запрещенное

искусство

18+

11.09.2007, Культура, Александр Панов

Александр Панов: Порнография, как и было сказано

21 октября в парижском выставочном зале "La Maison Rouge" открывается выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России", подготовленная отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Первый вариант этого проекта демонстрировался весной в стенах самой Третьяковки на Крымском Валу в рамках Второй Московской биеннале современного искусства и был одним из самых масштабных и эффектных на фестивале.

 

Однако еще в конце прошлой недели уже находящийся в Париже куратор выставки, заведующий отделом Андрей Ерофеев забил тревогу: во Францию не приедут около восьмидесяти работ.

 

Точнее, не работ, а "единиц хранения", выражаясь музейным языком (многие произведения представляют собой многочастные циклы, то есть одно произведение может состоять из нескольких десятков конкретных артефактов). В воздухе повисло страшное слово "цензура". Отменилась московская пресс-конференция, приуроченная к вернисажу. СМИ тут же озвучили треволнения куратора.

 

В итоге вышло еще хуже.

 

В понедельник 8 октября министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов на пресс-конференции заявил, что считает неприемлемым проведение выставки вообще.

 

"Это станет позором для России. Я предпринял все, что мог, чтобы она в Париж не поехала. Ответственность за ее проведение ляжет на руководство Третьяковской галереи. Мы показываем в Париже порнографию, непотребные картинки", - сказал министр. После чего корпоративный скандал между куратором, дирекцией ГТГ, официальными институциями в лице министерства, Роскультуры и Россвязьохранкультуры окончательно стал достоянием общественности и одной из главных новостей текущей недели.

 

Как это было


Сначала хранители Третьяковки, собирающиеся в Париж и комплектующие вещи для перевозки, обнаружили, что некоторые произведения опять отправлены в запасники. Первоначальной цензурой занималась замдиректора ГТГ Ирина Лебедева. Далее редуцированный список просмотрел руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и сделал свои рекомендации. Окончательное решение принимал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Анатолий Вилков, который, по его словам, руководствовался лишь юридическими основаниями: произведения, не принадлежащие Третьяковке (что-то является собственностью автора, что-то ожидает решения своей судьбы в режиме "временного хранения"), при вывозе из страны обкладываются дополнительным налогом (50 процентов вместо 0, 1), и вещи, неграмотно оформленные, механически выключаются из государственного списка. Вилков подписал последний набор, из которого еще что-то выпало. Однако многие не принадлежащие Третьяковке вещи все равно остались, а "выпали" наиболее этически и политически сомнительные. Не помогло: Александр Соколов "проклял" весь проект вкупе.

 

Что не увидят во Франции


Если выставка "Соц-арт" все же откроется, то на ней не будет точно:

 

а) cерии "Маски" группы "Синие носы". Язвительные игры со знаковыми персонажами истории XX века от Гитлера до Путина и Бен Ладена. Для художников это всего лишь картинки, всплывшие из потока массмедиа, утопившего их в себе. Они нехороши собой, будто опухшая Офелия. Но это всего лишь картинки, литературные герои, навязчивый глюк;

 

б) фотографии "Эра милосердия" группы "Синие носы". Целующиеся милиционеры на фоне заснеженных берез. Российская идиллия, мечта о недостижимом рае, поданная с иронической дистанцией. "Эра милосердия" - название романа братьев Вайнеров, ставшего основой сериала "Место встречи изменить нельзя". В фильме герой Зиновия Гердта мечтал об этой эре. Она наступила - наши милиционеры на природе заняты собой, а не нами;

 

в) лайт-бокса группы "ПГ", посвященного азиатскому влиянию на сегодняшнюю Москву. Кореец ест в Кремле собаку, а вокруг куполов кремлевских соборов витают надувные китайские игрушки. А вы это не представляете в страшных снах, поутру стесняясь себе признаться?

 

г) карикатуры Вячеслава Сысоева. Что бы ни было на них нарисовано, Сысоев - единственный советский неофициальный художник 1970-х, отправившийся в лагеря за свое искусство. Он умер в Берлине в эмиграции. Можно уважить покойника?

 

д) объекта "Звезда и свастика" Марии Константиновой. Мягкие, тканые звезда и свастика, явно после сексуального акта. Для московского концептуализма идеологемы являются элементами интеллектуальной игры. И пафос "сталинизм = фашизм" превращается в инфантильную материализацию. Оба хуже, но художник выше этого. Или проще.

 

И т.д.

 

Было или не увидели?


Вообще-то термин "соц-арт" был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом, ныне международными звездами, а когда-то подпольщиками, в 1972 году. Это был советский ответ западному поп-арту: у нас общество не "попсовое", а "социалистическое". Политические фетиши определяют сознание, восприятие и взгляд на мир. Тогда это было очень радикально (Комар - Меламид отправились в эмиграцию). Еще недавно соц-артовские ходы казались не то музейными, не то устаревшими (а какая разница?). И выставка то ли в Москве, то ли в Париже должна быть такой хрестоматией - старые вещи и новые, продолжающие каноническую традицию. И вдруг неожиданная, необъяснимая и до сих пор неизвестная в деталях реакция. Да неужели подобное искусство может беспокоить на высоком уровне?

 

Господа-товарищи, оно - искусство, и не более того. Неужели не видно?

 

Вроде бы надо ценить с классических точек зрения: все, что в музее или под его эгидой, является музейной ценностью. Все, что юридически не оформлено, остается на совести куратора. Он знает, что делает, - надеюсь. Но зачем же стулья ломать?

 

Слово "порнография" так актуализирует "политическое искусство", что хочется задуматься о политике. Культурной политике государства в первую очередь. И вот где "позор для России". Греха не оберешься.

 

P.S. На момент подписания номера, откроется ли выставка, было неизвестно. Пока фуры с разрешенными произведениями едут в Париж, а дирекция Третьяковки воздерживается от комментариев. Что же все-таки произошло?

 

Культура

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com