запрещенное

искусство

18+

07.04.2012, Тайга инфо, Алексей Мазур

«Мракобесы» против «растлителей»: гражданский раскол по-новосибирски

Дискуссии о нравственности подкрепляются бросанием яиц.

Первомайский сквер Новосибирска днем 7 апреля на полтора часа превратился в место противостояния — тех, кто хотел выступить в защиту участниц панк-группы Pussy Riot, и тех, кто решил заступиться за духовные ценности. Корреспондент Тайги.инфо увидел, что на диалог стороны настроены не были.

 

Как известно, поданное в новосибирскую мэрию уведомление о проведении пикета в защиту участниц «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя не было согласовано после вмешательства ряда православных и патриотических организаций, которые выступили против пикета. И дали, в общем, основание считать, что придут на него сами.

 

Редакция направила журналиста, то есть меня, на место предполагаемых «горячих событий». К сожалению, я прибыл в Первомайский сквер с опозданием.

Подробнее: http://www.kurer-sreda.ru/2012/04/08/63825

 

Признаки массового мероприятия были видны с Красного проспекта: рядом со сквером был припаркован «Передвижной пункт полиции». Сам пикет проходил между фонтаном и улицей Горького — собралось около ста человек. Два десятка пикетчиков держали плакаты. Столько же журналистов, несколько десятков полицейских в форме и без и десятка три человек представляли «зрителей».

 

Моё недоумение по поводу того, что пикет всё-таки проходит, да ещё так массово, быстро развеялось. Пикет оказался не за Pussy Riot, а скорее против. Точнее — он был против секс-шопов, разврата на телевидении и порнографической выставки Пикассо в краеведческом музее. В защиту нравственности, в общем.

 

Как рассказали мне очевидцы, прибывших в Первомайский сквер инициаторов пикета в защиту Pussy Riot встретили сотрудники полиции и «представители православной общественности» и предложили им «уехать в Академгородок, пока не произошло ничего плохого». Поэтому собственно «пикета в защиту Pussy Riot» в Первомайском сквере не было совсем, хотя его потенциальные участники ходили перед плакатами борцов за нравственность и обсуждали как содержание плакатов, так и выражение лиц молодых людей, их державших.

 

Держали нравственные плакаты крепкие молодые люди, больше похожие на спортсменов, чем на средних прихожан храмов. Глядя на них, можно было не сомневаться, что с защитниками Pussy Riot могло бы произойти что-то плохое.

 

Впрочем, как свидетельствует видео «Провокации на пикете в поддержку Pussy Riot», один молодой человек всё-таки встал неподалеку с одиночным пикетом, однако вскоре подвергся нападению двух парней, которые вырвали плакат у него из рук и попытались утащить с площадки. Молодого человека спасло вмешательство полиции, которая, впрочем, не стала преследовать тех двоих, а у снимавшего происходящее Артёма Лоскутова чуть не выбили из рук камеру.

 

Почти все полтора часа, что шёл пикет, Артём Лоскутов дискутировал с православными активистами. Большинство их слушателей составляли полицейские, бдительно следившие за тем, чтоб дискуссия не перешла в мордобой.

 

Те дискуссии, которые я наблюдал, проходили вполне мирно, хотя напряженность время от времени прорывалась. Один мужчина в грубой форме требовал, чтоб его не снимали. Организаторы пикета следили за тем, чтоб не было «кощунства» со стороны оппонентов, и каждый раз, видя что-то подозрительное, призывали полицию прекратить. Полиция иногда отдавала команды «отвести с территории пикета Лоскутова и друзей», но почему-то не отводила.

 

Вообще, в основном полиция стремилась вставать между потенциальными сторонами конфликта, но никого не «винтила». В результате пикет стал даже не противостоянием, а каким-то бессмысленным топтанием и кружением.

 

Всё самое интересное я пропустил. Как не пустили в сквер инициаторов пикета за Pussy Riot, как мимо проходил Булат Барантаев, и в него кинули яйцами, и как уже после ухода Лоскутова за ним проследовала группа молодых людей и закидала яйцами машину Вячеслава Мизина, в которую Лоскутов сел.

 

Зато я встретил своего знакомого ещё по началу 90-х годов Юрия Задою. Он оказался председателем новосибирского отделения движения «Народный Собор» и заявителем пикета в защиту нравственности.

 

«Расплодились секс-шопы, с вывесками, а ведь мимо ходят дети! Ради детей… У тебя дети есть?». Я подтвердил, что двое. «Или вот выставка в краеведческом музее. Я не поленился, распечатал с сайта, смотри». На картинке был изображен половой акт, вроде даже втроем, я не вглядывался, в обрамлении текстов про краеведческий музей. «Ну и что, что гений нарисовал? Если гений рисует порнографию, она же становится более разлагающей».

 

Упомянул Юрий Задоя и про кощунниц в Храме Христа Спасителя, и про то, что пикет в их защиту должен был пройти в православный праздник Благовещенья. «Я был среди тех, кто обратился в мэрию с призывом не давать им разрешения. Мы вчера встречались с ними в мэрии, три часа уговаривали, предлагали прийти на телевидение, там же больше людей увидит — не соглашались».

 

Удивительным образом в православном пикете сочетались агрессивность одних его участников и какое-то простодушие других. Задоя переживал: «Ох, не проиграть бы нам информационно…». Среди требований пикетчиков были вполне резонные: например, соблюдать закон о том, что пункты распространения эротической литературы не должны находиться ближе 500 метров от образовательных учреждений и памятников культуры и истории.

 

7 апреля Первомайский сквер стал местом демонстрации гражданского раскола в его новосибирском варианте. С одной стороны — «кощунники» и «растлители», с другой — «ретрограды» и «мракобесы». Все видят оппонентов только в чёрном цвете, все крайне озабочены чужим моральным обликом. И никаких попыток услышать и понять друг друга.

 

Тайга-инфо

Тайга-инфоПодробнее: http://www.kurer-sreda.ru/2012/04/08/63825

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com