запрещенное

искусство

18+

21.01.1998, Художественный журнал, Авдей Тер-Оганьян

Авдей Тер-Оганьян о Цетинской биеннале

Реакция монахов на мои работы мне понятна, неудивительна и неинтересна. Например, на выставке, устроенной Андреем Ерофеевым в Новосибирске какой-то поп пытался сорвать работу Кулика. Что меня удивило, тк это отношение московских художников к происшедшему. Многие по разным причинам мои работы не приемлют. Хотя, на мой взгляд, люди, занимающиеся современным искусством, так реагировать не должны, и это принципиально. Ведь человек стал современным тогда, когда сказал, что бога нет, либо вошел с ним в некие иные, не ортодоксальные, отношения. Есть художники, провозглашающие себя религиозными, но я понимаю это прежде всего как игру. На мой взгляд они-то как раз и должны были бы делать некие богохульные произведения: ведь это некая карнавальная традиция, освобождающая тебя от табу. А иначе как?

 

Для меня это была работа, сделанная в рамках программы "Школа современного искусства", ее эпатажной части, и сделанная, разумеется, в довольно ироническом ключе. В этих работах как бы отрабатывается практика надругательств: надругательство над религией, надругательство над матерью, надругательство над героями Великой Отечественной и т.д. Эпатаж для меня является одной из форм современного искусства, продолжающей его дадаистские традиции. Я вкладывал в эту работу только эстетический заряд, рассматривая ее только как ироническую и смешную, но оказалось, что она актуальна и как прямой жест, о чем не сожалею.

 

ХЖ, №18-19. Из архива ЗИ

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com