запрещенное

искусство

18+

21.03.2013, Болтинфо, Инга Слажинскайте

Балтинфо: Культура держит оборону

После актов вандализма в отношении наследия писателя Владимира Набокова, нападок на спектакль по его роману «Лолита» и череды громких скандалов вокруг неоднозначных выставок деятели культуры решили дать отпор провокаторам. А власти города обещают защитить право на творческую свободу.

В цивилизованных странах несогласные с той или иной выставкой, фильмом, театральной постановкой имеют возможность высказать свое мнение в СМИ и Интернете, но не угрожают и не оскорбляют писателей, художников, деятелей культуры. Почему Петербург в последнее время стал полигоном для разного рода «активистов», готовых даже на применение силы в отношении своих оппонентов? И почему «культурная столица» на деле все больше удаляется от этого почетного и ответственного звания?

 

Пушкин вслед за Набоковым?


Напомним, с осени прошлого года неизвестные лица систематически нападают на музей Владимира Набокова. Дирекция музея длительное время получала письма от недоброжелателей, а 9 января хулиганы разбили бутылкой окно в здании музея. К бутылке была привязана записка, в которой Набокова обвиняют в педофилии, а музей – в соответствующей пропаганде.

 

В феврале вандалы добрались до музея-усадьбы писателя Владимира Набокова в поселке Рождествено Гатчинского района Ленобласти, написав на стене слово «педофил»; в конце января аналогичная надпись появилась на стене петербургского музея Набокова. В конце 2012 года некие анонимные «казаки», «учителя» и «актеры православного театра» выступили против спектакля «Лолита» Леонида Мозгового, обвиняя его в пропаганде педофилии.

 

«В отношении Набокова у меня есть постоянное твердое ощущение, что все хулители и ревнители нравственности не читали «Лолиту», а если и читали, то являются людьми глубоко необразованными, – заявил корреспонденту «БалтИнфо» писатель Захар Прилепин. – Потому что по сути это вполне себе невинная книжка. Никаких элементов порнографии и других вещей, которые могут ужасать подростка или глубоко верующего человека, там нет. Существует целый ряд классических книг, где герои текстов имеют дело с женщинами, которые по нынешнему законодательству являются подростками – девушками 14, 15 или 16 лет».

 

По мнению Прилепина, если такое нездоровое внимание вызывает «Лолита» Набокова, то и колоссальный свод текстов мировой литературы придется причислить к разряду «педофилии». История человечества, отметил Прилепин, знает о том, что есть целые эпохи и десятки народов, в которых мужчины жили с женщинами с 12-летнего возраста.

 

«Мы имеем дело с классическим литературным текстом, признанным всеми ценителями и знатоками мировой литературы. И Владимир Набоков не испытывает никаких добрых чувств, никакой симпатии к своему герою. Достоевский написал о мужчине, убившем бабушку. Гоголь написал «Тараса Бульбу», где герои вершат чудовищные деяния – убивают женщин и детей. Если Набоков у нас вызывает такой ужас, то что должен вызывать Гоголь или Пушкин, который описал просто классического террориста в лице Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»? Все это какой-то ужас, бред и показатель полускотсткого состояния нынешних ревнителей нравственности», – возмутился Прилепин.

 

Писатель рекомендовал потенциальным провокаторам обратить внимание не на классические литературные тексты, а, например, на состояние телевидения и центральных телеканалов, где «смешные цифры 16+ и 18+ вовсе не освобождают нас от совершенно несоразмерного человеческому рассудку обилия пошлости, глупости и подлости».

 

Варвары пришли из Интернета


Директор музея-усадьбы Рождествено, где жил Набоков, Ирина Авикайнен убеждена, что все акции против наследия великого писателя были четко спланированы. «Журналисты узнали о произошедшем (появлении надписи на стене музея, - прим. «БалтИнфо») раньше, чем сотрудники музея. Писали, что кто-то проезжал мимо и заметил надпись. Но информация появилась около девяти часов утра, когда на улице еще темно, и надпись невозможно увидеть. Очевидно, тот, кто написал, тот и позвонил в СМИ. Это была пиар-акция», – сделала вывод Авикайнен на круглом столе петербургских деятелей искусства и культуры.

 

«На культуру атаки были всегда. Если прислушиваться к мнению невежд, надо запретить всю историю человечества, в которой святость и грех соединены воедино, – высказал свою точку зрения председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов. — И эти «казаки» стали популярны только благодаря Набокову. Кто знал бы о них, если бы не их выходки? Взглядам людей с мелкими корыстными интересами необходимо противопоставить взлет культуры в Петербурге».

 

По мнению писателя, сейчас необходимо активизировать литературную жизнь в музее Набокова, чтобы туда съезжались писатели, проходили конференции, сделать его «жемчужиной Петербурга», и тогда музей будет защищен от нападок провокаторов надежнее, чем видеокамерами или полицейской охраной.

 

«Если сегодня прорвало в одном месте, есть вероятность, что позднее прорвет и в другом», – заявил ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников и подчеркнул, что вряд ли у города найдется возможность приставить к каждому памятнику охрану. По его мнению, корень зла кроется во Всемирной паутине. «Интернет превратился в информационную помойку, и именно из нее молодежь сегодня черпает свои знания и эстетические представления», – заявил эксперт.

 

По словам проректора Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Богданова, это проблема не только Петербурга и России. «Человек подучил в руки уникальные технологии коллективного существования – Интернет и соцсети. Но Петербург оказался не готов к этому ни в интеллектуальном смысле, ни в нравственном», – отметил Богданов.

 

Он предложил руководству города внедрять петербургскую культуру в Интернет с помощью специального ресурса в сети. «Нужно, чтобы каждый мог выйти в интернет с телефона и не только получить информацию о том, какой ресторан работает в этом доме, но и о том, кто здесь жил, какова история этого здания», – привел пример он.

 

«Всегда существовала борьба между разными культурами. Они соперничают, страстно ненавидят друг друга и уничтожают», – убежден писатель Александр Мелихов. По его мнению, вандалы, даже душевнобольные действуют под влиянием концентрации каких-то идей, витающих в воздухе. «Сегодня можно наблюдать возрождение аскетического христианства. Эти люди негативно относятся к обнаженному телу, все, что показывает телевидение, воспринимают как сатанизм. Если действительно происходит такая реформация, то с этим уже не справиться», – печально резюмировал писатель.

 

«Как человек православный, верующий, могу сказать, что если мы начнем трактовать всю культуру с точки зрения религии, то придется культуру обрезать, обкорнать, изуродовать в колоссальном количестве ее величайшие достижения. В том числе под ножницы цензуры попадут и богоборческие стихи Есенина, Пушкина, а потом уже книги будут гореть на центральных площадях. Поэтому пусть казаки и учителя успокоятся и займутся своими непосредственными обязанностями: учителя – обучением детей языку и литературе, а казаки – охраной границ от половцев и печенегов», – заключил в беседе с «БалтИнфо» Захар Прилепин.

 

На чьей стороне Смольный?


«Петербург вполне просвещенный город. Поэтому эти странные фрики, городские сумасшедшие так выделяются. Руководство у нас религиозное и малообразованное. Это типичные неофиты – люди, которые недавно пришли в церковь. Серьезного гуманитарного образования у них нет. Большинство из тех, кто работает в правительстве Полтавченко – не ленинградцы. Очень характерно, что они пропустили 70-летие прорыва блокады Ленинграда. Это просто поражает», – кинул увесистый камень в огород Смольного известный историк Лев Лурье.

 

По его мнению, если отдельные граждане не стесняются оскорблять даже директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского (да и любого человека вообще), то руководство города или правоохранительные органы обязаны обращать на это внимание. Но нынешняя городская администрация, как считает Лурье, «в силу своей некомпетентности не может отличить хорошее от плохого, правду от неправды».

 

Между тем, невзирая на протесты православных активистов, в Петербурге скоро откроется выставка Марата Гельмана под названием Icons. По признанию начальника отдела культурно-исторического наследия городского комитета по культуре Яны Седельниковой, в администрацию города поступило уже более ста обращений, в которых содержится абсолютно одинаковый текст с негативными отзывами об этом проекте.

 

Однако, как заверила представитель обезглавленного комитета, чиновники на все эти заявления исправно объясняют гражданам, что Конституция Российской Федерации не предполагает ограничения творческой и художественной свободы.

 

«Хотелось бы пожелать тем адресатам, которым мы будем продолжать отвечать, все-таки найти в себе силы спокойно прийти на выставку Марата Гельмана Icons и наверняка сделать много очень приятных открытий. На этой выставке есть очень выразительные работы. Это действительно интересный материал. И упаси Господь перепутать экспонаты на этой выставке с разного рода экспонатами с провокационных выставок», – заявила чиновница.

 

Напомним, кураторским проектом Марата Гельмана Icons 29 марта откроется выставочный сезон-2013 в пространстве «Ткачи». Директор выставочного центра «Ткачи» Ксения Юркова в открытом письме пригласила главу Петербурга Георгия Полтавченко посетить скандальную выставку.

 

Балтинфо

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com