запрещенное

искусство

18+

12.01.1953, Запрещенное искусство

Алексеев Никита, худ-к, П-жур-т

Никита Феликсович Алексеев — российский художник, участник группы «Коллективные действия», основатель движения АПТАРТ. Либеральный журналист с умеренными правыми взглядами.

 

Родился 12 января 1953 в Москве.

 

С 1973 по 1976 учился в Московском полиграфическом институте (факультет художественно-технического оформления печатной продукции).

 

С 1976 по 1982 участвовал в акциях группы «Коллективные действия».

 

В 1977 — участник выставки «Новое советское искусство: неофициальная перспектива», Биеннале, Венеция.

 

С 1986 по 1987 принимал участие в группе «Среднерусская возвышенность».

 

1994 — 2-я Биеннале современного искусства, Цетинье, Монтенегро.

 

2003 — стипендия с резиденцией Управления по делам культуры Дюссельдорфа. 2004 — стипендия Фонда Иосифа Бродского и Американской академии в Риме.

 

В марте 2010 подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

 

Никита Алексеев и запрещенное искусство


 

С 1995 в "Иностранце", "Газете ру", "Коммерсанте", на "Эхо Москвы" и в др. СМИ последовательно выступал в защиту преследуемых РПЦ художников и кураторов.

 

В январе 1999 по поводу акции Тер-Оганьяна "Юный безбожник" занял критическую позицию. В своей статье в газете "Иностранец" рассуждая о юридических перспективах этого уголовного дела, ссылаясь на православного сетевого эксперта, выступающим под ником "Почвоед" (в рамках тогдашнего он-лайон-форума на "Полит ру", весьма популярного), сомневался в том, что действия Тер-Оганьяна подпадают под какую-либо из гипотетически подходящих статей УК РФ (282, 213, 26, 243, 214). Тем не менее, квалифицировал акцию Тер-Оганьяна как "кретинскую" и предлагал принять против него жесткие общественные меры: "художественной общественности вынести ему (Тер-Оганьяну - ЗИ) резкое порицание, запретить некоторое время участвовать в выставках, в общем, принять адекватные меры", а православной церкви ("такой же общественной организации, как любая другая) - "анафемствовать Тер-Оганьяна, тем более, что в детстве он был крещен в православие".

 

В 2011 принял участие в выставке "Двоесловие/Диалог", прошедшей в притворе храма св. Татианы. При этом Алексеев был единственным участников выставки, который позиционировал себя как атеиста.

 

Работа художника "Черная Троица" стала единственным экспонатом выставки, на которую была наложена цензура. В результате на черном фоне оказались черные буквы (библейская история о прозревшем слепом: "Вижу людей, как деревья мечущиеся" - в вольном пересказе автора). И эта история была просто нечитаемой.

 

"Черная троица" стала также главным экспонатом выставки, вокруг которой развернулись бурные дебаты православной общественности (кощунственная она или нет). Произошло это не столько из-за дерзкого содержания работы, сколько из-за того, что текст, неотрывный от работы в целом, не прочитывался.

 

В интервью газете «Культура» церковный куратор выставки диакон Федор Котрелев рассказал об обстоятельствах и причинах цензуры: "Раньше я считал, что мы, церковники, упираемся рогами... Но во время подготовки выставки выяснил, что упираются обе стороны. Была ситуация, когда Церковь говорит художнику: "Ну я прошу тебя, давай, немножко подвинься, иначе нам будет больно", а художник: "Ни пяди родной земли". Вот один из художников, автор самой лучшей, кстати, на мой взгляд, работы на этой выставке, строит свое произведение на цитате из Евангелия - и чувствуется, что он действительно пропустил ее через себя. Но цитирует он вольно, и на этом вольном цитировании строит все свое рассуждение. Неточность заметили и попросили привести цитату в соответствие с синодальным переводом. Для нас Евангелие - это очень серьезно, если его цитируют, то цитировать надо как положено. А художник упирается - ни за что».

 

Сам Никита Алексеев в открытом письме к Марины Мунк написал в связи со своим участием в выставке: "Чувствую себя идиотом".

События

  • 2010. Двоесловие/Диалог
  • Источники

  • Фома: Церковь и современное искусство
  • Борис Колымагин: «Казаки, пришедшие в Сахаровский центр на спектакль о «Pussy Riot», — это элемент игры, которую проводит Церковь»
  • Гор Чахал: Чем ближе к алтарю произведение искусства, тем строже надо к нему относиться
  • Известия: Гельмана потеснит галерист в рясе
  • Отец МАксим Козлов о кощунственном в искусстве
  • Александр Шаргунов: Гельман - это сатанизм в чистом виде
  • Взгляд: «Буду требовать опровержения»
  • Опенспейс: Опять об Сталина
  • Егор Холмогоров: Упраздненное искусство, или о транспарентности
  • Михаил Люкшин: «Не верьте слезам богохульников»
  • Владимир Осипов о выставке "Двоесловие"
  • Лина Мкртчян о выставке "Двоесловие"
  • Лина Мкртчян: монолог против "Диалога"
  • Протоиерей Переслегин: Двоесловие/Двусмыслица: утверждение догмата
  • Протоиерей Переслегин о выставке "Двоесловие": Это чудовищно!
  • Андрей Ерофеев об итогах судебного процесса против организаторов выставки, объединении «Народный собор» и официальной позиции РПЦ МП
  • Запоздавшее мнение о цензуре в искусстве
  • Никто не ждет испанскую инквизицию
  • Ерофеев и Самодуров сказали последнее слово
  • Виктор Милитарев: Дурновкусие – не преступление
  • Главный редактор "АртХроники" Милена Орлова – о разжигании религиозной розни
  • Кредо ру: Андрей Ерофеев об итогах судебного процесса против организаторов выставки, объединении «Народный собор» и официальной позиции РПЦ МП
  • Осторожно, кураторы!
  • Обращение деятелей культуры к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
  • Грани ру. Андрей Ерофеев о "Двоесловии"
  • Александр Сигутин о выставке "Двоесловие"
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов) о выставке "Двоесловие"
  • Никита Алексеев: Я чувствую себя идиотом
  • Кирилл Фролов: Кто, зачем и почему нападает на выставку современного искусства в св. Татьяне
  • Ольга Лочагина: Выставка «Двоесловие/Диалог» - «заигрывание с бесами в притворе храма»
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com