запрещенное

искусство

18+

03.03.2015, Андрей Кураев

Андрей Кураев: Поп в "Метели" и против нее

Священник Свято-Михайловского собора Ижевска Владимир Андрианов посетил постановку пушкинской "Метели" в городском театре и написал донос руководству Удмуртской республики.

 

"Созданный уродливый образ священника пьяницы и вымогателя глубоко оскорбил мои религиозные чувства не только как священнослужителя, но и как верующего человека. Если учесть, что это все происходит накануне начала Великого Поста, то свои чувства не могу описать. Все происходящее я считаю нарушением статьи 148 УК РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»», – написал священник в жалобе.

Священнослужитель также выступил против использования в постановке символов православия – архиерейского облачения и креста, который, по его утверждению, имеет «гипертрофированный и уродливый вид».
«Требую прекратить использование православной символики, облачений и частей чинопоследования православных таинств в постановках», – заявил священник, отметив, что в случае отказа пожалуется в прокуратуру и суд. Он также попросил извинений – через СМИ, сайт театра и от министерства культуры Удмуртии.

Представитель театра сказала, что
"Принимать никаких меры не будем. Это письмо не повод для внесения изменений. Священник пытается нас уличить в том, чего нет. Мы от текста пьесы не отходили. Это постановка по мотивам повести Пушкина в инсценировке Сигарева, где говорится, что священник пьян, неоднократно упоминается, что он "пьян как ямщик". Это не наши домыслы, и не режиссер-постановщик это придумал", - отметила она".

***

Дама из театра врет.
Ни у Пушкина, ни у Сигарева (http://vsigarev.ru/text.html) все же никаких намеков на нетрезвость священника нет.
Есть отрицание этого:

К.И.Т. Тс-с-с, корнет ... Стыдно перед батюшкой.
ДРАВИН. (Усмехается.) Перед этим ... (Делает жест в сторону иконостаса.) Он уже пьян, как ямщик ...
К.И.Т. (Шепотом.) С чего вы взяли, вовсе он не пьяный.
ДРАВИН. (Зло.) Не пьяный, так будет, пять рублей содрал, гад! Пройдоха! Божья свинья с бородой!

Более того, у Сигарева после венчания священник горестно и вполне трезво говорит:

"Исчезают за дверью
Священник остаётся один. Какое-то время он стоит, как вкопанный. Затем идёт, задвигает засов и садится на лавочку.
СВЯЩЕННИК. Уехали ... (Вздыхает.) Играют с Богом как дети малые, а он всё видит ... Всё видит ... И наказывает ..."


Но все равно "оскорбленность чувств" удмуртского священника неуместна.

Пушкинская повесть это типичная рождественская сказка.
Рассказ о предельно несчастном человеке, на которого вдруг сваливается немыслимое нежданное счастье.
Намек сказки ясен: Бог лучше знает, как привести человека к радости. Ведь венчайся героиня по своему хотению - и уже через полгода стала бы вдовою. А так ее мужем стал любимый человек, но вместо бедного прапорщика она получила 26-летнего богатого полковника и героя войны. В общем, как позднее во "Властелине колец", главный герой пушкинской повести - Божий Промысл. О чем и говорит процитированная поговорка: "суженого конем не объедешь".

А вот у Татьяны Лариной так красиво не получилось. Хотя тема верности венчальным обетам и там прописана очень ярко и очень "несовременно".

Так что не стоит следовать дурному модному поветрию (= выискивать повод для эксгибиции "оскорбленных религиозных чувств") и ругаться с Пушкиным...

***

В Ижевском театре финал спектакля совсем иной, чем у Пушкина... Но он вполне описан репликой священника.

Автор жалобы реален. Свящ. Владимир Андрианов:

 

см. также http://vladandriyanov.pravorg.ru/

 

ЖЖ Андрея Кураева

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com