запрещенное

искусство

18+

06.10.2005, Запрещенное искусство

2005. Русский поп-арт

Выставка "Русский поп-арт" (куратор Андрей Ерофеев) открылась в Государственной Третьяковской галерее 14 сентября 2005.

 

Как позже рассказал на суде куратор, в последние часы перед вернисажем заместитель директора ГТГ по научной части Ирина Лебедева и главный хранитель музейных предметов Татьяна Городкова "сняли со стен и вынули из витрин произведения Михаила Рогинского, Леонида Сокова, Ильи Кабакова, Авдея Тер-Оганьяна, Александра Савко, Викентия Нилина".

 

Илья Кабаков. "Пошел ты на..." Конец 80-х. Шелкография.


 

Викентий Нилин. "Ясса". 2005 г. Фото.


 

Михаил Рогинский. "Кухонный разговор". 1966 г. Холст, масло.


 

 

Александр Савко. Работы из серии «Путешествие Микки Мауса по истории искусства». 1995


 

Леонид Соков. "Памятник". 2002 г. Металл, литье.


 

Леонид Соков. "Поговорка". 1985 г. Шелкография.


 

Авдей Тер-Оганьян. "Взрыв № 5" ( из серии "Ненормативная живопись"). 2000. Холст

 

6 октября 2005 директор ГТГ Валентин Родионов изъял их уже действующей выставки работу Александра Косолапова "Икра-икона".

 

 

 

 

Он сделал это по требованию оскорбленных верующих во главе с протоиереем Дмитрием Смирновым.

 

Дмитрий Смирнов -  активный миссионер, убежденный антисоветчик, монархист. Он - глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель восьми московских храмов, проректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, декан факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, ведущий программы «Русский час» на телеканале Спас, а также программы «Благовещение» на радио Радонеж и в довершение всего - духовник политика Дмитрия Рогозина, тогдашнего лидера "Родины" и будущего представителя РФ в НАТО.

 

 

 

«Свидетельствуем перед вами, что данный объект возбуждает в авторах сего письма социальную и религиозную ненависть и вражду», — говорилось в обращении протоиерея Смирнова и его паствы к Родионову.

 

Возмущенный изъятием его работы из экспозиции, Александр Косолапов направил директору ГТГ открытое письмо, в котором заявлял: "Не вдаваясь в обсуждение мотивации утверждения, что моя работа возбуждает 'социальную и религиозную ненависть', полагаю, что решение о снятии работы под давлением группы граждан является беспрецедентным случаем в практике музея мирового уровня и оскорбительным лично для меня как художника".

 

Андрей Ерофеев рассказал, что "Александр Косолапов – один из главных современных российских художников. В момент подготовки и развески выставки мы обсуждали, насколько эта вещь уместна и как она будет принята, и сошлись во мнении, что работа никак не затрагивает религию и никакого богохульства в этом нет: используется ведь не икона, а оклад". Он добавил, что "обзвонил этих прихожан и выяснил, что на выставке они не были, а письмо подписали потому, что священник его благословил и дал им его на подпись. Сам документ явно подводит к тому, что мы нарушаем 29 статью Конституции РФ".

 

При этом протоиерей Смирнов заявил "Коммерсанту", что не был автором письма, а просто подписал его. Произведение художника Косолапова он видел только на фотографии, но рад был бы уничтожить его, потому что данная работа вызывает в нем религиозную и этническую рознь. "В конце телефонного разговора господин Смирнов переспросил, из какой газеты ему звонят, и, поразмыслив, сказал, что не разрешает цитировать его слова", - иронизирует "Коммерсантъ".

 

В сообщении пресс-службы ГТГ, вышедшей на следующий день после изъятия работы из экспозиции, говорилось: "Сложилась конфликтная ситуация вокруг произведения Александра Косолапова 'Икона-икра', представленного на выставке 'Русский поп-арт'... В данный момент дирекция музея приняла решение снять работу из экспозиции. Это решение было принято с целью предотвращения возможного разрастания конфликта музея с авторами обращения. Мы рассчитываем на понимание представителями средств массовой информации деликатности подобной темы и ситуации, а также на осознание того, что Третьяковская галерея – государственное учреждение, не имеющее права провоцировать в обществе конфликты любого рода".

 

Сам Дмитрий Смирнов прокомментировал свою точку зрения в интервью "Новой газете". По его словам, "каждое употребление священного предмета не по назначению по определению является профанацией. За такие кощунства до 1917 года карали ссылкой в Сибирь, на каторжные работы. Косолапов, видимо, из породы тех, кто взрывал храмы, кто превращал святые места в скотный двор. От религиозной нечуткости одного человека чуткость других людей не уменьшается. А для верующих каждый храм, каждая икона — это святыня". "Да, все правильно говорят про свободу творчества. Но если человеку раз говорят "перестань", два, он не понимает — придется дать ему по шее. Религиозное оскорбление еще глубже, чем матери родной! Россия — дом Богородицы, в Кремле главный храм Успения Божией Матери, на Казанскую, чей оклад использован художником, празднуем День всенародного примирения и согласия. Пусть Косолапов использует фотографию свою и своих родичей!
<...>
Мне нравится поп-арт, я Малевича люблю, мне близки ташизм, абстракционизм, кубизм, "Бубновый валет" нравится мне больше передвижников... И современных художников многих ценю, например Ирину Затуловскую, с которой мы дружны много лет. Третьяковка мне как дом родной, и как налогоплательщик я ее хозяин — что ж теперь, мне ее за версту обходить из-за Косолапова или звонить, спрашивать, кто там сегодня висит? Меня возмущает не бездарность, а попытка спекулировать на материале, который ему не принадлежит. Художественный совет какой-то должен это решать, "выставкомы" должны отслеживать".

 

Андрей Ерофеев ответил протоиерею: "Нужно научиться, г-н Смирнов, прежде всего, не хамить, вежливо разговаривать, аргументировать, а не угрожать. Политику "наездов" желательно заменить уважением позиции меньшинств. Действительно, круг создателей и почитателей современного российского искусства куда меньше того слоя наших соотечественников, которых привлекла к себе Православная церковь. Современное искусство лишено сегодня столь высокого властного покровительства, которым, возможно, Вы располагаете. Тем не менее, это не значит, что позволено "прогибать" художников, силой и шантажом затыкать им рот и лишать их права выставлять свои произведения. Вам надо признать, если Вы ответственный общественный деятель, а не самодур, что музей - особая зона показа иного, внецерковного духовного опыта. Не нравится - не ходите, никто Вас силой туда не тащит".

 

12 октября 2005 организация Олега Кассина "Преображение" потребовало от прокурора Москвы проведения "тщательной проверки и привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, допустивших демонстрацию в стенах Государственного музея картины, возбуждающей национальную и религиозную вражду".

"Учитывая большой общественный резонанс, вызванный вышеуказанным вопиющим фактом, Общероссийское общественное движение "Преображение" просит взять данное дело, как дело особой значимости, на рассмотрение прокуратурой г. Москвы и под Ваш личный контроль", - говорится в обращении, которое цитирует Русская линия.

В связи с полемикой вокруг "Иконы-икры" с заявлением выступил "Общественный комитет защиты свободы совести" (председатель - священник Апостольской православной церкви Глеб Якунин). В заявлении говорится, что выступления против работы А.Косолапова - проявление язычества, выражающееся в сакрализации церковной атрибутики. Кроме того, считают авторы заявления, " "Икона-икра" не может быть кощунством сама по себе, уже потому, что рыбная икра, на которую была наложена риза, не является греховным объектом".

 

 

В 2007 все исключенные из "Русского поп-арта" работы Андрей Ерофеев включил в 2007 в состав выставки "Запретное искусство", прошедшей в Сахаровском центре. Оскорбленные провославные подали иск на организаторов этой выставки и в 2010 выиграли суд у Андрея Ерофеева и директора Сахаровского центра Юрия Самодурова.

Преследуемые

  • Ерофеев Андрей, иск-вед, куратор
  • Косолапов Александр, художник
  • Савко Александр, художник
  • Тер-Оганьян Авдей, худ-к, Л-активист
  • Обвинители

  • Лебедева Ирина, директор ГТГ
  • Родионов Валентин, б.дир.ГТГ
  • Смирнов Дмитрий, протоиерей
  • Защитники

  • Алексеев Никита, худ-к, П-жур-т
  • Источники

  • Показания Андрея Ерофеева в суде, 28 мая 2010
  • Оксана Саркисян: Рыцарь с медийным забралом
  • Анна Толстова: Интервью с уволенным Андреем Ерофеевым
  • Екатерина Деготь: увольнение Ерофеева - в целом позитивный сюжет
  • Коммерсантъ: Андрей Ерофеев уволен, его отделу угрожает расформирование
  • Независимая: Из Третьяковской галереи уволен Андрей Ерофеев
  • Русский обозреватель: Организатора "Запретного искусства" запретили
  • Без фанатизма
  • Неосторожное искусство
  • Лента ру: "Запретное искусство" стало уголовным
  • "Запретное искусство" стало уголовным
  • Александр Шаргунов: Если соль потеряет силу
  • Происшествие на выставке «Русский поп -арт»
  • Авдей Тер-Оганьян: Икона в музее - предмет искусства или религии?
  • За вашу и нашу свободу
  • Александр Шаргунов: Экстремизм и сатанизм - угроза всему человечеству
  • Родионов снял с "Поп-арта" работу Косолапова по требованию православных
  • Андрей Ковалев: дурацкие дороги, дорогие дураки
  • Протоиерей Смирнов: Оклад - это святое
  • Зерно нации
  • Андрей Ерофеев: О вандализме и терпимости
  • Никита Алексеев: Золото и икра
  • Религия схлестнулась с искусством
  • Прихожане смели икру
  • Икрометатели
  • Александр Косолапов: Я чувствую себя персонально оскорбленным
  • Никита Алексеев: Икра оскорбила верующих
  • Протоиерей Смирнов грозит Третьяковке, хотя "Икру-икону" уже сняли
  • Прихожане смели "Икру" "Русский поп-арт" лишился экспоната
  • Третьяковка сняла с выставки кощунственную икону
  • Лента ру: Верующие осудили русский поп-арт
  • На выставке «Русский поп-арт» в Третьяковке разгорелся скандал
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com