запрещенное

искусство

18+

01.03.2013, Слон, Вера Кичанова

Цензура в театре: какие спектакли запрещают в России

Полиция начинает проверку спектакля Кирилла Серебренникова «Отморозки» по книге Захара Прилепина на наличие экстремизма, сообщил режиссер «Гоголь-центра» на своей странице в Facebook.

 

Он опубликовал запрос из полиции на имя директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского (его фамилия в запросе указана с ошибкой). Органы правопорядка запросили видеозапись спектакля, режиссер в ответ сообщил, что видеозаписи не существует, и предложил проверяющим купить билеты и самим посмотреть спектакль.

 

Премьера «Отморозков» состоялась на «Винзаводе» весной 2011 года. Пьеса, над которой режиссер Кирилл Серебренников и писатель Захар Прилепин работали около четырех лет, посвящена нацболам: на сцене разгоны митингов, споры на кухне, задержания, допросы. Режиссер не ограничился сюжетом книги «Санькя» – студенты Школы-студии МХАТ собирали рассказы реальных участников митингов на Триумфальной площади и «Маршей несогласных», и герои со сцены зачитывали их впечатления. Оппозиционеры узнавали в «отморозках» реальных персонажей – иногда благодаря кепке, иногда по характерным фразам.

 

Все это время власти и не думали проверять спектакль на экстремизм, более того, в 2012 году он стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Драма / спектакль малой формы». В «Гоголь-центре» «Отморозков» покажут в новой версии – но вряд ли он стал более «экстремистским».

 

Как сказано в документе, проверка проводится на основании обращения Московского общественного совета по нравственности и социально-значимой информации – упоминаний об этой организации в интернете нет. Сам же Серебренников написал в Facebook, что проверку инициировала некая «актриса Театра Гоголя». «Удивляет, вернее в сотый раз поражает вот что: это же не власть, не кровавый режим, не органы вложили „актрисе Театра Гоголя“ перо в руки и заставили писать натуральный донос. Это она сама! Это зов ее души! Это ее генетический код», – написал режиссер. Теперь, рассуждает он, проверяющие органы придут в театр смотреть спектакли и найдут в них «призывы к революции, пропаганду гомосексуализма, педофильский след или что там сейчас у них в моде».

 

Приход Серебренникова летом 2012 года привел к конфликту в коллективе – часть труппы потребовала его отставки. Актеры были недовольны желанием нового худрука отказаться от репертуарного театра в том виде, в котором Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя существовал до него.

 

Сейчас администрация театра не собирается снимать спектакль, планируя показывать его еще как минимум месяц. «В любом случае „Отморозков“ не могут снять до того, как его посмотрят органы, поэтому мартовские спектакли должны пройти, а что дальше – посмотрим», – сказал пресс-секретарь театра Артем Пучеглазов. Slon вспомнил, какие еще спектакли подвергались цензуре в последнее время и за что. Легко заметить, что если раньше такие истории случались редко и в основном в регионах, то в последнее время вошли в систему, в том числе и в обеих столицах.

 

«В своих руках»
Пропаганда терроризма (Дагестан, 2008)

 

 

Спектакль о трагических событиях в Театральном центре на Дубровке был запрещен в Дагестане по решению руководства республики. Автор спектакля – британский драматург российского происхождения, с недавних пор член оргкомитета «Партии 5 декабря». На сцене Русского драматического театра Махачкалы пьесу показали ровно один раз, на премьере побывало высшее руководство республики, в том числе и президент Дагестана Муху Алиев.

 

Спектакль «В своих руках» был впервые поставлен на английском языке в Лондоне в 2006 году, показ в Махачкале стал первой постановкой на русском. Действие разворачивается вокруг диалога одной из террористок и журналистки, оказавшейся в заложниках. Премьера собрала аншлаг, но уже на следующий день спектакль был отменен: зрителям объяснили, что одна из артисток заболела, что, по словам режиссера, было неправдой.

 

Президент Дагестана Муху Алиев опроверг сообщения о том, что спектакль был якобы запрещен по его личному указанию. «Запрет этого спектакля – это на самом деле чья-то провокация либо, как я уже говорил, головотяпство министра культуры республики. Каких-либо указаний об отмене спектакля я не давал» – заявил он. Но, по его мнению, Дагестан был выбран для постановки скандального спектакля для дестабилизации обстановки в республике, и «ноги растут» из Британии.

 

«В целом постановка мне не понравилась, потому что, на мой взгляд, идет поэтизация, героизация образа террористов. Они выглядят уж очень одухотворенными людьми, готовыми на все ради своих идей. Остальные люди, заложники, изображены в не очень приглядном виде. Некоторые даже ради спасения жизни готовы поступиться собственным достоинством», – заявил журналистам Муху Алиев.

 

«Голубой щенок»
Пропаганда гомосексуализма (Екатеринбург, 2010)

 

 

Одним из первых решений нового художественного руководителя Театра эстрады, известного барда Александра Новикова, было снятие с репертуара детской музыкальной постановки «Голубой щенок». Новиков счел ее «карикатурной с намеком на педофилию, не соответствующую сегодняшним реалиям и представлениям хотя бы из-за названия».

 

Александр Новиков известен как человек, публично критиковавший и высмеивавший «голубое лобби» в мире политики и шоу-бизнеса. Он, в частности, выступал в качестве оппонента защитника прав секс-меньшинств Эдварда Мурзина в передаче «К барьеру!» на НТВ.

 

URA.ru отмечает, что замена руководства Театра эстрады стала одним из самых заметных и одновременно самых критикуемых действий нового министра культуры Свердловской области Алексея Бадаева.


«Планета»
Духовно небезопасно (Белгород, 2011)

 

 

Белгородские власти запретили мат и тяжелый рок, затем празднование Дня святого Валентина, но решили на этом не останавливаться и закрыли постановки современных драматургов в театре «Новая сцена» местного Института искусств. В частности, снят с репертуара оказался  мелодраматический спектакль Евгения Гришковца «Планета». Причем конкретных претензий к пьесе или автору белгородские цензоры не сформулировали: ни мата, ни откровенных сцен в спектакле нет. Просто в области действует так называемый закон о духовной безопасности, которому пьеса о любви не соответствовала.

 

Незадолго до премьеры, которая должна была состояться в запрещенный День всех влюбленных, в Институте искусств срочно собрали худсовет, который признал все спектакли «Новой сцены» «духовно небезопасными». Кроме пьесы Гришковца в этот список попали пьесы других современных авторов – Андрея Крупина, Ивана Вырыпаева, Вадима Леванова, Ярославы Пулинович, Владимира Зуева и Дарио Фо. При этом «Кислород» Вырыпаева и «Детский мир» Зуева до этого спокойно шли на сцене театра – «Новая сцена» остается единственным в городе театром, где ставят современных авторов. В итоге артисты показали «Планету» 14 февраля в помещении магазина одежды.

 

Сам Гришковец очень расстроился, что белгородцы не смогут посмотреть его пьесу, но ничего предпринимать не стал. «Видимо, в Институте культуры решили так: раз пьеса современная, значит, в ней обязательно есть мат, сцены жестокости и прочие непотребства. Почитать текст, похоже, и не пытались – ну какие жестокие сцены могут быть в „Планете“, если это монолог? Я в данном случае просто удивился отсутствию критериев запрета. Понятно, что в целом это мракобесие», – сказал журналистам писатель.


«Золушка»
Оскорбление власти (Камчатка, 2011)

 

 

Камчатские власти попытались отцензурировать новогодний спектакль про Золушку, так как отдельные сцены из сказки показались им двусмысленными и оскорбляющими государственную власть. В частности, в «Золушке» звучали шутки про перевод часов – а эта тема на тот момент была в регионе сильно политизирована.

 

Шоу пользовалось больших успехом у зрителей, но на одном из спектаклей побывала первый заместитель губернатора Ирина Третьякова, и ей многое не понравилось. На Камчатке исполняется идея по сокращению часовых поясов, которая сильно не нравится местному населению, а в спектакле, как и в сказке, король переводит часы на час назад, чтобы Золушка подольше осталась на балу. И это показалось чиновнице издевательством над государственной властью.

 

На 8 января намечалось очередное представление, и все билеты были распроданы. Целый день от актеров и руководства театра требовали отменить спектакль. Но, когда толпа зрителей собралась у театра, цензоры все же разрешили сыграть спектакль, если из него на ходу вырежут те самые оскорбительные сцены. Актеры вышли на сцену и сыграли спектакль без купюр.

 

«Иисус Христос – суперзвезда»
Богохульство (Ростов-на-Дону, 2012)

 

 

В Ростове православные верующие потребовали запретить рок-мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», поставленный петербургским театром. Соответствующее заявление они прислали на имя руководителя Ростовской областной филармонии, в областную прокуратуру и в приемную уполномоченного по правам человека по региону. В итоге дирекция Ростовской областной филармонии заявила организаторам, что концерт не состоится, и сняла с продажи билеты.

 

«В связи с тем, что вышел новый закон, защищающий интересы верующих, мы решили обратиться к государству за поддержкой. На наш взгляд, образ Христа, который трактуют в опере, – неправильный с позиции христианства. Если такая постановка и имеет место быть, она должна быть согласована с патриархией. А в том виде, в котором существует данное произведение, – это профанация. И говорить о том, что опера укрепляет веру, – неправильно. Верующий человек не пошел бы на этот спектакль, а пошел бы в храм на богослужение», – сказано в заявлении.

 

В марте 2012 года в Гомеле и Могилеве православные верующие организовали сбор подписей и добились отмены показа этой же рок-оперы, так как она «извращает многие ключевые моменты библейской истории». Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» был впервые показан на Бродвее в 1971 году и с тех пор успешно идет во всем мире.

 

«Золотой петушок» 
Богохульство (Москва, 2012)

 

 

Кириллу Серебренникову уже доводилось сталкиваться с ревнителями морали: некие представители православной общественности назвали оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленную им на сцене Большого театра, кощунственной. По мнению верующих, в «Золотом петушке» Серебренников вывел на сцену казаков с карикатурами на православные иконы.

 

«„Царь“ изображает патриарха, размахивающего кадилом, – возмущаются они в открытом письме. – Мы можем наблюдать глумление над святынями, священством и Русской православной церковью». Верующие активисты ожидали, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «скажет свое веское слово об этом богохульстве и обратится на сей счет к власти». Удивительно, что все это случилось через год после премьеры постановки.

 

«Кирилл Серебренников – известный, уважаемый режиссер, – сказали журналу «Собеседник» в пресс-службе ГАБТ. – То, что происходит на сцене, – его видение, и он имеет на это право. Поверьте, ничего такого в адрес духовенства там не было и нет. Что ж они ухватились за „Петушка“? В репертуаре Большого есть прекрасный балет в постановке Юрия Григоровича „Золотой век“. Так в нем вообще поп танцует с огромным крестом на шее. Балет о временах нэпа. Сатира была и в те времена, и сейчас. Так вот, эта постановка никого не смущает». В итоге спектакль остался в репертуаре театра, а скандал только добавил ему популярности.

 

«Сон в летнюю ночь»
(Москва, 2012)

 

 

Департамент культуры Москвы на всякий случай порекомендовал детям до 14 лет не смотреть оперу «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Новая постановка оперы вызвала скандал после письма от некоей С. П. Хасановой, которая от имени родителей участников детского хора сообщала о развратных сценах и пропаганде педофилии. Письмо было направлено детскому омбудсмену Павлу Астахову и главе синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.

 

Астахов попросил у главы Минкультуры проверить информацию о развратных сценах. Кроме того, 30 мая с аналогичной просьбой к министру обратился депутат петербургского парламента Виталий Милонов, автор скандального закона о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних. Настоящие родители детского хора опубликовали возмущенное письмо, в котором назвали жалобу «отвратительной фальшивкой» и опровергли свою причастность к письму, обвиняющему худрука театра Александра Тителя в пропаганде педофилии.

 

В итоге министр культуры России Владимир Мединский ответил Астахову, что не видит необходимости вмешиваться в ситуацию вокруг постановки оперы «Сон в летнюю ночь», а родители детей сами дали согласие на участие в постановке. Поскольку театр не входит в число учреждений федерального ведения, Минкультуры России не вправе контролировать его деятельность, решил Мединский. Но «принимая во внимание важность затронутых вопросов», Минкультуры все же обратилось к руководству театра за разъяснениями. В ответ генеральный директор театра представил обращение родителей детей, которые принимают участие в спектакле, где говорится, что они сочли возможным участие своих детей в постановке.

 

«Лолита»
Пропаганда педофилии (Санкт-Петербург, 2012)

 

 

В Петербурге православные добились отмены моноспектакля «Лолита», который должен был состояться в петербургском музее «Эрарта». Решение об отмене принял лично постановщик представления Леонид Мозговой и организаторы спектакля. Незадолго до этого в СМИ появилось письмо казаков Санкт-Петербурга, обращенное к руководству музея, где говорилось, что реклама романа «Лолита» Владимира Набокова и спектакля по нему является грехом и нарушением закона о запрете пропаганды педофилии среди несовершеннолетних.

 

«Мы просим вас одуматься и не создавать провокационных сценариев, поскольку мы убеждены – это не может быть просто так, это зачем-то нужно», – писали казаки руководству музея. Они заодно обратили внимание на то, что Леонид Мозговой, поставивший спектакль и сыгравший в нем главную и единственную роль, играл Гитлера у «режиссера – известного пропагандиста содомии, гомосексуалиста», и изобразил его положительным персонажем. Видимо, речь шла о фильме Александра Сокурова «Молох». «Вы знаете, я не люблю дразнить гусей. <...> Не хочу обзывать казаков, но люди недалекие, не знающие культуру, с такими шовинистическими взглядами, и, так сказать, я не люблю с такими людьми связываться, зачем мне это?» – объяснил Мозговой свое решение.

 

Незадолго до письма о «Лолите» в Санкт-Петербурге из-за «богохульства» отменили концерт «Граждане Бесы» от создателей проекта «Гражданин поэт» Дмитрия Быкова и Андрея Ефремова. Галерист Марат Гельман передумал показывать запланированную на ноябрь выставку Icons, так как площадка, где она должна была состояться, попросила перенести ее на год из-за «неблагоприятной обстановки в городе». А вскоре после отмены «Лолиты» вандалы несколько раз исписывали фасад дома-музея Набокова оскорбительными надписями.

 

«Про того, который ходил страху учиться»
Пропаганда самоубийства и сатанизма (Алтай, 2012)

 

 

Управление культуры Алтайского края потребовало внести изменения в спектакль по пьесе Михаила Бартенева «Про того, который ходил страху учиться» еще до его премьеры в Молодежном театре Алтая. Как написал в своем блоге возмущенный режиссер Глеб Черепанов, чиновники разглядели в постановке пропаганду самоубийства: им не понравилось, что у трех братьев – главных героев, умер папа, и они общаются с умершим отцом.

 

Кроме того, двое актеров по ходу спектакля изображают повешенных – цепляют себя на трос и поднимаются вверх. Все эти эпизоды взяты из пьесы Михаила Бартенева, ставящегося по всей России и даже в Европе. В Управлении культуры сочли, что повешенных на сцене Молодежного театра быть не должно. А маски тех же повешенных и вовсе вызвали обвинения в «сатанизме» – так сообщили режиссеру правоохранители.

 

Никто из представителей администрации при этом спектакля не видел – но он не понравился маленькой дочери руководителя профкома местного «Газпрома» как слишком «взрослый», после чего руководитель «Газпрома» обратилась в прокуратуру. По словам режиссера, спектакль не предназначался для маленьких детей и на нем стоит маркировка «12+», а играть его планировалось в вечернее время.


«Маадай-Кара»
Вольная трактовка истории (Алтай, 2013)

 

 

 

Намеченная на конец января премьера спектакля «Маадай-Кара» в Национальном театре Республики Алтай не состоится – ее запретил министр культуры региона Владимир Кончев. Об этом сообщил режиссер спектакля заслуженный артист республик Тыва и Алтай Амаду Мамадаков. Официальная причина запрета постановки не озвучивается, но, исходя из опубликованной переписки режиссера и депутата Госсобрания Алтая Сергея Михайлова, недовольство чиновников вызвано вольной трактовкой героического эпоса.

 

Занятый в спектаклях в московском театре «Et Cеtеrа» под руководством Александра Калягина Амаду Мамадаков несколько месяцев отбирал материал из 13-томного сборника «Алтай Баатырлар» и летал на репетиции на родину. «Актеры буквально горят идеей, учат текст, смакуем, какой у нас „вкусный“ поэтический алтайский язык. Композитор Александр Трифонов каждый день приносит новые и очень точные музыкальные сочинения к спектаклю, художник Республики Тыва Наачин Шалык специально приехал и рисует эскизы декораций и костюмов на основе алтайских и тувинских петроглифов, собираем надежный технический состав театра, обговариваем, как что делать, организовываем встречу с известным народным кайчи Т. Б. Шинжиным и берем у него благословение. В общем, все были на подъеме! Готовим для жителей республики спектакль на национальном материале, чтобы земляки послушали свой народный эпос „Маадай-Кара“», – цитирует режиссера местный ресурс «Листок».

 

По словам Мамадакова, постановка была отменена по телефонному звонку алтайского министра культуры Владимира Кончева, который «запретил ставить этот спектакль и не будет выделять деньги из бюджета, а если руководство с этим решением не согласится, то их просто уволят». Самое крупное из алтайских героических сказаний, эпос «Маадай-Кара» содержит 7738 стихотворных строк и исполняется сказателями-кайчи в сопровождении музыкального инструмента.

 

«БерлусПутин»
Критика власти (Санкт-Петербург, 2012)

 

 

Московскому «Театру.doc» не удалось показать в северной столице сатирический спектакль «БерлусПутин»: три площадки подряд – ДК им. Газа, ДК им. Ленсовета и ДК им. Горького отказались предоставить свою сцену. Пьеса нобелевского лауреата Дарио Фо «Двухголовая аномалия», поставленная в Италии десятки раз, рассказывает о последствиях теракта, происходящего во время встречи старых друзей – отставленного Берлускони и действующего Путина. В результате теракта от итальянского премьера остается лишь одно полушарие мозга, его пересаживают пострадавшему, но выжившему российскому премьеру. Его поведение в результате претерпевает сильные изменения, которые начинают косвенно влиять на политическую жизнь в России.

 

В ДК им. Газа несмотря на предварительные договоренности о датах, сообщили, что для руководства Кировского завода, владеющего ДК, это «спектакль нон грата». Потом стало известно, что принимать спектакль у себя отказались и в ДК Ленсовета. «В кулуарах начальство ДК заявило, что принимать настолько нехудожественное зрелище у себя не хотят, – сообщила режиссер театра Варвара Фаэр, – в ответ мы осведомились, известно ли дирекции, что пьесу написал лауреат Нобелевской премии по литературе». К слову, незадолго до этого на сцене ДК проходили гастроли французского бурлеск-шоу Crazy Horse.

 

Худрук «Театра.doc» Михаил Угаров рассказал, что это не первый случай цензуры, с которым сталкивается команда театра, – их часто зовут на гастроли в российские города, а потом звонят и просят отменить спектакли. «Весьма возможно, речь идет не столько о цензуре, сколько о самоцензуре. И нам было отказано без особого приказа из Смольного, а просто из соображений трусости», – добавил он. Ранее «Театр.doc» приезжал в Петербург со спектаклем «Час восемнадцать» о смерти Сергея Магнитского на фестиваль «Балтийский дом» и даже завоевал награду.


Слон

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com