написано: «Спасайся, кто может!». Церковно-славянское письмо, безусловно, предназначено только для священных текстов. Здесь, с моей точки зрения, явно перейдена грань не только вкуса. Это же касается и игры со словом «спасение».

 

 

 

Никита Алексеев. "Черная Троица". 2005

Именно эта работа вызвала наибольшие споры среди духовных участников "диалога".

 

Между тем, ее "сомнительный", для этой выставки характер, был обсусловлен тем, что работа была цензурирована куратором выставки диаконом Федором Котлеревым. В результате на черном фоне оказались черные буквы (библейская история о прозревшем слепом: "Вижу людей, как деревья мечущиеся" - в вольном пересказе автора). И эта история была просто нечитаемой.

В интервью газете «Культура» Котрелев рассказал об обстоятельствах наложения этой цензуры: "Раньше я считал, что мы, церковники, упираемся рогами... Но во время подготовки выставки выяснил, что упираются обе стороны. Была ситуация, когда Церковь говорит художнику: "Ну я прошу тебя, давай, немножко подвинься, иначе нам будет больно", а художник: "Ни пяди родной земли". Вот один из художников, автор самой лучшей, кстати, на мой взгляд, работы на этой выставке, строит свое произведение на цитате из Евангелия - и чувствуется, что он действительно пропустил ее через себя. Но цитирует он вольно, и на этом вольном цитировании строит все свое рассуждение. Неточность заметили и попросили привести цитату в соответствие с синодальным переводом. Для нас Евангелие - это очень серьезно, если его цитируют, то цитировать надо как положено. А художник упирается - ни за что».

 

Сам Никита Алексеев в открытом письме к Марины Мунк написал в связи со своим участием в выставке: "Чувствую себя идиотом".

 

Открывавший выставку архимандрит Тихон (Шевкунов) во время дальнейшего обсуждения сообщил, что испытывает с "Черной Троицей" "внутреннее несогласие" из-за двусмысленного названия этой работы.

 

Александр Сигутин. "Спасайся кто может". 1996

 

Еще одна работа выставки, которую высокие церковные чины в ходе "диалога" определяли как сомнительную. Так, архимандрит Тихон (Шевкунов), который вынужден был стоять непосредственно под работой Александра во время открытия выставки (на фото - справа),  заявил: "Один из экспонатов меня серьезно огорчил. Это тот, где славянской вязью написано: «Спасайся, кто может!». Церковно-славянское письмо, безусловно, предназначено только для священных текстов. Здесь, с моей точки зрения, явно перейдена грань не только вкуса. Это же касается и игры со словом «спасение».

 

 

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. Евангельский проект

Преследуемые

  • Алексеев Никита, худ-к, П-жур-т
  • Сигутин Александр, художник
  • Обвинители

  • Ерофеев Андрей, иск-вед, куратор
  • За нравственное возрождение Отечества, комитет
  • Кирилл (Гундяев), патриарх
  • Крупин Владимир, ПС-писатель
  • Кураев Андрей, протодиакон
  • Легойда Владимир, ПС-журналист
  • Люкшин Михаил, священник-погромщик
  • Мкртчян Лина, ПС-певица
  • Недоступ Александр, ПС-медик, акт-т
  • Переслегин Владимир, протоиерей
  • Распутин Валентин, пис-ль, ПР-активист
  • Сергеев Вл-р, ПС-акт-т, погромщик
  • Тихон (Шевкунов), архимандрит
  • Филиппов Андрей, ПС-художник
  • Чаплин Всеволод, протоиерей
  • Чахал Гор, ПС-художник
  • Защитники

    Источники

  • Фома: Церковь и современное искусство
  • Борис Колымагин: «Казаки, пришедшие в Сахаровский центр на спектакль о «Pussy Riot», — это элемент игры, которую проводит Церковь»
  • Гор Чахал: Чем ближе к алтарю произведение искусства, тем строже надо к нему относиться
  • Известия: Гельмана потеснит галерист в рясе
  • Взгляд: Казаки сорвали выставку Гельмана в Краснодаре
  • Александр Шаргунов: Гельман - это сатанизм в чистом виде
  • Отец МАксим Козлов о кощунственном в искусстве
  • Взгляд: «Буду требовать опровержения»
  • Владимир Семенко после прошедшей в ХХС панк-акции призвал патриарха к борьбе с "модернизмом и неообновленчеством"
  • Опенспейс: Опять об Сталина
  • Главный редактор "АртХроники" Милена Орлова – о разжигании религиозной розни
  • Запоздавшее мнение о цензуре в искусстве
  • Кирилл Алексеев: Ситуация с современным искусством
  • Виктор Милитарев: Дурновкусие – не преступление
  • Аркадий Малер: Постмодерн заканчивается
  • Владимир Легойда уверен, что хороший вкус будущих поколений сделает невозможным проведения выставок "Запретное искусство"
  • Протоиерей Переслегин о выставке "Двоесловие": Это чудовищно!
  • Михаил Люкшин: «Не верьте слезам богохульников»
  • Никто не ждет испанскую инквизицию
  • Егор Холмогоров: Упраздненное искусство, или о транспарентности
  • Андрей Ерофеев об итогах судебного процесса против организаторов выставки, объединении «Народный собор» и официальной позиции РПЦ МП
  • Кредо ру: Андрей Ерофеев об итогах судебного процесса против организаторов выставки, объединении «Народный собор» и официальной позиции РПЦ МП
  • Лина Мкртчян: монолог против "Диалога"
  • Соратники Шаргунова жалуются патриарху на выставку "Двоесловие"
  • Обращение деятелей культуры к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
  • Протоиерей Переслегин: Двоесловие/Двусмыслица: утверждение догмата
  • Лина Мкртчян о выставке "Двоесловие"
  • Владимир Осипов о выставке "Двоесловие"
  • За пределами видимого диапазона
  • Никита Алексеев: Я чувствую себя идиотом
  • Протоиерей Переслегин на радио "Радонеж" по поводу выставки "Двоесловие"
  • Выставка современного искусства в храме: есть ли шанс найти диалог?
  • Участники выставки «Двоесловие/Диалог» направили Патриарху Кириллу благодарственное письмо
  • "Двоесловие": действующие лица
  • Ольга Лочагина: Выставка «Двоесловие/Диалог» - «заигрывание с бесами в притворе храма»
  • Ерофеев и Самодуров сказали последнее слово
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов) о выставке "Двоесловие"
  • Авдей Тер-Оганьян. О выставке современного искусства в церкви
  • Александр Шаргунов о "Двоесловии"
  • Кирилл Фролов: Кто, зачем и почему нападает на выставку современного искусства в св. Татьяне
  • Вечные ценности: в двух словах
  • Осторожно, кураторы!
  • Смиренные яблочки
  • Грани ру. Андрей Ерофеев о "Двоесловии"
  • Современное искусство на дороге к храму
  • Внедрение во храм
  • Александр Сигутин о выставке "Двоесловие"
  • Гор Чахал: «Нас интересует только культурный диалог»
  • Современное искусство и опиум для народа
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com