запрещенное

искусство

18+

19.09.2012, Запрещенное искусство

2012. Icons, СПб

16 октября 2012 Марат Гельман отменил проведение в Петербурге православной выставки современного искусства Icons, получившей благословение РПЦ - из-за угроз со стороны агрессивной православной общественности и возможного давления Смольного на питерских организаторов выставки. 6 марта 2013 Гельман вновь объявил об открытии этой выставки в конце марта. ФСБ официально взяло на себя обеспечение ее безопасности.

 

ПОДРОБНОСТИ


О том, что в Петербурге 15 ноября 2012 откроется Icons - скандальная выставка московского куратора Марата Гельмана - СМИ сообщили 31 августа 2012, на следующий день после открытия этой выставки в Пермском музее современного искусства, директором которого является Гельман.

 

Пресса сообщала, что в Петербурге среди экспонатов выставки будет представлена "известная аналитическая" работа Дэмиена Херста, одного из самых дорогостоящих современных художников мира.

 

Демиен Херст. Иллюстрация к сообщению о выставке Гельмана в СПБ. Лента ру, 31.08.2012

 

В анонсе выставки говорилось, что выставка Icons - это "собрание около 70 работ разных современных художников, размышляющих об иконе как о художественном шедевре".

 

Впервые эта выставка демонстрировалась в мае-июне 2012 в Краснодаре, где вызвала большой скандал - ее вернисаж был сорван, с применением силы, казачьими и гражданскими прокремлевскими активистами при негласной поддержке администрации Краснодарского края и с благословения высокопоставленных священников РПЦ.

 

В Петербург выставку пригласил арт-фонд Rizziordi (глава - Виталий Рицци), безусловно, отдававший себе отчет в том, что выставка с большой долей вероятности и в СПб вызовет недовольство организованных православно-патриотических "групп вражды", выступающих против многочисленных инициатив Марата Гельмана уже в течение 15 лет.

 

Николай Стариков

 

И действительно, 19 сентября 2012 марионеточный прокремлевский "Профсоюз граждан России" (ПГР) заявил через "Интерфакс-Религия" и РИА Новости о начале сбора подписей под письмами губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не допустить открытия в городе выставки Марата Гельмана, "оскорбляющей традиционные моральные и нравственные ценности нашего народа, историю нашей Родины и религиозные чувства верующих граждан России".

 

Активисты ПГР начали собирать подписи. РИА Новости, 19 сентября 2012.

 

ПГР был образован в 2011 "под выборы" и имеет штаб-квартиру в Петербурге.

 

 

У главы организации - публициста-патриота Николая Старикова - имеется "Аналитический центр Старикова" и информационно-аналитический сайт "Николай Стариков". Летом 2012, вместе с медиа-аналитиком и айти-менеджером Игорем Ашмановым, Стариков образовал спойлерскую православно-националистическую партию "Новая Великая Россия". Они же создали т.н. "Интернет-ополчение" - портал по организации массовых виртуальных атак на "пятую колонну", стремящуюся, по мнению организаторов, к распаду России по заказу Запада. С января 2013 Стариков ведет собственную программу на "Русской службе новостей" (главред - Сергей Доренко)

 

Публицист-евразиец Николай Стариков, глава Профсоюза граждан России, коммерческий директор ОАО «Первый канал-Санкт-Петербург»

 

За месяц "войны" с Гельманом Стариков успел написать с десяток тематических материалов, включая объемный пропагандистский обзор гельмановских "кощунств". Тут же Стариков собирал подписи под письмом на имя губернатора Георгия Полтавченко.

 

Марат Гельман как куратор православного модернистского искусства

 

В тот же день, 19 сентября 2012, Марат Гельман ответил своим петербургским неприятелям в ЖЖ, что выставка Icons - религиозная и проводится по согласованию с РПЦ: "Выставка "Icons" может очень скоро стать началом нового музея религиозного искусства. Все священники, которые ее видели, подтверждали: ни кощунства, ни пародий там нет... Выступив против этой выставки, мракобесы пытаются опозорить не только Питер, но и православных людей вообще". Гельман выразил надежду, что губернатор заявление активистов проигнорирует.

 

Профсоюз граждан: Православные+мусульмане

 

20 октября 2012 на сайте "Эхо-Москвы-Петербург" (гл. ред. - Ирина Цвей) от имени редакции был размещен анонс уличной совместной акции "православных и мусульман", требующих отменить выставку Гельмана в Петербурге. Тут же был размещен образец антигельмановского обращения к Полтавченко. "Впервые в новейшей истории России православные и мусульмане Санкт-Петербурга объединились для совместного противодействия наступлению лжекультуры", - сообщалось в анонсе.

 

Сбор подписей активисты планировали собирать возле двух титульных культовых сооружений Питера - на входе в Александро-Невскую Лавру и на входе в соборную мечеть Санкт-Петербурга. Анонс информировал, что возле Александро-Невской Лавры сборщики подписей будут стоять с плакатом: «Защитим русское православие», возле мечети - с плакатом «Защитим веру от лжесионистской культуры», а общий девиз акции - «Народ! Россия! Вера!».

 

Информацию об этих мероприятиях разместили популярные питерские СМИ РИА-Новости-СПб, Балтинфо и др.

 

21 октября 2012 стариковский Профсоюз граждан России попытался провести анонсированные мероприятия.

 

У Соборной мечети прошел одиночный пикет Магомеда Касимова, члена Профсоюза граждан России. При этом радио Свобода сообщило, что проведение пикета у мечети было запрещено полицией.

 

 

 

 

Фото - отсюда

 

 

Мероприятие же у Александро-Невской лавры будто бы прошло успешно, хотя никаких репортажей о нем пресса не дала.

 

"Народный собор", Анатолий Артюх

 

Анатолий Артюх, бывший профессиональный гитарист и бизнесмен по строительству; с 2007 - профессиональный православный активист

 

27 сентября 2012 антигельмановское обращение к губернатору Полтавченко разместило на своем сайте петербургское отделение "Народного собора" (рук. - Анатолий Артюх). Похоже, что на этом участие "Народного собора" в "гонениях на Гельмана" в этот раз ограничилось.

 

4 октября в интервью "Известиям" Гельман в очередной раз выразил неуверенную надежду на то, что Полтавченко проигнорирует обращения "мракобесов".

 

Казаки, Алексей Зборовский

 

5 октября портал" "Казачий центр" (главный администратор сайта - Алексей Зборовский) опубликовал образец антигельмановского заявления на имя Генерального прокурора.

 

Алексей Зборовский, ведущий портала "Казачий центр", начальник войсковой канцелярии Центрального казачьего войска (Москва)

 

В заявлении казакам предлагалось требовать от Юрия Чайки "применить существующие нормы права по пресечению деятельности гражданина Марата Гельмана, направленной на пропаганду и поддержку т.н. «выставок современного искусства», оскорбляющих традиционные моральные и нравственные ценности и чувства верующих". "Одна из таких выставок под названием "Духовная брань" сейчас проходит в галерее Марата Гельмана "Винзавод". Очередная должна открыться в городе Санкт-Петербурге 15 ноября на площадке фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation"", - говорилось в заявлении.

 

Т.е. "казаки" предлагали генпрокуратуре вменить Гельману ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ, в соответствие с которой оскорбление чувств верующих наказывается штрафом до 1 тыс. рублей.

 

О реакции прокуратуры на это обращение пресса не сообщала.

 

10 октября 2012 Марат Гельман, аппелируя к своему богатому жизненному опыту, заявил "Росбалту", что "не удивится, если выставку Icons запретят в Петербурге".

 

"Русский лад", Алексей Воронцов

 

13 октября 2012 к протестам против Гельмана присоединилось патриотическое движение "космистов" "Русский лад", близкое к РПЦ и КПРФ одновременно (на почве ВПК).

 

 

 

Председатель ее петербургского отделения, доктор философских наук, профессор Алексей Воронцов, зам. рук. фракции КПРФ в ЗакС, заявил, что готов использовать против Гельмана "любые правовые средства, включая методы уличной борьбы".

 

Депутат-коммунист Алексей Воронцов, профессор Герценовского университета СПб

 

"Предупреждаем Гельмана и его «компанию»: не надо приезжать со своими «иконами» в культурную столицу России", - говорилось в заявлении Воронцова, опубликованном на сайте КПРФ.

 

Но никаких действий за этим заявлением Воронцова не последовало.

 

Кризис

 

15 октября 2012 принимающая сторона петербургской выставки Гельмана - глава фонда "Рицорди" Виталий Рицци - обратился к куратору с письмом, в котором предлагал перенести Icons в Петербурге на конец 2013 года, ссылаясь на "крайне неблагоприятную атмосферу в городе".

 

 

 

На следующий день, 16 октября 2012, Гельман ответил Рицци открытым письмом. Это письмо имеет для данного случая программный характер, поэтому цитируем его полностью:

 

Куратор выставки Icons Марат Гельман впервые явился в Петербурге в 2000 в качестве политконсультанта Игоря Артемьева, недавнего первого вице-губернатора СПб, кандидата от местного "Яблока" на пост губернатора. Кампания Артемьева отличалась большой дерзостью. Сегодня Артемьев - руководитель Федеральной антимонопольной службы.

 

"Уважаемый, хотя и не знакомый Виталий Рицци, отвечаю на просьбу о перенесении выставки ICONS. На год.

Проведение выставки icons в Питере, это была ваша инициатива. Вы предложили сделать ее в своем пространстве и взять на себя все расходы по ней. Вы же, согласовав с моими планами, определили дату.

Я вообще не люблю повторять выставки. Люблю делать новые, но так получается, что и западные институции и наши просят меня или музей показать успешный проект у себя. Я всегда стараюсь не отказывать, считаю это своей миссией. Мои кураторские амбиции по отношению к icons удовлетворены в полной мере, тем более что поступило предложение сделать музей "основанный идеологически на этой выставке.

Один из попечителей вашего фонда - как оказалось - мой близкий товарищ, и он рассказал что на вас было давление и что фактически ваше письмо "с просьбой перенести" есть результат этого давления. Конечно плохо, что сегодня людям занимающимся искусством надо быть не только профессионалами, но еще и мужественными людьми. Мужество нужно воину а не куратору или художнику в нормальном обществе. Но мы живем в ненормальном и вам стоит подумать, следует ли вообще продолжать работу арт-институции если кучка мракобесов может с помощью губернатора закрыть выставку.

Конечно удивительно, что эту выставку открыли в Краснодаре - в регионе считающимся просто столицей традиционалистов, несмотря на беснующихся она проработала месяц и "отложили" в Питере, городе который гордится своей культурной столичностью. Я не знаю, являетесь ли вы патриотом города, но имейте ввиду, что ваше решение влияет как раз на атмосферу, на которую вы ссылаетесь.

В Питере я делал множество выставок. В Русском музее три проекта Оттепель, Южнорусскую Волну, Динамические пары. На этих выставках были работы достаточно острые. На других площадках Делал выставку Врубеля и Тимофеевой "евангельский проект" И выставку Видение. В коллекции Русского музея 50 работ из моей коллекции - подарок. Среди них и Олег Кулик.

Среди художников которые являются принципиальными участниками пермского проекта РУССКОЕ БЕДНОЕ тоже есть питерцы: Флоренские, Петр Белый, Козин.
Вообще, если говорить о радикальном искусстве, то в Питере работают сегодня очень радикальные: это Группа ПРОТЕЗ и Паразит и группа ЧТО ДЕЛАТЬ.

Поэтому я хоть и понимаю Вас и вашу ситуацию, но очень разочарован вашим решением. Не зная всех обстоятельств просто фиксирую, вы приняли это решение в ущерб художественной среде города, которым что теперь, всегда оглядываться на невежественного губернатора? Выставка icons в вашем пространстве не переносится, а отменяется".

 

Виталий Рицци

 

В тот же день, 16 октября 2012, президент фонда Рицорди Анна Шумилова заявила, что главной причиной просьбы о переносе сроков Icons была "неготовность как галереи, так и самого Марата Гельмана, провести выставку в запланированный срок. Потому мы не объявляли дату, не было пресс-релиза и афиш". "Просмотр и отбор работ санкт-петербургских художников только начинался", - уточнила она. Шумилова категорически отрицала факт давления на организаторов со стороны Смольного: "Я организатор, и никто меня никуда не вызывал, равно как и учредителя фонда и других моих коллег. Никакого давления не было и быть не могло".

 

Тогде же Фонтанка ру высказала развернутое предположение о причинах конформистского жеста руководства фонда Рицорди. Суть этого предположения сводилась к тому, что осторожность Виталия Рицци обусловлена его полной инкорпорированностью в местные властные структуры.

 

Виталий Рицци, глава фонда "Рицорди"

 

По данным «Фонтанки», Рицци является сыном главы Управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам Марианны Орджоникидзе, а также был советником спикера Законодательного собрания Петербурга Вадима Тюльпанова.

 

Марианна Орджоникидзе

 

Сам Рицци владеет некоммерческим партнерством «Ассамблея международного сотрудничества промышленников», которое в 2011-12 освоила более 52 млн. рублей из городского бюджета, исполняя заказы комитета, возглавляемого его влиятельной матерью.

 

***

 

В тот же день в своем интервью "Известиям" Гельман сообщил, что готов рассмотреть предложения от других организаций на проведение выставки в Петербурге. Как сам Гельман заявлял позже, такие предложения ему начали поступать практически сразу.

 

Волна

 

На следующий день, 17 октября 2012, от показа своего моноспектакля в театре "Эрарта" по "Лолите" Набокова отказался актер Леонид Мозговой. Некие подставные лица, назвавшиеся "казаками", потребовали от администрации города отменить "Лолиту", утверждая, что это произведение является пропагандой педофилии, что запрещено региональным законом.

 

Параллельно с гельмановским и набоковским сюжетом в Петербурге развивались еще два аналогичных:

 

- отмены (будто бы "по техническим причинам") сатирического представления "Бесы", которое должны были показать в ноябре в Петербурге Михаил Ефремов и Дмитрий Быков с участием Ксении Собчак. При этом Собчак сообщила, что к отмене "Бесов" имеет отношение Смольный;

 

- требования отмены от лица тех же подставных "казаков" выставки "Конец веселья" знаменитых британских художников братьев Чепменов. Ею должна была открыться новая площадка современного искусства в Петербурге - Главный штаб Эрмитажа.

 

Все эти случаи активно обсуждала московская и питерская пресса. Авторы большинства материалов об этой внезапной волне питерской цензуры сходились на том, что при губернаторе Полтавченко "культурная столица" превращается в город мракобесов.

 

"Яблоко", Михаил Резник

 

23 октября 2012 депутат петербургского ЗакСа Максим Резник призвал губернатора Георгия Полтавченко высказать личное мнение обо всех этих событиях.

 

Максим Резник

 

Максим Резник - нынешний депутат ЗакС-СПб с подмоченной репутацией. В 2000 он был заместителем председателя петербургского "Яблока". В 2008 расколол "Яблоко", предложив партии теснее сотрудничать с националистами. 10 декабря 2012 исключен из "Яблока" с формулировкой "за соучастие в фальсификации выборов"; соратники обвинили его в "сговоре с администрацией СПб".

 

Смольный, Антон Губанков


В тот же день, 23 октября 2012, Комитет по культуре Петербурга (председатель - Антон Губанков), наконец, разослал официальные ответы на обращения граждан в связи с выставкой Icons. "Органы государственной власти Санкт-Петербурга не вправе вмешиваться в творческий процесс с целью ограничения творческой свободы субъектов культурной деятельности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства", - сообщалось в ответе комитета.

 

"Люди Медведева" - глава петербургского Управления по культуре Антон Губанков (слева) и министр культуры Пермской области Борис Мильграм во время фестиваля "Культурный альянс Пермь-Петербург", проведенного Маратом Гельманом в 2010 в Петербурге в рамках программы "Единой России" "Культурный альянс".

 

Но публикации о тотальной православной цензуре (Полтавченко известен своей богобоязненностью) продолжались.

 

29 октября пресса сообщила, что "в Смольном считают, что против губернатора ведется пиар-кампания".

 

Белковский

 

Представление о "кампании против Полтавченко" поддержал директор Института национальной стратегии, один из идеологов "консервативной революции" и активный сторонник "церковной реформации" Станислав Белковский.

 

Политтехнолог, организатор "ресурсов влияния" Станислав Белковский

 

Белковский не исключил, что угроза Полтавченко ("человеку Медведева") может исходить со стороны Валентины Матвиенко (человека Путина), желающей видеть на посту петербургского губернатора верного ей человека ("может, Тюльпанова").

 

Вадим Тюльпанов, глава Заксобрания СПб, гипотетически заинтересованное в "наезде" на Полтавченко лицо (по Белковскому)

 

При этом Белковский таинственно указал на "языческий характер" правления Полтавченко, предполагая, что причина кампании против него может заключаться именно в этом: "Истовая религиозность Полтавченко не вызывает у меня сомнений, но она мало похожа на православие. И сильные мира сего усомнились, нужен ли такому городу как Петербург такой правитель, если методы управления у него языческие". Имел ли Белковский в виду, что кампанию против губернатора таким хитрым способом ведут некие влиятельные "истинные православные" - бог весть.

 

Власть: Георгий Полтавченко

 

12 ноября 2012 губернатор Полтавченко ответил на запрос депутата Резника, что никакого отношения к запретам на проведение известных культурных мероприятий органы госвласти не имеют: "Организации, указанные в вашем запросе, не находятся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и являются самостоятельными субъектами культурной деятельности. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга ни в какой форме не давали указаний об изменении тематики, формата, творческого содержания или отмене перечисленных вами мероприятий".

 

Художественное сообщество

 

Художественное сообщество в первом туре петербурского сюжета неприятности Гельмана полностью игнорировало. С содержательным комментарием выступил только московский "современный православный художник" Гор Чахал. В разгар события он заявил, что подобные выставки в регионах, на его взгляд, кураторам "необходимо организовывать в прямом контакте с местными епархиями, подробно объясняя цели и содержание выставки". А чуть позже указал на непоследовательность кураторской позиции: если ранее задачей выставки объявлялось акцентирование "тонкой грани взаимоотношений современных художников и икон", то позже было заявлено, что выставка "не имеет отношения к религии. Она о том, что современная цивилизация – это мир непрерывно мелькающих картинок, клише, формирующих стереотипы человеческого поведения" (Чахал передергивает: слова о том, что "выставка не имеет отношения к религии" принадлежат не Гельману, а автору "Онлайн812" Дмитрию Новику).

 

Марат Гельман - Михаил Пиотровский

 

В начале декабря 2012 Марат Гельман включился в кампанию защиты директора Эрмитажа Михаила Пиотровского от атаки моралистов.

 

На сей раз 17 неназванных граждан обратились в прокуратуру с жалобой на "кощунственную" выставку британских художников братьев Чепменов "Конец веселья", открывшуюся в Эрмитаже. В музее началась прокурорская проверка выставки "на экстремизм".

 

Гельман рассуждал: "В связи с прокурорской проверкой Эрмитажа будет привлечено дополнительное внимание к проблеме закрытия выставок по причине, что какие-то экспозиции нарушили чьи-то права. Эрмитаж обладает высоким статусом для того, чтобы было ясно, что подобные высказывания являются мракобесием. А это может сыграть на пользу нам всем".

 

Действительно все публикации о вопиющем преследовании Пиотровского - доверенного лица Путина и директора крупнейшего российского музея - сопровождались сообщениями о череде недавних отмен, из цензурных соображений, других культурных мероприятий в СПб, в т.ч. - в первую очередь, выставки Гельмана "Айконс".

 

Вскоре полиция заявила, что никакого экстремизма в эрмитажной выставке братьев Чепменов не обнаружено.

 

Брутальные запугивания

 

В первой половине января 2013 неизвестные моралисты вышли за грань закона: 9 января 2013 в музее Набокова разбили окно бутылкой с запечатанной внутри ветхозаветной цитатой. А 14 января 2013 было совершено нападение на Артема Суслова, организатора спектакля "Лолита" в Центре современного искусства "Эрарта".

 

Суслов связывал нападение с "организованной преступной группировкой «Казаки Санкт-Петербурга»".

 

А одиозный депутат Заксобрания СПб Виталий Милонов, выдающий свое личное мнение по любому поводу за голос "морального большинства", заявил, что случаи с музеем Набокова и Артемом Сусловым "больше похоже на самопиар", фактически обвинив Суслова в организации нападения на самого себя.

 

Власть: Василий Кичеджи

 

В эти дни региональные власти наконец встревожились. Полиция завела дела и по факту хулиганства в музее Набокова и по факту нападения на Артема Суслова. А вице-губернатор Василий Кичеджи заявил, что "власть в городе в силах защитить и университетский музей, и государственный Эрмитаж, и частную галерею, и другие культурные институты от любых провокаций и хулиганских действий».

 

"Народный собор", Евгений Андрущенко

 

20 февраля 2013 координатор «Народного собора» в Петербурге Евгений Андрущенко, заявил, что организация готовит обращение в прокуратуру на Марата Гельмана. Общественники-патриоты уверены, что письма от имени несуществующих "казаков" сочинены и разосланы под руководством Марата Гельмана. Активисты намерены потребовать возбудить против Гельмана уголовное дело по статье 282 УК РФ в связи с разжиганием межнациональной розни. Заявление планируется подкрепить собранными материалами, в которых также будут отражены результаты мониторинга обсуждения в Интернете новостей о «православных казаках». «Эти письма неизменно вызывают всплеск ответной агрессии. Люди пишут: «недорасстреляли попов, казаков не добили, надо мочить их», – отметил Андрущенко.

 

В поддержку своей версии православные активисты, представляющие несколько городских организаций, сняли фильм, который распространяют в соцсетях.


Icons возвращается

 

6 марта 2013 стало известно, что выставка выставка Icons в Петербурге все-таки состоится. Ее примет креативное пространство «Ткачи» с 29 марта по 21 апреля. Гельман объяснил: "Когда в ноябре произошел скандал с отменой выставки, ко мне обратились несколько площадок с предложением провести ее у себя и оплатить все расходы. Это показатель того, что город не готов мириться с ситуацией, в которую его толкают городские власти. Питерская интеллигенция оправилась от первого шока и внятно заявляет, что ей нужно острое, дискуссионное искусство. В «Ткачах» у нас уже была выставка «Видение», так что опыт сотрудничества есть. Само помещение замечательное и даже чем-то похоже на то, в котором экспозиция представлялась впервые в Краснодаре. И люди там осознают: второй раз отменить выставку станет позорищем. Поэтому, вне зависимости, будет на нас оказано давление или нет - выставка состоится".

 

Гельман пересказал Газете ру свою давнюю идею о необходимости диалога между верующими и художниками: "Я задумал выставку как пространство для спокойного и нескандального разговора между художниками и верующими, между церковью и искусством... У нас есть общее наследство, культурное наследство, — иконы, евангельский текст, которые одновременно являются сакральными предметами для верующих. Поэтому этот разговор должен быть, но он приведет к положительному результату, когда состоится. Пока что такой разговор никак не может состояться, и, к сожалению, сама возможность какого-то разговора у многих вызывает неадекватную реакцию. На выставке нет ни одной работы, которая бы даже в ироничном ключе интерпретировала религиозный текст или икону, или, например, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи — а ведь таких работ очень много, и они могут быть интересны. А на этой выставке подобных работ нет... В церковных кругах, в том числе и достаточно высоких, есть люди, которые понимают, как и я, необходимость подобного диалога. И они прикладывают усилия, чтобы состоялась некая конференция; но пока ведутся переговоры, и о конкретных договоренностях говорить рано".

 

Гельман обвинил руководство города в "молчаливом одобрении" самоназначенных цензоров: "По поводу обстановки скажу так: сумашедшие и мракобесы существуют в любом городе. Но в Петербурге они почему-то получили сигнал из Смольного, что власть с ними, и ее молчаливое одобрение впридачу. То, что вандал расписывает стену музея, не делает Петербург некультурной столицей, но то, что «верхушка» при этом не реагирует - плохо".

 

В дни перед открытием выставки он повторял это мнение многократно - "проблема Петербурга в том, что культурным городом управляет невежественная власть". "Думаю, Полтавченко в Питере - это кадровый просчет, который еще аукнется", - конкретизировал он.

 

Виталий Милонов

 

В тот же день депутат ЗакС Виталий Милонов, до сих пор на удивление не проявлявший никаких инициатив в связи с готовящейся выставкой Гельмана, теперь посоветовал куратору изменить свои планы, т.к. "большинство петербуржцев не хотят, что бы наш город был осквернен и изгажен этой псевдохудожественной мазней".

 

"Если он ее сюда привезет, то мы ему все это дело назад упакуем и вышлем из города", — пообещал Милонов, предположив, что в Берлине или африканских странах, "Гельман найдет много сторонников". Депутат выразил уверенность, что куратор "вполне понимает русский язык и добровольно откажется от своих намерений".

 

История связей Гельмана с Петербургом

 

7 марта 2013 Гельман написал "справку" о своих отношениях с Питером, заметив, что они "давние и достаточно разнообразные". Справка такова:

 

"В Русском Музее я делал выставки художников: Александра Бродского, Татьяны Назаренко, Мартынчиков, Павлюкевича и Субботиной. Курировал большие проекты там же: Искусство против Географии, Оттепель. В коллекции Русского музея 50 работ - мой дар. Часть из них в постоянной
экспозиции часть выставляются в рамках тематических выставок.

Я делал выставку "Питерские" в Москве в ЦДХ, в моей галерее проходили персональные выставки таких художников из северной столицы как Тимур Новиков, Митьки, Саша и Оля Флоренские, Петр Белый, Козин, Хвостов (наверняка кого то забыл). Я продюсировал книгу "неофициальная столица" о
художественной жизни Санкт-Петербурга, я член жюри главной художественной премии учрежденной городом - премии Курехина.

Несколько лет назад в рамках уже пермского периода я показывал в Питере выставки "Евангельский проект" Дмитрия Врубеля и выставку "Видение" - ретроспективу видеоарта от Нам-Джун Пайка до наших дней.

Предыдущий глава культдепартамента города Антон Губанков был моим хорошим знакомым, был моим гостем в Перми, я его - в Питере. Мы вместе создавали Культурный Альянс".

 

В этом тексте опущена пара деталей, важных для нашей темы - малоизвестный сюжет о ранних политтехнологических связях Гельмана с Питером и двусмысленный сюжет о его первых кураторских рефлексиях на тему восприятия радикального искусства верующими, который оказались также был связан с Петербургом.

 

Эти сюжетцы теперь тем более важны, что в марте 2013 старая гельмановская питерская история начала реактуализовываться - куратор решительно подтянул свои давние питерские связи для "изменения отношения к "Айконс" со стороны публики и властей. 7 марта 2013 его давний партнер Борис Вишневский, вслед за своим коллегой и соратником Максимом Резником, тоже обратился к губернатору Георгию Полтавченко - с просьбой защитить "Айконс" от казаков и Виталия Милонова. Давний младший питерский приятель Гельмана - Митя Харшак - на страницах своего нового ежедневного специализированного ресурса Арт1 ежедневно обеспечивал поддержку "Айконс" со стороны персон, весьма влиятельных в официальном или контркультурном арт-мирах. Развернуто высказался в поддержку "Айконс" зав. отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский - постоянный питерский партнер Гельмана по выставочной деятельности. И, видимо, те же Резник и Вишневский, непростые члены ОДД "Солидарность", посодействовали организации "пикетов в защиту выставки" в день открытия Icons. За всем этим смутно маячили фигуры заоблачных Игоря Артемьева и Валентины Матвиенко.

 

Когда-то все они были связаны штабом одной перверзивной избирательной кампанией, важную роль в которой играл Марат Гельман - в 2000 на пост губернатора СПб от "Яблока" претендовал недавний вице-губернатор Игорь Артемьев.

 

Игорь Артемьев, с 2004 - глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС), подчиняющейся лично премьер-министру.

 

Гельман в 2000 был одним из главных политтехнологов Кремля, совладельцем, наряду с Глебом Павловским, "Фонда эффективной политики". В 1999 он возглавлял избирательный штаб Сергея Кириенко - кандидата на пост мэра Москвы. В Петербурге поначалу консультировал Валентину Матвиенко, выдвинувшую свою кандидатуру на пост губернатора СПб, и противостоящую основному кандидату - действующему губернатору Владимиру Яковлеву. Консультации эти велись алаверды: как говорил Кириенко, в качестве "помощи" его штаба - штабу Матвиенко.

 

Тогда считалось, что Яковлев - личный враг свежего и.о. президента Владимира Путина. Вспоминали, что в 1996, когда Яковлев выдвинул свою кандидатуру против Собчака, Путин, возглавлявший предвыборный штаб Анатолия Александровича, назвал того "иудой". Яковлев же, победив на выборах, назвал Путина "пиздюком".

 

Предал этот факт огласке Борис Вишневский, тогдашний советник Артемьева,  присутствовавший при произнесении исторической реплики.

 

Борис Вишневский

 

"Подходит какой-то чиновник, - рассказал Вишневский в июле 2004 "Московским новостям" о событиях 1996 года, - и говорит: "Владимир Анатольевич, там Путин приехал, сидит и ждет, что вы насчет него решите". Я навсегда запомнил, что ответил Яковлев. Он побагровел и сказал: «Чтоб завтра духу этого пиздюка не было»". Сам Собчак незадолго до смерти сказал своей жене Людмиле Нарусовой: "«Если я умру, сделай все, что в твоих силах, чтобы Яковлев не присутствовал на похоронах. Не хочу, чтобы эта гнида видела меня в гробу».

 

 

Во время избирательной кампании-2000 (и.о.) Путин официально поддержал Яковлева, но одновременно поддержал и инициативу председателя Счетной палаты Сергея Степашина провести комплексную проверку петербургских ведомств.

 

Губернатор СПб Владимир Яковлев

 

Предвыборная кампания против Яковлева велась в СПб в 2000 в атмосфере страшной таинственности, но вполне остервенело. Против губернатора было заведено пустяшное уголовное дело, а Борис Березовский нарыл против него реальный компромат.

 

После того, как Матвиенко, по личной просьбе Путина, сняла свою кандидатуру с выборов, Гельман продолжал консультировать другого "антияковлевского кандидата" - бывшего вице-губернатора Игоря Артемьева, выдвигавшегося от "Яблока". Артемьев в тот момент был руководителем PR-агентства Фонд экономических и политических исследований "ЭПИцентр-СПб". В своей контр-агитации, по мнению Яковлева, его противник был "лжив и беспардонен".

 

Изо всей "анти-яковлевской" кампании горожане больше всего запомнили именно работу неназванных, но вполне стилистически узнаваемых, политических художников Гельмана - серию билбордов с нищими людьми и надписью "Наш город устал" и помещенную в одном из номеров антияковлевской предвыборной газеты "Моя столица" глумливую карикатуру на Яковлева с писькой:

 

 

Газета была анонимной, безо всяких выходных данных. Ее закрыли.

 

К слову сказать, позже выяснилось, что главредом "Нашей столицы", как и ряда других предвыборных медиа-проектов Марата Гельмана, был Алексей Плуцер-Сарно (под псевдонимом Алексей Сарна) будущий райтер группы "Война". Об этом он сам написал в своей автобиографии. Учредителем же газеты выступил ИД «Кросс-Медиа», возглавляемый Алексеем Разореновым.

 

Алексей Плуцер-Сарно, главред "Нашей столицы" и других "анонимных" политических медиа-проектов Гельмана; с 2008, по собственному определению - куратор группы "Война".

 

Директором социальных программ артемьевского пиар-агентства Артемьева был тогда активист нынешней прогельмановской питерской кампании Максим Резник.

 

Выборы губернатора в СПб прошли 14 мая 2000. Убедительную победу в них одержал Владимир Яковлев.

 

А в октябре-декабре 2000 в Русском музее Марат Гельман провел мега-выставку "Искусство против Географии", состоящую из семи тематических выставок. Тогда же Гельман передал в дар Русскому музею 60 работ из коллекции своей галереи, в числе которых были произведения В.Комара и А.Меламида, В.Кошлякова, А.Савадова и Г.Сенченко, О.Голосия, Инспекции "Медицинская герменевтика", С.Волкова, Е.Китаевой, О.Кулика, А.Ройтбурда, Д.Гутова, Б.Михайлова, И.Макаревича и др. (полный список даров - тут). Штаб Гельмана заявил о подписании соглашения между Гельманом и "Русским" и о том, что в музее скоро будут открыты "залы Гельмана".

 

 

В 2001 Гельман поддержал проект главного петербургского художника Тимура Новикова, якобы направленный против московского акционизма, т.е. художников тогдашнего "пула Гельмана" - Александра Бренера, Олега Мавроматти, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Пименова, Авдея Тер-Оганьяна. Галерея Гельмана выпустила псевдоаналитическую книжку тимуровского протеже Александра Медведева, доказывавшего сатанинский характер московских радикальных художников, трое из которых в то время уже скрывались от судебных преследований за границей. В гельмановской же галерее 26 апреля 2001 прошла акция "изгнания бесов" петербургскими художниками из московских. Все это было первыми, и весьма двусмысленными, рефлексиями художественной среды на ее ранние столкновения с агрессивными верующими.

 

В июле 2001 "Русский музей" официально "принял" дар Гельмана. Зам. директора ГРМ Евгения Петрова отметила, что впервые с дореволюционных времен Русский музей получает столь большое пополнение своей коллекции со стороны соотечественника, и сравнила Марата Гельмана с меценатами Морозовым и Третьяковым. Для самого Гельмана это тоже было первым таким широким жестом. С тех пор Гельман время от времени сотрудничает с Александром Боровским, заведующим Отделом новейших течений Русского музея.

Преследуемые

  • Гельман Марат, галерист, дир. музея, К-политтехнолог
  • Обвинители

    Защитники

  • Мокроусов Алексей, П-журналист
  • Источники

  • Марат Гельман: Не могу давать рецептов
  • РНС: Сергей Бугаев "Африка" обвинил галериста Марата Гельмана в дискредитации современного искусства.
  • Винзавод: Неспешный разговор
  • В выставочном центре «Ткачи» отключили электричество и воду
  • Запутанный клубок "Ткачей"
  • Организаторы Icons покажут последнюю выставку в арт-центре "Ткачи"
  • Организаторов выставки Марата Гельмана «Иконы» выгоняют на улицу
  • Аренда для «Ткачей» подорожает
  • Ротенберги расторгли договор аренды с "Ткачами"
  • "Ткачи" не будут менять концепцию и закрывать выставочное пространство
  • Организаторы выставки Icons заявили о возможном выселении из помещения
  • РНЛ: Господин в элегантном костюме с лёгким запахом серы
  • РНЛ: Казаки Марата Гельмана
  • Прохорова: Милонов должен был поддержать выставку Icons
  • Мила Арбузова: «Пресные плоды совриска»
  • Казаки одобрили выставку "Icons" Марата Гельмана
  • Алексей Мокроусов: Нечем эпатировать
  • Новое время: Поле брани — о выставке "Иконы"
  • Религиовед Десницкий о «законе Pussy Riot»: если начнут сажать, проиграет Московская Патриархия
  • Новая газета: «Мы придем. Казаки»
  • Дмитрий Губин: Пролезть через окно в Европу
  • За что чувствует себя виноватым Марат Гельман
  • "Деловой Петербург". Будут ли навязывать Петербургу религиозный фундаментализм
  • Только нравственность, только хардкор
  • ИАЦ "Сова": Искусство и проблемы реализации свободы совести в России в 2012 году
  • «Казаки» угрожают Марату Гельману в Петербурге
  • Артерритори: ICONS без скандала
  • Новые известия: Не переходя границ
  • Коммерсантъ-ФМ: "Половина художников продолжала уповать на государство, а половина – на бизнес"
  • Коммерсантъ: Притча в инсталляциях
  • Icons как мост от современного искусства к православию
  • Гоша Острецов о сером времени и самоцензуре Гельмана
  • Марат Гельман: «В России духовность - это канон, мертвечина, а любой поиск – грех»
  • Петербург решил избавиться от Гельмана по-культурному
  • Светское искусство VS православные активисты, раунд второй
  • Марат Гельман: тот факт, что надо обладать мужеством, чтоб заниматься искусством - нонсенс
  • На выставке "Icons" в Петербурге объявляли пожарную тревогу
  • Пожарная тревога в центре "Ткачи" не связана с выставкой Марата Гельмана
  • Против Icons вышли коммунист и язычник
  • Выставку Icons Марата Гельмана застраховали на 800 тысяч евро
  • Лекция Романа Багдасарова об иконе на Icons. Анонс
  • В Петербурге наконец-то открылась выставка Icons Марата Гельмана
  • Марат Гельман: «Альянс мракобесов и власти разрушился»
  • «У русской церкви проблемы с жизнью. Выставка Гельмана Icons – это жизнь»
  • "В Петербурге часть мракобесов решила запретить все"
  • Марат Гельман: Церковь и искусство – две растущие силы современной России
  • Противники выставки Гельмана рассылают письма, готовят пикеты и жалуются на хакеров
  • Православные активисты хотели передать Гельману удавку "от Березовского"
  • Роман Осьмикин: Пикетировать выставку ГЕльмана нужно воинствующим атеистам
  • Арт1: Пикет сил добра
  • Марат Гельман: Пристрастия губернатора Санкт-Петербурга не должны влиять на культурную политику
  • Марианна Баконина: "Цунами в стакане воды".
  • Неизвестные наклеили на одну из работ на выставке Icons «От Березовского Гельману презент»
  • Марат Гельман усомнился в существовании настоящего казачества
  • Гельман: Жаль, что интеллигенция Петербурга поддалась давлению мракобесов
  • ФСБ закрывает «Светлую Русь». А Гельману напоминают о контактах с обвиняемым полковником КГБ
  • Народный собор: Ответ на выставку Гельмана будет асимметричным, но эффективным
  • Милонова и "Народный собор" придумал я - Марат Гельман
  • Гельман планирует создать музей на основе выставки "Icons"
  • Выставка повышенного раздражения
  • Милонов пугает организаторов ICONS "небесным прокурором"
  • В Петербурге состоятся пикеты в защиту светской культуры и выставки Марата Гельмана
  • Вишневский: Полтавченко дожидается преступления
  • Дмитрий Губин: Icons и палец в мясорубке
  • Артемий Троицкий: Я не профессиональный коллекционер
  • Пресс-конференция Гельмана об открытии выставки Icons в Петербурге. Анонс
  • Дмитрий Губин: "Это страх быть другим, то есть самим собой"
  • Сергей Пархоменко: Журналисты ждут отмашки сверху, чтобы понять, в каком ключе писать о выставке Гельманана
  • РИА Новости: Монтаж выставки Гельмана в Петербурге проходит спокойно
  • Петербургский арт-критик предложил прийти на ICONS в казачьих папахах
  • Лиза Савина: Айконс посмотреть надо обязательно
  • Владимир Гусев: «Современное искусство очень редко нравится современникам»
  • Эксперт: От «стерилизации» искусства страдает не Гельман, а образ Петербурга
  • Александр Боровский: Беседы на равных у художников Санкт-Петербурга не получится
  • Александр Боровский: Про «Icons» и праведный гнев
  • Арт1: Вопрос веры и живописи
  • Марат Гельман: Альянс Смольного и мракобесов разрушен
  • Балтинфо: Культура держит оборону
  • Галерист Гельман и депутат Милонов обсудили выставку Icons
  • «Народный собор» просит прокуратуру проверить причастность Гельмана к письмам «казаков»
  • Арт1: Три мнения об ICONS
  • Керим Рагимов: Открытое письмо
  • Митя Харшак: Привычка оскорбляться
  • Марат Гельман: получил письмо от "народного собора"
  • Митя Харшак: Тетечки с киками и дядечки с пиками
  • Чиновник: Советую оппонентам Гельмана посетить его выставку
  • Полтавченко получил персональное приглашение на выставку Ikons
  • Петербургский эксперт: Культура привыкла развиваться по указке
  • Депутат и галерист обсудили открытие предстоящей выставки в прямом эфире
  • Петербургский сенатор Тюльпанов поддерживает фединициативы Милонова
  • Петербургский писатель о псевдоказаках: Что бы они делали без Набокова?
  • Директор центра "Ткачи" - губернатору Санкт-Петербурга: Приходите на выставку ICONS!
  • Полтавченко пригласили на выставку ICONS
  • Полтавченко передали подписи против выставки Гельмана Icons
  • Сурганова: Срывы спектаклей и выставок в Петербурге – это политика
  • Православные обратились к банкирам с просьбой блокировать выставку Гельмана в Петербурге
  • «Грешник, хуже любого содомита»: как Виталий Милонов общался с горожанами
  • На выставке Гельмана в Петербурге готовят повышенные меры безопасности
  • Милонов считает, что судьбу "Икон" Гельмана должен решить Смольный
  • За цензурой в Петербурге будут следить молодчики, которые не считают «Черный квадрат» искусством
  • В Петербурге могут создать православный совет по культуре
  • Организаторы выставки Гельмана "ICONS" встретились с ФСБ
  • В Санкт-Петербурге ФСБ защитит выставку ICONS Марата Гельмана
  • Православные против интеллигенции в борьбе за губернатора
  • Активисты соберут подписи против выставки Icons Гельмана в Петербурге
  • Митя Харшак: Весеннее обострение
  • Николай Стариков: Гражданское общество в действии
  • Гельман: В Петербурге фрики и мракобесы чувствуют поддержку власти
  • Петербургский депутат обратился к губернатору с просьбой защитить выставку от православных хулиганов
  • Марат Гельман: Православный рэкет
  • Церковь и общество, точки разрыва и точки соприкосновения
  • Марат Гельман: справка для питерских СМИ освещающих ситуацию с Айконс и желанием некоторых товарищей "не пущать"
  • Площадку «Море» закрыли из-за цензуры
  • Марат Гельман: «Просто прошел первый шок от мракобесов»
  • Скандальную выставку Марата Гельмана "Icons" все-таки покажут в Петербурге
  • Марат Гельман: «Отменять выставку во второй раз будет позорищем»
  • Милонов обещает не допустить проведения выставки Гельмана в Петербурге
  • Цензура в театре: какие спектакли запрещают в России
  • Балтинфо: Атака засланных казачков
  • Депутат Милонов: избиение организатора «Лолиты» похоже на самопиар
  • МБПЧ: Об акте вандализма в музее В.В. Набокова
  • Вице-губернатор Василий Кичеджи обещал защитить музеи города от хулиганов
  • Газета ру: Министры эпохи Pussy Riot
  • Балтинфо: Цензура - новый тренд в жизни культурной столицы
  • От "жлобов" до "баранов": Петербург завершает год скандалов
  • Поборники нравственности продолжают ревизию современного искусства
  • Огонек: Петродеградация
  • КП: Сторонников петербургского депутата Виталия Милонова хотят завалить исками
  • Евгений Мазепин: Не дать расслабляться извращенцам
  • Эрмитаж берут соборностью
  • Марат Гельман о проверке Эрмитажа на экстремизм
  • Средневековые мракобесы не чтят высокого искусства весельчаков Чепменов
  • «Профсоюз Граждан России»: Выставка Чепменов – конец искусства
  • Дмитрий Жвания: На чьей стороне мракобесы?
  • Росбалт: Прокуратура ищет в Эрмитаже «экстремизм» из-за выставки Чепменов
  • Российская газета: Эрмитаж проверили на экстремизм
  • Известия, Гельман: «Проверка в Эрмитаже привлечет внимание к закрытию выставок»
  • Марат Гельман: Решил отреагировать на попадание в топ-20 самых невлиятельных мужчин России
  • Финам: Искусство и провокация. Марат Гельман
  • Эхо Петербурга: Интервью с Михаилом Пиотровским
  • Полтавченко не запрещал «Лолиту», Гельмана и Ксению Собчак
  • Конкретно ру: Революционная Лолита
  • Искусство под запретом (30 октября 2012)
  • Ведется ли против губернатора Полтавченко пиар-компания?
  • Почему в Петербурге стали отменяться спектакли и выставки
  • Кураев назвал перфомансом письмо казаков об отмене спектакля в Петербурге
  • Новая газета-СПб: Конем твоим правит коварная ложь
  • Резник просит Полтавченко запретить "культурную" цензуру в Петербурге
  • Мнения ру: Неуловимые казаки атакуют Санкт-Петербург
  • Интернет-Ополчение: Выставка Гельмана. Официальный ответ из минкульта Санкт Петербурга
  • Леонид Мозговой: «Это подонки»
  • Гор Чахал недоумевает по поводу изменения концепции выставки Icons
  • Расправившись с Лолитой, «казаки» набросились на Эрмитаж
  • Радио Свобода: Мусульманские и православные активисты Петербурга - против выставки "Иконы"
  • ТВК: М.Гельман - заворот кишок от псевдокультуры
  • “Постскриптум” об отмене выставки Гельмана в Петербурге
  • Казаки в Петербурге потребовали запретить «богомерзкий спектакль»
  • Кого православная Россия до эмиграции доведет
  • Свободомыслие и инакомыслие нуждаются в защите
  • Фонтанка ру: Из Петербурга выдавили «Иконы» Гельмана
  • Марат Гельман: «Художник не должен думать о том, что его работа может оскорбить»
  • Юрист: Вместо миллионов с Мадонны смогут взыскать не больше 20 тыс. рублей
  • ВВС: Гельман отменил выставку в Петербурге из-за "атмосферы"
  • Радио Свобода: В Петербурге отменено открытие выставки "Icons" Марата Гельмана
  • Гельман: любой мракобес может закрыть выставку, написав Полтавченко
  • Петербургские галеристы отказались выставлять проект Марата Гельмана
  • Гор Чахал: Icons надо было проводить в прямом контакте с местной епархией
  • Николай Стариков: Победа гражданского общества - выставки Гельмана в Питере не будет
  • Гельман на «Эхо Москвы» про отмену выставки в Петербурге
  • Марат Гельман: Уважаемый, хоть и незнакомый, Виталий Рицци,
  • Заявление Бюро Санкт-Петербургского всероссийского созидательного движения "Русский лад"
  • Верующие просят убрать экспонат с еще не открытой выставки
  • Галерист Гельман не исключает, что его выставку запретят в "православном" Петербурге
  • Галерист Гельман не исключает, что его выставку запретят в "православном" Петербурге
  • Казачий центр: Образец заявлений в генпрокуратуру против Гельмана
  • Православные намерены засудить галериста Марата Гельмана
  • Марат Гельман: «Мракобесы существуют, в том числе и во власти»
  • «Мракобесы существуют, в том числе и во власти»
  • Николай Стариков: Мусульмане поддержали православных против Гельмана
  • Православные активисты Петербурга провели акцию против выставки Гельмана
  • В выставке "Иконы" нет кощунства, запрещать ее в Петербурге не за что - галерист Гельман
  • Николай Стариков: Открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга по поводу выставки Гельмана. Документ
  • Николай Стариков: Культурную столицу нужно защитить от провокационной выставки Марата Гельмана
  • Союз православных и мусульман: Открытое письмо губернатору Петербурга
  • Православные попросят Полтавченко запретить выставку Гельмана "Иконы"
  • В Петербурге протестуют против "Икон"
  • Марат Гельман о сборе подписей против выставки в Петербурге
  • В Петербурге покажут скандальную работу художника Дэмиена Херста
  • Нашествие гельминтов
  • Пермские каникулы в Петербурге
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com