запрещенное

искусство

18+

15.10.2013, Молодой коммунар, Олеся Шпилева, Софья Успенская, Олег Григоренко

Молодой коммунар: ОПЕРАтивная обстановка

Труппе Воронежского театра оперы и балета объяснили причины отставки директора Игоря Непомнящего

В конце минувшей недели был подписан приказ об увольнении директора областного театра оперы и балета Игоря Непомнящего по решению учредителя — регионального департамента культуры и архивного дела. Это событие вызвало неоднозначную реакцию в культурной среде Воронежа. Чтобы объяснить мотивы расставания с Непомнящим, который директорствовал в «опере» четверть века, с коллективом театра встретилась руководитель департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко.

 

На эту встречу собрались почти все 500 работников театра, включая даже уборщиц. Собравшихся интересовало, каковы были причины увольнения директора, кто и когда займет его место, что будет со зданием театра и его труппой, будут ли отменяться спектакли, увеличатся ли зарплаты работников и не перестанут ли действовать социальные условия содержания труппы, в частности, съем квартир для иногородних артистов.


—?Мне очень грустно, что у вас возник вопрос об отмене спектаклей. Все-таки вы должны понимать, что история Игоря Михайловича и история театра — это две разные вещи, — обратилась к труппе Елена Ищенко. — Никто не будет отменять спектакли. До конца этого сезона театр будет существовать в том же здании, где он находится сейчас.


Далее Елена Ищенко пояснила, что департамент культуры изучил отчетность о работе театра, из которой напрямую следует, что деятельность его руководителя неэффективна. Она напомнила, что театр является государственным учреждением и департамент вправе принимать кадровые решения, необходимые для улучшения его работы.


—?Неужели вы абсолютно уверены, что нет иного пути к преобразованию нашего театра? — спросил оперный солист Алексей Иванов.


—?Если бы я не была в этом уверена, отставки бы не произошло. Вы должны понять, что с этим театр не умирает, а, наоборот, получает новый виток развития, — отреагировала руководитель департамента.


Ищенко пообещала включить в рабочую группу, которая займется вопросами реконструкции и реформирования театра, представителей творческого коллектива и предложила собравшимся выдвинуть кандидатов, имеющих авторитет и пользующихся доверием труппы. По ее словам, в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация, и представители творческого коллектива смогут ознакомиться с ней.


—?Я изучила все проекты по реконструкции театра, которые существуют, включая даже те, где предлагалось перенести здание театра из центра в другую часть города. Окончательный проект реконструкции еще не утвержден. Безусловно, никто не собирается театр сносить и рушить. Однако здание требует капитального ремонта. Были предложения о расширении театра, о том, чтобы сделать к нему несколько пристроек. Но пока об этом речи нет из-за и без того большого объема работ, а также крупных финансовых затрат, которых потребует новое строительство, — рассказала Елена Ищенко.


Она также отметила, что ориентировочно работы по ремонту и реконструкции займут 2,5 года. Глава департамента заверила артистов и работников театра, что труппа не будет расформирована, а сам театр продолжит творческую деятельность на площадке Воронежского концертного зала. Ищенко признала, что ВКЗ «сильно уступает залу театра оперы и балета», так как в нем иная акустика, очень маленькая оркестровая яма и сама сцена. Так что переезд станет временной, но необходимой мерой.


Ведущий оперный солист Игорь Горностаев поднял вопрос об увеличении зарплаты труппы, а также о социальной составляющей работы в театре.
—?Моя зарплата составляет 8900 рублей, и это еще не самая маленькая в театре. На эти деньги я не могу позволить себе ни снимать квартиру, ни взять ипотеку, потому что никто мне ее с таким доходом не даст. Я не могу позволить себе прилично одеться: на мне рубашка за 500 рублей и джинсы за 700, а ботинки я и вовсе купил с премии, — пожаловался лауреат всероссийских и международных конкурсов Горностаев.


По его словам, квартиру ему снимает театр, но прописаться в Воронеже артист не может. В прошлом году из-за отсутствия регистрации его даже задерживали полицейские. Певец неоднократно обращался к Игорю Непомнящему с предложением попросить у областного департамента культуры квартиры для работников театра, но директор утверждал, что чиновники, мол, не рассматривают такие обращения.


За три месяца Непомнящий сделал одно заявление — на отпуск
Как выяснилось, Игорь Непомнящий вообще сваливал на департамент культуры все беды театра. Артисты рассказали, что отсутствие денег на постановки, на жилье для актеров, а также низкие зарплаты труппы Игорь Михайлович объяснял всегда одинаково — «департамент не дает финансирования».
В ответ Елена Ищенко заверила труппу театра, что за те три месяца, что она возглавляет департамент культуры и архивного дела, Игорь Непомнящий ни разу не обращался к ней с подобными вопросами.


—?Игорь Михайлович ни разу не пришел ко мне ни с одним заявлением или просьбой, кроме просьбы об отпуске. Я понимаю, что департамент — это такой общий враг, который ни в чем не разбирается и ничего хорошего не делает, такое отношение было всегда. Я не знаю, как вам это доказать, но поверьте — за все эти вещи, которые вы назвали, отвечает именно директор и никто другой, — заявила Елена Ищенко.


В итоге, на наш взгляд, руководителю департамента культуры удалось донести до труппы мысль, что давно назревавшая реформа театра пройдет тем спокойнее, чем более активное участие примут в ней сами артисты.



PRO...
«Театру нужно второе дыхание»


Известный воронежский искусствовед Бронислав ТАБАЧНИКОВ считает, что одной из причин длительного кризиса в областном театре оперы и балета является частое использование театральных подмостков для концертов поп-звезд.


—?Воронежский театр оперы и балета действительно уже давно в кризисе, и выход из него должен быть намечен или новой дирекцией, или общественностью, или органами управления культуры и искусства. То, что происходит на сцене театра, просто позор: концерты Малинина, Майданова и других. Это беспрецедентно, когда восемь дней в месяц мы видим такие концерты на оперной сцене. Я думаю, что пора найти причины кризиса и пути выхода из него.


В то же время Бронислав Табачников полагает, что с моральной точки зрения организовать смену руководства в театре можно было по-другому.
—?Не могу судить о юридической правомочности этого дела, но что касается моральной стороны, то, я считаю, любая подобная должность должна замещаться по конкурсу, — говорит искусствовед. — Игорь Непомнящий был директором театра 25 лет. Это слишком много. Я каждые пять лет прохожу конкурс и уверен, что каждый, кто занимает руководящую должность в любой творческой организации, должен это делать. С моральной точки зрения лучше бы провести конкурс на замещение должности директора театра оперы и балета.


По мнению театрального критика, профессора ВГУ Льва КРОЙЧИКА, театру оперы и балета нужно «второе дыхание». В частности, театру не хватает собственных сильных постановщиков как для балетной, так и для оперной труппы.


—?Есть две абсолютно разные труппы — балетная и оперная. К балетной претензий нет никаких: за счет того, что в Воронеже есть прекрасное хореографическое училище, танцевальный состав постоянно получает сильную подпитку талантливых молодых артистов. Вероятно, балету не хватает сильного собственного хореографа, который способен предложить оригинальные современные постановки, поэтому к нам приезжает Васильев. Однако балетная труппа определенно пытается наладить диалог со зрителем, они развиваются.
С другой стороны, оперная часть труппы откровенно слабая. Есть хорошие голоса, но в силу разных причин они покидают Воронеж и перебираются в Петербург или Москву. Это системная проблема. К тому же у оперной труппы нет талантливого руководителя, постановщика, который мог бы внести оживление в спектакли. Конечно, никто не говорит, что надо весь вечер бегать по сцене и делать сальто-мортале, но сейчас оперные постановки отдают нафталином — они скучные и очень классические, — считает профессор Кройчик.



... ET CONTRA
Ушел бы «без нареканий»
По мнению администратора оперного театра Максима Непомнящего, сына уволенного директора, его отец прислушался бы к мнению руководства департамента, если бы ему предъявили претензии.
По словам Максима Непомнящего, Игорь Михайлович был готов покинуть руководящий пост «без нареканий», «если бы на то имелись веские основания».


Молодой коммунар

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com