запрещенное

искусство

18+

20.11.2011, Блог Олега Луначева

"Суть времени": Почему пермяки против Пермского культурного проекта?

Данный материал написан после ознакомления с результатами социологического опроса "АКСИО-Пермь", проведенным с 01 июля по 31 августа 2011 года участниками всероссийского клуба "Суть времени" г. Пермь.

Судя по результатам данного опроса, с подобными результатами которого вы можете ознакомиться на сайте http://vkontakte.ru/eot_perm, 65,2 % пермяков относятся отрицательно к объектам Пермского культурного проекта.



Мы не будем в данной работе анализировать объем финансов, выделенных на данные мероприятия и ПКП, финансовую дисциплину и так далее. Это работа соответствующих органов. Хочется только акцентировать внимание читателя на том, что государственные финансы в серьезных объемах идут на финансирование оных.



Что такое Пермский культурный проект (далее - ПКП), кто его идейный вдохновитель, каковы его "плоды" и почему же больше половины пермяков оказались против него? По поводу истории ПКП обратимся к материалам газеты "Газета" (далее - цитата).



1. Апрель 2004 года. Представитель в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации от администрации Пермской области Олег Чиркунов назначен исполняющим обязанности губернатора Пермской области.
2. 1 декабря 2005 года. Олег Чиркунов назначен Губернатором Пермского края.
3. 1 августа 2008 года. Реальное начало «культурных реформ». Губернатор назначает министром культуры Пермского края Бориса Мильграма - художественного руководителя Пермского академического театра драмы, при котором театр переименовался в «Театр-Театр» и изменил репертуарную политику.
4. 25 сентября 2008 года известный московский галерист Марат Гельман привозит в Пермь выставку «Русское бедное», которая с фурором проходит в пустующем здании Речного вокзала. После успеха выставки Гельман
назначается на должность директора Пермского государственного музея современного искусства PERMM, которые ему еще предстоит создать. В краевой бюджет 2009 года руководство региона вносит поправку, предусматривающую выделение 36 млн рублей на ремонт здания Речного вокзала. Гельман разворачивает бурную деятельность, Пермь становится модной в столице, сюда перебираются некоторые современные фестивали – в октябре, к примеру, объявлено о том, что в следующем году в Перми пройдет фестиваль «Территория», ранее проходивший в Москве (в 2010 году
фестиваль вернется в Москву).
5. 26 февраля 2009 года открывается вторая масштабная выставка современного искусства, созданная Маратом Гельманом – «Евангельский проект». Успех опять налицо, но фурора «Русского бедного» уже нет.
6. 20-24 марта 2009 года. Бывший столичный фестиваль современной пьесы «Новая драма» проходит в Перми.
7. Апрель 2009 года. Бунт пермской интеллигенции. Все началось с приглашения 60-ти пермских художников на московскую выставку «Большая Волга». Председатель пермского отделения Союза художников России Равиль
Исмагилов просит у министра культуры около сорока тысяч рублей на доставку холстов в столицу (в один конец). Но Борис Мильграм денег не выделяет, объяснив это тем, что по одной картине познать художника
невозможно, поэтому надо послать в столицу несколько человек, самых достойных, и чтобы те выставили побольше своих картин. Отобрать достойных поручено Марату Гельману. Это решение вызывает взрыв.
8. 21 апреля художники публикуют в газете «Звезда» открытое письмо с комментарием самого известного пермского писателя Алексея Иванова. Комментарий получил неофициальное название «Манифест Иванова», в нем
оформлены основные претензии местной интеллигенции к реформаторам.
9. 23 апреля в Доме Журналиста проведена пресс-конференция, на которой присутствуют не только художники, но и представители всех творческих союзов, а также деятели культуры. Оформляется оппозиция, получившая
название «Конгресс пермской интеллигенции». В оргкомитет вошли писатель Алексей Иванов, председатель профсоюза работников культуры Ирина Становкина, депутат гордумы Игорь Гладнев, кинорежиссер Павел Печенкин,
поэт Игорь Тюленев, художник Равиль Исмагилов, худрук театра кукол Игорь Тернавский, председатель ПКО Союза дизайнеров России Геннадий Сорокин, журналисты Ирина Артемова, Раиса Маматова, Татьяна Чернова.
10. Весна 2009 года. Писатель Алексей Иванов заявляет, что готов отказаться от Строгановской премии, которую он получил в 2006 году, если в этом году за «культурные заслуги» ее получит Марат Гельман.
11. 22 мая Марату Гельману вручена Строгановская премия за заслуги перед Пермским краем в области культуры и искусства. Алексей Иванов в ответ перечисляет денежный эквивалент премии (10 тысяч долларов) музею
Строгановское Усолье на севере Пермской области. Бронзовую статуэтку в виде основателя династии Строгановых писатель оставляет себе – «на память». Гельман в ответ заявляет, что полученные им средства будут
потрачены на устройство выставки фотохудожника Андрея Безукладникова, урожденного пермяка, ныне проживающего в Москве.
12. Сентябрь 2009. На Пятом Пермском экономическом форуме впервые официально провозглашен лозунг «Пермь будет культурной столицей России».
13. 11 декабря 2009 года в Перми открылся «театр нового времени» под названием «Сцена-Молот». Арт-директором театра стал руководитель московского театра «Практика» Эдуард Бояков.
14. Декабрь 2009 года. На последнем заседании рабочей группы по принятию поправок в бюджет на 2010-2012 годы краевой администрации удалось провести поправку о выделении 50 млн. руб. на создание в Перми центра
современного дизайна. Создан Пермский центр развития дизайна, должность арт-директора предложена известному российскому дизайнеру Артемию Лебедеву.
15. Конец 2009 года. Заканчивается продолжавшаяся более двух лет работа - голландская компания KCAP по заказу пермских властей разрабатывает инновационный мастер-план города Перми. Это первый в России случай
привлечения иностранцев для градостроительных проектов по трансформации городов. Мастер-план становится ключевым проектом Второй московской биеннале архитектуры.
16. 19 февраля 2010 года тринадцать местных архитекторов публикуют в прессе открытое письмо, где обвиняют Чиркунова в предвзятости и растрате бюджетных средств, а голландских коллег-архитекторов из компании КСАР – в
бездарности и зашоренности. Главная претензия – по плану голландцев развивать будут только левобережную часть города в рамках общей концепции «однобережного и компактного города».
17. 27 февраля 2010 года на форуме «Культура: миссия, перспективы, модели развития. 2010 год» Олег Чиркунов обратился к его участникам с вопросом: «Почему бы Перми не стать культурной столицей Европы в 2016 году?».
Новая масштабная цель реформаторов.
18. Сентябрь 2010 года. Власти края проводят экономический форум «Новая экономика и культурная политика», плавно перетекающий в масштабный фестиваль «Текстура». На форуме будет презентована стратегическая
программа развития края под названием «Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края». Оппозиция готовит альтернативный проект стратегии культурного развития региона – «Культурная инициатива»…
«Газета.Ru» (конец цитаты)



Таким образом определенно понятно, что ПКП фактически стартовал с выставки "Русское бедное", организованной Маратом Гельманом в 2008м году. Он, Марат Гельман, и является идеологом и вдохновителем ПКП. Да, как понятно из материалов газеты "Газета", Олег Чиркунов и Борис Мильграм имеют прямое отношение к культурной деятельности М. Гельмана. Ибо каждый из них ответственен за организацию, финансирование и продвижение ПКП. Но, нет проекта без идеолога. И нет Пермского культурного проекта, без М. Гельмана.



Пермский культурный проект по Марату Гельману.



Марат Гельман в прошлом, да и в настоящем, московский галлерист. С 1988 года занимается он современным искусством, а точнее организацией выставок и коллекционированием произведений современного искусства. И с 1991 года занимается политикой, как кандидат в депутаты, политтехнолог и политический аналитик. Хочется его отметить, как активного участника памятной "оранжевой революции" на Украине. Вообще, политическая деятельность М. Гельмана и вероятные его действия в будущем - это вопрос отдельного большого разговора.
Не удивительно, что именно т.н. "современное искусство" было тем инструментом, который и принес Марат Гельман в провинциальную Пермь и активнейшим образом использовал для влияния на умы, сознание и ценности пермяков. Ибо культура и искусство - это, прежде всего, влияние на умы и сознание людей. Инструмент этот Марату Гельману знаком и , как мы сумели увидеть, он им владеет.


Необходимо понять, что-же за орудие воздействия на умы пермяков использует Марат Гельман.



Обратимся к определению понятия, что есть т.н. "современное искусство".
"Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм»." (http://ru.wikipedia.org/)



Обратимся к Новому энциклопедическому словарю изобразительного искусства. (начало цитаты)
истории искусства есть этап, условно датируемый 1914 г. — началом первой мировой войны, который можно назвать концом классического искусства или, более осторожно, завершением классической эпохи и началом современной. Различия в содержании и формах художественного творчества до и после этого времени слишком существенны, чтобы их можно было объединить общим понятием истории искусства. В самом начале двадцатого столетия поэт А. Блок провидчески написал: "Современная жизнь есть кощунство перед искусством, современное искусство — кощунство   перед жизнью". ...Катастрофичность ситуации, которую ощущали многие представители культуры Модерна, заключалась в том, что наступающий XX век оказывался веком технического, прагматического мышления, веком цивилизации, но не культуры. ... Пикассо участвовал практически во всех течениях XX в.: кубизм, неопластицизм, неоклассицизм... Этот художник постоянно "разрушал себя", его "разломы" завершались неким синтезом, но этот синтез лишен гармонии....  На всем, что делал этот выдающийся художник, — печать времени, следы ярости разрушения.



О. Шпенглер в нашумевшей книге "Закат Европы", изданной в 1918—1922 гг., писал, что подмена художественных ценностей эстетическими, а затем утилитарными, прагматизм, материализм и нигилизм возвращают человека к более примитивному состоянию, уничтожают "культуру как традицию, как предание". (конец цитаты)



Таким образом, из приведенных научных данных и мнений видно, что современное искусство есть искусство  т.н. "постмодернизма", искусство, проникнутое духом разрушения как самого оного, так и человека!


А почему разрушение есть ось и суть, можно сказать хребет т.н. "современного искусства"?
Попробуем найти ответ в определении т.н. "постмодерна". Обратимся к Философской энциклопедии. (далее цитата)


"ПОСТМОДЕРН, ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ (лат. post — после и modemus — современный) — одно из основных понятий современной социологической теории, обозначающее отрезок исторического времени, хронологически начинающийся с периода подрыва основ индустриального строя и простирающийся в будущее. (конец цитаты)


Англо - русский словарь по социологии дает следующее определение: "постмодерн; новейшие теории, находящиеся в стадии разработки, отмечающие такие особенности современных обществ, как утрата абсолютных ценностей, плюрализация морали, конец веры в "научную рациональность" и др."


Для необходимого более подробного раскрытия понятий приведем выдержку таблицы понятий, в которых суммировано описание постмодерна в отличие от модерна, данную Ихаб Хассаном, американским теоретиком постмодернизма.

 

Во-первых, отказ от истины, а следовательно, от таких поня­тий, как «исток», «причина». Взамен вводится термин «след», как то единственное, что нам остается вместо прежней претензии знать точную причину.

 

Во-вторых, неприятие категории «сущность», ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений, приво­дит к появлению понятия «поверхность» (резома). В такой ситуации остаются невостребованными термины «цель», «замысел»; предпочтительными становятся «игра», «случай».

 

В-третьих, отказ от категорий истина, сущность, цель, за­мысел есть по сути отказ от категориально-понятийной иерархии, характеризующий и исследовательский, и даже литературный текст в модерне. Это понятие не ра­ботает в постмодерне, сделавшем ставку на «анархию».

 

В-четвертых, в дискурсе модерна имело большое значение понятия «метафизика» и «трансцендентичное». Пост­модерн противопоставляет «метафизике» «иронию», а «трансцендентному» - «имманентное».

 

В-пятых, если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготел к «неопределенности», делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуаль­ной практике.

 

И наконец, постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры ин­теллектуальной практики и культуры вообще.

 

Теперь мы видим, что постмодернизм сочетает в себе подрыв основ индустриального строя с утратой абсолютных ценностей и плюролизацией морали, утратой истины, а значит и целей и замыслов, а значит и реализации замыслов, а значит и развития. Вместо этого постмодернизм предлагает лишь анархию и разрушение.



Период модерна, выражающийся в индустриализации в нашей с вами Родине проходил в 20м веке в то время, когда наша Родина называлась СССР. И Пермь была одним их главных центров индустриализации. Около Перми построена самая мощная в свое время гидроэлектростанция. В недалеко от Перми (тогда г. Молотов) в 1930х годах построен комбинат по выпуску калийных минеральных удобрений, заводы по производству крылатых металлов магния и титана, открыто Полазненское нефтяное месторождение. В период Великой Отечественной Войны в г. Перми производилась четверть всех боеприпасов и вооружений для фронта.


В г. Перми до сих пор стоят и работают заводы по производству вооружений и боеприпасов, ракетных и авиационных двигателей, оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Да много еще чего есть, ни смотря на последние 20 лет индустриального застоя.


Но не заводы самое главное. Самое главное - люди, создавшие эти заводы, НИИ и конструкторские бюро. Люди, которые своими руками, интеллектом и нервами созидали и созидают то, что сейчас обеспечивает нашим с вами современникам рабочие места, государству - налоги, рынку - товары повседневного спроса, небу и космосу - двигатели а нашей Родине - оружие для защиты.


Сегодня, на примере ПКП, эти люди-созидатели и их потомки имели время и возможность увидеть своими глазами реализацию и понять сущность т.н. "современного искусства".   И скульптуру в виде обгрызенного яблока у библиотеки на улице Ленина. И "красных человечков" с маленькими головами, которые катаются на деревянных самокатах рядом со зданием Администрации Губернатора Пермского края, сидят рядом с ним на деревянных стульях или на крыше этого здания. И скульптуру под именем "Хребет России" из горбыля. И поленницу в виде буквы "П" высотой около 10 метров около здания железнодорожного вокзала. И фотографию целующихся мужчин в форме милиции. И слово их трех букв, одна их которых - буква "Х" на картине художника. И обезьяну в гимнастерке с орденами и медалями. И географическую карту Российской Федерации их тряпок. Из явно отдельных тряпок!


Любой человек с некоторым уровнем анализа на основе вышесказанного понимает, что инструмент, то есть т.н. "современное искусство" использован Маратом Гельманом со всей его ужасающей силой с целью переформатирования сознания пермяков в стиле известного пермского лозунга "Меняется город - меняйся и ты". Но вопрос, хотят ли пермяки таких изменений? Ответ сегодня очевиден. Большинство пермяков этого не хотят. Естественно, мало кто в здравом уме хочет, что бы в его сознании было посеяно разрушение и анархия и изъяты идеалы, ориентиры, маркеры "хорошо-плохо", и в итоге, разрушена его личность и его деятельность.


На днях Март Гельман с широко известным в узких кругах "рэппером" Сявой выпустил клип "Родина". Творение с таким серьезным названием снято на фоне выставки с аналогичным названием и , на первый взгляд , выглядит пиаром этого мероприятия. Однако после чуть-более внимательного прослушивания выясняется, что это просто очередной продукт постмодернизма, предназначенный для вброса четко определенных мыслей и штампов.


Некоторые цитаты:


"и в каждой квартире такого обычного дома, живут рабочие в состоянии комы"
В состоянии комы - это конечно фигура речи. Имеется видимо ввиду в состоянии алкогольного опьянения или похмелья. Но это - ложь. Таким образом слушателю навязывается четко отрицательный образ рабочего с разрушенным сознанием, телом и поведением. Что и есть разрушение модерна как задача постмодернистского искусства.



"это очень грустно, когда на прилавках пусто,
а сейчас глянь - современное искусство"


И наличие  т.н. "современного искусства" возводится в ранг огромного достижения.Что ж сказать, чрезвычайно сомнительное достижение.



"и, хи-хи, смеются художники,
возвращаясь к той самой советской эстетике"


А вот это уже борьба с идеалами. Обсмеять, значит уничтожить идеал. Над святым или идеальным нельзя ведь смеяться, не так ли? А если вы смеетесь над своими идеалами или идеалами своих родителей, вы вырываете свои "корни". А если у вас нет "корней", как вы будете расти, развиваться или просто действовать. Если у вас разрушена система координат?



"Россия - красивая уродина,
но все-таки - любимая Родина"


Любимая родина? Ордена и медали которой одеваются на обезьяну? Над которой смеются и издеваются? Наглая ложь! А вот про уродину, это, думаю, то, что обязательно должно быть сказано Гельманом. Раз "уродина" - значит никчемная. Раз "уродина" - значит хуже других, прилизанной Европы или богатой США. Раз "уродина", значит надо ее кромсать, разрушать и ломать, получая свой гешефт. Разрешено, следует из уст Марата Гельмана!



"мы дети советского времени,
ходим по темным улицам имени Ленина,
новые вожди смотрят на нас со стен,
а мы по-прежнему ждем перемен!"


А вот здесь кроме лжи про "темную улицу Ленина", которые никогда не бывали темными, даже в тяжелые 90е, есть самая, самая главная мысль про вождей и перемен. Кто бы не руководил вами - ломайте все, требуйте перемен. Каких  -неважно! Ломайте - как ломали в "Перестройку", как добивали в 90е. Ломайте то, что только - только приостановило падение последних 20ти лет деиндустриализации. Ломайте ибо таков есть постмодерн, который вокруг вас и вы ничего не можете противопоставить. Вот что говорит нам Марат Гельман. Такова практика постмодерна. Так сухой или непонятный термин "постмодерн" и т.н. "современное исскуство" превращается в разруху в головах, в клозетах и в практический хаос на улицах.



Может ли у этих людей получить поддержку такая т.н. "культура" и такое т.н. "исскуство". Конечно - нет! На уровне интеллекта или на уровне интуиции или подсознания пермяки отрицают постмодернистский ад, в который их погружают Марат Гельман при участии и финансовой поддержке руководства Пермского края.


Пермяки помнят, еще помнят и видят плоды модернизации  и понимают ее необходимость. И давайте в запале "культурной революции" или "обличения" Марата Гельмана не забывать о том, что и В.В. Путин говорит о новой индустриализации и Д.А Медведев, Президент РФ, всецело поддерживает В.В. Путина в этом вопросе. В этой связи совсем непонятной выглядит инициатива распространения ПКП на территорую других городов России, с учетом того, что  по оценкам жителей г. Перми Пермский Культурный Проект Марата Гельмана - провален.


Предлагаю задать себе вопрос: "Постмодерн отрицает и разрушает общество модерна (индустриальное общество), но какое общество будет создано на этих обломках?" Ведь не может же постмодерн, который способен только к разрушению, являться следующим проектом. К чему, к какой последней черте, нас ведет посмодернизм и его солдаты типа Гельмана, и ,возможно, случайные соучастники как Новичков, Чиркунов и Мильграм?


В заключении хочется привести цитату из Нового энциклопедического словаря изобразительного исскуства:
"Художник живет не в своем времени, а, выражая актуальные идеи, свободно перемещается в историческом пространстве. Для него одинаково важны и античность, и Средневековье, все художественные направления, течения и школы. Уникальное сочетание историзма художественного мышления и новизны композиции определяет главную особенность художественного творчества. Подлинно художественные произведения, созданные в любую историческую эпоху и в любом стиле, вне времени и актуальны."
Какое будущее и какую страну мы оставим своим детям? Страну ученых, высокой культуры на все времена и будущее созидания и Развития или постмодернистский ад? Пермяки сказали свое слово! И это слово идет в унисон со словами и делами В.В.Путина о индустриализации, о необходимости Евроазийской интеграции и интеграции ,как минимум, с Казахстаном и Белоруссией. Краевая власть Пермского края должна адекватно и незамедлительно отреагировать на мнение жителей города Перми. Иначе она продемонстрирует свою несостоятельность в этот предвыборный год. А за несостоятельность нужно платить. Таков исторический закон.


ЖЖ Олега Луначева

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com