запрещенное

искусство

18+

10.05.2012, Запрещенное искусство

2012. Золотой петушок

 

Премьера оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок" в постановке режиссера Кирилла Серебренникова (в жанре политической сатиры) состоялась в московском Большом театре в июне 2011 и собрала обильную и, в целом, положительную прессу.

 

 

А через год громко подали голос и те, кто остался недоволен "опошлением" классического наследия.

 

 

4 мая 2012 координатор Союза православных братств Юрий Агещев сообщил в комментариях к ЖЖ-посту о деятельности миссионера Сергия Рыбко, что некая Ola написала ему: "Юрий, мне нужен Ваш совет. 05.06.12 мы с семьей идем в Большой театр на современную постановку "Золотого петушка", читаю по нему отзывы и что вижу. Режиссер представил на сцене царя в обличии Патриарха, машушего кадилом. Считаю, что надо заявить протест по постановке. Как думаете, правильным будет писать жалобы дирекции или свистеть на месте? Оч.важно мнение и о.Сергия (Рыбко) и всех соратников".

 

 

4 мая Агещев ответил: "Ольга , лучше бы не ходить , на такую "постановку". Как полагаю , явно русофобскую и антицерковную. Но коли пойдете , подайте жалобу - претензию руководству сего театра. За богохульство на сцене. Да и действуйте по совести. Молчать нельзя. Все эти "театры" находятся на госдотации, и получается за наши же деньги, они трявят нас "культ"-помоями. Разлагая (в первую очередь) государствообразующий Русский народ , которого ныне нет даже в "конституции"- "рф". И держите в курсе дела. Все это не оставим без внимания".

 

 

6 мая Ольга сообщила Агещеву: "Постановку посмотрели. В шоке. Набралось много - недовольных, жалобу писать. В администрации театра все завалено такими жалобами, никакой реакции. Пишем жалобы индивидуально и уже в комптентные органы. Прошу личного участия и перепоста в обличении антиправославной постановки".

 

 

В "обличении", которое рекомендовалось посылать в Следственный комитет РФ (http://www.sledcom.ru/internet-reception) , а так же "на эл. адреса руководства страны (через интернет-приемные и т.д.)", говорилось:

 

 

"Мы, ниже подписавшиеся, хотим выразить недовольство по постановке "Золотой петушок" (Большой театр) режиссера Кирилла Серебренникова, т.к. считаем эту постановку кощунственной по отношению к православной вере.

Эта постановка направлена на унижение достоинства православных христиан, в том числе нас лично, т.к. мы являемся верующими людьми.

Действие происходит публично, с использованием средств массовой информации.

В первом акте режиссер выводит на сцену акторов, изображающих казаков с карикатурами на православные иконы; "царь" изображает Патриарха,размахивающего кадилом.

Мы можем налюдать глумление над святынями, священством и Русской Православной Церковью (РПЦ).

Надеемся, что глава Русской Православной Церкви - Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл - скажет свое веское слово о этом богохульстве и обратится на сей счет к власти.

Просим всех Православных выступить за Православие. Молчаньем предается Бог!

Что касается власти, просим (точнее требуем) ее разобраться в происходящем и запретить кощунственную постановку".

 

 

Агещев передал это заявление в близкое к РПЦ информ-агентство "Интерфакс-Религия". Фамилии своей корреспондентки "Ольги" Агещев узнать не удосужился. Не стали утруждать себя уточнением этой информации и его партнеры из "Интерфакс-Религии". 10 мая агентство, пересказывая заявление, просто сослалось на безымянную "группу верующих", приведя отдельно комментарий к обращению самого Агещева:  "В такой ситуации молчать нельзя... Все эти театры в кавычках находятся на госдотации. Получается, что за наши же деньги они травят нас культ-помоями, разлагая в первую очередь государствообразующий русский народ, которого ныне нет даже в Конституции России".

 

В тот же день пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова ответила "Интерфаксу", что театр вправе сам определять свое художественное развитие. "Если мы не призываем к насилию, национальной розни и не пропагандируем порнографию, то запретить ничего невозможно, одним нравится одно, другим - другое", - сказала Новикова.

 

12 мая с оценкой происходящего выступил в ИТАР-ТАСС председатель Информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда: "Я не считаю нужным что-либо запрещать, если это не нарушает закон, но другое дело, это не значит, что нужно изолировать от критики эстетические и этические формы".

 

Тем не менее, в прессе разыгрался скандал.

12-17 мая против "православной цензуры" выступили "Труд",  "Московские новости", "Эхо Москвы", "НГ-Религии", "Собеседник". Атаку общественников на "Золотого петушка" пресса рассматривала в паре в другим аналогичным, но более резонансным, событием тех дней - нападением на куратора Марата Гельмана и его выставку "Айконс" в Краснодаре. И в том, и в другом случае журналисты усматривали стремление православной общественности взять на себя функции цензора и суда, они подчеркивали организованный характер подобных нападений и фиксировали поощрение агрессивной православной общественности со стороны церковного священноначалия и местных властей.

 

15 мая 2012 "Интерфакс-Религия" привел мнение профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, который объяснил "непонятную шумиху" тем, что 3 мая патриарх Кирилл призвал верующих к активному гражданскому действию". "Видимо, этот призыв был воспринят. И возмущение против "Золотого петушка" в Большом театре - ответ на призыв патриарха. Мой прогноз - эти действия будут активизироваться. Православные люди будут выискивать новые поводы, на которые можно еще обидеться. Это тупиковый путь для Церкви. Нечто подобно делали католики, и это ни к чему хорошему не привело", - сказал Кураев.



В том же материале высказался и исполнитель главной роли в "Золотом Петушке" Владимир Маторин, назвав постановку спорной. "То, что Додон - не царь, а президент, на мой взгляд, допустимо. Но когда Додон надевает патриарший клобук и машет кадилом - это уже кич. И у кого-то может вызвать протест. И в то же время, я убежден, что классические оперы можно переносить в нынешние реалии и одевать героев в современные костюмы. Это тенденция пришла с Запада, и она имеет право на существование".

 

В тот же день, 15 мая, режиссер Кирилл Серебренников сообщил газете "Вечерняя Москва", что считает безосновательной критику его работы со стороны группы верующих. "Насколько я знаю, вся шумиха началась с того, что одна сумасшедшая девушка Оля из Брянска написала в своем блоге о моем спектакле какую-то гадость. Потом эту тему подхватила какая-то группа неадекватных людей и начала это все раздувать". По его словам, высказываются люди, которые не видели спектакля. "На пустом месте разжигается конфликт и рознь. Это все отвлекает от более серьезных проблем, которые есть в обществе. Моей постановке не нужна дополнительная реклама. Следующий спектакль будет только в сентябре. Приходите, смотрите и получите свое представление о моей работе".

 

17 мая выяснилось, что "сумасшедшая девушка Оля из Брянска" - это "кандидат исторических наук, известный педагог и методист Ольга Александровна Французова". Как опытный тролль, Французова зафиксировала свое авторство в целом ряде комменариев на популярных интернет-ресурсах.

 

Медиа-скандал продолжался всплесками еще около месяца, сойдя на нет без видимых последствий.

Преследуемые

Обвинители

  • Легойда Владимир, ПС-журналист
  • Защитники

    Источники

  • Цензура в театре: какие спектакли запрещают в России
  • Совершенно секретно: Церковь и общество
  • Круглый стол "Церковь и общество"
  • Вести-ФМ: Судьбу ''Сна в летнюю ночь'' решит публика
  • Российская газета: Вольтера - в фельдфебели
  • Профиль: Паранойя в летнюю ночь
  • Слон: Народ и искусство. Почему граждане протестуют у театров и музеев
  • Протоиерей Всеволод Чаплин: Театральное искусство от закона и нравственности никто не освобождал!
  • Зачем верующим скандал вокруг "Золотого петушка" Кирилла Серебренникова?
  • Самое актуальное искусство — компромисс
  • Мертвый хватает живого
  • Режиссер постановки "Золотого петушка" называет ее критиков неадекватными
  • Труд: Куда клюет «Золотой петушок»?
  • Режиссер постановки "Золотого петушка" называет ее критиков неадекватными
  • Священнослужители об эпатаже в современном искусстве
  • Должна ли церковь мириться с современным искусством ? - мнения парламентариев
  • ИТАР-ТАСС: Церковь, комментируя постановку Большого театра "Золотой петушок", призывает к диалогу с обществом в сфере этики
  • Андрей Егоров: Страна победившего абсурда
  • МН: Не ваша епархия
  • Труд: По ком кукарекает петух
  • Большой театр: "Золотого петушка" запретить невозможно
  • Православные возмущены "кощунственной" постановкой "Золотого петушка" в Большом театре
  • Православные просят запретить постановку "Золотого петушка" в Большом театре
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com