запрещенное

искусство

18+

04.04.2012, НГС новости, Кирилл Маковеев

Введение в «Искушение»

Известные новосибирцы выбрали свою сторону в конфликте между церковью и организаторами эротической выставки в краеведческом музее Открытие выставки картин Пикассо в Новосибирске привело к громкому скандалу.

В субботу, 7 апреля, более 30 горожан из движения «Народный собор» вышли на пикет в Первомайский сквер с требованием вынести 105 литографий с рисунков Пабло Пикассо цикла Suite 347 из краеведческого музея. Активисты настаивали на том, что они защищают городскую нравственность, и даже вступили в потасовку с жителями города, которые не разделяли их взгляды. Массовые протесты начались после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон пожаловался мэру Городецкому на безнравственность экспозиции. Корреспондент НГС.НОВОСТИ опросил известных новосибирцев, чтобы узнать, на чьей стороне в споре церкви и культуры они находятся.

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский: «Выставка называется «Искушение». Для кого это искушение, не знаю. Конечно, общественность обращалась к нашему министру культуры, но она до сих пор не отвечает. Не знает, что сказать, потому что эта выставка запрещена во всем мире, и даже в Москве ее не показали. Только у нас в городе эта выставка показана. Причем написано «детям до 18 лет», а показывают анонс по телевидению — стоят только дети, везут автобусами. Все с ранцами стоят и смотрят… все виды извращения. Говорят, что самая креативная выставка, которая просвещает разум новосибирцев. Чем просвещает? По-моему, жизнью через замочную скважину не особо просветишься».



Компания «Артгит», организаторы выставки «Пабло Пикассо. Искушение»: «Любая выставка является светским мероприятием, и она не задевает чувства верующих, поскольку экспонируется в светском учреждении. У граждан есть право самим определить, какие выставки им посещать, а какие игнорировать. Никто автобусами детей на выставку не привозил. Никаких групп школьников на выставке не было. Мы внимательно проверили все выставленные работы и не нашли на них ни одного извращения в соответствии с современной научной классификацией.



Даже с точки зрения религиозной морали на гравюрах Пикассо, представленных в музее, нет сцен содомии, скотоложства, инцеста. Было заявлено, что выставка «запрещена во всем мире». Это ложь.



Работы Пабло Пикассо из «Серии 347», часть которых экспонируется в Новосибирске, находятся в семи общедоступных музейных собраниях: Музей Пикассо в Барселоне, Национальная библиотека Франции, музей Пикассо в Париже, Институт искусств (Чикаго); Музей Людвига (Кельн, Германия), музей Израиля (Иерусалим) и Готфрид Келлер фонд (Швейцария). В итоге мэр и общественность были введены в заблуждение».

 

Олег Сметанин, депутат Заксобрания Новосибирской области: «Я православный верующий, я верю митрополиту, но у нас светское государство и нужно по закону. Я считаю, что если приехали в монастырь, то и ведите себя по уставу монастыря. У нас особая страна, надо уважать менталитет и культуру нашего народа.



А то тут и одну культуру, и другую, и пятую, так и до гомиков дошли! То же самое и Пикассо. Ну, понятно, что он известный, но если он где-то еще запрещен — это другой разговор.



Нам этого не надо, нам о другом надо выставки делать, о позитивном. Я на стороне митрополита Тихона, я считаю, что его требования обоснованы, но надо понять, где эти работы запрещены. У организаторов выставки, я уверен, и в мыслях нет в Китай ее везти: там и под статью попасть можно. А где-нибудь в Америке или Голландии — бога ради!».



Анна Терешкова, директор Центра современного искусства: «Я православный человек, я хожу в церковь, и я оскорблена позицией церкви в отношении произведений искусства. Я считаю, что не церковь должна выносить свое мнение по любым вопросам в общество, а люди должны ходить в церковь, если они в чем-то сомневаются, и задавать их. Если бы директор краеведческого музея Шаповалов, когда получал эту выставку, сомневался бы: показывать эти картины, оскорбят они чувства верующих или нет, и с этим вопросом он пришел бы к митрополиту, и тот сказал бы: «Нет», то его мнение было бы понятным, а форма выражения — уместной. Это не вторжение. Это не навязывание своего мнения. Поведение церкви в последнее время напоминает мне поведение чиновников. У одних административный ресурс, у церкви — церковный ресурс».



Юрий Задоя, представитель новосибирского отделения общественного движения «Народный собор»: «Я считаю, что нет конфликта между РПЦ и музеем с порнографической выставкой, так как это несопоставимые величины. Как, например, не может быть конфликта между ГУВД и преступником. Церковь говорит о том, что пагубно или полезно для души человека. Православные — это только часть протестующих.



О выставке я узнал из анонсов СМИ. Меня возмутило, что аморальную выставку организовал государственный музей! Более того, выставил на общедоступном сайте музея эти мерзкие картинки. Меня возмутило, что руководство музея разрешило допуск детей на выставку до 16 лет! Необходимо защитить духовное здоровье подрастающего поколения от агрессивной безнравственности.



Русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Есть ли что-нибудь более вредное для жизни и всей судьбы ребенка, как слишком раннее эротическое пробуждение его души?.. В душе такого ребенка искажается жизнь воображения и развращается жизнь чувства, причем это может излиться и в настоящее неисцелимое душевное уродство».

 

Константин Кошкин, арт-директор клуба «Правда»: «Я на стороне Пикассо. Я не считаю его работы ханжескими какими-то. Они достойны того, чтобы выставляться публично, при условии соблюдения возрастных ограничений. Это искусство, безусловно. Я думаю, что церковь могла бы найти более вульгарные вопросы, связанные с обнаженными телами. К Пикассо претензии предъявлять сложно. Мы правовое государство, и черту между тем, что допустимо и что недопустимо, прокладывает закон. Есть специалисты, которые определяют, что законно, что незаконно, что Пикассо, а что — порнография. Навряд ли даже вопрос может встать перед искусствоведом, можно ли назвать искусство Пикассо порнографией».



Эдуард Кругляков, академик РАН, председатель комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований: «Меня дела церкви не интересуют, я атеист, и я выступаю только тогда, когда считаю, что дело доходит до абсурда. В данном случае это абсурд. Искусство есть искусство.



Церковь сейчас уповает на то, что Pussy Riot устроили в храме безобразие. Я с этим согласен, но на этом фоне церковь пытается громить культуру. Это недопустимо.



В конфликте я на стороне организаторов выставки. Церковь должна заниматься своими делами. Когда она начинает вмешиваться в политику и культуру — это уже не ее дела. Вспомните наше обращение к президенту Путину в свое время от имени академиков. Мы настаивали на том, что церковь не должна лезть в школы. Если она влезает туда, куда не должна влезать, то она нарушает равновесие, которое сложилось. Мы живем в светском государстве, но в православном сообществе. Представьте себе положение людей, относящихся к другим конфессиям: исламистов, буддистов. Их права ущемляют, и это не доведет до добра».



Екатерина Фроловская, учитель основ светской этики и религиозных культур в школе № 109: «Одно дело церковь и другое дело — светская культура. К картинам церковь не должна иметь никакого отношения. Иначе можно будет запретить все, и пойдет как в романах Рэя Брэдбери — будут книги сжигать за упоминание каких-то фактов, неугодных церкви. На уроках мы объясняем детям, какие принципы есть в церковной культуре, какие — в светской. Если есть различия, мы стараемся их не сталкивать. Не нужно противопоставлять одно другому. Есть дети из верующих семей, мы не можем ставить под сомнение принципы, культивируемые в их семьях. Есть дети из неверующих семей, их тоже нельзя притягивать и требовать поверить в Бога, допустим. Мы делаем упор на мораль и нравственность. Я думаю, что мораль не может быть разной. Здесь конфликт нравственного порядка. Понятие красоты в светском и церковном смыслах расходятся, но это не повод создавать конфликтную ситуацию».

 

НГС новости

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com