запрещенное

искусство

18+

29.12.2012, Балтинфо, Инга Слажинскайте

Балтинфо: Цензура - новый тренд в жизни культурной столицы

На новом историческом витке политика в очередной раз вмешалась в культурную жизнь Северной столицы.

Отстаивать нравственность в искусстве стали все кому не лень. Не превратится ли Петербург в «столицу мракобесия»? Художники возмущаются, эксперты размышляют о новом тренде.

 

«Ненависть к проявлениям свободного духа»


Для Петербурга, когда-то культурной столицы России, 2012 год стал годом запретов. Череда законов - о митингах, о пропаганде гомосексуализма, о клевете, об интернете и т.д. – не обрадовала представителей креативного класса. «Народное» недовольство в лице ряда общественных цензоров поначалу вызвало запреты на некоторые выставки и спектакли, а затем перекинулось на известных западных звезд. Не остановил недовольных даже авторитет знаменитого на весь мир Эрмитажа. В свою очередь, художники, режиссеры, музыканты и другие деятели искусства Северной столицы не побоялись выйти на улицы и заговорить об актуальных проблемах, в том числе политических.

 

Что значит в 21 веке словосочетание «культурная столица»? То, что у нас могут искать себя и свободно реализовываться все без исключения, и даже самые скандальные, художники? Или «культурная» — значит, подчиненная чьей-то то ли нравственной, то ли идеологической позиции?

 

Первыми под жесткую руку закона попали флешмоберы. К молодежи, привыкшей открыто самовыражаться, словно к политическим оппозиционерам, применили закон о митингах. Подействовало: редко теперь встретишь креативную массовую акцию на улицах города.

 

Но затем цензура добралась до выставок и театральных постановок. Одной из первых в этой веренице оказалась выставка Марата Гельмана ICONS, которая должна была открыться в Петербурге 15 ноября. Против ее проведения с письмом к губернатору города выступили православные активисты «Профсоюз граждан России» и «Народный собор». «В настоящее время в городе сложилась крайне неблагоприятная атмосфера для проведения вышеуказанной выставки», - сообщило художнику руководство фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation, где должны были представить экспонаты выставки.

 

«Этот галерист, Марат Гельман, преследует только одну цель - самопиар за счет скандалов. Из комитета по культуре нас благодарили и расписывались в неспособности самим повлиять на ситуацию», - заявила представитель «Профсоюза граждан России» Дарья Дедова.

 

«Петербург, особенно в последние несколько месяцев, становится посмешищем. Многие музейные деятели, писатели, художники положили столько сил, чтобы город был равен себе, был мощным передовым культурным центром, а нас тянут в какое-то болото. Ненависть к проявлениям свободного духа, искусству засела во многих людях, и они после известных событий с Pussy Riot и других акций политизированного характера решили, что пришло время завинчивать гайки и вытеснять современную культуру с общественного поля», - заявил корреспонденту «БалтИнфо» российский искусствовед, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.

 

РПЦ, ЛГБТ и ЗакС


Напомним, зачином в этом «смешении» политики, искусства и религии стала хулиганская выходка девушек из неформальной группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в Москве. Отголоски громкого судебного дела звучат до сих пор. Оценку поступку этой группы давали все, кому не лень: политики, священнослужители, известные западные и отечественные музыканты и т. д. В их поддержку, например, выступала американская певица Мадонна.

 

Взгляд Мадонны был обращен на нашу страну также и в связи с одиозным законом против гомосексуализма. На певицу, в свою очередь, ополчились депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов и все те же «Профсоюз граждан России» и «Народный собор». «Не допустим скармливания нашему обществу помоев из адской кухни империи зла», - говорил Милонов. Протодиакон Андрей Кураев, шутя, говорил, что дело дошло до того, что кто-нибудь мог бы «позвонить в ФСБ, представиться боевиком из Новой Гвинеи и сообщить, что заложил в зале, где должен состояться концерт певицы, бомбу».

 

«Профсоюз граждан России» пошел дальше — подал в суд на знаменитость. «Не смогли закрыть глаза на то, что певица Луиза Чикконе, прибывшая в Петербург с концертом 9 августа, нарушила закон нашего города, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди детей. Наши люди специально отправились на концерт, чтобы зафиксировать правонарушения», - заявила Дедова. Оскорбленные граждане хотели взыскать с Мадонны за моральные страдания 333 млн. рублей, однако после длительной судебной тяжбы истцам отказали. Правда, те подали апелляционную жалобу в Горсуд.

 

Примеру Мадонны во всех смыслах последовала и певица Леди Гага. Депутат Виталий Милонов в середине декабря просил городскую прокуратуру проверить, нет ли факта пропаганды гомосексуализма в ее призывах поддержать гей-сообщество, а также выяснить, насколько законны утверждения певицы о том, что в России преследуют и арестовывают людей за их убеждения. «Она обвинила нас в том, что у нас тоталитарный режим, и у нас за убеждения отправляют в тюрьму. Тем самым она оскорбила россиян», - возмущался политик.

 

«Теперь есть понимание, что общественное мнение важно, формирует повестку дня. Те времена, когда наши люди «ели» все подряд, прошли. Лучшая мера — это чувство меры. Но у представителей шоу-бизнеса, искусства, чувства меры зачастую не существует. Все выходит в Интернет, и люди, даже не знающие, кто такие Марат Гельман и Мадонна, вынуждены присутствовать в этом информационном поле и впитывать эту информацию. Любой художник должен быть ответственным за свое искусство, ведь они формируют нашу картину мира и представление о том, что такое хорошо и плохо. Сегодня эти понятия сильно размыты», - считает ярая защитница нравственности Дедова.

 

Доносы и репрессии


Очередные борцы за нравственность также требовали отменить «греховный» моноспектакль Леонида Мозгового «Лолита» по роману Владимира Набокова. «С быдлом нельзя спорить, с быдлом, говорящим такое про Сокурова и Набокова. Я не хочу, чтобы меня обвиняли в нарушении закона. Может, для кого-то это порнография, для меня это не порнография, но я считаю, что нельзя спорить с быдлом - в 1917 году уже поспорили», - цитировал тогда слова обиды Леонида Мозгового в связи с вынужденной отменой постановки организатор спектакля Артем Суслов.

 

19 ноября с выставки «Голос улиц» по обвинению в «антирелигиозности» была снята работа группы «Исправляй!Угарай!» («Bubble project») с изображением Владимира Путина и Дмитрия Медведева в образе святых. «Не хотим обижать чувства верующих, так как понимаем, что могут быть протесты. Об этом нужно говорить, но, соблюдая этику по отношению к религиозным людям», - пояснили причину проявления цензуры в Лофт-проекте «Этажи», где открылась спорная выставка.

 

Сами художники заявили, что администрация «Этажей» подвергла их политической цензуре, попросив снять работу, посвященную «слиянию церкви и государства». «Мы считаем, что это лицемерно - заигрывать с уличным искусством и в тот же момент осуществлять политическую цензуру», - заявляли они. По мнению художников, ситуация постоянной цензуры была нормальна «для Средневековья или для геббельсовских времен, но для 2012 года и для одного из самых прогрессивных мировых культурных центров - Петербурга - это нонсенс и абсурд, свидетельствующие о наступлении нового Средневековья и нового тоталитаризма».

 

Завершила отнюдь не культурную картину происходящего в Петербурге ситуация с выставкой братьев Чепмен в Эрмитаже. 100 петербуржцев подписались под написанными под копирку заявлениями в прокуратуру против выставки, которая, по их мнению, «оскорбляет чувства верующих». В ответ на это британские художники принесли «свои экстремальные извинения».

 

В свою очередь, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал поиски экстремизма в Эрмитаже примером расцвета доносных настроений. Он подчеркнул, что это напоминает историю с Иосифом Бродским. «Мы все хорошо помним о роли «общества» в репрессиях в нашей стране. Сначала следует «возмущение общественности», которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное», - отметил он.

 

«Принимать решение о том, что является искусством, а что нет, могут только профессиональные искусствоведы, и только музей вправе определять, что демонстрировать на выставках, а что нет. Публика, при всем уважении к ней, это решать не может», - подчеркнул директор Эрмитажа. Министр культуры Владимир Мединский поддержал Пиотровского и отметил, что заявления граждан могут быть связаны с их плохим художественным вкусом. В свою очередь православные ученые и писатели, возмущенные заявлением главы Эрмитажа, обвинили его в «нравственной глухоте» и «эстетической неразборчивости».

 

В каждом должен быть «этический цензор»


Даже Ксения Собчак пожаловалась на цензуру, заявив в своем твиттере о том, что запланированный на 3 ноября концерт «Граждане Бесы» якобы был отменен по звонку из Смольного, где «испугались богохульства». Между тем, Смольный всячески отрицал, что приложил руку к этой и другим отменам.

 

Депутат ЗакСа Максим Резник, в свою очередь, просил губернатора Георгия Полтавченко принять меры по предотвращению давления «агрессивных православных патриотов» на культурные учреждения. «Уже Набокова записали в педофилы, терпеть дальше это нельзя», - заявлял он коллегам.

 

«Все выступающие против - это идеологи-охранители, а с другой стороны — просто обманутые люди, которым говорят, якобы что-то обижает их религиозные и другие чувства. Этих «обиженных» используют. Предлагаю задуматься тем, кто идет на поводу у горлопанов. Нашелся здравый судья, который отказал в иске обиженных к Мадонне. Все это должно пойти на спад. Манипулируемых людей не так много. Есть несколько активистов. И есть тысячи людей, которые этого не любят и брезгливо относятся к этой суете», - отметил Александр Боровский, но подчеркнул, что цензуры в культурной столице пока нет.

 

Между тем другие недовольные ополчились против «родителя» одного из запретительных законов - Виталия Милонова - и собрали в Интернете более 7 тыс. подписей за его отставку. В самом письме авторы обращения к депутатам Заксобрания возмущаются тем, что Петербург «благодаря» Милонову «приобрел имидж столицы гомофобии и мракобесия». «Сегодня у нас в Петербурге - исторически толерантном, многонациональном и многоконфессиональном городе - представитель законодательной власти может позволить себе появляться в одежде с надписью «Православие или смерть» и проповедовать неприкрытое человеконенавистничество - гомофобию, ксенофобию, религиозную нетерпимость», - напомнили инициаторы в документе.

 

«Вижу трусость одних людей и глупость других, а также желание пиара с обеих сторон», - отметил искусствовед Боровский. Художник со своим экспериментом, если он радикальный, не должен идти в церковь, сакральные места, но и люди с убеждениями иного радикального плана не должны мешать выставкам. Это признак цивилизации. Когда была выставка «Фриз» лет 15 назад в Нью-Йорке, у здания музея стояла небольшая толпа, била в барабан и призывала не ходить на выставку, которую считала кощунственной. Но им и в голову не приходило пытаться кого-то не пустить. И надо немного с юмором отнестись к самим себе, а то не только на Мадонну будут обижаться, но и на наших артистов. В Милане есть Биржевая площадь, финансовый центр. И посередине стоит пятиметровый монумент с вытянутым указательным пальцем. Дескать, «имеем мы ваш капитализм». И ничего, монумент стал достопримечательностью Милана. Больше юмора!» - призвал Боровский.

 

«Искусство не должно зависеть от политики, и какое-то политическое решение запретить концерт, отменить выставку — заведомо неправильное. С другой стороны, провокационное искусство, на мой взгляд, вообще искусством не является. Это та же самая политика, только не с трибуны, в другой форме. Но есть некий этический цензор. Один мой знакомый художник сказал, что всегда делает то, что будет не стыдно показать престарелым родителям и малым детям», - подчеркнул директор арт-центра «Пушкинская-10» Николай Медведев.

 

Балтинфо

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com