запрещенное

искусство

18+

26.03.2003, ТВ-галерея, Нина Зарецкая

Нина Зарецкая. Олег Кулик

Олег Кулик – один из наиболее радикальных и сильных художников, работающих сегодня. Российский контекст, советский и послесоветский, из которого он вырос, дает нам ключ к пониманию его мотивации в искусстве.



Кулик родился в Киеве (Украина) в 1961 г., закончил Киевскую Художественную Школу в 1979 г., а в 1982 г. – Киевский Геолого-разведочный Колледж. Получил стипендию Берлинского Сената в 1996 г. и выставлял свои работы на групповых и персональных выставках в галереях и художественных центрах в России и по всему миру.



В настоящий момент в Slought Foundation представлена видео документация деятельности Олега Кулика в качестве организатора выставок с 1991 по 1993 г.г., а в 1994-1997 г.г. – как художника-перформиста. Такой масштаб его деятельности в большой степени определил характер российского современного искусства в наши дни.



Политические катаклизмы в России сопровождаются эстетическими. Период между двумя русскими революциями в 90-х г.г. (август 1991 г. и октябрь 1993 г.) не был исключением из этого правила. Для нового российского искусства это время оказалось периодом "бури и натиска". Именно тогда Олег Кулик, будучи куратором галереи "Риджина", появился на московской художественной сцене в новом скандальном и крайне симптоматическом облике "экспозиониста". Его экспозиции представляли как бы пересмотр стабильных ценностей, конфликт между ним и художником, которого "курируют", между ним и общественностью.

 

В эти смутные революционные годы, весной 1992 г., Олег Кулик организовал фестиваль инсталляций "Анималистические проекты", во время которых ряд художников представили свои работы, включая в них разных животных. Кульминацией фестиваля был проект самого Кулика под названием "Пятачок делает подарки"". Два колхозника в выставочном пространстве закололи свинью (которую все равно выращивали для рынка), разделали тушу и раздали мясо посетителям. Для всех это было шоком: и для обычных людей, и для художественного сообщества.

 


Но главный скандал был впереди. Когда телевизионная программа "ТВ Галерея" (в то время единственная программа о современном искусстве) транслировала получасовой выпуск о фестивале, последовала гневная реакция от прошовинистических кругов.



Вот некоторые цитаты из обзора прессы после трансляции под красноречивыми заголовками: "Пусть они ответят за это!" и "Русофобия не пройдет!"



<…> В понедельник вечером телевизионный канал показал передачу "ТВ Галерея" (ведущая: Нина Зарецкая). На глазах у миллионов телезрителей была унижена и оскорблена вся Россия и весь русский народ.



Группа чернобородых парней с искаженными лицами и нечленораздельной речью показали свинью, которую они принесли в художественную галерею "Риджина". Олег Кулик, один из "эстетов," заявил, указывая на свинью: "Она (свинья) воплощает в себе образ России с ее вечными комплексами, которые невозможно разрешить, их можно только отрезать!"



Это ритуальное убийство свиньи было совершено для того, чтобы показать русским людям, как говорят об этом организаторы, что русские порабощены навеки, сломлены навеки и заслуживают лишь оскорбления.



Сравнив образ нашей Родины, России со свиньей и тем самым приравняв всех российских граждан к свиньям, которых следует зарезать, участники теле-шоу, сотрудники, участвующие в его трансляции, а также администрация Государственного Российского Телевидения унизили национальную честь и достоинство русского и всех других народов России.



Поскольку некоторые внешние черты участников телепередачи позволили утверждать, что они принадлежат к еврейской национальности, мы считаем, что эта отвратительная акция была сознательно направлена на провоцирование негативного отношения к еврейской нации, а также ее целью было посеятьсемена этнической вражды и ненависти.



Патриотические круги послали свое заявление в московское представительство Общественного Прокурора; оно цитируется ниже. Мы призываем всех патриотов переписать это заявление, подписать лично или группами и отправить Общественному Прокурору.



Заявление
О возбуждении уголовного дела
Против преднамеренных действий,
Направленных на разжигание этнической вражды
И унижение национальной чести и достоинства,
Совершенных группой личностей <…>



После показа этой программы государственная телекомпания "Останкино" получила заявление, подписанное представителями Российской партии, Российского Центра, "Русской идеей, Пан-славянской Ассамблеей и Союзом Российских Народов. Наряду с требованием российских "патриотических" кругов об увольнении всех, кто принимал участие в подготовке и демонстрации программы, они потребовали, чтобы Нина Зарецкая, ведущая "ТВ Галереи", и Олег Кулик, куратор галереи "Риджина", были лишены российского гражданства и покинули Россию.



Эти события произошли за год до того, как польская художница Катаржина Кожира представила свою "Пирамиду животных," в которой затронула вопросы, идентичные "Анималистким проектам." Тот факт, что во время этой презентации животные были убиты и из них сделаны чучела, вызвал не только грандиозный скандал, но и горячие споры по этическим проблемам современного искусства. Работа широко демонстрировалась и стала своего рода "ярлыком" нового восточно-европейского искусства. Но к тому времени Кулик уже приступил к новой стратегии.



Трансформация художника Олега Кулика в художника-животное была оправдана его серьезными требованиями к человечеству вообще и к современному искусству в частности. Кулик отказался принять условность языка культуры и попытался вернуть ей то этическое измерение, которого она лишилась.



В своем открытом письме "Почему я укусил человека?", после спорной ситуации на международной групповой выставке "Интерпол", состоявшейся в Стокгольме в 1996 г. и которая обнаружила глубокие разногласия между Востоком и Западом, Олег Кулик написал: "Почему я встал на четвереньки? Почему я стал собакой? Мое стояние на четвереньках – сознательное выпадение из человеческого горизонта, связанное с ощущением конца антропоцентризма, кризисом не только современного искусства, но и современной культуры в целом. Я ощущаю ее перенасыщенность семиотикой как собственную трагедию, ее чрезмерно изысканный культурный язык приводит к недопониманию, отстранению и общему раздражению людей". (Primary Documents. A Sourcebook for Eastern and Central European Art since the 1950s. New York: MOMA, 2002).

 

ТВ-галерея

В эти смутные революционные годы, весной 1992 г., Олег Кулик организовал фестиваль инсталляций "Анималистические проекты", во время которых ряд художников представили свои работы, включая в них разных животных. Кульминацией фестиваля был проект самого Кулика под названием "Пятачок делает подарки"". Два колхозника в выставочном пространстве закололи свинью (которую все равно выращивали для рынка), разделали тушу и раздали мясо посетителям. Для всех это было шоком: и для обычных людей, и для художественного сообщества.

Но главный скандал был впереди. Когда телевизионная программа "ТВ Галерея" (в то время единственная программа о современном искусстве) транслировала получасовой выпуск о фестивале, последовала гневная реакция от прошовинистических кругов.

Вот некоторые цитаты из обзора прессы после трансляции под красноречивыми заголовками: "Пусть они ответят за это!" и "Русофобия не пройдет!"

    • <…> В понедельник вечером телевизионный канал показал передачу "ТВ Галерея" (ведущая: Нина Зарецкая). На глазах у миллионов телезрителей была унижена и оскорблена вся Россия и весь русский народ.

      Группа чернобородых парней с искаженными лицами и нечленораздельной речью показали свинью, которую они принесли в художественную галерею "Риджина". Олег Кулик, один из "эстетов," заявил, указывая на свинью: "Она (свинья) воплощает в себе образ России с ее вечными комплексами, которые невозможно разрешить, их можно только отрезать!"

      Это ритуальное убийство свиньи было совершено для того, чтобы показать русским людям, как говорят об этом организаторы, что русские порабощены навеки, сломлены навеки и заслуживают лишь оскорбления.

      Сравнив образ нашей Родины, России со свиньей и тем самым приравняв всех российских граждан к свиньям, которых следует зарезать, участники теле-шоу, сотрудники, участвующие в его трансляции, а также администрация Государственного Российского Телевидения унизили национальную честь и достоинство русского и всех других народов России.

      Поскольку некоторые внешние черты участников телепередачи позволили утверждать, что они принадлежат к еврейской национальности, мы считаем, что эта отвратительная акция была сознательно направлена на провоцирование негативного отношения к еврейской нации, а также ее целью было посеятьсемена этнической вражды и ненависти.

      Патриотические круги послали свое заявление в московское представительство Общественного Прокурора; оно цитируется ниже. Мы призываем всех патриотов переписать это заявление, подписать лично или группами и отправить Общественному Прокурору.

      Заявление
      О возбуждении уголовного дела
      Против преднамеренных действий,
      Направленных на разжигание этнической вражды
      И унижение национальной чести и достоинства,
      Совершенных группой личностей <…>

После показа этой программы государственная телекомпания "Останкино" получила заявление, подписанное представителями Российской партии, Российского Центра, "Русской идеей, Пан-славянской Ассамблеей и Союзом Российских Народов. Наряду с требованием российских "патриотических" кругов об увольнении всех, кто принимал участие в подготовке и демонстрации программы, они потребовали, чтобы Нина Зарецкая, ведущая "ТВ Галереи", и Олег Кулик, куратор галереи "Риджина", были лишены российского гражданства и покинули Россию.

Эти события произошли за год до того, как польская художница Катаржина Кожира представила свою "Пирамиду животных," в которой затронула вопросы, идентичные "Анималистким проектам." Тот факт, что во время этой презентации животные были убиты и из них сделаны чучела, вызвал не только грандиозный скандал, но и горячие споры по этическим проблемам современного искусства. Работа широко демонстрировалась и стала своего рода "ярлыком" нового восточно-европейского искусства. Но к тому времени Кулик уже приступил к новой стратегии.

Трансформация художника Олега Кулика в художника-животное была оправдана его серьезными требованиями к человечеству вообще и к современному искусству в частности. Кулик отказался принять условность языка культуры и попытался вернуть ей то этическое измерение, которого она лишилась.

В своем открытом письме "Почему я укусил человека?", после спорной ситуации на международной групповой выставке "Интерпол", состоявшейся в Стокгольме в 1996 г. и которая обнаружила глубокие разногласия между Востоком и Западом, Олег Кулик написал: "Почему я встал на четвереньки? Почему я стал собакой? Мое стояние на четвереньках – сознательное выпадение из человеческого горизонта, связанное с ощущением конца антропоцентризма, кризисом не только современного искусства, но и современной культуры в целом. Я ощущаю ее перенасыщенность семиотикой как собственную трагедию, ее чрезмерно изысканный культурный язык приводит к недопониманию, отстранению и общему раздражению людей". (Primary Documents. A Sourcebook for Eastern and Central European Art since the 1950s. New York: MOMA, 2002).

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com