запрещенное

искусство

18+

14.01.2003, Сахаровский центр

Оксана Саркисян: Живая религия

Название выставки "Осторожно, религия!" можно трактовать не как прямое обращение используемое в повседневном языке, а как знак привлекающий внимание в контексте масс медиальном.

Эта интерпретация, заложенная в названии, отсылает нас к современной массовой культуре. Постиндустриальное общество, как и любое другое, обладает собственной мифологией, формирует ритуалы, мораль, этику, эстетику, способы общения с трансцендентным и т.п. Во времена религиозных сообществ, эти функции выполняла церковь. Сегодня религиозное бессознательное так же транслируется через массовою культуру. В этот пакет упакованы психологические и этические составляющие, элементы национальной идентификации и культурные коды. Когда - то, все знание было сосредоточено в одной Книге. Теперь информационные потоки наследуют ее божественные свойства, и все человечество подключено к телевизионному эфиру, через который каждый день получает новостной заряд всемирного знания и осуществляет ритуал интерактивной коммуникации с всеобщим и всеобъемлющим посредством бесконечного тиражирования. Поп-арт стал не только всем, что нас окружает, он стал самой массовой религией нашего времени. И все мы - принадлежим к этой религии или подвержены ее воздействию ежедневно. Аминь. Вопросы веры, определяющие и структурирующие жизнь в религиозном обществе, в современном мире носят частный характер личного выбора. Но Богочеловек, обретя свободу творчества и созидания в эпоху ренессанса, сохранил божественную сущность в себе. И религиозное чувство, генетически знакомое рациональному пост индустриальному индивиду, подстерегает его в информационно - коммуникативных практиках массового общества. И один из крупнейших мыслителей наших дней, Славой Жижек, в период тотального потребления и реди - мейда, считает важным вопрос "Где Бог? Как проявляется Бог в повседневной жизни, когда мы работаем или сидим перед компьютером? Присутствует ли Бог в МакДональдз?". Пост модернистский жест художника Александра Косолапова, живущего в Америке, который на бил - борте Соса- Соlа размещает изображение Иисуса Христа и фразу "This is my blood) как раз и осуществляет за счет простой манипуляции массовыми символами акт божественного явления. А группа московских художников находит знаковые параллели в патриархальном мироздании и естественно - научном описании вселенной. Осуществляя акцию "ХВ.7999": облечение купола московского планетария в пасхальное яйцо, в момент массового празднования православной Пасхи и советского Дня Космонавтики, они фиксируют прецедент пересечения в определенной точке цивилизации (1999г 12 апреля) противоречащих друг другу, но аналогичных культурных кодов. Присутствие Бога обнаруживается в культурной памяти, в символических визуальных знаках. В живой традиции канонические образы приобретают естественное развитие, оставаясь частью общественных коммуникативных практик. Религиозные знаки обнаруживают и религиозное чувство, проявляющееся в коллективных представлениях и психических связях. Караоке, корпоративный продукт, разработанный как средство пения хором, получил широкое распространение во всем мире. Такого рода массовые радения имеют глубокие корни во всех без исключения религиозных практиках. Поэтому вполне логично предложение художников группы Синий Суп, создавших продукт в соответствии с техническими достижениями времени - молитву - видео ролик для караоке "В час беды". Подобную молитву уместно петь не в традиционном сакральном пространстве храма, а скорее в общественных местах специфической сосредоточенности и напряжения, таких, к примеру, как аэропорты и самолеты, больницы.

 

Возможно, подобные художественные жесты могут показаться кощунственными и ироничными по отношению к религиозному мироощущению. Но это отнюдь не так. Подобного рода раздражение связано с консервативностью как таковой. К примеру, во времена ренессанса религиозные образы совершенно свободно трактовались по-новому, отлично от средневековых канонов, воплощая реальность своего времени. Современному обществу и актуальному искусству свойственны позитивные гуманистические сюжеты. И это связано в первую очередь с противостоянием само развивающемуся технологическому процессу, готовому изменить сущность человека так же как он изменил мир вокруг него. Создав виртуальное подобие всемирного разума, человек оказался в опасности быть уничтоженным его порождением -трансчеловеком. И система религиозного мироздания приобретает в этой ситуации значение механизма, определяющего параметры "человеческого".


Сайт Сахаровского центра

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com