запрещенное

искусство

18+

10.04.2009, PERMM

PERMM: Пермские наркополицейские отреагировали на произведение искусства

Неожиданную реакцию вызвала публикация еженедельником «Новый Компаньон» работы художников Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное», представленной на выставке, проходящей в недавно созданном Пермском музее современного искусства.

Работа, изображающая делающих внутривенную инъекцию подростков послужила иллюстрацией к материалу культурного обозревателя издания Юлии Баталиной «Состязание оперы с вернисажем», опубликованном в номере 7 (542) от 24 февраля 2009 года, посвященному открытию выставки «Евангельский проект» и премьере оперы «Отелло» в пермском театре оперы и балета.


Иллюстрация привлекла внимание Управления Госнаркоконтроля по Пермскому краю, который счел ее противоречащей нормам действующего законодательства. Для более глубокого осмысления видеоряда и текста были привлечены эксперты из Пермского государственного педагогического университета, с помощью которых был вынесен вердикт: «Информация, представленная на картине может способствовать формированию положительного отношения к употреблению наркотических средств и психоактивных веществ, и их последствиям, а также побудить подрастающее поколение к действиям по их приобретению либо потреблению» (орфография и пунктуация сохранены).


Далее дело было передано в управление по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пермскому краю, составившему протокол о том, что публикацией данной картины редакция «осуществила незаконную рекламу наркотических средств, что является нарушением требований ст. 4 ч. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации».


Газета «Новый компаньон» отреагировала на данные действия представителей госорганов публикацией, обнародовавший все указанные обстоятельства. По мнению представителей газеты, ситуация может получить продолжение в судебных органах, чья реакция также непредсказуема.


Текст публикации в «Новом Компаньоне» опубликован в Интернете по адресу:
http://nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=796&article_id=20835

 

 

Выставка Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «Евангельский проект» основана на совмещении общеизвестных изображений из новостных лент мировых информационных агентств и цитат из канонического текста Евангелия.


Впервые выставка была представлена в мае 2008 года в рамках ярмарки «АртМосква’08», где вызвала большой общественный резонанс. Сейчас она экспонируется в Пермском музее современного искусства. Помимо более чем семи тысяч жителей и гостей города, выставку посетили губернатор Пермского края Олег Чиркунов, епископ Пермский и Соликамский Иринарх, президент Сбербанка РФ Герман Греф.


Подробнее на сайте Музея www.permm.ru




Комментарии:



Дмитрий Врубель, соавтор работы
Мы искренне удивлены подобной реакцией. Эта картина о любви, любви к детям, о том, что даже таким детям нельзя препятствовать приходить к Богу! Она создана по мотивам фоторепортажа о жизни беспризорников в Одессе. Глядя на них, проникаешься болью, сочувствием, состраданием.
Картина – иллюстрация того, что чтобы не сделал ребенок, на нем нет вины. Вся вина – на нас, на взрослых. В том числе и на тех, кто сейчас не хочет чувствовать себя виноватыми, стараясь подобными разбирательствами убрать картинку с глаз общественности.



Виктория Тимофеева, соавтор работы
Самая неожиданная трактовка, какую я только могла себе представить! В принципе, художника всякий норовит обидеть, однако, если пользоваться тем же алгоритмом, можно обвинить Илью Репина в пропаганде домашнего насилия ("Иван Грозный убивает своего сына"), рабского труда ("Бурлаки на Волге"), или разжигании межнациональной розни ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану"). "Тройка" Перова как нельзя лучше соответствует пропаганде рабского труда несовершеннолетних. Пикассо можно приписать пропаганду алкоголизма, Тулуз-Лотреку – проституции, еtc.. Наверное, нет ни одного художника, не создавшего произведения, за которое при желании нельзя бы было предъявить хотя бы какое-нибудь обвинение…



Ольга Дерягина, главный редактор еженедельника «Новый Компаньон»
Управление по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пермскому краю усмотрело в публикации материала «Состязание оперы с вернисажем» признаки пропаганды употребления наркотических средств и составило протокол о возбуждении дела по соответствующей статье (6.13) Кодекса об административных правонарушений.
Такой подход меня удивляет. Претензии предъявлены не к содержанию статьи, а к фотографии картины, которая выставлена на всеобщее обозрение на выставке "Евангельский проект". Почему госорганы предъявили их нам, а не авторам работы или организаторам выставки? Вообще возникает вопрос о задачах, которые стоят перед управлением по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю, инициировавшем проведение экспертизы по факту публикации.
Никаких действий сейчас мы предпринимать не собираемся. Если дело будет передано в суд, будем отстаивать свою позицию там. Надеюсь на компетентность и профессионализм судей.



Марат Гельман, директор Пермского музея современного искусства
Точно так же, как фильмы о войне не являются пропагандой войны, эта картина не является пропагандой наркомании.
Искусство – это не лекарство, а боль. Художник выявляет текущие проблемы общества, именно в этом его задача.
Скрывать факт наличия детской наркомании не есть способ борьбы с ней. К сожалению, наркомана у нас зачастую приравнивают к преступнику. А ведь он больной человек, такой же сын Божий, как и мы, и он тоже достоин милосердия. С точки зрения художников эта работа о том, что дети достойны не презрения, а жалости и помощи. И бороться надо не с детьми, попавшими в плохую ситуацию, а с наркоманией!



Борис Мильграм, министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края
Необходимо очень аккуратно относиться ко всему, что может быть вырвано из контекста. В экспозиции выставки картина смотрится абсолютно органично и никаких вопросов не вызывает.

 

Пресс-релиз Пермского музея современного искусства

Редактор сайта и автор справочных материалов - Анна Бражкина. annabrazhkina.com