запрещенное

искусство

18+

30.03.2011, Запрещенное искусство

Группа Война, худ-ки, П-активисты

 

Лидирующая арт-группа "второй волны" политизированного протестного радикального московского акционизма. По самоопределению "Война" - группа концептуального уличного искусства. Удачное самоназвание этого направления - "артивизм" - принадлежит Антону Николаеву, лидеру группы "Бомбилы" и другу группы "Война".

 

"Война" экспериментирует не только в сфере искусства (исследуя его границы), но и в сферах политики (склоняя к совместным политическим жестам активистов, стоящих на противоположных политических позициях), медиа (вбрасывая противоречивые и ложные толкования собственной деятельности ради провокации дискуссий), и образа жизни. Последнее всеми членами группы подчеркивается особо. "Война" старается наладить свободное сотрудничество между своими членами, не прибегая к жесткому структурированию. "Война" старается жить "безблядно" (без денег, жилья и "отчужденного труда"). Группа противостоит художественной и политической системам, действуя на их символическое уничтожение.

 

Все это, как мы знаем, называется анархизмом. Анархизм во всех своих проявлениях, включая художественное, по определению "запрещен", т.к. покушается на основы существующих властных систем. Главная проблема анархов в современных обществах - их уязвимость. Поэтому "Война" уделяет большое внимание безопасности своей деятельности и достигла в этом деле фантастических результатов.

 

Совершая дерзкие и резонансные акции в течение трех лет, до ареста двух своих активистов в 2010, группа избегала жестких столкновений с правоохранительной системой страны, включая федеральную службу охраны Правительства РФ, а также умело гасила реагирование секкьюрити крупных международных корпораций и мелких бандитских заведений.

 

В 2011 "Война" стала "титульной" российской арт-группой, получив, по решению авторитетного международного жюри, главную государственную премию в области современного искусства "Инновация". Вскоре свое одобрение группе выразила такая знаковая персона официальной культуры России, как монархист и православный фундаменталист Никита "Бесогон" Михалков, председатель Союза кинематографистов России, национальный лидер многолетней успешной борьбы за криминализацию института современного искусства как такового. Ранее группу поддерживал один из центральных персонажей политической системы страны - близкий к Кремлю глава "Фонда эффективной политики" Глеб Павловский.

 

При этом сама группа за четыре года существования претерпела радикальные изменения: ее предъявляемые медиа "лица" - это всего три ярко персонифицированных персонажа, окруженных плотным медиа-интересом. Фанаты группы исчисляются сотнями комментаторов интернета. Число републикаторов продукции "Войны" достигает десятка тысяч. А количество зрителей "Войны" в ЮТубе, по подсчетам Плуцера-Сарно, доходит до десятка миллионов. "Войну" профессионально продвигают двое статусных "системных" персон из сфер политики и арта - политтехнолог Алексей Пуцер-Сарно и куратор Андрей Ерофеев. Кроме того, группа фактически примкнула к весьма конкретной политической силе - право-либеральной оппозиционной "Солидарности".

 

Изо всего этого следует масса вопросов. Но, реконструируя хронику "Войны", мы все же останемся в рамках ее программных самопрезентаций как радикального анархистского арт-политик образования, делая акценты на состоянии тех "пространств эксперимента" "Войны", которые занимают саму группу: быт, медиальная, политическая и художественная сцены.

 

Техническое замечание: По утверждениям лидеров группы, в ее деятельности принимают непосредственное участие от 60 до 200 человек. По возможности мы постараемся называть имена этих людей, полученные из открытых источников, чаще всего - из блогосферы Рунета.

 

ЗИ

 

ПРЕДЫСТОРИЯ ГРУППЫ

 

"СОКОЛЕГ", 2005

 

Олег Воротников. Родился предположительно в 1978 в Пермском крае в семье шахтера. Среднюю школу (лицей) окончил в городе Новомосковск Тульской области. Писал стихи. В промежутке между 1995 и 2007 окончил философский факультет МГУ. (подробней)

 

Наталья Сокол. Родилась предположительно в 1981 в семье инженера-атомщика. После окончания СШ поступила на физико-математический факультета МГУ. На первом курсе познакомилась со своими будущим супругом Олегом Воротниковым, поэтом и студентом философского факультета. По окончании университета, поступила в аспирантуру и к 2007 окончила ее; специализировалась на новых методах лечения рака. (подробней)

 

Арт-сцена: молодые художники, клуб "Дом".

 

Наталья Сокол: "Во время учебы в университете мы с будущим мужем, Олегом Воротниковым, довольно много тусовались с молодыми художниками, и в какой-то момент нас начало тошнить от несоответствия того, что происходит на улице, и того, что «не происходит» в стенах коммерческих галерей".

 

Наталья Самкова (искусствовед и куратор): "В 2005 году московские художники Наталья Сокол и Олег Воротников организовали арт-группу «Соколег», которая поначалу занимались натурной фотографией и перформансами на тему вех в истории искусства. Один из первых назывался «Огород» и был показан в клубе «Дом». Перед сценой установили живописные полусгнившие колья разной длины и сохранности, которыми в деревнях обычно городят огород, внутрь пространства поместили работы художников, выставлявшихся в уходящем сезоне, а рядом с ними — всякий неиспользуемый, неопознаваемый, битый хлам. Задача зрителей была отгородить кольями то, что, по их мнению, заслуживает называться искусством. Остальное должно было остаться за рамками, за изгородью».

 

Политическая сцена: Нацболы


Наталья Сокол: "В 2005 году мы пошли на первомайскую демонстрацию лимоновцев и очень загорелись их сплоченностью и организованностью. Я помню, в тот день мне позвонила мама, и я орала ей в трубку без остановки по десять раз: "Смерть собаке Путину! Зимний взяли — Кремль возьмем!". Родители Натальи поначалу были категорически против ее увлечения Воротниковым и акционизмом.

 

 

ТОЛОКОННИКОВА И ВЕРЗИЛОВ

 

Надежда Толоконникова родилась в Норильске 7 ноября 1989. После окончания СШ приехала в Москву (вместе с подругой Екатериной Шмуцевич (Катя Рыжая) ?), и в 2006 (обе девушки?) поступили на философский факультет МГУ. По сведениям от Плуцера, мать Надежды купила дочери квартиру в Москве. (подробней)

 

Петр Верзилов родился в 1987 (в семье дипломата? Имеет двойное гражданство?). Учился на философском факультете МГУ. (подробней)

 

Студенты-второкурсники Толоконникова и Верзилов познакомились в конце 2007 в общежитии МГУ и подружились после выставки "Верю" на Винзаводе.

 

АЛЕКСЕЙ ПЛУЦЕР-САРНО

 

Родился в 1962 в Москве в семье высокопоставленного физика, главного конструктора независимых источников энергообеспечения космических летательных аппаратов (ВНИИЭлектромеханики). Окончил Университет Тарту (кафедра Юрия Лотмана).

 

Политическая сцена: Модест Колеров, Валерий Ананишвили, Марат Гельман, Владимир Потанин.

 

К концу 1990-х известен как один из идеологов либерально-консервативного крыла московского гуманитарно-экспертного и политтехнологического сообществ. В рамках избирательных кампаний в России и Украине сотрудничал с Маратом Гельманом. Публиковался в изданиях Модеста Колерова, Валерия Ананишвили и пр. Последнее место работы (2006-2008) - Директор департамента по связям с общественностью и главред внутреннего журнала Национального совета по корпоративному управлению во главе с олигархом Владимиром Потаниным. В 2006 в качестве эксперта по корпоративному управлению стажировался в США. (подробней).

 

Арт-сцена: Максим Мамсиков, Илья Фальковский, Наталья Самкина, Дубосарский и Виноградов и др.

 

Первая работа Плуцера на площадке современного искусства - проект "Хуевые художники" (серия портретов художников и кураторов, сделанных "хуево", с близкого расстояния, со всеми вытекающими фотоискажениями и преувеличениями), делалась в 2003-2003, когда Плуцер вел на АТВ "развлекательное ток-шоу для умных" "Черный квадрат". Выставлена на "Арт-стрелке" в 2005.

 

Сблизился с художественной средой в 2006, когда работал главным редактором СТС Медиа и главным редактором сайта "Сине Фантом". В 2006-2007 демонстрировал реди-мейд проект "Музей объявлений" (коллекция из более 500 реальных уличных объявлений 1960-2000-х) в Новом манеже, на Красноярской биеннале, в Музее современного искусства на Петровке и в галерее «Спайдер-Маус». В 2007 в Лондоне вышла книга проекта «Notes from Russia».

 

16 мая 2007 провел акцию "Рашн арт пора пороть" на открытии "Арт-Москвы" в ЦДХ на Крымском валу. Художник, весь в белом, представившись председателем Комитета по ликвидации русского искусства, предложил всем желающим выпороть себя плетью, для эффектности смоченной красной краской. Экзекуторам выдавалась справка. Среди них (экзекуторов) был и Марат Гельман. (фоторепортаж акции).

 

В сентябре 2008 Плуцер в центре современного искусства МАР"С на открытии выставки "Субъективное время" провел перформанс "Рабочее время" с участием художников, критиков и кураторов Ильи Фальковского, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Натальи Самковой, Николая Скобелева, Якова Плуцера-Сарно, Юлии Копыловой, Михаила Игнатьева, Анны Тулиной, Игната Данильцева и др.

 

Однако, в особо значимых выставках Плуцер участия не принимал, оставаясь на маргинах художественного процесса.

 

"ВЕРЮ". 2006


Арт-сцена: Олег Кулик, Дмитрий А. Пригов, Андрей Монастырский, Антон Николаев. "Винзавод", мастерские на Варсонофьевском.


Самкова  сообщает: "Летом 2006-го «соколеги» подружились с художником Антоном Николаевым, сыном известного искусствоведа и критика Людмилы Бредихиной, женой художника Олега Кулика.

 

По словам самого Антона Николаева, группа "Война" начала формироваться в недрах полугодичных семинаров художника и куратора Олега Кулика, проводившихся в течение 2006 на "Винзаводе" в рамках подготовки грандиозной выставки "Верю". Несколько недавних студентов философского факультета МГУ, среди которых были Олег Воротников и Петр Верзилов, помогали Кулику организовывать эту выставку.

 

В выставке "Верю", которая была призвана "определить художественные ориентиры в современном искусстве на 10–15 лет вперед" принимали участие около 60 художников - большинство действующих персон текущей российской арт-сцены. Во время подготовки выставки будущая "Война" познакомилась, в частности, с Дмитрием Александровичем Приговым и Андреем Монастырским.

 

Никаких "протестных" действий будущие члены "Войны" на выставке "Верю" не совершали, оставаясь в рамках позитивного сотрудничества с маститым куратором и художниками.

 

Политическая сцена: ФЭП, Глеб Павловский; анархисты


Самкова: "Это знакомство ("соколегов" и "бомбилами") сыграло важную роль в судьбе группы: она резко изменила свое направление на политическое. Антон Николаев был известен не только в арт-среде, до этого он работал специалистом по пиару в Фонде эффективной политики Глеба Павловского, где приобрел опыт проведения всевозможных акций".

 

Как известно, ФЭП Павловского - одна из основных политтехнологических контор, которая с начала 1990-х обслуживает Кремль во время избирательных кампаний. Сам Глеб Павловский придерживается право-либеральных взглядов.

 

В то же время Наталья Сокол рассказывает, что в 2006 они с Олегом примкнули к анархистам: "Мы шли вместе с ними с лозунгами "Ре-во-лю-ция!", "Выйди на улицу — верни себе город!".

 

Быт: музей Кино, мастерские на Варсонофевском.

 

В этот период Воротников официально занимал должность руководителя пресс-службы "Музея кино" (как минимум, с ноября 2006 до июня 2008). Наталья Сокол работала там же. В это время Музей кино лишился помещения и переживал не лучшие свои времена. При этом они много свободного времени проводили в мастерской у Кулика в Варсонофьевском переулке, где находилась штаб-квартира выставки "Верю". Воротников бывал в этих мастерских, как минимум, до конца 2007.

 

СОЗДАНИЕ ГРУППЫ

 

Арт-сцена: Александр Шумов, Зверевский центр, молодые художники.

 

Название группы "Война" было впервые заявлено в рамках групповой выставки "Военные действия" прошедшей в Зверевском центре современного искусства 23 февраля - 23 марта 2007.

 

Куратор выставки - Александр Шумов, историк искусства, близкий друг Олега Кулика.

 

От названия выставки "Военные действия" и произошло название группы "Война".

 

"Война" показала на этой выставке свой первый перформанс "Отморозки".

 

В ходе перформанса трое участников "Войны" были загипсованы так, что образовали единую скульптурную группу, которую затем пустили кататься по брикетам пломбира ("мороженная грязь под гусеницы танка").

 

В состав группы тогда вошли Олег Воротников, Жан Хачатуров, Петр Верзилов, Наталья Сокол и Надежда Толоконникова.

 

Политическая сцена: лево-радикальная ниша.

 

Как позже вспоминали участники группы, "Война" позиционировалась как лево-радикальная и противопоставляла себя "фашизоидно-гламурным левакам, типа Осмоловского".

 

Плуцер: На собрании группы 23 февраля 2007... было решено создать лево-радикальную арт-группу "Война", поскольку левый спектр в российском арте вообще отсутствовал". Воротников: "Ряд русских художников, как например, Осмоловский, занимаются, конечно, левой демагогией, но реально их идеология фашизоидно-гламурная, левого там ничего нет ни в личных убеждениях, ни в самих работах". Сокол: "Они просто в промежутках между поездками на Селигер к «Нашим» и походами в Минкульт часто употребляют в речи такие слова как «революция», «бунт», «леваки» и «радикалы». Кроме этих речевых заклинаний, ничего больше они не делают в плане левого арта".

 

Между тем, эта точка зрения, видимо, сформировалась гораздо позже. Антон Николаев, Петр Верзилов и Надежда Толоконникова, так же стоявшие у истоков групы "Война", утверждают, что мэтры "московского акционизма" 1990-х, в первую очередь, Анатолий Осмоловский, были главными авторитетами группы на первом этапе. К тому же утверждению Натальи Сокол противоречат факты: Анатолий Осмоловский был на "Селигере" однажды, в 2010 году, гораздо позже времени создания группы "Война". Так же нет никаких оснований утверждать, что Осмоловский совершал в 2007 или в дальнейшем некие "походы в Минкульт".

 

Быт: Воротников и Сокол продолжали работать в пресс-службе "Музея кино" и посещать мастерскую Олега Кулика. Где они в то время жили - неизвестно.

 

"ПРОФСОЮЗ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА"

 

в 2004 молодой художник Сергей (Емельян) Гдаль заявил о создании "Профсоюза Уличного Искусства". Основными членами этого профсоюза стали группы "Война" и "Бомбилы" (Антон Николаев, Александр Россихин). В ЖЖ было создано сообщество "Российское уличное искусство", которое Антон Николаев ведет до сих пор.

 

О Профсоюзе уличного искусства, май 2007

 

Арт-сцена: Дмитрий А.Пригов, московский акционизм 1990-х, "Бомбилы"

 

Высшим авторитетом группы продолжал оставаться Дмитрий Александрович Пригов (подробней).

 

В зоне преимущественного интереса "профсоюза" оказались его непосредственные предшественники - художники "московского акционизма" 1990-х.  Антон Николаев: "Когда мы с «Войной» обсуждали готовящиеся акции, частыми аргументами были «Бренер (Мавроматти, Кулик, Осмоловский) сделал бы так».

 

"Бомбилы" и "Война" поддерживали друг друга во время проведения акций советами и участием. Так, "Война" участвовала в акциях "Бомбил" - "Мы не знаем, чего мы хотим", "Белая линия" и "Реклама". "Бомбилы", в свою очередь, участвовали в акциях "Войны" - "Мордовский час" и "Пир". Совместные акции групп - "Автопробег несогласных" и "Победа над Германией".

 

Быт: подвал на ул. Свободы

 

Антон Николаев пишет, что в это время основные участники "профсоюза", включая "Бомбил" и "Войну", большую часть времени проводили вместе: "Мы с "Войной жили в подвале на ул. Свободы"

В это время состав групп был неопределенный. Всего в акциях "Профсоюза уличного искусства" участвовало до 30 человек.

 

 

"Война" на "Маршах несогласных".  Москва, Саратов, 2007.

 

14 апреля 2007, во время очередного оппозиционного "Марша несогласных" в Москве, один из участников группы "Война" Петр Верзилов демонстративно прыгал по крыше милицейской машины. Некоторые участники мероприятия восприняли это как провокацию и дважды задерживали Верзилова и сдавали в милицию. Оба раза он освобождался милицией без последствий.

 

В том же 2007, по сообщению активистки Надежды Толоконниковой, Война ездила на саратовский Марш несогласных с пятиметровым транспарантом «Я хочу халву есть, Я хочу на Путьку сесть» (из стихотворения Александра Бренера). Однако, известно, что Марш несогласных в 2007 в Саратове не состоялся.

 

 

"Мордовский час".  "Макдональдс" на Серпуховской, Москва, 1 мая 2007. При поддержке группы "Бомбилы"

 

Соавтор идеи: Емельян Гдаль

Участники:
Олег Воротников
Петр Верзилов
Надежда Толоконникова
Андрей Степанович Толоконников
Редман
Антон Николаев
Емельян Николаев
Александр Россихин
Георг Корг
и др.

 

Активисты с криками «Свободная касса!» забросали прилавки ресторана живыми кошками.

 

Заявление Олега Воротникова:


«Акция была красивым подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством. Баррикады с гамбургерами разделяют нацию, хотя по обе стороны баррикад люди лишены свободной жизни и нормального питания! Заодно мы накормили кошек и приобщили народ к практике актуального искусства! Доставили радость работникам транснациональной компании. В чем они виноваты, чтоб въябывать без развлечений в пролетарский праздник? Мы вошли и сделали несколько залпов кошками в сторону касс и туда, где они жарят свои фирменные тяжелые бутерброды. Голодных кошек собирали на окраинах. Мы не говорили между собой о смысле акции с котами. Мы просто решили выйти на улицу 1 мая. На наш взгляд, одна из форм выхолощенного экстремизма, которая тем не менее по картинке довольна яркая, - это движение антиглобалистов, которые ведут себя как хулиганы, бьют витрины. На Западе это расценивается как идейная борьба. И никто их хулиганами не называет. А у нас среди молодежи в России мало здорового буйства. Во Франции, когда им что-то не нравится, сжигают триста машин за ночь. Умеют высказаться. У нас нет смелой молодежи. Если это «Марш несогласных», то люди там ходят чуть ли не парами. Их главная задача показать, какие они хорошие и что не за что их в кутузку. Это слабая, пораженческая позиция. Мы решили сделать буйную акцию, с акцентом на буйность, а не иллюстрацию некой идеологии. Проблема не в идеологии – а в тотальном отсутствии буйности, жизни, в нежелании отстаивать свои принципы всерьез. В России Макдоналдс – это народное место. Все любят его за то, что там можно неприкрыто бухать, бесплатно ходить в туалет. В России нет нелюбви к Макдональдсам. А на Западе ненависть к Макдональдсу – общее место. Мы решили выбрать это место. Ситуацию остранило именно то, что в Москве проблемы Макдональдса нет. Макдональдс есть, а проблем нет. Кроме того, летящие кошки – эдакий дополнительный сюр. Нам изначально понравилось, как красиво кошки летают, как рулят хвостом в полете, как четко приземляются на лапы и как быстро пожирают гамбургеры!».

 

Как утверждает лидер «Бомбил» Антон Николаев, два человека, ставшие свидетелями „Мордовского часа», были переодетыми милиционерами. Петра Верзилова с двумя кошками задержали и завели дело об административном нарушении. Верзилов на суды не являлся. К 9 мая его вызвали в ФСБ. "5-й канал РТВ - Петербург" сообщил о преследованиях художника. Дело об административном правонарушении в отношении Верзилова было прекращено.

 

В 2007 «Мордовский час» был признан "анти-оранжевой" молодежной газетой «Re:акция» «самым хулиганским перформансом года».

 

Документация: ЖЖ Плуцера

 

Первое появление "Войны" по ТВ, 2007

 

 

Комментарий Антона Николаева: "Первый телесюжет в котором арт-группа "Война" появилась в телевизоре, в аналитической итоговой передаче Павла Лобкова "Неделя в большой стране".


Предыстория была такова, арт-группа "Бомбилы" сделала уличную акцию ("Автопробег несогласных") и оказалась в центре внимания СМИ. Мне написал тележурналист Олег Ясаков и сказал что хочет приехать в Москву через две недели и снять про "Бомбил" десятиминутный сюжет. Мы решили активизировать нашу деятельность и попросили заняться уличным активизмом наших друзей из группы "Война" которые до этого занимались галерейным искусством. Честно говоря я даже немного горжусь этим".

 

"Победа России над Германией". Совместная акция арт-группы "Бомбилы" и арт-группы "Война". 9 мая 2007

 

Участники:
Петр Верзилов
Олег Воротников
Антон Николаев
Александр Россихин
Наталья Сокол


Описание акции от Антона Николаева: Хуеплет (Петр Верзилов) и Перегной (Олег Воротников) сплавлялись на красной make-love кровати оставшейся от акции «Автопробег несогласных» по шлюзам канала им.Ленина, который связывает между собой Волгу и Москву. Перегной трахал Хуеплета в задницу, что символизировало победу русских над немцами. Правда, Хуеплет и сам попытался трахнуть Перегноя. Члены профсоюза и телевизиощики Пятого канала, которые наблюдали за происходящим с берега, так и не поняли, удалось ли это или нет – Перегной так и не сказал ничего по этому поводу, однако, когда все члены Профсоюза в честь праздника пили водку, он почему-то безо всякой причины ударил Хуеплета кулаком в грудь.

 

Документации нет.

 

"Замена картин", 31 мая 2007

 

Участники:
Олег Воротников
Наталья Сокол

 

Описание Антона Николаева: "Перегной (О.Воротников) и Козленок (Н.Сокол) пришли в Третьяковку, отвлекли смотрительниц и сняли со стен картины художника-модерниста Павла Челищева, про которого куратор Саша Шумов часто говорил, что это непризнанный в России гений, и с добычей отправились к выходу, где их и приняли.

После этого им пришлось ночь провести в милиции откуда их под утро отпустили.

Как сказали Перегной и Козленок, идея акции возникла спонтанно, поскольку от картин Челищева пахло как пахнет в шумовской квартире".

 

Документации не существует.

 

 

"Возлюби". 6 июня 2007

 

Участники:

Петр Верзилов
Олег Воротников
Елена Ковылина

 

Описание Антона Николаева: Хуеплет и Перегной отловили где-то перформансистку Лену Ковылину, отвели ее в метро, одели в старуху, обнимали ее целовали и даже попытались заняться с ней анальным сексом.

 

Описание акции от "Войны" (текст - Алкомэн):

 

Благополучно, казалось бы, разместившись в лоне европейского буржуазного искусства, Ковылина теперь жалеет – о потерянной радикальности, об утраченном поэтическом даре, о безвозвратной юности.
Дама по-прежнему свежа, и нежна, и сильна, но назад дороги не будет, широко известно. Если так уж хочется вернуться, то путь обратный – дорогой войны: организация партизанских, не санкционированных акций и
участие в них.


Действие этой акции разворачивается в ковылинском будущем. Убежавшая ото всего прекрасного, разорвавшая узы всех контрактов, забывшая стены всех галерей, женщина – на улице. Вместе с Войной во чреве подземки – растерянная и влюблённая. Окатывет волной безыскусной искренности, ввергает в лавину подлинного, необрамлённого бытия.


Мы, современные художники, постоянно производим тексты.
Не обращайте внимания.
Мы современные художники
Производим тексты
Все ебутся - мы текстуем.
Бомбилы таксуют
Мы текстуем
Коты крысуют
Художники текстуют
Мамонов поет:
Мне надо быть в курсе
мы делаем деньги
Фальшивые деньги.
Мы текстуем...

 

Документация: ЖЖ Бомбилы, 6 июня 2007, 15 комментов.

 

"Война занимается только неквалифицированным трудом" ("Шкаф", "Вознесение"). Июль-август 2007

 

7 июня 2007 должна была состояться совместная акция «Войны» с известным художником и литератором Дмитрием Александровичем  Приговым. Предполагалось, что в течение целого дня активисты группы будут заносить на 22 этаж студенческого общежития МГУ железный сейф с сидящим внутри Приговым, который все это время будет вести стихотворный диалог с собственным голосом, звучащим в записи на лестнице.

 

Акция, по версии "Войны" называлась «Война занимается только неквалифицированным трудом», по версии Пригова - "Вознесение".

 

Однако акция не состоялась: 5 июня ее проведение запретил декан философского факультета МГУ. А 6 июня Пригов был госпитализирован с инфарктом, от которого вскоре скончался.

 

Описание Пригова к этой акции стало последним его текстом:

 

ВОЗНЕСЕНИЕ
Образ сидящего в шкафу, в скорлупе, в футляре, в шинели давно известен. Некий укрытый, ушедший из мира сего человек подвала и андреграунда, тайного подвижничества - укрытый от внешних взглядов труд души и духа. Как тот же Святой Иероним в пещере, куда, наконец, проглядывает возносящий его к небесам луч высшего произволения.
Так же, наконец, дождался и своего часа вознесения на 22 этаж человек в шкафу за все свои страдания, муки, потерпленные от мира, как награда за необъявленные духовные подвиги.
Соответственно, поручить это вознесение высшие силы не могли простым работникам подъема и перемещения простых физических и плотских тяжестей на разные высоты и расстояния. Для них это был бы рутинный нефиксированный скудно или щедро оплачиваемый физический труд. Нет, высшим силам на то потребны непрофессиональные руки тех, для кого это, в свою очередь, стало бы подвигом и трудом не мышц, но души и духа.
Дмитрий Александрович Пригов

 

В октября 2009 художник Олег Кулик реализовал этот перформанс под новым названием «Шкаф».

 

 

"Пир, или Поминки по Пригову". Москва, метрополитен, 25 августа 2007

 

 

Участники:

Олег Воротников
Наталья Сокол
Антон Николаев
Александр Россихин
Олег Тарасов
Надежда Толоконникова
Студенты философского факультета МГУ.

 

В ночь на 25 августа 2007 в пустом салоне вагона московского метро Война устроила поминки по Дмитрию Александровичу Пригову: активисты расставили и накрыли столы, подняли по стопочке и почитали вслух стихи Пригова, объехав таким образом круг по Кольцевой линии. Ушли, оставив столы, посуду и остатки еды сотрудникам метрополитена.

 

Никаких претензий к художникам милиция  метро не предъявила, т.к. акция милицией не была обнаружена.

 

Дежурную по станции, которая не заметила, как проносили в метро большие пластиковые столы, лишили премии.

 

Документация: фоторепортаж в ЖЖ Плуцера, 22 сентября 2007, 43 коммента; фоторепортаж у Бомбилы; видеоклип от "Бомбил", ЮТуб, 28 января 2008, более 12,5 тыс. просмотров.

 

В блогах появились предположения о том, что «Война» - провокаторы и сотрудничают с органами. Эту догадку высказали Дмитрий Галковский (более 1000 комментов) и Пионер.

 

 

"Человеческий подарок". Совместная акция арт-группы "Война" и "Бомбил", 28 сентября 2007


Участники:
Олег Воротников
Владимир Пьяный
Антон Николаев
Максим Роганов
Александр Россихин
Наталья Сокол

 

Описание Антона Николаева: Безумец (Антон Николаев) и Козленок (Наталья Сокол) зазвали в гости Макса Бобаного (Максима Роганова) на профсоюзную базу на улице Свободы. Был и Перегной (Олег Воротников).

 

В знак уважения к творчеству Бобаного приносились дары. Сперва Козленок принесла добытый на улице кусок мяса. Бобаный принял этот подарок и даже запил его водкой "Зеленая марка".

 

Затем Безумец принес в дар пятьдесят евро, сэкономленных во время французской поездки. Максим не знал, стоит ли ему принимать этот подарок, и положил деньги на полку.

 

Потом Алкомэн и Супергерой поехали на машине и украли с улицы пьяного человека Вову в подарок Бобаному. Подарок привезли в багажнике. Бобаный стал возмущаться и, кажется, даже не понял, что это подарок.

 

Подарку Вове разрешили уйти. Вскоре ушел и Бобаный. Сказал, что идет за пивом и не вернулся. Пятьдесят евро остались лежать на полке. Профсоюз решил, что Бобаный очень приятный и скромный человек, но судя по всему он не любит людей".

 

Макс Роганов уточняет, что весельчаки вошли в его незапертую квартиру и положили сильно пьяного и грязного бомжа прямо к нему спящему в постель. Ничего смешного или содержательного Макс в этой акции не находит, полагая, что это было простое скотство.

 

"Инициация". Перформанс на площади "Арт-Стрелки". 24 ноября 2007. "Бомбилы" при участии арт-группы "Война"


Описание Антона Николаева: Перформанс начался в 19-15 и продолжался 9 минут, в течении которого один участник перформанса нанес другому более сорока ударов лошадиным кнутом. Как было объявлено заранее, после проведения перформанса "Инициация", бомбила Саша Россихин станет современным художником и ему будут прощены все человеческие долги: неоплаченный кредит на 60 тысяч долларов и брошенная жена с ребенком.
Также этот перформанс является своеобразным оммажем перформансам Николая Винника и Алексея Плуцера-Сарно".

 

Документация: ЖЖ Антона Николаева, 25 ноября, 13 комментов

 

"Памятник Пригову, или Путькин план", ЦДХ, 28 ноября 2007

 

На открытии книжной ярмарки "Нон-фикшн" группа активистов "Войны" готовилась, по договоренности с директором ЦДХ Василием Бычковым, установить живой памятник поэту Дмитрия Александровичу Пригову, используя нескольких живых баранов.

 

Бараны были доставлены в Москву и в течение нескольких дней жили в квартире у активистов.

 

Однако, в последний момент Бычков отказался от идеи запускать баранов на выставку. Но активисты "Войны" пронесли временно усыпленных баранов в рюкзаках, натянули широкий баннер с антресолей в холл и съехали по этому баннеру вместе с баранами.

 

Олег Воротников заявил, что акция имела политический смысл (она проходила накануне выборов в ГД): "Эта акция показала электорату, как нужно катать баранов по баннеру. Апробация выборов прошла успешно и подтвердила, что план Путьки – достойный путь для ГОМО-клоунов и менто-баранов!".

 

Документация: ЖЖ Плуцера

 

 

 

 

 

"Общее пространство", Киев, 6-8 февраля 2008

 

Выставка, посвященная арт-проектам в городской среде - кураторский проект киевской арт-группы "Р.Э.П." (Революционное Экспериментальное Пространство).

 

Открылась в Киеве 6 февраля 2008 при поддержке фонда «Эйдос». Для ее проведения был арендован грузовой контейнер. Его установили на Арсенальной площади напротив метро Арсенальная, недалеко от Киево-Печерской Лавры.

 

Участники: "Р.Э.П." (Киев), «Профсоюз уличного искусства» («Война» и «Бомбилы», Москва), Виктория Ломаско (Москва), «SOS-ка» (Харьков), Psia Krew (Киев).

 

«Война» показала видео своей недавней московской акции «Пир» («Поминки по Пригову“), а «Бомбилы» - видео акции «Автопробег несогласных».

 

«Общее пространство» должно была действовать до 12 февраля. Но через два дня, 8 февраля, администрация Печерского района Киева выставку «эвакуировала» из-за жалоб прохожих на порнографию и оскорбление религиозных чувств.

 

Подробней о выставке и ее закрытии

 

 

 

 

"Пир", Киев, 10 февраля 2008

 

Участники:

Олег Воротников
Петр Верзилов
Надежда Толоконникова
Антон Николаев ("Бомбилы")
Жанна Кадырова и другие члены группы "РЭП" (Киев).

 

Акция проведена на трех ветках киевского метрополитена 10 февраля 2008. Перед началом акции активисты «Войны» провели короткий ворк-шоп для киевских художников и активистов.

 

На станции Майдан милиция пресекла акцию - задержала двоих активистов, удерживала их до вечера в отделении близ к/т «Жовтень» и отпустила, удалив документацию акции с фото и видеоаппаратуры.

 

"ВОЙНА". 2008

 

Период самостоятельной деятельности группы. "Профсоюз уличного искусства" прекратил свое существование, по свидетельству Антона Николаева, из-за расхождения взглядов лидеров "Войны" и "Бомбил" на дальнейшее развитие направления деятельности. Николаев полагал, что главная задача текущего исторического момента - работать на децентрализацию политической и художественной ситуации и предлагал отправиться в регионы. Олег Воротников был настроен на радикализацию художественных жестов в рамках московской сцены.

 

Этот период отмечен также началом сотрудничества группы с профессиональным политтехнологом Алексеем Плуцером-Сарно, в то время - функционером Нацсовета по корпоративному управлению во главе с олигархом Владимиром Потаниным. Плуцер, культуролог и автор словаря русского мата, давно интересовался радикальным современным искусством, имел собственные художественные амбиции, представлял на нескольких площадках современного искусства свой проект "Музей объявлений", а также был автором, как минимум, двух художественных акций.

Он взялся за ведение "художественной хроники" группы у себя в ЖЖ и быстро вывел "Войну" на новый уровень популярности.

По свидетельству Антона Николаева, Плуцер с самого начала видел себя в качестве "куратора" группы. Однако, закрепиться в этой позиции ни сразу, ни в дальнейшем, ему не удалось.

Первое же участие Плуцера в акции группы, окончилось заведением уголовного дела "за распространение порнографии" именно на него. Алексей на время скрылся за границей и в дальнейшем старался в акциях группы участия не принимать, оставаясь, между тем, основным "художественным хронографом" "Войны".

Главной анархической ценности группы - ее "безблядной" жизни - 46-летний Плуцер не разделяет. Он продолжал жить индивидуальной жизнью в собственной московской квартире и активно пользоваться деньгами, заработанными им (или его родственниками) на работе по найму.

 

"Ебись за наследника Медвежонка", митинг МГЕР, Москва, 23 февраля 2008

 

Автокомментарии "Войны" на анархистском сайте "Индимедиа": "Сегодня (23 февраля 2008) на митинге политического объединения Молодая Гвардия была представлена новая молодежная политика Кремля на ближайшие годы. Девиз: "Ебись за наследника Медвежонка!" украсил собой предвыборные транспаранты митингующей молодежи.
Акция, прошедшая 23 февраля в 18:00 в Калашном переулке близ посольства Эстонии в Москве, положит начало целой серии мероприятий по ознакомлению граждан с программами будущего президента РФ Дмитрия Медведева.

Впрочем, не исключено, что это событие - лишь успешная провокация неких сил оппозиции, выражающих таким образом свой взгляд на положение дел в стране накануне президентских выборов.

Полноразмерные фото:
www.photoshare.ru/album62821.htmlи

 

 

"Ебля", Москва, 29 февраля 2008

 

 

Участники:

Плуцер-Сарно Алексей
Зуб Алексей
Воротников Олег
Сокол Наталья
Верзилов Петр
Толоконникова Надежда
Жан Хачатуров
Елена Костылева
Светлана Бардина

и другие

 

Псевдо-порно-фотосессия восьми (по другим сведениям - пяти) пар студентов и выпускников философского факультета. Была проведена 29 февраля 2008 в государственном Биологическом музее им.Тимирязева в Москве под лозунгом "Ебись за наследника Медвежонка", за два дня до выборов Президента РФ и приурочена к ним.

 

В акции, кроме молодежи, принимал "пассивное" участие 46-летний Алексей Плуцер-Сарно (держал транспарант). На следующий день Плуцер поместил документацию акции в своем ЖЖ, предложив ряд бредовых интерпретаций:

 

1) акция язычников в защиту русского тотемного животного Медведя от потусторонних сил, 2) акция зеленых в защиту истребляемых бурых медведей, 3) политическая акция в знак протеста против нелегитимных выборов, 4) арт-акция, представляющая собой портрет России, 5) магический обряд неоязычников, 6) оргия одержимых похотью студентов, 7) ремикс студенческих акций 1968 года во Франции, 8) порнографический экзерсис, 9) художественная иллюстрация к пословице "нас ебут, а мы крепчаем", 10) акция сатанистов и поклонников "темных сил", 11) кафкианский бред и безумие, 12) случка невменяемых наркоманов в состоянии транса и некоторые другие.

 

Фоторепортаж с изображением пяти пар обнаженных молодых людей (причем одна из девушек была беременна), занимающихся сексом в официальном учреждении и шизофреническая интерпретация этого ряда имиджей стали публикацией дня в Рунете: пост спровоцировал больше двух тысяч комментариев; интерес к этой информации удерживался в течение нескольких дней. Большинство читателей восприняли публикацию как образец идиотизма.

 

Публикация также вызвала скандал на философском факультете МГУ, попытки расследования происшествия со стороны милиции и заявление к прокурору Москвы от сопредседателя "Народного собора" Олега Кассина, последовавшее 5 марта 2008.

 

Видеосюжеты РЕН-ТВ и "Коммерсанта" с участием "Войны", помещенные у ЮТубе, посмотрели в феврале 2008 около 30 тыс. человек.


Однако, вмешательство главы "Фонда эффективной политики" Глеба Павловского привело к сворачиванию милицейского расследования и прекращению преследований участников акции со стороны руководства философского факультете (декан факультета Владимир Миронов даже попросил прощения у художников). Пресненское ОВД также отказало Кассину в возбуждении уголовного дела "в связи с отсутствием события преступления".

 

26 марта 2008 документация акции была представлена "Войной" на международной выставке "Дискомфортное искусство" в Хельсинки (Финляндия).

 

14 мая 2008 на открытии "Арт-Москвы" в ЦДХ Плуцер-Сарно провел акцию "Современное искусство - гной и блевотина!", зачитав в мегафон нарезку из наиболее красочных интернет-комментариев к акции "Ебля".

 

В октябре 2008 документация "Ебли" и других акций "Войны" была представлена на молодежном "Салоне Революция" в Загребе (Югославия).

 

В октябре 2008 Кассин обратился с новым заявлением в Генпрокуратуру РФ, обвиняя журналиста Алексея Плуцера-Сарно в распространении порнографии. 24 октября 2008 Генпрокуратура дала поручение о проведении проверки фактов, изложенных в заявлении. Отдел дознания ОВД по Пресненскому району Москвы возбудил уголовное дело № 332620 по факту преступления, предусмотренного ст. 242 УК РФ („незаконное распространение порнографических материалов или предметов“; до 2 лет лишения свободы).

 

Алексей Плуцер-Сарно скрывался на территории Израиля и Европы, видимо, до окончания срока давности по делу. Других участников акции это уголовное разбирательство не коснулось.

 

Документация: ЖЖ Плуцера, 2 марта 2008, 2160 комментов

 

Подробности

 

 

«Я ебу Медвежонка!», Москва, 3 марта 2008

 

«Война» на московском митинге объединения «Молодая гвардия Единой России» развернула транспарант «Я ебу Медвежонка!». Участники акции задержаны. Среди них - Надежда Толоконникова, которая на следующий день родила дочь.

 

 

«Унижение мента в его доме», 6 мая 2008

 

 

6 мая 2008 активисты "Войны", войдя в отделение милиции подмосковного поселка Болшево, повесили на тюремной решётке портрет новоизбранного Дмитрия Медведева, выстроились в акробатическую «пирамиду» и прочитали стихи в честь Медвежонка. В отделении были повешены плакаты: «Убей иммигранта» и «Оставь надежду, всяк сюда входящий / Не стоит, под невинного косить / Здесь не помогут всхлипы, взор молящий / Здесь и немые будут говорить!!!».

 

Активисты также пытались отпраздновать избрание президента тортом вместе с руководителем милицейского отделения.

 

По итогам акции, Воротников заявил: "Нападение на районные ОВД должно было показать всем активистам, что мусор тоже нужно воспитывать. Неважно, что он тупой, плохо ориентируется на местности, стул имеет жидкий, людей насилует и в огне не горит. Решили дать ментам последний шанс и только потом переходить к последней мере. Мы привесили Медвежонка на решетке обезьянника, где запирают незаконно задержанных, и встали перед ней раком прямо в дежурной части ОВД, скандируя непотребные речевки. Начальника отделения мы подробно ознакомили с анархическим беспределом на улицах, показали ему фотографии с марша "Нет ментовскому беспределу!", а на прощание метнули в него торт и устроили потасовку".

 

Документация: ЖЖ Плуцера, 10 мая 2008, 184 коммента

 

"Цензура сасет!", площадка у Таганской прокуратуры, 22 мая 2008

 

Грани-ТВ: Акция в поддержку Андрея Ерофеева и против цензуры в искусстве

 

Участники:

Плуцер-Сарно Алексей
Воротников Олег
Сокол Наталья
Верзилов Петр
Толоконникова Надежда
Медведев Кирилл
и друие


В 17:00 в Таганской прокуратуре начался допрос одного из кураторов выставки "Запретное искусство" Андрея  Ерофеева. "Война" устроила под окнами прокуратуры театрализованное спортивную разминку. Молодые люди в одинаковых спортивных костюмах, прибывшие на автомобиле, борта которого были были украшены плакатами "Вечный позор гонителям "Соц-арта!" и "Цензура - дура, творец – молодец!" - приседали, отжимались, делали пробежки и скандировали  "Цензура сасёт!", "Да здравствует Шишкин!", "Слава Айвазовскому!", "Репин жив!", "В жопу культуру - идем в прокуратуру", "Государство - нах!", "Гад, вонючка, серая тучка", "Нет поповскому беспределу!", "Выше, выше черный стяг!", "Нет искусствоведам в рясах!" и т.д. Движение на ул. Талалихина было полностью перекрыто.

 

Документация: ЖЖ Плуцера-Сарно, 23 мая 2008, 120 комментов

 

 

«Мент в поповской рясе», 3 июля 2008

 

3 июля 2008 года в 00:30 Олег Воротников в рясе православного священника, под которой была надета форма сотрудника МВД, в сопровождении остальных членов группы «Война», осуществлявших видео и фото документацию, а также различные функции по прикрытию, пошёл в магазин «Седьмой континент» по адресу ул. Неверовского, 15, где демонстративно загрузил пять полных пакетов продуктов и не оплатив, пронес их прямо через кассы.

 

Еще фото акции

 

Документация: ЖЖ Плуцера, 15 июля 2008, 158 комментов

 

 

 

"Думаете, ебется?",  Айдан-галерея, Винзавод, 29 мая 2008

 

"Война" оформила зал "Айдан-галереи" на Винзаводе, где проходили общественные слушания по делу кураторов выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, праздничными гирляндами «Ц-Е-Н-З-У-Р-А-С-А-С-Ё-Т» и «М-Е-Н-Т-В-П-О-П-О-В-С-К-О-Й-Р-Я-С-Е» и портретами главных обвинителей (начиная с Путина-Медведева и Патриарха), снабдив их оскорбительными подписями.

 

 

Пикантность ситуации заключалась в том, что на слушанья были приглашены и представители "другой стороны", а именно, Олег Кассин, глава "Народного собора". Делегация "оскорбленных верующих" во главе с Кассиным действительно появилась.

 

Откровенно и публично оскорбленный Олег Кассин подал в прокуратуру заявление, требуя завести уголовное дело. Однако, ему в этом было отказано.

 

Документация: Фоторепортаж "Милицанера"

 

«Памяти декабристов"

Участники:

Олег Воротников
Наталья Сокол
Верзилов Петр
Толоконникова Надежда
Яковлев Станислав (Ортега)
Свин
Ванек

Подарок мэру Лужкову на День города.

 

 

Грани-ТВ: Пять повешенных в подарок Лужкову

 

7 сентября 2008 "Война" имитировала повешение пяти людей (3 гастарбайтеров и 2 гомосексуалистов) в отделе электроосветительных приборов магазина «Ашан» возле ТЦ «Мега Белая дача».

 

Комментарий Олега Воротникова в "художественном тексте" Плуцера: ""Официальное название акции: "Памяти декабристов", сокращенно –"ПэДэ". Центральной в нашей акции является тема декабристов. Главный лозунг – "Пестель на х.й не упал!" – означает, что сегодня идеи русского патриота забыты. Среди повешенных нами – трое южан-гастарбайтеров, которые символизируют членов Южного декабристского общества, двое – Северного. Такой расклад был и у казненных пятерых декабристов. Одновременно "гастеры" изображают роль рабов - крепостных крестьян, а геи - либеральное начало в декабристах, с их смутным и, возможно, бессмысленным в российском контексте желанием построить конституционный строй взамен монархии. Монархия в той или иной форме – это судьба России. Кроме того, конечно, мы хотели выступить в защиту русских традиционных морально-этических ценностей, которые сегодня стремительно разрушаются. ТВ просто забит моральными разложенцами, безродными космополитами и гомиками. Нас обвиняют в аморальности, а на самом деле мы изображаем и символически казним это самое аморальное общество, тайно одобряющее рабский труд и педерастию".

 

Документация: ЖЖ Плуцера, 9 сентября 2008, 474 коммента; видео с музычкой и английскими титрами; фото на Независимом медиа-центре, фотоальбомы от "Руслана Хабибамедова" и от "Милицанера".

 

 

"Захват Белого Дома", 6-7 ноября 2008


 

Ночью 7 ноября 2008 "Война" отметила день рождения Нестора Махно, своей активистки Надежды Толоконников  и годовщину Октябрьской революции акцией "Захват Белого дома". С чердака гостиницы "Украина" с помощью лазера активисты "Войны" спроецировали на здании Дома правительства эмблему анархистов — череп с костями. В это время трое других участников акции перелезли через ограду Дома правительства, побыли там некоторое время, а затем покинули территорию. Охрана ФСО появилась во дворе Белого дома уже после того, как активисты ушли. Всего в акции приняли участие 13 человек.

 

Существует три "канонических" описания акции. Наиболее известное и организованно откомменированное - описание от Алексея Плуцера-Сарно. Оно представляет собой "художественное произведение по мотивам реальных событий" с трэшевым изображением крутизны происходящего а-ля Голливуд (аренда "Войной" на несколько дней этажа гостиницы "Украина"; оборудование акции, полученное от "верных ленинцев" из ФСБ; наличие у самого Плуцера бронированного BMW и т.д.). Участник акции Алексей Касьян, делавший документацию на месте, автор помещенных Плуцером фото, называет этот текст Плуцера "тупым пиздежом", а самого Алексея обвиняет в отказе какой бы то ни было реальной поддержки акции непосредственно во время ее проведения (тут же выяснилось, что Плуцер накануне сломал ногу). Другое краткое, реалистическое, описание - от самого Алексея Касьяна. И третье, более подробное, описание другого  участника акции, разъяснившего технические подробности проведения акции.

 

Смыслы акции хронисты озвучивали по-разному. Плуцер заявил, что "череп и кости на Белом Доме - это предупреждение правительству о том, что русский народ вымирает, в то время как новые буржуи купаются в роскоши". Участники же акции свидетельствовали, что хотели продемонстрировать, насколько власть беспомощна и не защищена, и что брать ее можно (и нужно), для чего достаточно просто иметь такое желание.

 

Наибольшее сомнение у людей, обсуждавших акцию в блогах, вызывало наличие дорогостоящего оборудования (лазерной пушки и генератора) у анархистской группы, настаивающей на своей "безблядной" (не связанной с деньгами) жизни. Алексей Касьян объясняет, что деньги на аренду оборудования были получены им от журнала "Афиша" в качестве внесудебной компенсации за нарушение авторских прав: ранее журнал контрафактно опубликовал несколько фото Касьяна с прежних акций группы.

 

"Захват Белого дома" был в основном позитивно воспринят рунетом. Никаких негативных последствий, кроме перебранки между членами группы в связи с методами медиа-репрезентации, акция не имела.

 

Акция "Войны" была не первой пиратской трансляцией протестного изображения на Белый дом. Ранее неизвестные анархисты проецировали на дом правительства ебущихся медведей (http://www.youtube.com/watch?v=l57jz52xpCo). Однако, они не позиционировали свой жест как произведение искусства.

 

 

"Запрещение Клубов"


В ночь с 28 на 29 декабря 2008 вход в ресторан «Опричник» был заварен металлическими листами.

 



«Хуй в очко!», 29 мая 2009

 

29 мая 2009 «Война» после окончания очередного судебного заседания по делу Ерофеева и Самодурова в Таганском суде расчехлили принесенные музыкальные инстирументы (две электрогитары, барабан, 2 портативных гитарных усилителя), подключились к электричеству и исполнили 2 минутную песню «Все менты ублюдки, помните об этом!» написанную активистом Филом из Ой!-группы «Хуй В Очко».

 

Алексей Плуер-Сарно рассказал Радио Свобода: "Самодуров в зале суда кричал с гневом и с ненавистью на группу ''Война'': ''Уберите провокаторов из зала!'', призывал милицию, чтобы она остановила это безобразие. И делал это довольно искренне, это была действительно его точка зрения. Если Андрей Ерофеев склонен часто иронизировать и не всегда говорит то, что думает, то Самодуров, конечно, человек более открытый и прямо выразил свое неприятие этой акции группы ''Война''. А то, что мы хотели сказать в данном случае, было в названии и самой песни, и в названии всей, как мы назвали, презентации программы ''Конец легавым, трахнутым начальником'' (там только два матерных слова было в названии этой презентации). Тем более что ''все менты ублюдки - помните об этом'' это не изобретение группы ''Война'', это международное анархистское высказывание ''All cops are bastards'', слоган анархистов всего мира".

 

В ходе акции никто задержан не был. Плуцер объясняет, каким образом в этот раз активистам опять удалось уйти безнаказанными: "Активист Лаврентий Медичи вышел вперед и заявил, что сейчас состоится презентация новой программы группы ''Война''. И как только на него набросились менты, он стал кричать судье, которую звали Светлана Юрьевна: ''Светлана Юрьевна, я к вам за денежками потом зайду.'' Потом он все время повторял: ''Я кремлевская мразь, я мразь из ФЭПа! Что вы делаете?!'''. И таким образом абсолютно коррумпированная милиция, которая знает, что кругом одна коррупция, перестает понимать, кто заказал эту акцию. Слова ''Светлана Юрьевна, я к вам за денежками потом зайду! Ну скажите же ей!'' дезориентировали милицию, которая привыкла к абсолютному беспределу и коррупции со стороны самой власти. Если бы действительно заказал кто-то, какое-то молодежное пропутинское движение, им бы ничего не было. А вдруг мы - это они?"



«Леня Ебнутый — наш президент» ("Леня Ебнутый - Синее ведерко"), 22 мая 2010, Москва
22 мая 2010 на Кремлёвской набережной у поворота на Боровицкую площадь, рядом с Большим Каменным мостом, член группы Леонид Николаев (по прозвищу Лёня Ёбнутый) с синим ведром на голове запрыгнул на служебную машину ФСО со спецсигналом и пробежался по её крыше, а потом убежал от выскочившего из автомобиля водителя. Видео произошедшего вскоре попало в интернет. Активисты «Общества синих ведёрок» заявили о своей непричастности к этой акции.
Несколькими днями ранее тот же Лёня уже прогуливался с синим ведром на голове по полосе встречного движения центральных московских улиц.
Утром 28 мая он был схвачен неизвестными у своего дома и увезен в неизвестном направлениии. Позднее Николаеву удалось сообщить, что его привезли в ОВД «Китай-город». Он обвиняется по административной статье, ему грозит 15 суток ареста. В тот же день Николаев был отпущен из милиции до нового разбирательства.
Известный правозащитник Лев Пономарёв так оценил акцию Николаева и действия государства:
-Он выразил настроение сотен тысяч людей, возможно, даже миллионов, которые возмущены безнаказанным поведением людей с мигалками на машинах на улицах Москвы и неадекватным поведением власти в ответ на это.
И Леня в ответ совершил, на мой взгляд, не совсем адекватный поступок. Должен сказать, что это вообще административное правонарушение, и если оно и должно иметь последствия, то исключительно в рамках закона.
Как ведет себя государство? Леня был похищен неизвестными людьми рано утром и увезен в неизвестном направлении на глазах у родственников — они видели это в окно. Бесспорно, государство ведет себя как террорист. Похищение человека — это уже не административное правонарушение, это уголовное преступление.

31 мая Леонид Николаев отказался явиться в суд по делу об административном правонарушении. Он заявил, что таким образом начинает кампанию протеста против коррупции в судебной системе

 

"Русский леттризм"

11 июля 2009 Погром инсталляции группы на выставке «Русский леттризм» в ЦДХ  года московской милицией и охраной Дома Художника. Возникла потасовка, некоторые экспонаты были испорчены, а художника Петра Верзилова задержала милиция.

Часть арт-сообщества восприняли акцию как осознанную провокацию "Войны, направленная на подрыв общественной кампании против сноса ЦДХ.

 

"Дворцовый переворот"

 

Дело "Войны" на "Эхо Москвы". Участники: Василий Церетели, Андрей Ковалев, Анна Ставицкая

 

О "Войне" на НТВ, 24 октября 2010

 

Ссылки

Сайт "Свободная война"

ЖЖ Плуцера

ЖЖ Антона Николаева

ЖЖ Петра Верзилова и Надежды Толоконниковой

ЖЖ Алексея Касьяна

ЖЖ Свинтусоида

Блог Александра Володарского

ЖЖ Адольфыча

События

  • 2009. Война Войны на Русском леттризме
  • 2008. Ебля Войны
  • 2010-2011. Хуй в плену у ФСБ и премия Инновация
  • Источники

  • Радио Свобода, Алек Эпштейн: Арт-активизм нон грата
  • Эхо Москвы: Современное искусство как политическая акция
  • РНЛ: За проектом «дома новой культуры» стоит секта каббалистов
  • Право послать: почему власть боится употребления мата
  • Трассу «Нюрбургринг» закрыли из-за 10-метрового пениса
  • Марат Гельман: «В России духовность - это канон, мертвечина, а любой поиск – грех»
  • Лента ру: Арт-группа «Война» переехала в Италию
  • Украинские левые о "Войне": Диагностировано новое заболевание. Марксизм головного мозга (МГМ)
  • Михаил Пиотровский: Провокация без искусства
  • Андрей Великанов: Требуется художник с ЧЮ без ЧСВ
  • Топ-10 самых значимых произведений искусства последних пяти лет
  • Група Война разоблачает Петра Верзилова (с комментарием Александра Володарского)
  • Дождь: "Инновация" без члена, Pussy Riot и политики
  • Егор Холмогоров: ружье которое не выстрелило
  • Егор Холмогоров: Упраздненное искусство, или о транспарентности
  • Фильм про знаменитую акцию арт-группы "Война" покажут на Берлинале
  • Дождь-ТВ: Министр культуры Авдеев уйдет в отставку из-за любви к арт-группе «Война»
  • "Хуй в плену у ФСБ" и "Московские выборы"
  • "Ебаные империалистические свиньи!". Дискуссия о "Войне" в Праге
  • Анатолий Осмоловский: О группе «Война» и не только о ней
  • Екатерина Деготь: Искусство и государство
  • Илья Глазунов: Половой орган на Литейном мосту - двойное кощунство
  • Бой Ёбнутого с Лосём! Супергерой Леня Ёбнутый вышел из подполья! Наш Президент снова с нами!
  • "Если завтра "Война"
  • Член на Литейном нарисовали назло ФСБ
  • Новая акция группы "Война": 65-метровый фаллос нарисовали напротив здания ФСБ в Петербурге
  • Фаллос на мосту как политический ход
  • Рассказ Лени Ёбнутого о своем участии в акции на Литейном, задержании и суде
  • "Инновации" объявлена "Война"
  • Плуцер - ГЦСИ. Благодарность экспертам. Документ
  • Плуцер - ГЦСИ и экспертам об Инновации. Документ
  • ГЦСИ - Плуцеру о выставке номинантов. Документ
  • Антон Котенев: Пара замечаний о нравах "питерских"
  • Андрей Макаревич: Песни о любви
  • Алексей Плуцер-Сарно: ''Мы показываем власти зеркало и фаллос''
  • Разговор с экспертами о приговоре организаторaм выставки «Запретное искусство »
  • Леонид Николаев – о подпольной жизни группы "Война"
  • Активисты арт-группы "Война" могут вновь попасть под арест
  • Андрей Ерофеев о фаллосах, иконах и другом запрещенном искусстве
  • Анатолий Ульянов: Плуцерпутин-войнаюгенд
  • "Война" финансово поддержала арестованных активистов Манежки
  • Премию "Войны" потратили на бездомных детей и политзеков
  • "Война": Мы не прикасались к деньгам премии «Инновация»
  • Арт-группа "Война" забрала призовые деньги "Инновации"
  • Деятели культуры о группе "Война": Ольга Свиблова
  • Деятели культуры о "Войне": Александр Панов
  • В плену у трех букв
  • Юрий Володарский: Фаллический символ борьбы. Интервью с Алексеем Плуцером-Сарно
  • Политика другими средствами
  • Марат Гельман: Искусству важно быть безответственным
  • Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com