запрещенное

искусство

18+

21.10.2011, Киртана Раса даса

Инквизиция против Уполномоченного по правам человека

Некоторое время назад Уполномоченный по правам человека по Томской области Кречетова Н.С. выступила в прессе против проводящегося в Томске судебного процесса по отнесению книги "Бхагавад-гита как она есть" к экстремистским материалам. Ее выступление вызвало определенный резонанс в обществе, и в результате его не смогли пропустить мимо члены так называемого "антикультистского движения", выпустив пресс-релиз от имени Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при РАЦИРС под названием "Уполномоченный по правам человека по Томской области противопоставляет себя гражданам России". Ознакомиться можно, например, здесь).



Документ настолько безосновательный, что можно было бы махнуть на него рукой, но чтобы его не приняли за чистую монету люди, недостаточно проинформированные по поводу отраженных в нем тех или иных моментов, то имеет смысл хотя бы поверхностно дать ответы на эти лишенные доказательств и логики заключения.



Название документа: Уполномоченный по правам человека по Томской области противопоставляет себя гражданам России (Пресс-релиз Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при РАЦИРС)


Прежде всего, необходимо сделать несколько пояснений относительно самой организации РАЦИРС и его "комитета защиты прав и достоинств личности".



Организация РАЦИРС (кому надо, сам найдет смысл этой аббревиатуры) позиционируется как религиоведческая организация, и может даже показаться на первый взгляд, что это нейтральная научная-исследовательская структура. Но это обманчивое видение. РАЦИРС появился как обратная сторона такой организации как "Центр Иринея Лионского" - православной антисектантской организации А.Дворкина, занимающейся "обличением" всех малых религиозных конфессий. Относительно одиозной личности Дворкина отдельно здесь говорить нет смысла, кому нужно, тот сам ознакомится с информацией. Испытывая постоянную критику со стороны религиозных организаций и непризнание со стороны научных кругов как самого Дворкина, так и в адрес его организации, данный Центр сменил вывеску-название на условно более "нейтральное" и "научное" в целях повышения легитимности. Но суть и образ действий остались прежними: они выступают против огромного ряда организаций, начиная от баптистов, кришнаитов, ряда буддийстких школ, и заканчивая коммерческими компаниями Гербалайфом, Цептер и т.д., выставляя их в негативном свете.



РАЦИРС является частью антикультистского движения, среди относящихся к которому самая известная организация: это американская CAN (Cult Awareness Network). В самой Америке она ликвидирована в 1996 г. после судебных исков как раз за нарушения прав и достоинств личности. Деятельность CAN заключалась в т.н. "депрограммировании" - похищении людей и насильственном удержание их в течение некоторого времени с применением психологического, а зачастую и физического воздействия с целью сломить у человека веру в свою религию. Т.е. "сектоборцы" применяли все приписываемые "сектам" методы ущемления прав человека. Действия организации суд тогда описал как "настолько отвратительные по своему характеру и настолько ошеломляющие по своей степени, что они выходят за все возможные границы приличий, являются зверскими и совершенно неприемлемыми в цивилизованном обществе". Вот и вопрос: а кто настоящие сектанты-то?



Конечно, сам начальник РАЦИРС в депрограммировании CAN не участвовал, хотя некоторые исследователи и говорят о его контактах с этой организацией. Но одобрение с его стороны в адрес депрограммирование звучало: "Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву их сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект ... Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. ... В общем, метод "клин клином вышибает" оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию" (из книги Дворкина "Сектоведение: тоталитарные секты.")



Таким образом, название "комитет защиты прав и достоинств личности" (созданный с таким названием, видимо для еще большей легитимности в глазах обывателей) звучит по меньшей мере цинично. Негоже все-таки "овечьи шкуры" надевать, уважаемые "волки", как по поводу такой ситуации метафорически говорится в Библии.



Показательна следующая цитата писателя и журналиста Нежного А.И. из статьи "Уроки сектоведения": "Во всём, что Дворкин и его единомышленники твердят на всех перекрестках, нет ни единого слова правды. Он лжёт, напяливая на себя терновый венец политического эмигранта. Он не патер Печерин, не Герцен и не Галич — сказавшись евреем, он убыл из СССР в Израиль. Мне, право же, абсолютно всё равно, какая кровь течёт в его жилах, татарин он, перс или эскимос. Еврей так еврей. Израиль так Израиль. Врать не надо. Он лжёт, объявляя наш Закон „О свободе совести“ 1990 г. копией американского, — хотя бы потому, что в США подобного закона попросту нет. Он лжёт, сообщая потрясённому обществу о двухстах пятидесяти тысячах разрушенных сектантами семей. Я позвонил сотруднику Прокуратуры РФ, будто бы располагающему подобными сведениями. Тот отослал меня к профессору Николаю Антоновичу Трофимчуку, заведующему кафедрой религиоведения Академии государственной службы. Профессор ответил, что такой статистики не существует, а Дворкин „выдумывает“. Он лжёт, обвиняя Свидетелей Иеговы, Общество Сознания Кришны, Церковь объединения, Церковь сайентологии и другие религиозные объединения в преступлениях против личности и государственной безопасности. Ни единого факта, ни одного уголовного дела — лишь убогий и подлый вымысел."


В производстве Ленинского районного суда г. Томска находится гражданское дело по заявлению Прокуратуры г. Томска о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" экстремистским материалом.



В ходе рассмотрения дела Уполномоченный по правам человека в Томской области Кречетова Н.С. выступила в средствах массовой информации с осуждением самого факта рассмотрения дела в суде. Причем сделано это до вынесения решения суда по существу, что является фактически давлением на правосудие.


Здесь возникает резонный вопрос: почему уполномоченный по правам человека не имеет права высказаться против самого факта суда, если для проведения суда и заявления прокуратуры нет оснований, что и подчеркивала и Кречетова в своем обращении, и указывали другие наблюдатели.


Следует отметить, что в последнее время в России отмечается активизация действий секты "кришнаитов", множественные попытки вмешаться в деятельность государства и общества, внедрить своих людей в государственные структуры, включая правоохранительные органы, поставить под свой контроль вопросы воспитания детей, морально-этического формирования мировоззрения граждан России.


Сам язык этого пассажа вызывает улыбку. Напоминает кляузы 1937-ого года. Совсем немного не дотягивает до обвинений средневековой инквизиции в колдовстве. Да-да, нехватка хлеба, наводнения, цунами и прочие беды тоже от кришнаитов.


Для таких заявлений нужны документальные юридические свидетельства. Минюст и другие правоохранительные органы, которые регулярно проводят проверки юридических лиц, в т.ч. религиозных организаций, а среди них и организаций кришнаитов, никаких указанных нарушений не находят. В томском суде над "Бхагавад-гитой как она есть" представитель Минюста также подтвердил, что нет никаких данных о нарушении "Томским обществом сознания Кришны" законодательства, равно как и не имеется сведений о том, что чтение и распространение данной книги провоцировало людей на совершение противоправных действий. Аналогичное заявление об отсутствии сведений о незаконной деятельности религиозных организаций на территории Томской области томский Минюст сделал и в 2009 г. Так что эти обвинения безосновательны.


Деятельность различных кришнаитских организаций в России постоянно вступает в конфликт с законом и общественной нравственностью.


В общем, то же самое: предъявите юридические доказательства, пожалуйста. А то это заявление выглядит просто как психологическое воздействие на обывателя. Насколько известно, даже сам А. Дворкин (начальник РАЦИРС) после ряда проверок, проводимых следственным комитетом прокуратуры Москвы, даже подписал в прокуратуре объяснение, что он не располагает какими-то проверенными сведениями о том, что руководители и члены "Общества сознания Кришны" совершили какие-то преступные действия (здесь и здесь). Так что странно, как это РАЦИРС снова после этого берется за старое.


Большая часть населения Российской Федерации, в том числе и Томской области, в настоящее время если и не относится к православным с канонической точки зрения, то, во всяком случае, считает себя таковыми. Значительна часть и представителей других традиционных конфессий. Все традиционные конфессии, будь то христианство или ислам, роднит между собой уважение к традиционным ценностям нашего народа, включающим в себя любовь к своей стране, ее народу, истории, семейным ценностям.


А где доказательства, что у кришнаитов отсутствует "уважение к традиционным ценностям нашего народа, включающим в себя любовь к своей стране, ее народу, истории, семейным ценностям". Данное высказывание словно показывает, что в христианстве и исламе есть любовь к стране, а у кришнаитов нет. Кришнаиты: это граждане своей страны. Они также заботятся о ее процветании, так же ценят ее культуру и историю. Их вклад в российскую культуру подтверждается со стороны самого государства, например, это можно подтвердить следующим фактом: в 2010 г. Бхактивигьяна Госвами (Вадим Тунеев), глава централизованного религиозного объединения вайшнавов "Центр обществ сознания  Кришны в России", постановлением Президиума Совета по общественным наградам Российской Федерации был награжден медалью III степени ордена "За профессионализм и деловую репутацию" за заслуги в деле укрепления российско-индийских дружественных связей. Это как один их примеров.


Действующие, в том числе нелегально, на территории РФ организации кришнаитов позиционируют себя как направление индуизма, забывая известную религиоведческую истину о том, что индуистом может быть только ребенок индуистов.


Что значит "действующие нелегально" организации? В соответствии с каким законодательным актом их существование на территория РФ является нелегальным? До настоящего времени на территории РФ действовала Конституция, в которой указано (ст. 28): "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения".


В большинстве крупных российских городов общества вайшнавов-кришнаитов имеют официальную государственную регистрацию в соответствии с ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Тем самым признается их полная легитимность и юридическая поддержка со стороны РФ. В соответствие с тем же законом религиозные сообщества в России имеют право и не иметь регистрации, это нисколько не влияет на их право на существование и не делает их "нелегальными". Поэтому использование здесь термина "нелегально" можно оценить только как попытку снова и снова безосновательно показать общество кришнаитов в негативном свете в глазах читателей этого "пресс-релиза".



Следующий момент в "пресс-релизе": это "опровержение" того, что кришнаиты относятся к индуизму, и высказывание о том, что индуистом может стать только родившийся в семье индуиста. Называя это "религиоведческой истиной" автор грешит против здравого смысла и показывает собственную некомпетентность в вопросах религиоведения и индологии. На эту тему существует множество религиоведческих исследований, и игнорирование их автором, наглядно показывает его некомпетентность.


Даже русскоязычных публикации на эту тема предостаточно (на английском их очень много), приведу в качестве примера названия лишь нескольких работ, где научно-обоснованно анализируется связь общества сознания Кришны и индуизма: Бжезински Я. "Движение сознания Кришны и индуизм"; Иваненко С.И. "Проблема оценки авторитетности МОСК"; К. Вернер. "Меморандум об индуизме". Дополнительно по данному вопросу можно отметить следующий факт относительно определения понятия "индуизм". Верховным Судом Индии в 1966 и 1995 г. были даны юридические определения признаков индуизма и критериев, которым должны соответствовать последователи индуизма: ни один пункт из них не содержит каких-либо национально-этнических характеристик (с самим перечнем можно ознакомиться здесь).



В заключении по вопросу соотнесения обществ сознания Кришны и индуизма можно добавить такие моменты:



Российских кришнаитов признают в качестве последователей индуизма сами этнические индусы, которые работают или учатся в Москве и посещают московский храм Международного общества сознания Кришны (МОСК), где они каждую неделю даже проводят свою программу на английском языке. Аналогично обстоит ситуация и в других городах: индусы в России (и в том числе в Томске) посещают программы и религиозные праздники, проводимые российскими кришнаитами.


За права российских кришнаитов неоднократно высказывалась Ассоциация индийцев России, которая в целом постоянно отмечает свою общность интересов с российскими последователями МОСК, постоянно участвуя с ними в совместных проектах.


Высшие руководители Индии участвовали в церемонии открытия храмов МОСК в столице Индии Дели в 1998 г. и столице штата Карнатака Бангалоре в 1997 г.


Именем Бхактиведанты Свами, основателя МОСК, названы улицы в Дели, Калькутте, Мумбаи, в священных местах паломничества индуизма Маяпуре и Вриндаване. В его 100-летие правительство Индии выпустило почтовую марку с его изображением (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бхактиведанта_Свами).


Факт разрушения храма МОСК в Москве в 2004 г. и оскорбительное письмо архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Лужкову в 2005 г. вызвали значительную негативную реакцию в индийских СМИ.
Поддержка строительства храма МОСК в Москве, которую выразили в своих обращениях политические и экономические круги Индии: крупнейшие предприниматели Индии в 1997 и 2005 гг., руководители Республики Индия и г. Дели в 2004 г. в своих обращениях к президенту Путину и мэру Лужкову, а также кампания "в защиту индуистов России", развернувшаяся в Великобритании в 2005-2006 гг., в которой приняли участие Палата общин, мэр Лондона, индуистские организации Великобритании, Австралии, Канады и др. стран Британского содружества.


Постоянные визиты высокопоставленных гостей (послов, премьер-министра Индии и др. стран, где индуизм распространен широко) в московский кришнаитский храм. Например, в августе 2011 на торжествам по случаю праздника "Джанмаштами" в московском храме присутствовали послы Индии, Непала, Маврикия. Посол Индии в своей речи на празднике очень хорошо отозвался о Бхактиведанте Свами и его книге "Бхагавад-гита как она есть": именно той самой книге, которую хочет запретить томская прокуратура. Посол сказал: "По моему мнению, Бхагавад-гита: это, пожалуй, самое важное священное писание в мире. И также я хочу отметить, что перевод и комментарии Бхагавад-гиты, сделанные его божественной милостью А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой,: одни из самых лучших. Причина этого в том, что Бхактиведанта Свами Прабхупада представляет Бхагавад-гиту такой, как Она есть. Он приводит изначальные тексты, приводит пословный перевод, приводит литературный перевод и дает авторитетный комментарий в соответствии с самим значением стихов Бхагавад-гиты. В Бхагавад-гите Господь Кришна обращается к Арджуне, учит нас бескорыстному служению Богу и всему человечеству."



Автор пресс-релиза может считать сколько угодно, что российские кришнаиты никак не относятся к индуизму, а лишь прикрываются индуизмом, используя индуистскую терминологию. Но даже приведенные здесь примеры (а их на самом деле гораздо больше) наглядно говорят об ином положении вещей.


Религиозная концепция действующих на территории Томской области кришнаитов является философско-доктринерской компиляцией с использованием индуистской терминологии.


Про индуизм смотри пояснение выше.


Или, может быть, автор считает, что у томских кришнаитов есть какие-то специфические особенности? Но тогда интересно, приезжал ли автор в Томск, чтобы лично познакомиться с философией именно томских кришнаитов? Поскольку непонятно, чем их философия отличается, например, от московских кришнаитов или кришнаитов в других странах мира, в том числе в Индии.
Философия томских, российских и всех остальных кришнаитов: это классическая философия гаудия-вайнавизма (см. монографию Ватман С.В. "Бенгальский вайшнавизм".: СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005.), очень распространенной школы вайшнавизма в Индии. Сам вайшнавизм (вишнуизм): это самая многочисленная деноминация индуизма: по оценкам религиоведов вайшнавы составляют около 70% всех индуистов. Полноценную информацию по вопросу философии гаудия-вайшнавизма можно получить даже в Википедии. Но автору пресс-релиза это не выгодно и не нужно, у него другие цели.


Как показывает жизнь, единственной целью руководителей данного новоявленного религиозного культа является создание идеологической основы для концентрации в своих руках материальных благ и личной власти, как следствие руководства "паствой".


Опять же: просто бездоказательный пассаж. Бездоказательный и призванный лишь оказать воздействие на читателя, вызвав у него недоверие, страх и крайнее отвержение по отношению к "страшной секте" кришнаитов. Выше уже было написано про заявление Дворкина, что он не имеет доказанных фактов о противоправных действиях со стороны не только рядовых членов, но и руководителей "Общества сознания Кришны".



Хочется спросить у автора: понимает ли он, к каким последствиям может привести его стремление унизить и безосновательно очернить в глазах обывателей кришнаитов, следующих принципам миролюбия и непричинения вреда окружающим? Достаточно вспомнить чудовищный инцидент, произошедший в Ростове в 1995 г. в результате как раз подобной экстремистской огульной антисектантской пропаганды, когда в кришнаитский храм ворвалась банда мужчин с арматурой в руках, во главе с попом-расстригой, стала крушить все вокруг, избивать арматурой и лопатами находящихся в храме людей и срывать с женщин одежду. Здесь можно почитать подробнее (осторожно: текст и фото не для слабонервных).
Лично я не знаю ни одного случая, когда вооруженные кришнаиты врываются в храм иной конфессии и учиняют там расправу. Но случаев нападений, подобных вышеописанному, вполне хватает, чтобы задуматься над вопросом, где же находится настоящее проявление экстремизма.


Насаждение чуждых нашей стране этических взглядов приводит к психологической и социальной изоляции части его граждан от общества. Как следствие, это наносит ущерб их здоровью, имущественным интересам, существенно затрудняет интеграцию в обществе членов такой религиозной организации.


Интересно, какие это этические взгляды кришнаитов чужды нашей стране и вызывают психологическую и социальную изоляцию? Вот те этические взгляды, к которым стремятся кришнаиты и которые изложены в их книгах, например, в книге "Бхагавад-гита как она есть", которую автор ниже в своем пресс-релизе вновь назовет оскорбительной, и безосновательность суда против (безосновательность обвинений в экстремизме) которой указывала Н.С.Кречетова. "Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям: таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой." (Бхагавад-гита 16.1-3)



Теперь относительно психологической и социальной изоляции. Уже давно проведены и психологические и социальные исследования обществ сознания Кришны, как в России, так и за рубежом. И нет никаких доказательств существования негативных воздействий. Но автор пресс-релиза, видимо, игнорирует такие заключения, ведь они идут в разрез с его идеологической установкой. Но все же приведу некоторые выдержки из них, чтобы наглядно показать безосновательность высказываний в пресс-релизе.



О "психологической изоляции".


В экспертном заключении руководителя отделения эпидемиологии психических расстройств НЧПЗ РАМН доктора медицинских наук В.Г. Ротштейна от 23.09.94 отмечено, что вероятность расстройства психического здоровья в результате следования культовой практике кришнаитов ничтожно мала. Исследования Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском университете (экспертное заключение директора НИИКСИ СПГУ проф. В.Т. Лисовского от 31.10.94 за №46.01.90) показывают высокий уровень психической уравновешенности последователей Общества сознания Кришны. Доктор Тадеуш Доктур в своем экспертном заключении "Психологические характеристики членов МОСК" пишет: "Результаты исследований, приведенные в этой статье, не свидетельствуют о том, что у членов новых религиозных течений наблюдается ухудшение психического здоровья. Наоборот, во многих случаях такое членство способствует благоприятным изменениям (как, например, чувство появления жизненной цели), и, в общем, оказывает стабилизирующее влияние на личность".



О "социальной изоляции".


Деятельности и вероучению вайшнавов посвящена, в частности, монография "Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность", автором которой является российский религиовед, занимающегося исследованием индуизма в России, доктора философских наук С.И. Иваненко (зам. начальника отдела социальной политики Аналитического управления Совета Федерации и советник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ, государственный советник РФ 3 класса). В этой работе отмечаются различные виды социального служения обществу со стороны кришнаитов. Может, прежде чем РАЦИРСу писать пресс-релизы, стоило бы почитать об этом научные исследования?
Также в этой монографии приводятся результаты социологического исследования вайшнавов, приведенного в 2007 г. Приведу лишь небольшую цитату из заключения этой работы, на основании которой можно четко понять имеется ли у вайшнавов некая "социальная изоляция", о которой пишет автор рассматриваемого пресс-релиза, не поясняя, в чем она конкретно заключается.
"В вайшнавской среде сформировался тип высокообразованной, физически здоровой личности, нашедшей свою экономическую и социальную нишу в обществе, серьёзно относящейся к религиозной практике и своему духовному развитию. Деятельность вайшнавов
направлена на помощь людям, что выражается в социально-благотворительной, культурно-просветительской и проповеднической активности опрошенных".
Где тут про изоляцию? Или социальную изоляцию показывают те грамоты и благодарности от администрации Томска (и других городов, в т.ч. Москвы), которые получили последователи общества сознания Кришны, участвуя в социальных проектах города.


Выделение членов какого либо сектантского течения на фоне социальной картины общества само по себе создает дополнительные предпосылки для роста социальной напряженности.


Странно читать это у представителя "комитета защиты прав и достоинства личности". Впрочем, мы уже рассматривали, откуда берется это название и насколько оно обоснованно.
Сама попытка отметить как позорным клеймом "сектантское течение" какую-то часть общества, со стороны которой, как уже было показано, нет никаких документально доказанных противоправных действий, как раз и создает "предпосылки для роста социальной напряженности". Уже само использование слова "секта" указывает на ксенофобский характер этого "комитета".
В 1998 году Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в Решении № 4 (138) от 12.02.1998 г. указала, что "в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как „секта“, в то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несёт безусловно негативную смысловую нагрузку" и, соответственно, его употребление не рекомендуется, поскольку может оскорбить чувства верующих.


Российскому правосудию, в том числе в Томской области, "кришнаиты" давно известны в связи с различными незаконными и аморальными действиями, включающими в себя обманные действия при вербовке новых членов, нарушение различных имущественных и неимущественных прав граждан.


На это хочется сказать только одно: давайте документальные факты-факты-факты! Очень удобно сказать: "давно известны в связи с различными незаконными и аморальными действиями". А где какие-то доказательства? Где факты российского правосудия на "обманные действия при вербовке новых членов, нарушение различных имущественных и неимущественных прав граждан"? В нашей стране вроде все еще по закону действует презумпция невиновности. А то получается как в советское время: достаточно прилепить ярлык "враг народа" - и доказательств не надо, и попробуй потом отмыться. Так что это всего лишь еще один пассаж, направленный оказать психологическое воздействие на читателя, но не имеющий за собой никаких реальных фактов.


Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 1994 г. организации "Международного общества сознания Кришны" названы сектантскими.


Здесь опять уловка, организации МОСК не названы сектантскими. В указанном определении общество сознания Кришны перечислено среди организаций, названных "лжехристианством и псевдорелигиями". Если "Международное Общество Сознания Кришны" не лжехристианство, то остается только "псевдорелигия". Но что это значит, увы, не указано, остается только гадать (притом, что религиоведы явно считают МОСК религиозной организацией).



Да, это известный факт, что Русская православная церковь не признает многие организации, считая их "сектантскими". С одной стороны, это их право, а с другой стороны, обоснованна ли экстраполяция этого взгляда на правовую сферу по законами нашего светского государства. А что еще более важно: помогает ли это преодолевать в российском обществе "рост социальной напряженности", о котором писал выше сам автор пресс-релиза. И здесь имеются огромные сомнения. По сути, сами попытки поделить на секты всех имеющих иные взгляды, нежели я, отражают мою собственную проблему, вызванную собственным "сектантским взглядом" на мир и на других людей: вместо того, чтобы идти на диалог и разумно выяснять какие-то моменты, которые мне могут показаться странными в другом человеке, я просто вешаю на него ярлык "секта". Это просто и удобно, не требует никаких усилий. Но явно ломает социум. И еще возникает вопрос о том, помогает ли имиджу самой Церкви такой взгляд на другие конфессии.



Приведу еще один момент. Допустим, сейчас пользуясь своей терминологией РПЦ признает МОСК сектой. Но вопрос в том, что будет с этой позицией через 10, 20 или 100 лет. Абсолютно не факт, что ситуация не изменится через какой-то период времени, и Церковь не пересмотрит свой взгляд. В истории России уже есть такой прецедент. До принятия в России в 1905 г. закона "Об укреплении начал веротерпимости" Православная церковь считала "ламаизм" идолопоклонством и язычеством, а законом 1905 года этот подход юридически "возбранялся". Если Церковь может пересмотреть свой взгляд в будущем, возникает вопрос, насколько этот антагонизм в отношении групп со взглядами, отличными от православных, оправдан сейчас.


В связи с вышеизложенным, позиция Уполномоченного по правам человека в Томской области вызывает недоумение, поскольку она не направлена на защиту общественных интересов, а также противоречит требованиям ст. 2 Закона Томской области "Об уполномоченном по правам человека в Томской области".

Согласно приведенной выше норме закона:


Основными задачами Уполномоченного являются:

1) организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления Томской области, их должностными лицами;
2) содействие восстановлению нарушенных прав граждан;
3) содействие совершенствованию законодательства Томской области в части соблюдения прав человека;
4) информирование жителей Томской области о положении в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека;
5) содействие совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
6) содействие координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Томской области.


Из перечисленного можно привести даже несколько оснований для выступления Уполномоченного: это как минимум пункты 1, 2, 4.


Юридический комитет при РАЦИРС полагает, что указанные действия данного должностного лица свидетельствуют о злоупотреблении им своими полномочиями, а также о противопоставлении интересов Уполномоченного по правам человека по Томской области интересам лиц православного, мусульманского, иудейского и буддийского вероисповедания, а также иным лицам, чьи религиозные чувства оскорбляются в книге "Бхагавад-гита, как она есть".



Факт оскорбления уже доказан в суде? Противоречие собственному доводу, который автор пресс-релиза приводит в начале, о недопустимости делать какие высказывания до вынесения решения суда. Если Кречетова выражает свое несогласие с фактом судебного процесса, для которого нет оснований, то здесь автор идет дальше: он уже говорит, что книга точно оскорбляет, как о неком факте, признанном де-юре.


Кроме того, позиция Кречетовой Н.С. носит оскорбительный характер по отношению к многочисленным лицам, пострадавшим от деятельности секты "кришнаитов".


Про "факты" страданий от деятельности организации кришнаитов уже указывал выше: их нет. А вот слово "секта", употребляемое здесь уже в который раз. в самом деле звучит оскорбительно.


Возникает вполне закономерный вопрос: а кто на территории Томской области защищает права лиц православного вероисповедания, ведь ни один православный по нравственным соображениям не сможет обратиться за защитой к Уполномоченному по правам человека, активно отстаивающему интересы секты?


И здесь в который уже раз автор пресс-релиза использует приемы психологического воздействия на читателя. Все-таки давайте не будем забывать, что у нас светская страна и ни одна конфессия в ней не считается государственной. Нет никаких оснований считать, что Кречетова предвзята в своем отношении к религиозным взглядам граждан. Высказывание об этом со стороны автора пресс-релиза выглядит как прямая попытка унизить Уполномоченного по правам человека, выставив его по мере возможности в неприглядном свете в глазах томичей.
Деятельность Н.С. Кречетовой наглядно показывает ее полную нейтральность в вопросах, касающихся религиозных взглядов граждан: как тех, которым требуется защита, так и тех, от действий которых требуется защита. Это можно отследить по последним делам, в которых Уполномоченный принимает участие, например, защита прав обманутых дольщиков строительства жилья, или защита прав заключенных в Томской области, модернизации механизмов исправительного содержания под стражей. Нет никаких сведений о том, что она оказывала большее внимание одним и пренебрежение другими гражданами по их убеждениям; более того, очевидно, что как среди обманутых дольщиков, так и среди заключенных есть считающие себя православными, - и их права Кречетова защищает на тех же основаниях как и права всех последователей любых иных конфессий.


Думается, что православное население Томской области вправе ожидать от уполномоченных органов этого региона России отставки зарвавшегося Уполномоченного, своей незаконной и наглой позицией противопоставившей себя большинству населения нашей страны.


По данному факту в Прокуратуру Томской области направлено заявление о принятии мер прокурорского реагирования в отношении зарвавшейся "правозащитницы".


Возмущение по поводу судебного дела по признанию книги "Бхагавад-гиты как она есть" экстремистским материалом высказала не только Кречетова. Это вызвало возмущение в Институте востоковедения РАН, это вызвало возмущение у томских ученых (очень ярко об этом высказался, например, С.В. Вольфсон, д.и.н., руководитель отделения международных отношений исторического факультета Томского государственного университета, руководитель Центра стран Востока), это вызвало возмущение в целом у томской и российской общественности. А также помимо томского омбудсмена это вызвало возмущение у В.П. Лукина: Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, который уже высказался о решении прислать на суд в Томск своего представителя.


Наверное, следуя логике автора пресс-релиза, необходимо всех этих людей как "зарвавшихся" тоже отстранить от занимаемых должностей, а лучше дополнительно вообще упразднить должность уполномоченного по правам человека (как в Томске, так и в России), и вообще запретить все религиозные организации в стране, кроме одной "преамбульной", основав фундаменталистское православное государство. Возникает вопрос: этого добивается автор рассматриваемого пресс-релиза? Ведь это чистой воды изменение государственного строя страны, что считается неприемлемым по Конституции РФ и является прямым проявлением экстремизма.



Мнение правозащитников для того и нужно, чтобы защищать в случае необходимости взгляды отдельных малых групп от незаконного давления того, что назвал "большинство населения нашей страны". Разве "меньшинство" - это не то же самое государство? Разве "меньшинство" не имеет права участвовать в жизни своей страны? Разве если оно меньшинство, то его права могут быть вопреки закону и здравому смыслу просто игнорироваться?



Ситуация с нападением РАЦИРС на Кречетову выглядит как фабула, достойная Крылова и Эзопа: напали волки на зайца, а когда кто-то попробовал возразить им, они еще возмутились нарушением их прав, в том числе права "большинства" делать что угодно с "меньшими".


Хорошо, что в этой стране еще действуют такие люди как Лукин и Кречетова, которые в самом деле стараются защищать права и достоинства личности, в отличие от неких центров, которые употребляют эти слова лишь в своем названии.

 

ЖЖ Киртана Раса даса

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com