запрещенное

искусство

18+

27.06.2008, Запрещенное искусство

2008. Увольнение Андрея Ерофеева из Третьяковки

 

Известный куратор и коллекционер Андрей Ерофеев был уволен с должности начальника Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) 27 июня 2008 в соответствии с ч.5 ст. 81 ТК ("неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание").

 

К сегодняшнему моменту (2011) это - единственный случай принудительного увольнения известного куратора современного искусства с должности в ключевом государственном музее. Принудительное увольнение, наряду со случаями цензуры, судебного преследования или физического нападения, безусловно, является фактом "запрещения искусства" и впрямую связано с темой нашего исследования.

 

Увольнение Ерофеева вызвало громкий скандал в прессе и стало одним из самых значимых событий на российской арт-сцене в 2008.

 

Происходящее усугублялось тем, что это увольнение случилось через месяц после предъявления Ерофееву обвинения по уголовному делу о выставке "Запретное искусство", куратором которой тот являлся.

 

Директор ГТГ Валентин Родионов заявил, что на его решение об увольнении это уголовное дело никак не повлияло.

 

Однако, "обратное" влияние увольнения на уголовное дело было очевидно: подсудимый куратор теперь не был полномочным представителем главного музея страны, признанным специалистом по современному искусству, но уголовно преследовался за художественную деятельность как лицо, квалификация которого в сфере современного искусства была официально аннулирована ведущей профильной государственной институцией.

 

Другим важным следствием увольнения стало отчуждение Андрея Ерофеева от той коллекции, которую он сам собирал 20 лет именно для государственного музея, и в 2002 передал в ГТГ. Ерофеев на своем посту чрезвычайно активно работал с этой коллекцией, показывая ее в России и за рубежом; строил вокруг этой коллекции в ГТГ образовательную программу. Но вопрос о праве музея на подобное отчуждение во время дискуссии вокруг увольнения Ерофеева не получил развернутых комментариев.

 

ПОДРОБНОСТИ СЛУЧАЯ

 

2005:"Сообщники" и "Поп-арт" - первые столкновения ГТГ с православной общественностью

 

Изменение отношения к деятельности Отдела новейших течений со стороны руководства ГТГ началось еще в 2005 в связи с проведением Отделом двух крупных выставок "Сообщники" и "Поп-арт". Сотрудница Отдела Татьяна Волкова утверждает, что "в это время "усилия администрации были сосредоточены на контроле, а впоследствии и на цензурировании нашей выставочной деятельности". Несмотря на строгий контроль этих выставок, за ними последовали неприятности: на "Сообщниках" возмущенные зрители уничтожили одну из работ "Синих носов", а на "Поп-арте" православная общественность, угрожая судом,  потребовала снять работу Александра Косолапова "Икра-икона", и Валентин Родионов подчинился этим требованиям.

 

 

Следует отметить, что именно Третьяковка при Родионове отличалась чрезвычайной близостью с РПЦ. Еще в 1996 при ГТГ был открыт единственный по сию пору "музейный храм на правах научного отдела", в который ГТГ передала две "жемчужины древнерусской живописи" - икону Владимирской Богоматери и рублевскую "Троицу". Ранее музей передавал вещи в Храм Христа Спасителя и в дальнейшем провел целый ряд масштабных "духовных" выставок. До выставок Ерофеева Третьяковке удавалось избегать заметных конфликтов с общественностью на почве православия.

 

2006: Министерские проверки

 

В сентябре 2006 в стране начались тотальные министерские проверки музейных фондов в связи с крупным хищением работ в Эрмитаже. Из-за этих проверок руководство ГТГ потребовало от своих сотрудников сосредоточиться на приведении в порядок документации.

 

2007: Два колоссальных скандала - "Соц-арт" и "Запретное искусство"

 

В марте 2007 Ерофеев выступил куратором двух важных выставок - масштабной выставки "Соц-арт" в ГТГ, и выставки "Запретное искусство" в Сахаровском центре. Обе выставки оказались "резонансными". "Соц-арт" была признана лучшей выставкой Второй Московской биеннале современного искусства. А против "Запретного искусства", по требованию оскорбленной православной общественности, было заведено уголовное дело. Ерофеев и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров вначале проходили по этому делу свидетелями.

 

Начальство Ерофеева на это уголовное дело публично не реагировало, хотя на подсудной выставке был представлен целый ряд работ, находящихся на хранении в ГТГ, а некоторые из этих "запрещенных" работ  были цензурированы в свое время непосредственно Валентином Родионовым.

 

 

Однако, в сентябре 2007 была проведена внеплановая внутримузейная проверка Отдела новейших течений - в связи с выявленным случаем самовольного выноса работы из фондов ГТГ. По результатам этой проверки был выявлен ряд недостатков в ведении документации, а начальнику Отдела Ерофееву вынесен выговор.

 

В октябре 2007 выставка "Соц-арт" должна была направиться в парижский музей "Мезон Руж". Но за 10 дней до открытия выставки во Франции, вокруг нее разразился скандал: министр культуры РФ Александр Соколов, ознакомившись с некоторыми экспонатами, назвал их "порнографией" и "эротическими картинками", а всю выставку - "позором России". Экспонаты выставки были подвергнуты дополнительной проверке со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии (глава Михаил Швыдкой) и руководства ГТГ (директор Валентин Родионов и его замы Ирина Лебедева и Лидия  Иовлева). В результате к вывозу во Францию были не допущены 86 единиц музейного хранения. Т.о. произошла самая крупная цензура выставки современного искусства за всю историю его существования в "новой России". При этом руководство ГТГ публично признало свои ошибки по контролю над деятельностью куратора Андрея Ерофеева и поблагодарило структуру Швыдкова за помощь при отборе работ.

 

Для того, чтобы обозначить масштабы скандала вокруг "Соц-арта", достаточно сказать, что за него поплатился своим креслом министр культуры РФ Александр Соколов. Ерофееву был вынесен выговор.

 

2007: Внутримузейные проверки отдела

 

О дальнейших событиях четко рассказала Татьяна Волкова хранительница фонда постоянного хранения Отдела. Цитируем большие фрагменты ее записки:

 

 

"После личного конфликта Ерофеева с руководством, видимо, и было принято решение его убрать, но ряд обстоятельств не позволил это сделать в короткий срок. К тому же всем было очевидно, что без Андрея и без нас разобраться в наших фондах будет невозможно. Нам была запрещена любая выставочная, дискуссионная и иная деятельность якобы до приведения в порядок хранения.

 

В декабре 2007 была проведена внутримузейная сверка фондов для выявления недостатков. Из-за огромного массива работ и сжатых сроков проведения сверки, Отдел учета плохо справлялся со своей задачей. Например, в списках непоказанных хранителями произведений все время повторно всплывали работы, на самом деле раннее предъявленные хранителями.

 

На нашу беду, после окончания сверки, хранитель графики А.Криксунова и А.Ерофеев уехали в новогодние отпуска на 2 недели. В это время были оглашены результаты сверки, в которых по ошибке опять всплыли несколько десятков работ, ранее предъявленных Криксуновой. На следующий день (!) после оглашения результатов вернулся Ерофеев и в течение нескольких часов предъявил все якобы ненайденные работы. Но оказалось уже поздно, и через 2 дня на директорате ему был объявлен тот самый третий роковой выговор, на который потом ссылались в приказе об его увольнении".

 

2008: Продолжение проверок, уголовное обвинение, увольнение

 

Татьяна Волкова продолжает: "После этого руководство выпустило ряд невыполнимых приказов. Например, приказ от конца января 2008 года – за полтора месяца оформить все вещи (2500 из имеющихся 4000 единиц), идущие на постоянное хранение. После его частичного невыполнения отдел был признан недееспособным".

 

В январе распространились слухи о его увольнении, но Родионов эти слухи опроверг. Позже Родионов рассказал, что предложил тогда Ерофееву уйти по собственному желанию, но тот отказался. Ерофееву опять был вынесен выговор.

 

"Нам был поставлен ультиматум - принять постоянное хранение к 1 июня, выдать вещи, находящиеся на временном хранении с предыдущих выставок и запустить процесс по оформлению произведений, не имеющих музейного статуса".

 

12 мая 2008 новый Президент РФ Дмитрий Медведев распорядился расформировать Роскультуру, которой руководил Михаил Швыдкой. «После очередной административной реформы и упразднения Федерального агентства по культуре и кинематографии из правительства ушли люди, которые меня поддерживали, в частности, бывший глава Роскультуры Михаил Швыдкой и начальник управления по культурному наследию Анна Колупаева », - говорит Ерофеев.

 

 

21 мая 2008 Ерофееву было предъявлено обвинительное заключение по ст. 282 УК РФ по уголовному делу о выставке "Запретное искусство". С этого момента его статус в деле изменился со "свидетеля" на "обвиняемого". Через несколько недель должны были начаться судебные слушанья.

 

Тем временем Отдел Ерофеева срочно заканчивал оформление фонда постоянного хранения. Волкова рассказывает: "К началу июня нами все произведения постоянного хранения были оформлены в предельно сжатые сроки – беспрецедентный музейный рекорд. Мы работали без выходных, брали работу домой в надежде спасти отдел. Но с момента приведения постоянного хранения в полный порядок пользоваться им стало можно и без нас.


Приказ директора был признан невыполненным на основании 1 ненайденного листа графики из научно-вспомогательного фонда, нескольких невыданных произведений с наших прошлых выставок (которые художники не смогли забрать из-за их габаритов, им просто негде их хранить). Прибавили к этому три незакрытых выговора Ерофеева за последний год и посреди лета в пятницу вручили ему приказ об увольнении.


Хотя слухи о планах дирекции уволить Ерофеева ходили давно, до последнего момента мы не верили, что нас так цинично используют и после этого открыто сфабрикуют обвинения против Андрея. Собрали коллекцию, привезли, обработали – а теперь пошли вон".

 

Татьяна описывает обстоятельства, в которых работал Отдел: комната 25 кв.м. на 10 человек; зарплаты, равные пенсиям; 2 компьютера на всех; дисциплинарные проверки и бюрократическая травля; оборудование для секции инсталляций было поставлено только в декабре 2007; оборудования для хранения фото нет до сих пор; реставраторов у отдела нет; ни одного экспертного совета по обстоятельствам хранения работ не проводилось...

 

Хранительница фонда постоянного хранения резюмирует: "Важно, чтобы за деталями взаимных обвинений не потерялась суть того, что произошло – чудовищного преступления, откровенного рейдерства, произвола на государственном уровне, который в цивилизованном мире не может иметь место. Хорошо, что во времена Третьякова еще не существовало подобного рода музейного устройства, а то бы и его, наверняка, уволили за профнепригодность".

 

2008: Попытки самозащиты

 

Приказ об увольнении был вручен Ерофееву директором ГТГ Родионовым 27 июня 2008.

 

На следующий день в качестве протеста подала заявление об уходе Татьяна Волкова. Ерофеев заявил, что вслед за ним могут уйти все сотрудники отдела.

 

Деятели искусств попытались обратиться с письмом к министру культуры Авдееву, прося оставить Ерофеева в своей должности в ГТГ, однако, эта инициатива массовой поддержки худ. сообщества не получила, набрав всего 25 подписей.

 

Упреждая развитие событий в этом направлении Валентин Родионов 28 июня 2008 отменил намеченную пресс-конференцию, но сообщил прессе, что Отдел может быть расформирован, а работать с коллекцией будут сотрудники других отделов.

 

1 июля 2008 сотрудники Отдела выступили с Открытым письмом протеста против увольнения Ерофеева.

 

В те же дни Министр культуры Александр Авдеев заявил, что конфликт в Третьяковке трудовой и решится он в суде.

 

3 июля ГТГ провела круглый стол, посвященный ситуации вокруг Ерофеева. Родионов сделал официальное заявление о том, что увольнение Ерофеева не имеет отношения ни к его уголовному преследованию, ни к его кураторской деятельности, но исключительно к тому "бардаку", который тот развел во вверенных  ему фондах.  Замдиректора ГТГ по связям с общественностью Марина Эльзессер сделала более чем странное для своей должности заявление о том, что в Третьяковке вообще не знали, что Ерофеев обвиняется по этому делу, они думали, что он проходит по делу только как свидетель.

 

 

Руководитель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов предложил директору Третьяковки написать письмо в прокуратуру в поддержку своего бывшего подчиненного и провести новую экспертизу выставки "Запрещенное искусство". Валентин Родионов не смог публично в этом отказать.

 

 

4 июля арт-директор центра современного искусства "Винзавод" Николай Палажченко заявил, что Третьяковке может быть объявлен бойкот со стороны художественного сообщества в связи с увольнением Ерофеева. Но никакого бойкота Третьяковке никто не объявил.

 

 

В прессе появились сотни публикаций обо всем этом. В поддержку Ерофеева выступили его бывшие коллеги - Оксана Саркисян и Елена Зайцева, а также брат, писатель Виктор Ерофеев. Пространные интервью с пояснением позиции музея давали Ирина Лебедева, Валентин Родионов.

 

9 июля 2008 сотрудники Отдела провели в РИА Новости пресс-конференцию, описав ситуацию, в которой находился Отдел в последний год. Они также сообщили, что руководство Третьяковки арестовало работы коллекции, хранящиеся в ее запасниках, но не поставленные на постоянное хранение и юридически принадлежащие или авторам, или "Обществу коллекцонеров современного искусства", учрежденному специально для собрания музейной коллекции Ерофеевым и Иосифом Бакштейном еще в 1996. Ирина Лебедева заявила, что работы, принадлежащие авторам, при их желании будут им возвращены.

 

 

Ерофеев призвал авторов не спешить с решением забрать работы, подаренные и оставленные ему на временное хранение, выразил надежду на то, что выход по вывозу остатков коллекции из ГТГ будет найден, и вскоре на основании этого собрания при поддержке Минкульта будет образован новый Музей современного искусства. Забегая вперед сообщим, что такой музей создан не был.

 

Анна Толстова (Коммерсантъ) сообщает, что "свой конфликт с руководством Третьяковки Андрей Ерофеев описал как институциональный: конфликт традиционного музея и музея современного искусства, каковым по сути и был его отдел. Во-первых, Третьяковка все еще осознает себя картинной галереей, отсюда ее подозрения к новым формам визуального искусства — объекту, инсталляции, видео, перформансу. Во-вторых, Третьяковка представляет историю русского искусства отдельно от мирового, загоняя его тем самым в гетто, тогда как отдел новейших течений в своей постоянной экспозиции и временных выставках пытался поместить отечественное искусство в интернациональный контекст".

 

Присутствовавшие на пресс-конференции известные деятели культуры не требовали от Родионова оставить Ерофеева в должности, полагая это внутренним делом музея. Но предложили директору защитить своего бывшего сотрудника от уголовного преследования. Родионов обещал это сделать: ""Мы готовы срочно обратиться в прокуратуру с требованием провести повторную экспертизу произведений, которые вошли в состав экспозиции, и назначить эксперта от Третьяковской галереи для опровержения судебной экспертизы состава выставки".

 

24 июля 2008 уголовное дело организаторов выставки "Запретное искусство - 2006" было направлено в суд.

 

Только 25 июля 2008, через три недели после обещанного, Родионов обратился с официальным письмом к министру культуры РФ Авдееву, председателю комитета ГД по культуре Григорию Ивлиеву, зам.председателя Совета при президенте РФ по культуре и искусству Михаилу Пиотровскому и председателю комиссии Общественной палаты РФ по культуре Карену Шахназарову, в котором попросил провести повторную искусствоведческую экспертизу выставки "Запретное искусство", поскольку первая экспертиза "проводилась специалистом, не обладающим соответствующей квалификацией".

 

 

При этом его зам. Ирина Лебедева уточнила, что "у нас нет задачи защищать непосредственно Андрея Ерофеева как человека, который не всегда корректно ведет себя по отношению к Третьяковской галерее, вопрос в другом: мы за то, чтобы этим занимались профессионалы. Что если дается экспертиза, чтобы она была профессиональна".

 

Отношение художественного сообщества к увольнению Ерофеева

 

Отметим, что художественное сообщество не совершило ни одного эффективного действия для того, чтобы защитить Ерофеева от увольнения. Выше указывалась, что сорвалась попытка направить письмо на имя министра культуры Авдеева от деятелей современного искусства с просьбой оставить Ерофеева в должности (инициированное Маратом Гельманом). Не осуществилось и намерение объявить бойкот Третьяковке.

 

Из заметных индивидуальных инициатив поддержки со стороны художественного сообщества в эти дни можно отметить только он-лайн пресс-конференцию на Ленте ру, которую провел руководитель Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн, соучредитель, наряду с Андреем Ерофеевым, "Общества коллекционеров современного искусства". Но и это начинание было посвящено не увольнению Ерофеева, но исключительно суду над выставкой "Запретное искусство" (беседа называлась "Можно ли судить современное искусство?")

 

 

Высказанные авторитетными деятелями современного искусства мнения, прозвучавшие на организованной сотрудниками Отдела новейших течений пресс-конференции в РИА Новости, сводились в тому, чтобы разделить Ерофеева-куратора и Ерофеева-музейного хранителя; обязательно поддержать Ерофеева в суде, но не вмешиваться во внутренние дела Третьяковки.

 

Глава ГЦСИ Леонид Бажанов опять попросил Родионова "учесть не только корпоративные претензии галереи к  Ерофееву "и добавил: "Уволить сотрудника - внутреннее дело институции, но необходимо лучше взвешивать, в какой период это делать. Защита Ерофеева перед судом - гражданский и профессиональный долг". И Родионов опять ответил согласием.

 

Отметим, что Леонид Бажанов и Иосиф Бакштейн (а так же Елена Селина и Александра Обухова) к тому времени уже были членами новообразованной экспертной комиссии Третьяковки по современному искусству.

 

Анна Толстова отмечает, что "если не считать выступления художника Георгия Литического, развернувшего перед входом в здание "РИА Новости" огромный плакат-комикс с разъяренным Павлом Михайловичем Третьяковым, обличающим нынешнее руководство музея, пресс-конференция прошла в конструктивной и дружественной обстановке...

 

В те же дни Марат Гельман в своем блоге высказал мнение в отношении Ерофеева тремя словами: "Поддержать, а потом уволить".

 

 

А Екатерина Деготь в интервью Радио Свобода назвала увольнение Ерофеева "в целом положительным сюжетом" на российской арт-сцене, уточнив: "То, что к Ерофееву есть очень серьезные профессиональные претензии у руководства Третьяковки, мне совершенно понятно. Музейная деятельность включает в себя такой важнейший элемент, как хранение, архивация произведений, с этим действительно обстояло дело очень плохо, хотя по разным причинам, отчасти в этом виновато руководство самой Третьяковки. А сейчас в связи с претензиями к музеям о том, что исчезают произведения, проверки стали очень строгими. И по результатам этой деятельности Ерофеев оказался несостоятельным. Эта ситуация возможна, мне все это понятно. Но именно это должно произвести очень четкое разграничение между профессиональными передвижениями человека и теми его передвижениями, которые реально грозят тюремным заключением. Вторая ситуация, конечно, совершенно неприемлема. И именно поэтому руководство Третьяковки, если оно его поддержит, в этом процессе, оно поступит совершенно правильно".

 


 

В дальнейшем претензии Ерофееву-хранителю от имени не только ГТГ, но всего российского художественного сообщества, подробно, но не фактологически, а художественно, описали в статье "Обыкновенный фашизм" новый начальник Отдела Кирилл Светляков, недавний заместитель Ерофеева, а также новый сотрудник Отдела Кирилл Алексеев :

 

 

"Тяжелое наследие оставил предыдущий заведующий: хаос в запаснике, гигантский объём фондовой работы, запущенная и запутанная документация, исчезнувшие материальные ценности на сумму свыше 3 млн. рублей.

...

Люди Андрея мало интересуют, поскольку художники, произведения, научные сотрудники – это всего лишь пьедестал, на который взбирается Великий Культурфюрер.

Кто мы по отношению к этому фюреру — толпа, человеческий материал для исполнения его желаний. Конечно, мы должны были уйти вместе с ним, исчезнуть или выполнять его волю. Всё как в фильме «Обыкновенный фашизм»: «Фюрер приказал – мы выполняем». И здесь не может быть никаких моральных обязательств, ведь мы выполняем великую миссию: создаём культуру, какой её видит наш Великий Культурфюрер.

Это он имеет право тиражировать произведения без ведома художников, это он имеет право приводить покупателей в хранилища государственных музеев и предлагать им вещи, находящиеся на временном хранении.

Это он имеет право лепить новые произведения из случайного материала и предлагать художникам авторизовывать эти подделки.

Это он имеет право выбрасывать ненужные ему произведения при переездах из музея Царицыно в Третьяковскую галерею – так погибло несколько картин Георгия Кизевальтера.

Это культурфюрер имеет право стравливать и оскорблять своих коллег в безответственных публичных выступления.

Плевать, что история искусства превратится в кураторский миф.

Плевать, что датировки и названия произведений не соответствуют реальности, ведь можно придумать свои названия и даты.

Плевать на претензии художников – переживут.

Извините, Андрей Владимирович, нам не плевать".

 

 

Другая бывшая сотрудница Ерофеева, Оксана Саркисян, то же самое изложила совсем другими словами, перессказывая, в связи с увольнением Ерофеева, философа Валерия Подорогу:

 

"Одним из свойств коллекционера является деструктивность. Коллекционер заинтересован в хаосе. Ему  не нужен законченный строго систематизированный музей, ему скорее нужны разрушенные музеи, руины, лавки старьевщика. Коллекционер не музейный работник. Он противостоит любому музейному работнику – это скорее революционер".

 

На той самой пресс-конференции Ерофеев поблагодарил Третьяковку: "Можно только диву даваться, что мы проработали в этом музее семь лет, и нас не выпихнули оттуда раньше".

Преследуемые

  • Ерофеев Андрей, иск-вед, куратор
  • Обвинители

  • Алексеев Кирилл, сотрудник ГТГ
  • Деготь Екатерина, арт-критик
  • Кассин Олег, К-ПС-общ.деятель
  • Лебедева Ирина, директор ГТГ
  • Родионов Валентин, б.дир.ГТГ
  • Саркисян Оксана, куратор, критик
  • Светляков Кирилл, сотр-к ГТГ
  • Защитники

  • Боде Михаил, арт-критик
  • Виноградов Герман, художник
  • Источники

  • Интервью с куратором галереи "Жир" Татьяной Волковой
  • Лента ру, Иосиф Бакштейн: Можно ли судить искусство?
  • Кирилл Светляков: «Профессия искусствоведа не делится на отдых и работу»
  • Течение обстоятельств
  • Андрей Ерофеев. Третьяковка раздаёт свои коллекции
  • Оксана Саркисян: Рыцарь с медийным забралом
  • Ольга Свиблова: «Андрюша всегда был человеком со сложным характером...»
  • Ирина Лебедева: Художники как обманутые вкладчики
  • Олег Кассин: Нужна прокурорская проверка по факту выдачи экспертами Третьяковки недостоверных экспертиз
  • Современное искусство прощается с Третьяковкой
  • Отлученные
  • Елена Зайцева: Кто теперь будет все это делать, если отдел расформируют?
  • Оксана Саркисян: в увольнении А. Ерофеева я усматриваю иную мотивацию
  • Пресс-конференция в РИА Новости по поводу увольнения Ерофеева из ГТГ
  • Пресс-конференция "Настоящее и будущее коллекции Андрея Ерофеева"
  • Уволенный сотрудник Третьяковки намерен создать свой музей
  • РР: Музейная инициатива
  • Андрей Ерофеев планирует сделать музей актуального искусства
  • Татьяна Волкова на "Немецкой волне": За железным занавесом государственного музея
  • Анна Толстова: Интервью с уволенным Андреем Ерофеевым
  • ПЧР: Руководство Третьяковки обещает защитить Ерофеева перед судом
  • МК: Виктор Ерофеев вступился за уволенного брата
  • Коммерсантъ: Круглый стол по Ерофееву в Третьяковке
  • Екатерина Деготь: увольнение Ерофеева - в целом позитивный сюжет
  • Что происходит в Третьяковской галерее
  • Гиф ру: Татьяна Волкова об обстоятельствах увольнения Ерофеева
  • Опенспейс: Третьяковка вступится за Ерофеева?
  • Каспаров ру: Директор Третьяковки пообещал защитить перед судом уволенного Ерофеева
  • Полит ру: Третьяковка будет защищать уволенного сотрудника
  • «Никакие ерофеевы не смогут испортить имидж главного музея России...»
  • Заявление генерального директора Третьяковской галереи В.А.Родионова по поводу увольнения заведующего отделом новейших течений А.В.Ерофеева
  • Открытое письмо директору ГТГ от сотрудников отдела новейших течений
  • Грани ру: Против течения
  • Коммерсантъ: Андрей Ерофеев уволен, его отделу угрожает расформирование
  • Независимая: Из Третьяковской галереи уволен Андрей Ерофеев
  • Религия и СМИ: Куратор скандальной выставки "Запретное искусство-2006" Андрей Ерофеев уволен из Третьяковки
  • Русский обозреватель: Организатора "Запретного искусства" запретили
  • Русская линия, Олег Кассин: «Мы расцениваем это решение как победу патриотической общественности»
  • Стрингер, Елена Токарева: От митинга - к выставке
  • Благовест инфо: Куратор выставки «Запретное искусство-2006» уволен из Третьяковки
  • "Народная защита": Куратор выставки "Запретное искусство-2006" уволен из Третьяковки
  • Новые известия: Из Третьяковки уволен виновник скандала вокруг картины «Целующиеся милиционеры»
  • Про куратора
  • Ирина Лебедева: по своему типу личности Ерофеев — разрушитель
  • Би-Би-Си: Куратор скандальных выставок уволен из Третьяковки
  • Михаил Боде: Выдворен за модернизацию
  • КМ ру, Олег Кассин: «Закон, защищающий православных, начал работать»
  • Андеграунд вернется в подполье
  • Марат Гельман об увольнении Ерофеева: защитить, а потом уволить
  • Гиф ру: Открытое письмо Авдееву в защиту Ерофеева
  • Эхо Москвы: Организатор нескольких нашумевших выставок Андрей Ерофеев уволен из Третьяковской галереи
  • Газета ру: Уволенное искусство
  • Взгляд: Третьяковка избавилась от Ерофеева
  • РИА Новости: Куратор скандальных выставок уволен из Третьяковки
  • Эхо Москвы: Беседа с Ерофеевым и Родионовым
  • Отдел несвоевременного искусства
  • Отдел новейших течений Третьяковской галереи может быть расформирован
  • Андрей Ерофеев: «Мое увольнение – финальный аккорд цензуры в современном искусстве»
  • Опенспейс: Третьяковка избавилась от Ерофеева
  • ГТГ: О ситуации в отделе новейших течений
  • ПЧР: Каспаров, Немцов, Ковалев, Пономарев и Самодуров думают, как спасти Сахаровский центр
  • Новые известия: Музей Сахарова может закрыться уже в августе
  • Предъявлено обвинение куратору выставки "Запретное искусство" Андрею Ерофееву
  • Увольнение Ерофеева - просто слухи
  • Лужков отказывается быть председателем Попечительского совета Третьяковки при директоре Родионове
  • Директор Третьяковки Валентин Родионов защитит музей от обвинений в коррупции
  • Соц-акт: Третьяковка нашла крайнего в "Политическом искусстве из России"
  • История на все вкусы
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com